Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поэтические и жанровые особенности духовных стихов. Анализ духовного стиха «сорок калик со каликою»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Духовные стихи – в рус. народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христ. тематикой. Традиционно ДС называют «стихи», а печатные или рукописные собрания стихов - «стиховники» или «стихарники» (в старообрядческой среде). Термин «ДС.» был введен собирателем В. Г. Варенцовым в 1860 г. В 1-й пол. XIX в. ДС не отделялись собирателями от былин и назывались «старины», сказители - крестьяне и нищие странники («калики перехожие») - также не делали принципиальных различий между произведениями духовного и светского содержания, поскольку все они создавались и воспринимались носителями православного сознания. Во мн. сборниках народных песен ДС опубликованы без специальной дефиниции. ДС имеют двойную природу - книжную и фольклорную и 2 формы фиксации - письменную и устную. Эти особенности определяют их словесную и муз. структуру, а также способы их функционирования. Являясь посредниками между книжной христ. и устной народной культурами, ДС наряду с народными прозаическими текстами религ. содержания - легендами, преданиями, устными апокрифами - служат своеобразным учебником народной этики и источником христ. знания, «народной Библией». Наибольшее распространение ДС получили в России, но также бытуют в др. правосл. слав. странах - в Белоруссии, на Украине, в Сербии и Болгарии. К Д. с. примыкают псальмы и канты, пришедшие в Россию с Запада в XVII-XVIII вв. Тематика покаянных стихов постепенно становится разнообразней. Она отражает важнейшие особенности средневекового сознания, представления человека о мире. Здесь и воинские ратные подвиги во имя земли Русской, и казни "храброго воина", и стихи на исторические темы, откликающиеся на современные события, стихи о книгопечатании, о пьянстве, о "кумирах", о печальной жизни в монастыре, о Страшном Суде и конце света, бренности земного существования и подготовке к переходу в мир иной и прочие. Наиболее характерный, основной мотив покаянных стихов, определяемый по их настроению — покаяние и сокрушение. Доминирующими становятся сюжеты, связанные с христианской нравственной тематикой. Пели те, кого на Руси издавна звали «каликами перехожими». Были то не просто нищие бродяги. Не попрошайки, которые не могли (или не хотели) работать и которым подавали из жалости да ради награды небесной. А странники, ходившие по святым местам. Во времена богатырские были то вовсе не калеки в нынешнем смысле этого слова. (Само слово «калика» — от латинского caliga, «дорожный сапог»). А люди сильные, вооруженные и зачастую не бедные — с увесистыми посохами, порой отделанными дорогой моржовой костью, с бархатными сумами, в железных шапках-шлемах. Ходили они целыми ватагами и сами могли кого угодно калекой сделать. Такими увековечила их былина «Сорок калик со каликою». Калики, повидавшие мир, были начитаны и нередко вольнодумны. Калики перехожие — это вовсе не покалеченные бродяги. Название происходит от греческого названия обуви — калиги (калиги-сандалики). Перехожими каликами в древности называли странников, исполняющих на гуслях духовные стихи, песни и былины. Это были неординарные и очень образованные люди. Мало того, в сказаниях говорится, что калики перехожие — это чудо-богатыри, побивающие «силушку, которой сметы нет». С былинными каликами в единоборство вступать не решался даже сам Илья Муромец. И выглядели они уж точно не как оборванцы, а как добры-молодцы, красавцы-силачи в «шубах соболиных, гунях сарацинских, лапотках семишёлковых с вплетенными самоцветными камениями и сумками из рыжего бархата». И даже палки-посохи у них были не простые, а из клыков моржовых. Ходили калики перехожие по всей Руси, и по святым местам, а если нужно было, то и за три моря в Индию, как Афанасий Никитин, — запросто прогуливались. И не попусту ходили-бродили, а рассказывая о виденном и слышанном князьям, боярам и простому народу: мужикам, бабам, да малым детям, создавая посредством ярких поэтических образов единое информационное пространство великого русского мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.154.134 (0.007 с.) |