Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность органов внутренних дел по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми
В 2019 году реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье осуществлялась в рамках плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства. Принимались меры по совершенствованию законодательства в сфере опеки и попечительства, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе проживающих в замещающих семьях. Профилактика семейного неблагополучия, как один из основных факторов, способствующих повышению уровня защищенности детей, является ведущим приоритетным направлением деятельности МВД России и его территориальных органов. Продолжена работа по реализации поручения Президента Российской Федерации В.В. Путину от 3 сентября 2017 г. № Пр-1738 в части разработки межведомственной рабочей группой, сформированной в Минпросвещения России с участием представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также общественных организаций и правозащитников, проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей» и «О внесении изменений в статью 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации». Несмотря на принятые меры на фоне осложнения ситуации, связанной Наиболее актуальной остается проблема предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей или иных законных представителей. В последние 3 года их количество возросло почти в 1,5 раза Негативная динамика роста зарегистрирована по преступлениям, совершенным опекунами (2019 г. – 43; 2018 г. – 36; 2017 г. – 17), в то время как уровень преступности среди попечителей остается практически неизменным (2019 г. – 3; 2018 г. – 4; 2017 г. – 4).
В 2019 году потерпевшими признано 107 571 несовершеннолетний Увеличилось число ставших жертвами преступлений детей-сирот В этой связи органами внутренних дел на постоянной основе проводится профилактическая работа в отношении родителей (иных законных представителей несовершеннолетних), не исполняющих обязанности по воспитанию детей. На конец 2019 года на учете в органах внутренних дел состояло К административной ответственности в 2019 году привлечены 488,4 тыс. лиц (2018 г. – 507,6 тыс.; 2017 г. – 534,9 тыс.), в том числе за неисполнение обязанностей по воспитанию детей в соответствии с частью 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 436 тыс. лиц (2018 г. – 454,6 тыс.; 2017 г. – 476,8 тыс.), за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в соответствии с частью 2 статьи 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 539 В отношении родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, допускающих жестокое обращение с детьми, в 2019 году зарегистрировано 1 491 преступление, предусмотренное статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (2018 г. – 1 579; 2017 г. – 1 620). Крайней мерой реагирования в случае злостного уклонения от исполнения родительских обязанностей является лишение родительских прав. В 2019 году по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, родительских прав лишено 4 791 лицо (2018 г. – 5 154; Мероприятия по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми носят комплексный характер и осуществляются органами внутренних дел во взаимодействии с субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
К примеру, в целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями и заменяющими их лицами по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, организации обмена информацией, свидетельствующей о таких фактах, на территории Забайкальского края действует совместный приказ прокуратуры Забайкальского края, УМВД России по Забайкальскому краю, Министерства здравоохранения, Министерства образования, науки и молодежной политики, Министерства социальной защиты населения Забайкальского края Работа с неблагополучными семьями в Воронежской области осуществляется в рамках Соглашения о межведомственном взаимодействии по первичному выявлению детей и семей, находящихся в социально опасном положении, организации профилактической работы с указанными категориями граждан на территории области, утвержденного постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Воронежской области от 9 июня 2017 г. № 2, и приказа департамента здравоохранения Воронежской области от 11 февраля 2016 г. № 230 В субъектах Российской Федерации накоплен опыт реализации инновационных социальных программ, направленных на организацию работы по своевременному выявлению семейного неблагополучия, в том числе на его ранних стадиях, установлению семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактике социального сиротства. Программно-целевой метод обеспечивает высокий уровень межведомственной координации, является инструментом выработки эффективных способов решения проблемы семейного неблагополучия, а также социальной поддержки и улучшения положения детей. Мероприятия в сфере защиты детства реализовывались в субъектах Российской Федерации в рамках долгосрочных целевых программ «Семья В рамках мероприятия «Профилактика социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учреждениях социального обслуживания семьи и детей» государственной программы Республики Саха (Якутия) «Социальная поддержка граждан в Республике Саха (Якутия) на 2018-2022 годы», утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2017 г. № 2235 (утратил силу с 1 января 2020 года в связи с изданием Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 16 декабря
