Пятница. Для дальнейшего исследования



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятница. Для дальнейшего исследования



Прочитайте главу «Творение» (с. 308–316) из книги «Настольная книга по теологии. Библейский комментарий адвентистов седьмого дня» (т. 12).

«Библия — это самая всеобъемлющая и поучительная история, которая только есть у людей. Она вышла прямо из источника вечной истины, и Божественная рука сохранила ее чистоту на протяжении всех веков. Яркие лучи Священного Писания освещают далекое прошлое, куда люди тщетно пытаются проникнуть с помощью научных исследований. Только в Слове Божьем мы находим подлинную историю сотворения мира. В нем мы видим силу, заложившую основание земли и распростершую небеса. Только здесь мы находим историю нашего рода, не запятнанную человеческой гордостью или предрассудками» (Э. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 25).

«Мне было показано, что без библейской истории геология ничего не сумела бы доказать. Реликты древности, найденные в земле, действительно предоставляют доказательства о состоянии вещей, отличающихся от настоящего во многих аспектах. Но время их существования, а также то, как долго длился их период на земле, можно понять только в свете библейской истории. Мы можем без опасения строить предположения вне записанного в Библии, если они не противоречат фактам, которые находятся в Священном Писании. Но когда люди забывают историю сотворения, записанную в Слове Божьем, но ищут объяснения Божьей творческой силы в принципах природы, они обращаются к безграничному океану неуверенности. Бог не открыл смертным людям, каким образом Он совершил работу сотворения за шесть буквальных дней. Его творческую силу также невозможно постичь, как и Его существование» (Э. Уайт. Духовные дары, т. 3, с. 93).

Вопросы для обсуждения:

1. Если научные объяснения окружающего нас мира — того, что можно рассмотреть, услышать, увидеть, проверить и перепроверить, вызывают множество споров и часто противоречивы, почему столько людей безоговорочно принимают любое научное заявление о событиях, которые якобы происходили миллионы или даже миллиарды лет назад?

2. Современная наука основывается на предположении (по ее мнению якобы обоснованном), что нельзя использовать сверхъестественное для объяснения реальных природных явлений. Например, нельзя объяснить существующий голод, заявляя, что некая колдунья навела на землю проклятие. В чем ограниченность данного предположения в контексте обсуждений библейского повествования о Творении? Книга Бытие как раз и повествует о совершенно сверхъестественном событии. Однако если полностью исключить сверхъестественное как способ Творения, то почему тогда любое другое предположение, которое придет на ум, будет ошибочным?

Урок 9. Комментарии для учителей.

Основные стихи: Иов.26:7–10; Быт.1–2; 5; 11; 1Пар.1:18–27; Матф.19:4-5; Иоан.1:1–3.

Часть I: Обзор

В 1872 году, занимаясь исследовательской работой в подвале Британского музея, Джордж Смит перевел древнюю вавилонскую табличку, которая содержала упоминания об Утнапиштиме, уцелевшем во время всемирного потопа, и Гильгамеше, который стремился добиться от него секрета вечной жизни. Газеты всего мира сообщали об удивительном открытии эпоса о Гильгамеше и о самом первом упоминании о потопе вне Писания. С тех пор ученые задокументировали всемирно известные истории о потопе из культур, находящихся в разных частях мира. Также были найдены летописи с историей Творения. Подобные археологические открытия в течение последних 150 лет способствовали переосмыслению библейского повествования о сотворении мира и по- топе. Не является ли библейское повествование Быт.1–11 просто заимствованным из литературы древнего Ближнего Востока? Содержит ли оно элементы мифа, характерные для других повествований? Если повествование Бытия каким-либо образом связано с более ранними повествованиями из Месопотамии или Египта, каковы будут последствия для истории и богословия? Как объяснить сходства и различия, обнаруженные в разных повествованиях? Что эти повествования говорят по вопросу космологии или происхождения и структуры Вселенной? Можно ли Библию считать мифологическим текстом, подобным текстам из Египта и Месопотамии? Эти и другие вопросы станут темой изучения на предстоящей неделе. Мы выясним, чем библейское повествование отличается от ближневосточных и египетских текстов.

Часть II: Комментарий

Иллюстрация

Галилео Галилей пришел к выводу, что Солнце было центром Солнечной системы, а Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца (гелиоцентрический взгляд). Но в католической церкви были и другие, кто учил, что центром Вселенной является Земля (геоцентрический взгляд). Это привело к суду инквизиции, в ходе которого Галилей был вынужден отречься от своих убеждений и был помещен под домашний арест до своей смерти в 1642 году. Дело Галилея часто приводилось в качестве примера того, что Библия сдерживает развитие науки. В ответ на такое заявление возникает несколько вопросов. Действительно ли толкование церкви, которое было использовано для осуждения Галилея, согласовывалось с Библией? Был ли Галилей против Библии в пользу науки? По сути, католическая церковь приняла космологию, основанную на греческой аристотелевской философии и математике Птолемея, которую она тогда пыталась отстоять на основании Библии. Галилей в ответ отстаивал свою интерпретацию также на основании Библии. Во-первых, он утверждал, что Бог является Автором как природы, так и Библии. Если правильно их понимать, они не противоречат друг другу. Во-вторых, Галилей отметил, что более поздние толкователи могут ошибаться. Затем он заявил, что язык, используемый в Библии, адаптирован к простому человеку и не всегда должен восприниматься буквально. Наконец, он привел аргумент, что если Иисус Навин настоял на том, чтобы солнце стояло над Гивой (см. И.Нав.10:12), то представления Птолемея, что Земля всегда была неподвижна и находилась в центре Вселенной, не имеют никакого смысла (Richard J. Blackwell, Galileo, Ballermine, and the Bible, pp. 68, 69). Сегодня нет никаких сомнений в том, чья интерпретация была правильной. Однако католической церкви потребовалось более 350 лет, чтобы оправдать Галилея, что и произошло в 1992 году.

