Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

Поиск

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном.

Система государственных пособий семьям, имеющим детей, на федеральном уровне устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
(далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Право на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. работающие граждане, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т.е. неработающие граждане.

Выплата государственных пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, – за счет средств федерального бюджета.

В 2019 году произведена индексация государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей на 4,3% (2018 г. – 2,5%; 2017 г. – 5,4%).

Размеры государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставляемых лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в указанном периоде составляли:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, – 655,49 рублей
(2018 г. – 628,47 рублей; 2017 г. – 613,14 рублей);

- единовременное пособие при рождении ребенка – 17 479,73 рублей (2018 г. – 16 759,09 рублей; 2017 г. – 16 350,33 рублей);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком: минимальный размер –
3 277,45 рублей по уходу за первым ребенком и 6 554,89 рубля по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (2018 г. – 3 142,33 рубля и
6 284,65 рубля, соответственно; 2017 г. – 3 065,69 рублей и 6 131,37 рубль, соответственно), максимальный размер, выплачиваемый гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, а также уволенным в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, – 13 109,81 рублей (2018 г. – 12 569,33 рублей; 2017 г. – 12 262,76 рубля);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 27 680, 97 рублей
(2018 г. – 26 539,76 рублей; 2017 г. – 25 892,45 рубля);

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 11 863,27 рубля (2018 г. – 11 374,19 рубля;
2017 г. – 11 096,77 рублей);

- единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), в приемную семью) – 17 479,73 рублей (2018 г. –
16 759,09 рублей; 2017 г. – 16 350,33 рублей).

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, начиная с 2013 года, назначается единовременное пособие при передаче ребенка в семью. В 2019 году размер данного пособия составил 133 559,36 рублей (2018 г. – 128 053,08 рубля; 2017 г. – 124 929,83 рублей).

В 2019 году на выплату государственных пособий из федерального бюджета было направлено:

- 71 678,0 млн. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2018 г. – 72 326,4 млн. рублей; 2017 г. – 75 084,3 млн. рублей);

- 722,2 млн. рублей – на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (2018 г. – 803,1 млн. рублей; 2017 г. – 925,8 млн. рублей);

- 1 194,5 млн. рублей – на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей-сирот в семьи граждан (2018 г. – 1 132,5 млн. рублей; 2017 г. – 1 340,1 млн. рублей).

Также в 54 субъектах Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается единовременное пособие при всех формах устройства детей-сирот в семью. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размер единовременного пособия составляет от 10 000 до 100 000 рублей в зависимости от формы семейного устройства и категории устраиваемых детей-сирот.

Предоставление государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в рамках обязательного социального страхования и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2017 году предельная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством составляла 755 000 рублей, в 2018 году – 815 000 рублей).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов в размере 100 процентов среднего заработка (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

В 2019 году максимальная сумма пособия по беременности и родам составляла 65 380 рублей в среднем за полный календарный месяц
(2018 г. – 61 375 рублей).

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивается единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

С 1 февраля 2019 года размер указанного пособия составлял 655,49 рублей (с 1 февраля 2018 года – 628,47 рублей).

Кроме того, одному из родителей либо лицу, его заменяющему, выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. За период такого отпуска до достижения ребенком возраста 1,5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть предоставлен отцу ребенка, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком и подлежащему обязательному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере
40 процентов среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

В 2019 году максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляла 26 152,27 рублей (2018 г. – 24 536,57 рублей;
2017 г. – 23 120,66 рублей).

В 2019 году расходы ФСС на выплату государственных пособий составили:

- 0,49 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (2018 г. – 0,51 млрд. рублей; 2017 г. – 0,52 млрд. рублей);

- 115,2 млрд. рублей – на выплату пособия по беременности и родам (2018 г. – 115,11 млрд. рублей; 2017 г. – 110,24 млрд. рублей);

- 19,2 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (2018 г. – 20,02 млрд. рублей; 2017 г. – 20,31 млрд. рублей);

- 156,1 млрд. рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2018 г. – 155,56 млрд. рублей; 2017 г. – 160,79 млрд. рублей).

С 1 января 2019 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2018 г. № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.» установлена предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 865 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2019 года.

Поскольку предельная величина базы для начисления страховых взносов увеличивается ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы, действующий порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из заработка, на который начисляются страховые взносы, позволяет каждый год повышать максимальные суммы пособий.

В 2019 году продолжалось активное внедрение технологии формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, на основании которого выплачивается, в том числе пособие по беременности и родам.

С 1 июля 2017 года частью 5 статьи 13 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ предусмотрена возможность оформления листка нетрудоспособности как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа (с письменного согласия застрахованного лица). Такой электронный документ имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном носителе.

Назначение и выплата пособия по беременности и родам может осуществляться на основании листка нетрудоспособности в форме электронного документа в случае, если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Данная технология позволяет оптимизировать процесс формирования листка нетрудоспособности, делает обмен информацией о страховых случаях прозрачным, снижает трудозатраты, связанные с оформлением листков нетрудоспособности на бумажном носителе в медицинских организациях и у страхователей (работодателей). В свою очередь работодатели избавлены от необходимости проверять правильность оформления листка нетрудоспособности, вести учет и хранение бланков строгой отчетности. Участие застрахованного лица в процессе передачи сведений о страховом случае минимизируется, исключается возможность потери листка нетрудоспособности и необходимость его переоформления в случае обнаружения ошибок при заполнении, сокращается количество обращений застрахованного лица в органы ФСС (в рамках данной технологии граждане могут получать информацию о выплатах посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг).

