Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд



9.1. Изъятие земельного участка как функция управления земельными ресурсами.

Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из правовых способов обеспечения публичных интересов при использовании земельных участков.

Институт принудительного отчуждения частной собственности государством, известный в странах континентальной Европы как экспроприация в интересах общественной пользы, а в странах общего права как право государства на принудительное отчуждение частной собственности насчитывает не одно столетие. Именно с помощью этого института право пытается примирить интересы общества с интересами отдельно взятых собственников. Как писал Р. Иеринг, «с помощью экспроприации становятся совместимыми интересы общества с интересами собственности, без нее собственность могла бы обратиться в проклятие, тяготеющее над обществом». Поэтому изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе и тех, которые находятся в частной собственности или используются на иных титулах, является тем правовым инструментом, с помощью которого государство имеет возможность принудительно отчуждать земельные участки с тем, чтобы использовать их в общественных интересах.

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предусматривается Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и другими федеральными законами.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд необходимо отличать от конфискации земельного участка.

При изъятии для государственных или муниципальных нужд изъятие осуществляется для реализации определенной цели, при конфискации земельный участок изымается безвозмездно, в виде санкции за совершение преступлений.

Может ли орган местного самоуправления самостоятельно принимать решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка, долгое время было предметом юридической неопределенность и источником противоречивой судебной практики. Причиной этого являлась несогласованность норм гражданского и земельного законодательства при регулировании вопроса об изъятии.

Определяя условие и порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, п. 3 ст. 55 ЗК РФ для определения деталей такого порядка отсылает к гражданскому законодательству. Круг вопросов, обозначенных в п. 3 ст. 55 ЗК регулируется ст. 279-282 ГК РФ.

Различие в терминологии между Земельным и Гражданским кодексами породило дополнительные противоречия. В ЗК РФ применяется термин «изъятие, в том числе путем выкупа», а в ГК РФ применяется понятие «изъятие у собственника путем выкупа». Возникло предположение, что орган местного самоуправления на основании норм ЗК РФ может принимать решение об изъятии земельного участка только в том случае, если такой земельный участок используется на ином праве, а не на праве собственности.

Данная правовая коллизия была разрешена на уровне обобщения судебной практики. В п. 27 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указывается, что принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (статьи 11,63 ЗК РФ)». Тем самым Высшим арбитражным судом был утвержден приоритет земельного законодательства перед гражданским в вопросах разграничения полномочий в области земельных отношений.

В последствие Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены соответствующие изменения в ст. 279 и другие статьи ГК РФ. Современная редакция данной статьи определяет: «Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления». Таким образом, органы местного самоуправления уполномочены на принятие решений об изъятии земельного участка для муниципальных нужд, в том числе, если такое изъятие осуществляется путем выкупа.

Изыматься земельный участок для муниципальных нужд может у собственника земельного участка и в случаях, если изымаемый земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, у лица, осуществляющего владение и пользование земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного (бессрочного) пользования, в том же порядке, что и у собственника. На это прямо указывает ст. 283 ГК РФ. Различия будут заключаться только в выкупной цене.

В статьях ГК РФ, определяющих порядок изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, не упоминается возможность такого изъятия у арендатора. Однако среди оснований прекращения аренды земельного участка, установленных ст. 46 ЗК РФ, изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд указано, при том со ссылкой на статью 55 ЗК РФ, которая нас в свою очередь отсылает к ГК РФ. Из этого можно сделать вывод, что у арендатора земельный участок для государственных и муниципальных нужд изымается в том же порядке, что и у собственника, землевладельца и землепользователя.

9.2. Основания изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд.

Так как основания для изъятия земельного участка и его резервирования в части норм п. 1 ст. 49 ЗК совпадают, то анализ этих положений был дан в предыдущем параграфе.

В законодательстве прослеживается связь резервирования земельного участка с его изъятием. По общему правилу, если резервируется земельный участок, который находится в пользовании гражданина или юридического лица на законном основании, то в пределах срока резервирования он должен быть изъят. В то же время, решению об изъятии не обязательно должно предшествовать резервирование земельного участка. Однако земельный участок изымается для того, чтобы в последующем разместить на нем объекты, предусмотренные ст. 49 ЗК. Соответственно в правоприменительной практике возникает вопрос, насколько тесно связаны процедуры предварительного согласования места размещения объекта и изъятия земельного участка.

В случае если земельный участок был зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, значит размещение объекта на зарезервированном земельном участке предусмотрено градостроительной документацией, состав которой рассматривался. При этом п. 11 ст. 30 ЗК РФ установлено, что предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства. Из смысла ст. 30 ЗК РФ вытекает, что во всех остальных случаях предоставление земельного участка для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта.

9.3. Порядок осуществления изъятия земельного участка.

Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При изъятии земельного участка для муниципальных нужд, право собственника на свободное владение, пользование и распоряжение ущемляется в пользу общественных интересов. В связи с этим, законодатель устанавливает гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В соответствии со ст. 63 ЗК РФ изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.180.223 (0.014 с.)