Поэтические и жанровые особенности духовных стихов. Анализ духовного стиха «сорок калик со каликою» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поэтические и жанровые особенности духовных стихов. Анализ духовного стиха «сорок калик со каликою»



Духовные стихи – в рус. народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христ. тематикой. Традиционно ДС называют «стихи», а печатные или рукописные собрания стихов - «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «ДС.» был введен собирателем В. Г. Варенцовым в 1860 г. В 1-й пол. XIX в. ДС не отделялись собирателями от былин и назывались «старины», сказители - крестьяне и нищие странники («калики перехожие») - также не делали принципиальных различий между произведениями духовного и светского содержания, поскольку все они создавались и воспринимались носителями православного сознания. Во мн. сборниках народных песен ДС опубликованы без специальной дефиниции.

ДС имеют двойную природу - книжную и фольклорную и 2 формы фиксации - письменную и устную. Эти особенности определяют их словесную и муз. структуру, а также способы их функционирования. Являясь посредниками между книжной христ. и устной народной культурами, ДС  наряду с народными прозаическими текстами религ. содержания - легендами, преданиями, устными апокрифами - служат своеобразным учебником народной этики и источником христ. знания, «народной Библией».

Наибольшее распространение ДС  получили в России, но также бытуют в др. правосл. слав. странах - в Белоруссии, на Украине, в Сербии и Болгарии. К Д. с. примыкают псальмы и канты, пришедшие в Россию с Запада в XVII-XVIII вв.

Тематика покаянных стихов постепенно становится разнообразней. Она отражает важнейшие особенности средневекового сознания, представления человека о мире. Здесь и воинские ратные подвиги во имя земли Русской, и казни "храброго воина", и стихи на исторические темы, откликающиеся на современные события, стихи о книгопечатании, о пьянстве, о "кумирах", о печальной жизни в монастыре, о Страшном Суде и конце света, бренности земного существования и подготовке к переходу в мир иной и прочие. Наиболее характерный, основной мотив покаянных стихов, определяемый по их настроению — покаяние и сокрушение. Доминирующими становятся сюжеты, связанные с христианской нравственной тематикой.

Пели те, кого на Руси издавна звали «каликами перехожими». Были то не просто нищие бродяги. Не попрошайки, которые не могли (или не хотели) работать и которым подавали из жалости да ради награды небесной. А странники, ходившие по святым местам. Во времена богатырские были то вовсе не калеки в нынешнем смысле этого слова. (Само слово «калика» — от латинского caliga, «дорожный сапог»). А люди сильные, вооруженные и зачастую не бедные — с увесистыми посохами, порой отделанными дорогой моржовой костью, с бархатными сумами, в железных шапках-шлемах. Ходили они целыми ватагами и сами могли кого угодно калекой сделать. Такими увековечила их былина «Сорок калик со каликою». Калики, повидавшие мир, были начитаны и нередко вольнодумны.

Калики перехожие — это вовсе не покалеченные бродяги. Название происходит от греческого названия обуви — калиги (калиги-сандалики). Перехожими каликами в древности называли странников, исполняющих на гуслях духовные стихи, песни и былины. Это были неординарные и очень образованные люди. Мало того, в сказаниях говорится, что калики перехожие — это чудо-богатыри, побивающие «силушку, которой сметы нет». С былинными каликами в единоборство вступать не решался даже сам Илья Муромец. И выглядели они уж точно не как оборванцы, а как добры-молодцы, красавцы-силачи в «шубах соболиных, гунях сарацинских, лапотках семишёлковых с вплетенными самоцветными камениями и сумками из рыжего бархата». И даже палки-посохи у них были не простые, а из клыков моржовых.

Ходили калики перехожие по всей Руси, и по святым местам, а если нужно было, то и за три моря в Индию, как Афанасий Никитин, — запросто прогуливались. И не попусту ходили-бродили, а рассказывая о виденном и слышанном князьям, боярам и простому народу: мужикам, бабам, да малым детям, создавая посредством ярких поэтических образов единое информационное пространство великого русского мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.005 с.)