Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жанровый состав календарной обрядовой поэзии. Анализ обрядового величанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В составе календарной обрядовой поэзии выделяют следующие жанры: Колядки – сезон колядовых обрядов открывался святочными обрядами. В основе святочных обрядов лежала магия первого дня года. Во время святок проводились игры, ряжения и прочие действа, имеющие магический смысл. Самым ярким эпизодом святочных праздников было колядование – хождение по дворам с пением новогодних песенок. Преимущественно этим занималась молодежь, которая за эти пения вознаграждалась угощениями. Колядки – песни нвогоднего содержания, в которых, как правило, была парная рифма. В колядках дается идеализированное описание дома величаемого: обычная изба в колядках превращалась в терем. Для обращения к хозяевам использовались устойчивые формулы: хозяин – «светлой месяц», хозяйка – «красно солнышко», дети – «часты звездочки». Описание наряда крестьянина также характеризуется идеализацией: «надевал кафтан во сто рублей». Эта фантазия имела глуоко социальный смысл – в идеализации рисовалось желаемое. Пожелания величаемым – тоже важная часть колядки. Она характеризуется трезвостью и реалистичностью содержания. Крестьянину желают урожая, сытости, здоровья и т.д. Заканчивается колядка требованием вознаграждения за пожелания. Если же колядовщиков не одаривают, они высказывают плохие пожелания и даже шуточную угрозу расправы. …У хозяина в дому велись бы ребятки, Велись бы телятки, Велись бы ягнятки… Подблюдные песни – связаны со святочными гаданиями девушек. Пелись при гадании, когда девушки собирались в одной избе, ставили на стол блюдо с водой и опускали туда либо кольца, либо серьги. В момент пения одна из девушек доставала украшения из воды. Чье украшение было извлечено, к той и относилось содержание исполняемой в это время песни. Это были небольшие песни с бытовой разработкой (так, были песни, предвещающие скорое замужество, хороший урожай, или, напротив, бедность). Носили не заклинательный, а предсказательный характер. Кому вынется, Тому сбудется, Кому сбудется, Тому не минуется. Слава! Масленичные песни – делятся на две группы: одна из них связана с обрядом встречи, другая – с проводом Масленицы. Обряд встречи Масленицы проводился с помощью соломенного чучела наподобие женщины, которое впоследствии сажали на сани и возили по деревне с песнями мажорного, жизнерадостного характера – величальными. В них образ красавицы-Масленицы, наличие щедрого угощения, изобилия. Обряд проводов, когда Масленицу вывозили за пределы деревни и либо сжигали, либо разрывали и закапывали в снег, сопровождался песнями минорного характера, похожими на свадебные корильные. Масленица обвинялась в том, что она обманула всех людей: разорила их, все поела, и посадила на великий пост. В древности проводы носили заклинательный характер – проводы зимы и закликание весны. Дорога наша гостья Масленица, Авдотьюшка Изотьевна, Дуня белая, Дуня румяная, Коса длинная, триаршинная, Лента алая, двуполтинная… Масленица-мокрохвостка! Поезжай долой со двора, Отошла твоя пора! Веснянки – Выкрикивались собравшимися в небольшие группы девушками. В них был призыв весны и её восхваление. В веснянках сочетаются признаки величаний и заговорных заклинаний. Характеризуются эмоциональностью, обилием обращений (и в повелительном наклонении). Используются образы замка и ключей: просьба к весне принести ключи, чтобы ими замкнуть «холодную зиму». Приди к нам, весна, Со радостью Со великой к нам Со милостью! Егорьевские песни – егорьев день отмечался в апреле, именно тогда на поле первый раз выгоняли стадо. Накануне этого дня молодежь ходила по дворам и раздавала пожелания хозяину и его скоту. Эти песенки обычно завершались требованием подарка. Телоньки, телитесь! Свинки, пороситесь! Курочки, неситесь! Вьюнишные – песни, которыми в субботу или в