В целях обеспечения семьям и детям Калужской области дифференцированной поддержки, доступности и качества социального обслуживания, повышения привлекательности имиджа семьи с детьми как показателя стабильности и успешности общества, формирования ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, института семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постановлением Правительства Калужской области от 31 января 2019 г. № 51 утверждена государственная программа «Семья и дети Калужской области», объем финансирования которой на 2019-2024 годы составляет 18 603 932,539 тыс. рублей. В рамках реализации государственной программы «Семья и дети Камчатки», утвержденной постановлением Правительства Камчатского края от 31 июля 2017 г. № 308-П, в 2019 году организовано обучение 40 специалистов учреждений края инновационным методам работы: «Семейные конференции» и «Семейные восстановительные встречи». Указанные методики наиболее эффективны в разрешении конфликтных ситуаций между бывшими супругами, касающиеся места проживания совместного ребенка, между родителями и детьми, в приемных семьях, в том числе в случае запрета на общение ребенка с кровными родственниками. В Республике Башкортостан социальное сопровождение семей реализуется на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 30 ноября 2018 года № 583, в рамках которого осуществляется комплекс мер, направленных на предупреждение и преодоление семейного неблагополучия путем привлечения организаций на основе межведомственного взаимодействия, а также на оказание содействия семье в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В 2019 год выявлено 7 140 семей, нуждающихся в социальном сопровождении, из них охвачено сопровождением 3 570 семей, из которых 1 681 (47%) сняты с учета. При помощи Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2019 году в Республике Башкортостан начата реализация следующих проектов: «Доверие», благодаря которому в Республике Башкортостан появится первая зеленая комната и технология комплексного сопровождения семей, где дети пережили насилие (г. Уфа, ГБУ Республиканский ресурсный центр «Семья») – в размере 1,5 млн. рублей;
«Под крылом аиста», направленный на раннюю профилактику и предотвращение отказов от новорожденных детей (г. Стерлитамак, ГБУ РБ Юго-западный межрайонный центр «Семья») – в размере 0,8 млн. рублей; «Мир один на всех», ориентированный на организацию кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами (г. Октябрьский, ГБУ РБ Западный межрайонный центр «Семья») – в размере 1,04 млн. рублей. Для обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при осуществлении деятельности по поддержке семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в отдельных регионах Российской Федерации сформированы соответствующие координирующие органы. В частности, такие органы созданы в Алтайском и Камчатском краях, Белгородской и Курской областях, г. Севастополе. Успешному решению задач по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, качественному проведению с ними индивидуальной профилактической работы с привлечением всех субъектов системы профилактики с целью предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних способствует создание во многих субъектах Российской Федерации банка данных таких детей и семей (далее по тексту подраздела – банк данных). Например, в Архангельской области Банк данных формируется с 2011 года. Благодаря системной работе субъектов системы профилактики впервые за последние 5 лет в 2019 году количество семей, находящихся в социально опасном положении, уменьшилось на 4,5% (в 2017 году увеличение составляло 34,8%, в 2018 году – на 0,7%). Сократилась численность детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на конец 2019 года на территории Архангельской области проживал 4 041 ребенок, оставшийся без попечения родителей Наиболее эффективной формой реализации межведомственного взаимодействия в сфере защиты детей от насилия стало проведение совместных специализированных мероприятий. Так, в Камчатском крае ежегодно проходят профилактические мероприятия, нацеленные на своевременное выявление детей, проживающих В г. Севастополе в апреле 2019 года специалистами Управления
Кроме того, среди населения города распространялись информационные материалы «Памятка родителям по вопросу жестокого обращения с детьми», листовки «Берегите детство», «Конвенция ООН о правах ребенка», плакаты «Как предупредить жестокое обращение с детьми», «Конвенция о правах ребенка». Для своевременного принятия мер реагирования по фактам неблагополучной обстановки в семьях, имеющих несовершеннолетних детей, нарушения их прав и законных интересов в ряде субъектов Российской Федерации нарабатывается опыт взаимодействия органов внутренних дел Интересен опыт Владимирской области, где на протяжении многих лет действует целый комплекс подобных структур: службы экстренного реагирования, в состав которых включены представители всех органов и учреждений системы профилактики (осуществлен 541 выезд); межведомственные «консультативные пункты» по оказанию бесплатной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической помощи и консультаций семьям с детьми по месту жительства (помощь оказана 5 тыс. семей); межведомственная областная служба «Социальный участковый», в рамках которой социальные работники закреплены за населенными пунктами Аналогичные службы экстренного реагирования функционируют в Республике Коми, Краснодарском, Хабаровском краях, Курганской, Омской, Тюменской областях, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Важным направлением деятельности в сфере профилактики семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми является оказание помощи жертвам семейно-бытового насилия. Например, в г. Курске с 2011 года функционирует МБУСОН «Социальная гостиная для оказания помощи женщинам с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации». В 2019 году в социальной гостиной временно проживали 