Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История собирания сказок. Анализ сборника А. Н. Афанасьева. Его оценка Н. А. Добролюбовым

Поиск

История собирания

Сказки на Руси известны с давних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. В рукописях XVI-XVII вв. сохранились записи нескольких сказок «Об Иване Пономаревиче», «О Царевне и Ивашке Белой рубашке», десять сказок записаны в первой половине XVII в. для английского путешественника Коллинза. В XVIII в. кроме рукописных сборников сказок стали появляться и печатные издания, в которых обычно народные сказки подвергались переделке, как в книге М.Д. Чулкова «Пересмешник, или Славенские сказки» (1761). Так же появилось несколько сборников сказок, в которые включены произведения с характерными композиционными и стилистическими сказочными особенностями, например, сборник В.Лёвшина «Русские сказки». В первой половине XIX в. бытовало немало рукописных сборников сказок. Но появлялись и печатные сборники, например «Русские народные сказки» Б. Бронницина, записанные от крестьянина. К сожалению, во многих сборниках читателю преподносились обработанные тексты, а нередко прямо искаженные. Важное общественное и научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» 1855-1864 (о нем будет написано ниже). В конце XIX – начале XX в. появляется целый ряд важных, хорошо подготовленных сборников сказок. Они дали представление о распределении произведений этого жанра, о его состоянии, выдвинули новые принципы собирания и издания (в частности, необходимость характеристики репертуара сказочника). Первым таким сборником была книга Д.Н. Садовникова «Сказки и предания самарского края». После октябрьской революции собирание сказок приняло организованные формы: его вели научные институты и высшие учебные заведения. Выделилось два типа сборников: областные и индивидуальные (включающие в себя тексты лишь одного сказочника).

Анализ сборника Афанасьева

Важное общественное и научное значение получил общерусский сборник А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки» (1855-1864), Данный сборник состоит из 3 томов, выходил в 8 выпусках. В него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. Большая их часть записана для Афанасьева его ближайшими корреспондентами, из которых надо отметить В.И. Даля. В первом издании составителем был произведен только отбор лучшего материала. Сказки публиковались без системы, по мере поступления текстов. Примерно 600 текстов сборника охватили огромное географическое пространство: места проживания русских, а также частично украинцев и белорусов. Афанасьев выделил сказки о животных, волшебные, новеллистические анекдотические. К достоинствам сборника "Народные русские сказки" относится также следующее: впервые фольклорные тексты представлены в вариантах; сохранены некоторые диалектные особенности речи исполнителей; подготовлен обширный комментарий; где это было возможно, введены паспортные сведения о публикуемых текстах.

В своей книге «Русская народная сказка» В. П. Аникин поделил сказки всего на три жанра – о животных, волшебные и бытовые. Если мы изменим эту последовательность на волшебные, о животных и бытовые, то можем увидеть, что в основе этой классификации по существу лежит единственный критерий – степень отдалённости сказки от реального мира. Исходя из этого критерия, мы увидим, что волшебные сказки отдалены от реального мира в максимальной степени, а бытовые – в минимальной. Промежуточное положение между ними занимают сказки о животных. Несмотря на то, что в качестве их персонажей выступают животные, за этими персонажами, как правило, легко угадываются люди.

В журнале "Современник" в целом положительную оценку дал Н.А.Добролюбов. Он указал на его полноту, точность, новый подход при отборе материала. Если в предшествующие сборники сказки включались главным образом с развлекательной целью, то у сборника Афанасьева основная цель – раскрытие духовной жизни и воззрений народа. Однако Добролюбов был неудовлетворен тем, что собиратели сборника не показали обстановки, в которой рассказывались сказки. Ему не хватало «жизненного начала» в подборе сказок и комментирования их. Добролюбов и в фольклоре отыскивал «черты для характеристики»

простонародья. исходил из мысли: народ ведь что-то думает о том, что сам, рассказывает в сказках; мечта о тридевятом царстве, золотом зеке пронизывает народную поэзию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.47.89 (0.009 с.)