воскресенье первой послепасхальной недели поздравляли молодых супругов, обвенчавшихся в прошедший год. Содержание – пожелание молодым счастливой жизни. Символ семейного счастья– образ гнезда. В вьюнишных песнях ярко выразились патриархальные устои крестьянской семьи, где женщина была на положении рабыни. Как в вершине тех деревьев Соловей гнездо свивал, В середине тех деревьев Пчелы гнезда вьют, Во корнях тех деревьев Горностай гнездо свивал… Семицкие песни – пелись на седьмой четверг после Пасхи, который знаменовался обрядом «завивания венка». Девушки шли в лес и сплетали ветви берез с травой, считая, что так они передадут силу земле. Напевали песню, в которой были слова: «завивайся ты, березка, завивайся ты, кудрява». После этого девушки с венками шли к реке и пускали их в воду, тем самым гадая, какая семейная жизнь их ждет. Если венок поплыл по воде – все сложится благополучно, если пошел на дно – наоборот. Все венки поверх воды, А мой потонул. все друзья гостинцы шлют, А мой не прислал. Все друзья домой идут, А мой не пришел. Летние обрядовые песни - связанные с обрядом похорон Костромы – в колодку клали чучело и имитировали обряд похорон. Это символизировалось умиранием и воскрешением бога растительности. Сначала обряд имел аграрный характер, а потом превратился в забаву. Кострома, Кострома, Ты нарядная была Развеселая была, Ты гулливая была! А теперь Кострома, Ты во гроб легла! - песни на Ивана Купала – собирали лечебные травы, прыгали через костры – все это имело очистительное значение. Купальские обряды нашли отражение в песнях: Ходил чижик по улице, Собирал девок на Купальню: «Ну, девки, на Купальню, Ну-те да вы, девки, на купальню!» Осенние обрядовые песни – осенью все обряды были связаны с заботами о хорошем уроже. Песнями восхваляли начало и окончание сбора урожая: Ох и слава богу, Что жито пожали, Что жито пожали, И в копы поклали, На гумне стогами, В клети закромами, А в печи пирогами. Величания — Величальные песни можно сравнить с гимнами, им свойственна торжественная интонация, высокая лексика. Конечно, все это достигалось фольклорными средствами. Ю. Г. Круглов отметил, что все художественные средства "употребляются в строгом соответствии с поэтическим содержанием величальных песен — они служат усилению, подчеркиванию самых красивых черт внешности величаемого, самых благородных черт его характера, самого великолепного со стороны поющих к нему отношения, то есть служат основному принципу поэтического содержания величальных песен — идеализации". Чаще всего величания пелись на свадьбе для изображения жениха или невесты в лучшем свете. Ох, ты, винная ягодка Наливное сладкое яблочко - Удалой добрый молодец.
Специфика использования обрядовой поэзии в "Евгении Онегине" А. С. Пушкина Обрядовая поэзия - это фольклорная поэзия, связанная с народными бытовыми обрядами. Мы можем классифицировать её по жанровому составу на календарную (зимний, весенний, летний и осенний циклы); семейно-бытовую (родильная, свадебная, похоронная); заговоры. А. С. Пушкин и фольклор. Предыстория. На рубеже 18-19 вв. в Европе и России пробуждается интерес к народному искусству. Проблема НАРОДНОСТИ литературы занимала центральное место в эстетических учениях пушкинской эпохи. Она была выдвинута в процессе формирования предромантизма и романтизма и связывалась с вопросами национальной самобытности. Период от Ренессанса до романтизма характеризовался тенденцией к демифологизации (развенчание сложившихся неправдоподобных, мифических представлений). Именно романтики впервые проявили интерес к мифу и фольклору, к народным ритуалам и поверьям, патриархальной старине. Пушкин первым среди русских писателей оцени роль народа в создании национальной культуры. Александр Сергеевич записывает народные сказки, песни, предания, обряды, поддерживает молодых собирателей, изучает сборники песен, пословиц и сказок славянских и европейских народов. Роман в стихах "Евгений