5 женщин с 11 детьми, профилактической работой специалистов вне стационара охвачено 410 семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, из них 130 семей находятся на постоянном патронаже. В Ульяновской области на базе учреждений социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Причал надежды» В отделении оказывают социально-бытовые, социально-психологические, социально-правовые и социально-медицинские услуги, работают социальный педагог и младший воспитатель. Для эффективной работы по реабилитации женщин с детьми привлекаются педагог-психолог, специалист по социальной работе службы сопровождения, медицинские работники отделения социальной реабилитации. Всем женщинам оказывается психологическая помощь, содействие Для непосредственного пребывания женщин с детьми в указанном отделении оборудованы жилые комнаты с мебелью и предметами первой необходимости для детей, также выделены места общего пользования, организована работа кухни. В Калининградской области в государственном автономном учреждении «Областной кризисный центр помощи женщинам» функционирует стационарное отделение, которое предоставляет безопасное убежище для женщин и детей, находящихся в конфликте с семьей или подвергшихся домашнему психофизическому насилию. Во время проживания в стационарном отделении кризисного центра проводятся индивидуальные правовые консультации, психологическая работа и иные реабилитационные мероприятия. В 2019 году помощь специалистов получили 63 женщины и 67 детей. Решению задач по сохранению кровной семьи, профилактике социального сиротства способствует оказание медицинской помощи семьям, где родители страдают алкоголизмом и наркоманией. В сентябре 2019 года в Республике Башкортостан стартовал проект «Моя семья», направленный на лечение родителей от алкогольной зависимости, дети которых находятся в социальных приютах. Участниками проекта являются службы семьи республики (центры «Семья»), учреждения здравоохранения (кабинеты врачей психиатров-наркологов, наркологические диспансеры), социально ориентированные некоммерческие организации («Анонимные алкоголики» и т.д.), центры занятости, органы опеки и попечительства и комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. В рамках проекта охвачено 218 семей, в которых проживает 485 детей. Свою эффективность в социально-реабилитационном восстановлении зависимых от алкоголя пациентов в отдельных субъектах Российской Федерации показала программа «Точка трезвости». В Вологодской области ее реализация начата в сентябре 2019 года. Целевой группой являются родители (матери), находящиеся на грани лишения родительских прав в связи с алкогольной зависимостью. Программа «Точка трезвости» сочетает методики мотивации на лечение и реабилитацию больных, различные виды психотерапии, социальное сопровождение пациента и его семьи, а также применение новейших лекарств для снижения патологического влечения к алкоголю и повышения длительности удержания больного в реабилитационном процессе. Лечение проводится на базе двух областных наркологических диспансеров № 1 и № 2 курсами до полугода и включает в себя комплекс методик по психоэмоциальному воздействию и применение новейших фармакологических разработок. В настоящее время в этой программе участвуют 25 человек. В отдельных субъектах Российской Федерации, например, в Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Чукотском автономном округе, особое внимание уделяется поддержке малоимущих граждан и семей, которая осуществляется посредством предоставления государственной социальной помощи на основании социальных контрактов. Деятельность органов опеки и попечительства, органов, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, и органов по делам молодежи по профилактике семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми Законодательство Российской Федерации гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии. Федеральными и региональными органами государственной власти реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан. Проблемы семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей, жесткого обращения с детьми, бедности приводят к тому, что дети остаются без должного родительского попечения. Обеспечение соблюдения прав ребенка в кровной семье включает комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия, в том числе случаев, когда семьи оказываются в крайне сложном материальном положении, и оказанию им своевременной помощи. Минпросвещения России совместно с Минтрудом России и Минздравом России разработан План мероприятий («дорожная карта») по реализации мер, направленных на профилактику социального сиротства на период до 2021 года (далее по тексту подраздела – План мероприятий), утвержденный 27 декабря 2019 года. План мероприятий предусматривает мероприятия, направленные на совершенствование законодательства в сфере профилактики социального сиротства, информационно-аналитические, методические, а также межведомственные мероприятия. В рамках реализации Плана мероприятий запланированы мероприятия по совершенствованию системы подбора и подготовки граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по совершенствованию деятельности специалистов по профилактике семейного неблагополучия, а также оказывающих психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь родителям и гражданам, желающим принять в семью на воспитание детей-сирот, по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот, а также порядка взаимодействия органов опеки и попечительства с некоммерческими организациями и благотворительными фондами по вопросам профилактики социального сиротства и работы с семьями с детьми.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.034 с.) |