Происхождение фольклора. Его специфические особенности как вида искусства. Взаимосвязь фольклора и письменной художественной литературы (раличные формы взаимосвязи, закономерности их развития) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Происхождение фольклора. Его специфические особенности как вида искусства. Взаимосвязь фольклора и письменной художественной литературы (раличные формы взаимосвязи, закономерности их развития)



Происхождение фольклора. Его специфические особенности как вида искусства. Взаимосвязь фольклора и письменной художественной литературы (раличные формы взаимосвязи, закономерности их развития)

Фольклор – система худ.форм, в которой содержались представления народа об окружающем мире. Создателем фольклора является народ, которому было необходимо объяснить всё, что происходит вокруг.

Выделяют следующие принципы фольклора:

- принцип коллективности (в ф-ре нет одного автора, в произведениях накапливается и передаётся мудрость множества поколений)

- нефиксированность (фольклорные произведения передавались в устной форме), здесь же отображается принцип коллективной памяти

- устойчивые формы и выражен ия (фиксированные представления человека о красоте, об идеале), устойчивость текста, манеры исполнения и воспроизведения текста

- вариативность (любое произведение ф-ра имеет варианты, отличающиеся по содержанию, по форме, по сохранности содержания)

Взаимосвязь художественной литературы и фольклора:

1) имеют общие жанры

2) в унт отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания, что делает его основой для литературных произведений

3) структура детского ф-ра аналогична структуре детской лит-ры, все жанры детской лит-ры испытывают на себе влияние детского ф-ра

4) и унт, и худ.лит-ра ставят перед собой задачу правдивого худ.изображения жизни народа

 

Понятие о художественном методе фольклора. Закономерности развития жанровой системы ф-ра

Ф-р характеризуется:

- своеобразие композиции (имеет зачины, цепочечная связь, градация, лейтмотивы, троекратное повторение)

- символика («сокол ясный» - молодец, «павушка, лебедь белая» - девушка)

- особые типы эпитетов (чисто поле, диво дивное, белые руки, сахарные уста), краткие прилагательными (сине море, ярко солнце, полна чаша)

Развитие новых жанров не состоит в их смешении, а в создании новых худ.форм и отмирании старых.

Возникновение жанров обусловлено обстоятельствами:

1) общая потребность в них (задачи познавательного, эстетического, идейно-воспитательного хар-ра)

2) своеобразие изображаемой действительности (былины возникли вследствие борьбы русского народа против печенегов и татар)

3) уровень развития худ.мысли народа и его историческое мировоззрение (движение шло от простых форм к сложным с развитием мышления человека)

4) предшествующие традиции и жанры

5) влияние письменности и других видов искусства

Развитие жанров – закономерный процесс, он обусловлен как внешними социально-историческими факторами, так и внутренними законами развития ф-ра

Принципы народной «смеховой культуры» и их воплощение в народной драме

Народным драматическим действиям в гораздо большей степени присуща сатиричность. И хотя в них есть темы героические, историко-патриотические, например, в пьесах «Лодка», «Царь Максимильян», даже в таких произведениях сатиричность сказывается ярче, острее, чем в других жанрах. В драматических действиях широко развивается комизм. Сатира и комизм есть в некоторой степени и в ряженье, и в масленице, более чётко в героических пьесах, где сатира нередко закрывает героику; но как основное средство сатира и комическое проявляются в сценках «Голый барин», «Барин и староста». Контраст положительного и отрицательного усиливает сатиричность. Она используется в сценах шуточных похорон, шуточного венчания вокруг пня и др. Это подчёркивается крикливой речью исполнителей, яркой и гротескной костюмировкой.

 

Поэтика народных плачей

Примером плача является описанный в «Слове о полку Игореве» плач Ярославны на стенах Путивля, где княжна оплакивает погибших войнов, не вернувшихся из военного похода. Плачи – это языческая традиция, в которой представления о смерти не соответствуют аналогичным представлениям в христианстве. Душа человека после смерти превращается в «маленькую птиченьку», человек покоится в гробу, парит в облаках и т.д. Умирание передается в образах замерзающего дерева или заката солнца. Именно поэтому церковь долгое время боролась с плачами, пытаясь искоренить в народе привычку сильно оплакивать умерших. Однако плачи искоренить вовсе так и не удалось.

Плачи впервые стал исследовать В.А. Дашков. Известным собранием плачей является собрание Рыбникова «Песни» (часть III), Метлинского «Южнорусские песни», 1854 г. Однако наиболее полным собранием плачей признано собрание Е.В. Барсова «Причитанья северного края», 1872; «Плачи погребальные, надгробные и надмогильные», 1882 и многие другие. Е.В. Барсов записывал плачи и причитания под диктовку одной из самых искусных «вопленниц» русского Севера Ирины Федосовой.

 

Происхождение фольклора. Его специфические особенности как вида искусства. Взаимосвязь фольклора и письменной художественной литературы (раличные формы взаимосвязи, закономерности их развития)

Фольклор – система худ.форм, в которой содержались представления народа об окружающем мире. Создателем фольклора является народ, которому было необходимо объяснить всё, что происходит вокруг.

Выделяют следующие принципы фольклора:

- принцип коллективности (в ф-ре нет одного автора, в произведениях накапливается и передаётся мудрость множества поколений)

- нефиксированность (фольклорные произведения передавались в устной форме), здесь же отображается принцип коллективной памяти

- устойчивые формы и выражен ия (фиксированные представления человека о красоте, об идеале), устойчивость текста, манеры исполнения и воспроизведения текста

- вариативность (любое произведение ф-ра имеет варианты, отличающиеся по содержанию, по форме, по сохранности содержания)

Взаимосвязь художественной литературы и фольклора:

1) имеют общие жанры

2) в унт отражается весь свод правил народной жизни, включая правила воспитания, что делает его основой для литературных произведений

3) структура детского ф-ра аналогична структуре детской лит-ры, все жанры детской лит-ры испытывают на себе влияние детского ф-ра

4) и унт, и худ.лит-ра ставят перед собой задачу правдивого худ.изображения жизни народа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 543; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.006 с.)