Онегин" Обратимся к роману в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Здесь автор противопоставляет миру оторванного от народа столичного дворянства мир семейства Лариных, связанный с народной средой, церковной и русской национальной культурой, мир, в котором рождается и воспитывается "русская душою" Татьяна, образ которой овеян песенной и сказочной поэзией,- "милый идеал" Пушкина. Изучение народных поверий, свадебных и календарных обрядов, в том числе святочных гаданий, дало возможность Пушкину создать исторически и этнографически (национально) точный образ семьи Лариных, хранящих "привычки милой старины". Рассмотрим специфику использования обрядовой поэзии. Глава 5. Татьяна очень любила русскую зиму, в том числе крещенские вечера, когда девушки гадали. Она верила во сны, приметы и гадания. "Настали святки. То-то радость"! - Святки зимние - 25 декабря - 6 января. Зимние святки представляют собой праздник, в ходе которого совершается ряд обрядов магического свойства, имеющих целью повлиять на будущий урожай и плодородие. Последнее связывается с обилием детей и семейным счастьем. Поэтому святки - время выяснения суженых и первых шагов к заключению будущих браков. Обряды выполнялись в доме Лариных во всей их полноте. Святочный цикл, в частности, включал посещение дома ряжеными, явные гадания девушек «на блюде», тайные гадания, связанные с вызыванием суженого и загадыванием сна. Пушкин отобрал обряды, которые были наиболее тесно связаны с душевными переживаниями влюбленной героини. «После всех увеселений вносили стол и ставили посреди комнаты <...> Являлась почетная сваха со скатертью и накрывала стол. Старшая нянюшка приносила блюдо с водою и ставила на стол. Красные девицы, молодушки, старушки, суженые снимали с себя кольца, перстни, серьги и клали на стол, загадывая над ними "свою судьбу". Хозяйка приносила скатерть-столечник, а сваха накрывала ею блюдо. Гости усаживались. В середине садилась сваха прямо против блюда. Нянюшки клали на столечник маленькие кусочки хлеба, соль и три уголька. Сваха запевала первую песню: "хлеба да соли". Все сидящие гости пели под ее голос. С окончанием первой песни сваха поднимала столечник и опускала в блюдо хлеб, соль, угольки, а гости клали туда же вещи. Блюдо снова закрывалось. За этим начинали петь святочные подблюдные песни. Во время пения сваха разводила в блюде, а с окончанием песни трясла блюдом. Каждая песня имела свое значение; но все эти значения были не везде одинаковы. Так, во многих местах одно и то же значение прилагалось к разным песням, смотря по местному обычаю: к скорому замужеству; к свиданию; замужество с ровнею; замужество с чиновным; к сватанию; к бедности и другие. Гадали также на растопленный воск или свинец. Во время святок различали «святые вечера» (25-31 декабря) и «страшные вечера» (1-6 января). Гадания Татьяны проходили именно в страшные вечера, в то же время, когда Ленский сообщил Онегину, что тот «на той неделе» зван на именины (IV, XLVIII). «Девушки после гостей начинали кликать суженого и ворожить разными способами под руководством опытных нянюшек». Все гадания на Васильев вечер «почитались важными и сбыточными». (Ироничность гаданию придаёт имя суженного одной из девушек: - Как ваше имя? Смотрит он... -Иронический тон повествования создается за счет столкновения романтических переживаний героини и простонародного имени, решительно несовместимого с ее ожиданиями. Пушкин сначала избрал имя «Мирон» (VI, 385), утвержденное литературной традицией XVIII в. как одно из комических и простонародных.) Сон Татьяны Гадание «на сон» представляет собой обычное для святочных гаданий опасное действие, в ходе которого гадающий вступает в общение с нечистой силой. Приступая к такому гаданию, девушки снимают с себя кресты, пояса (пояс - древний языческий символ защитительного круга - сохраняет значение оберега и в русских этнографических материалах) («Татьяна поясок шелковый