Урок для нас заключается в том, что толкователь Библии не должен читать ее сквозь призму космологий древнего Ближнего Востока, Египта, Греции или новейших современных взглядов. Когда возникают трудности с пониманием, важно внимательно изучить контекст, языковые конструкции и в свете этого осмыслить библейский отрывок.

Священное Писание

Содержит ли Библия устаревшее представление о космологии? В течение многих столетий ученые-критики считали, что Быт.1 отражает идеи древних вавилонян. Поэтому они настаивали на том, что слово тэхо́м (бездна) происходит от имени Тиамат — богини первобытного океанского мира из эпоса «Энума Элиш». В произведении изображен вавилонский бог Мардук, убивающий Тиамат в смертельной схватке. Сегодня признано, что тэхо́м — это просто понятие для большой массы воды, которое совершенно не мифично. По сути, «невозможно заключить, что тэхо́м (океан) был заимствован от Тиамат» (David Toshio Tsumura, «Genesis and Ancient Near Eastern Stories of Genesis and the Flood: An Introduction» in I Studied Inscriptions From Before the Flood: Ancient Near Eastern, Literary, and Linguistic Approaches to Genesis 1–11, p. 31). Предполагать, что Быт.1 отражает языческий конфликт между богами, означает привнести в текст то, что он на самом деле пытается опровергнуть. Описание пассивного, бессильного и неорганизованного состояния «бездны» в Быт.1:2 показывает, что это понятие не мифично по содержанию и антимифично по назначению.

Слово раки́йа иногда переводится как «небосвод» и происходит от латинского слова «firmamentum», используемого в Вульгате (перевод Ветхого Завета на латинский язык), что создает ложное представление, будто «небосвод» — это подобие сплошного металлического купола. Тем не менее слово раки́йа лучше перевести как «простор». Аналогичный пример: идет ли дождь буквально через «окна небесные» (Быт.7:11; Быт.8:2)? В других отрывках ячмень (см. 4Цар.7:1-2), беды и страдания (см. Ис.24:18-19), а также благословения (см. Мал.3:10) нисходят на землю через «окна небесные». Понятно, что эти выражения не буквальны и служат метафорами, так же как употребляемое сегодня выражение

«окно возможностей». Если позволить Библии толковать саму себя, обычно нетрудно обнаружить и распознать такой язык. Попытки привнести в Писание некую трехуровневую Вселенную с металлическим куполом, в котором находятся окна и который поддерживают колонны, с преисподней внизу, означает использовать то, что изначально не предназначалось для буквального толкования. По сути, авторы Библии намеренно отделяли себя от таких мифических идей, которые смешивали сферы богов и людей. Мы можем охарактеризовать эти действия как полемический подход к мифам древнего Ближнего Востока и Египта.

Творение Словом. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1:3). Такой способ Творения прямо противоположен древним мифам. В эпосе «Энума Элиш» Мардук творит, зверски расчленяя Тиамат. В эпосе «Атра-Хасис» человечество создано из плоти и крови убитого бога, смешанных с глиной. В египетской мифологии человек сотворен из слез бога Ра. Но в Бытии нет никакого намека на частичку божественности в самом человечестве. Люди — это существа, отделенные от Бога.

Морские существа. На пятый день Творения Бог создал «огромных тварей морских» (Быт.1:20–23; ИБП). В угаритских текстах «огромное морское существо» появляется как персонифицированное чудовище, или дракон, который вступает в сражение с богиней Анат (богиня-создательница) и терпит поражение в этой схватке. Но сотворение Богом больших морских существ, выраженное глаголом «творить», подчеркивает Творение, в котором нет противоборства. Упоминание морских существ демонстрирует умышленный аргумент против мифической идеи Творения в битве или схватке.

Семидневная неделя. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» (Быт.2:2). В египетских представлениях о строении мира нет завершения процесса Творения. Ежедневно происходит цикл повторяющегося Творения бога солнца Амона-Ра. Такая концепция жизни и смерти настолько свойственна египетскому мышлению, что сама смерть рассматривается как естественная часть Творения. Погребальный папирус двадцать первой династии показывает крылатого змея с надписью: «„Смерть, великий бог, сотворивший богов и людей“; данная надпись — олицетворение смерти как бога-творца и впечатляющая визуальная реализация идеи, что смерть — необходимая часть сотворенного мира» (Erik Hornung, Conceptions of God in Ancient Egypt, p. 81).

Библейская концепция сотворения мира, изложенная в повествовании книги Бытие, представляет трансцендентного Бога как верховного и уникального Творца, Который словом вызывает мир к существованию. Центром всего Творения является человечество — мужчина и женщина. Космология Бытия наиболее всесторонне раскрывает основания, на которых покоятся библейская реальность и мировоззрение. Бытие дает нам картину целостности, которая задает тон всей остальной части Писания. Писание может говорить о событиях конца, потому что Тот, Кто сотворил все в самом начале, все еще властвует над Своим творением (см. Gerhard F. Hasel and Michael G. Hasel, “The Unique Cosmology of Genesis 1 against Ancient Near Eastern and Egyptian Parallels,” in The Genesis Creation Account and Its Reverberations in the Old Testament, ed. Gerald A. Klingbeil, pp. 9–29.).



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.006 с.)