Мониторинг реализации технологии листка нетрудоспособности в форме электронного документа в 2019 году показал прогрессивный рост участия страхователей и медицинских организаций в формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Кроме того, в 2019 году ФСС продолжалась реализация «пилотного» проекта, предусматривающего назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС (далее – механизм «прямых выплат»). Данный «пилотный» проект реализуется с 1 июля 2011 года на основании Федерального закона от 8 декабря 2010 г. № 334-ФЗ
«О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294.

Главная цель «пилотного» проекта – обеспечение гарантированности получения застрахованным лицом страховых выплат, правильности исчисления их размеров и выплаты в кратчайшие сроки.

Кроме того, в ходе реализации «пилотного» проекта отмечается снижение нагрузки на работодателя по обеспечению страховыми выплатами работников в связи с передачей функций по назначению и выплате пособий территориальным органам ФСС.

Распространение механизма «прямых» выплат на новые субъекты Российской Федерации осуществляется поэтапно во избежание существенного снижения уровня собираемости страховых взносов и обеспечения сбалансированности доходно-расходных составляющих бюджета ФСС.

По состоянию на 31 декабря 2019 года на «прямые» выплаты пособий перешли 59 субъектов Российской Федерации, при этом переход всех субъектов Российской Федерации на новый механизм выплат страхового обеспечения предусмотрен с 1 января 2021 года.

Во всех субъектах Российской Федерации, участвующих в «пилотном» проекте, застрахованные лица гарантированно получают пособия непосредственно от ФСС независимо от состояния страхователя (финансовые затруднения, невозможность передачи сведений в ФСС, например, вследствие наводнения и пр.).

В дополнение к действующей системе государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, установленной в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, Федеральным законом
от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (далее – Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ) предусмотрены дополнительные демографические меры в виде ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка, а также второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала. Указанные выплаты предоставляются до достижения первым и вторым ребенком возраста 1,5 лет при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в 2019 году назначена на 570,9 тыс. детей, принято 124,8 тыс. решений о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, всего подано 140,7 тыс. заявлений. Объем средств, израсходованный на предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, составил 50,6 млрд. рублей, в связи с рождением второго ребенка – 11,3 млрд. рублей.

Федеральным законом от 2 августа 2019 г. № 305-ФЗ в Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ внесены изменения в части продления периода выплаты до достижения первым и вторым ребенком возраста 3 лет, а также в части изменения критерия нуждаемости с 1,5-кратной величины прожиточного минимума до 2-кратной. Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2020 года и позволят оказать поддержку большему числу семей при рождении детей.

В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ
«Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» несовершеннолетние дети погибшего застрахованного (нетрудоспособные иждивенцы), а также его дети, достигшие 18-летнего возраста, обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до достижения 23 лет, имеют право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного лица.

По данным информационных систем ФСС, указанные страховые выплаты получают:

- 11,9 тыс. человек (до достижения ребенком возраста 18 лет). Средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 12,8 тыс. рублей;

- 6,4 тыс. человек (совершеннолетние, обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет). Средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 11,9 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 481 детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), предусмотрена выплата ежемесячного пособия.

Средний размер указанного пособия в 2019 году составил порядка
2,9 тыс. рублей, выплата была произведена 1 170 получателям.

На выплату ежемесячного пособия было направлено 40,1 млн. рублей (2018 г. – 42,1 млн. рублей; 2017 г. – 44,0 млн. рублей).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051 предусмотрено предоставление пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР).

Размер пособия на проведение летнего отдыха детей в 2019 году составил 25 196,92 рублей (2018 г. – 24 158,12 рублей; 2017 г. – 23 568,9 рублей), выплата была произведена 792 получателям.

На предоставление указанной выплаты было направлено 28,3 млн. рублей (2018 г. – 27,7 млн. рублей; 2017 г. – 25,0 млн. рублей).

В рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» осуществляются мероприятия по социальному обеспечению детей, находящихся в организациях для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета.

В федеральном бюджете на 2019 год на указанные цели было предусмотрено 10 120,6 млн. рублей. Кассовое исполнение составило 10 045,1 млн. рублей или 99,3%.

В составе расходов федерального бюджета ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» (далее – Федеральный закон от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ) с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление федеральных полномочий по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии на производственном объединении Маяк и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в том числе и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий возложены на Федеральную службу по труду и занятости (далее – Роструд).

В рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшихся воздействию радиации, предоставляются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а именно:

- ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет;

- ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях;

- ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация на питание обучающихся в период учебного процесса;

- денежная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация за потерю кормильца детям, а также нетрудоспособным членам семьи, бывшим на его иждивении;

- ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3 лет.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Рострудом осуществляется выплата алиментов на несовершеннолетних детей с выплат на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате ядерных аварий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 986 «О финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В 2019 году на данную выплату было направлено 3 736,17 тыс. рублей (2018 г. – 3 765,1 тыс. рублей; 2017 г. – 3 304,3 тыс. рублей). Выплата была произведена 26 получателям (2018 г. – 26 получателям; 2017 г. – 27 получателям).

Кроме того, одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.70 (0.012 с.)