сняла»). поскольку свадебный обряд во многом копирует в зеркально перевернутом виде обряд похоронный, то в колдовском гадании жених часто оказывается подмененным мертвецом или чертом. Такое переплетение фольклорных образов в фигуре святочного «суженого» оказывалось в сознании Татьяны созвучным «демоническому» образу Онегина-вампира и Мельмота, который создался под воздействием романтических «небылиц» «британской музы». - Девичье зеркало лежит. - Во время святочного гадания «на сон» под подушку кладут различные магические предметы. Среди них зеркало занимает первое место (через зеркало можно увидеть суженного). Все же предметы, связанные с крестной силой, удаляют. Тема смерти Один из важнейших символов сна - «зима» и слова, которые можно объединить в тематическую группу с общей семой «холодный»: «снег», «сугроб», «лед», «метель». Первое значение данных символов - «смерть». Если в народных представлениях лето, солнечный свет, тепло и огонь ассоциировались с радостью и жизнью, то зима со всеми своими атрибутами - снегом, льдом, метелью - с печалью и смертью. Снег не просто деталь сна, это принцип организации пространства, поэтому оказаться в заснеженном лесу - значит попасть в царство смерти, т.е. в потусторонний мир, мир душ. Данное значение подкрепляется другим символом - лес. Лес символизировал блаженные райские сады, где должны водвориться после смерти души праведных. Деревья - души усопших. Издревле хозяином леса считался медведь, которого называли и «лесником», и «лесным чертом», и «лешим», и «лесным архимандритом». Медведь - хозяин леса, а значит, и проводник в царстве мертвых. Ручей, через который Татьяна проходит в лес, символизирует границы царства мертвых. Считалось, что души умерших, чтобы попасть в загробный мир, должны были сначала переправиться через океан, реку или ручей [см. Афанасьев, 1995: III, 280]. Связь ручья с идеей смерти подкрепляется семантикой мостка, предсказывающего смерть Ленского. Таким образом, одно из значений первой части сна - смерть, однако все вышеперечисленные образы, будучи символами, имеют и совершенно противоположное толкование - они вносят в сновидение тему брака. Тема брака Снег - символ плодородия. Считалось, что снег, как и дождь, дарит земле и человеку силу плодородия. Поэтому белый снежный покров нередко в древности сравнивали с белым покрывалом невесты: «Мать (Батюшка) Покров, покрой сыру землю и меня молоду!». По-видимому, глубокий снег, сугробы, в которых Татьяна вязнет, падает и где ее настигает медведь, предвещают будущее замужество. Тему брака продолжают и следующие два символа - мост через ручей и медведь. Перейти девушке через ручей - значит выйти замуж. Медведь, который, подав лапу, переводит героиню через ручей, гонится за ней и, поймав, приносит ее к хижине Онегина, - будущий жених Татьяны, т.е. генерал. В записях, собранных А. Баловым в Ярославской губернии: «Медведя видеть во сне предвещает женитьбу или замужество». В одной из подблюдных песен: Медведь-пыхтун По реке плывет; Кому пыхнет во двор, Тому зять в терем Если медведь - жених-генерал, то весь лес «в своей нахмуренной красе» символизирует светское общество. Значение «лес как светское общество» возникло, по-видимому, на основе метафоризации семы «холодный»: холодный - значит бездушный, фальшивый. В романе автор писал о Ленском: От хладного разврата света Еще увянуть не успев, Его душа была согрета Приветом друга, лаской дев Еще одна деталь подтверждает наше предположение. Медведь приносит Татьяну к хижине Онегина со словами «Здесь мой кум». И действительно, в Москве, на приеме, генерал знакомит Онегина, «родню и друга своего», с Татьяной - своей женой. Таким образом, все три символа (снег, ручей с мостком, медведь) многозначны и вводят в толкование сна Татьяны одновременно две темы, определившие судьбу Татьяны, - смерть Ленского и брак с генералом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.139.164 (0.011 с.) |