Обязательное медицинское страхование женщин и детей, доступность квалифицированной медицинской помощи и лекарственное обеспечение женщин и детей 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обязательное медицинское страхование женщин и детей, доступность квалифицированной медицинской помощи и лекарственное обеспечение женщин и детей



В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
(далее – Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ) обязательное медицинское страхование (далее – ОМС) является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ застрахованными лицами являются как работающие, так и неработающие граждане.

При этом к неработающим гражданам относятся, в том числе:

- дети со дня рождения до достижения ими возраста 18 лет;

- граждане, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- один из родителей или опекун, занятый уходом за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

- трудоспособные граждане, занятые уходом за детьми-инвалидами, инвалидами I группы, лицами, достигшими возраста 80 лет.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ страхователями для неработающих граждан являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иные организации, определенные Правительством Российской Федерации. Указанные страхователи являются плательщиками населения.

Таким образом, ОМС женщин и детей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере здравоохранения.

Медицинская помощь женщинам и детям за счет средств ОМС оказывается в рамках территориальных программ ОМС, являющихся составной частью территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и утверждаемых в субъектах Российской Федерации в соответствии с требованиями к базовой программе ОМС, установленными Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и на плановый период.

В соответствии с федеральным статистическим наблюдением по форме № 8 «Сведения о численности лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию», утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) от 28 февраля
2014 г. № 19, в 2019 году по ОМС застраховано 30 816 329 детей в возрасте
от 0 до 17 лет и 63 616 729 женщин в возрасте от 18 лет и старше.

Согласно статье 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 г.
№ 326-ФЗ, застрахованные лица имеют право на бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой ОМС, а также на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис ОМС, в объеме, установленном территориальной программой ОМС.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. № 1610 (далее по тексту подраздела – Программа), в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь
(далее – ВМП), включенная в раздел I перечня видов ВМП, при заболеваниях и состояниях, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения, а также осуществляются профилактические мероприятия, включая диспансеризацию, диспансерное наблюдение (при заболеваниях и состояниях, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения) и профилактические медицинские осмотры граждан, в том числе их отдельных категорий, мероприятия по медицинской реабилитации, аудиологическому скринингу, применению вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения)
(далее – ЭКО).

Программой с 2019 года в рамках базовой программы ОМС впервые установлен средний норматив медицинской помощи при ЭКО (на 2019 год – 0,000478 случая на 1 застрахованное лицо), исходя из целевого показателя, утвержденного паспортом федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей»: «Не менее 70 тысяч циклов экстракорпорального оплодотворения выполнено семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы ОМС в 2019 году».

В целях восстановления репродуктивного потенциала в 2019 году выполнено 61,3 тыс. процедуры ЭКО (с приростом 0,5 тыс. процедур ЭКО к 2018 году) на сумму 8 212,9 млн. рублей, что на 6,5% или 521,2 млн. рублей больше чем в 2018 году.

Кроме того, проведены: I этап ЭКО – 2,6 тыс. неполных циклов на сумму 219,3 млн. рублей, I-III этап ЭКО – 7,6 тыс. неполных циклов на сумму
979,7 млн. рублей, а также проведено 18,3 тыс. криопереносов на сумму
450,2 млн. рублей (диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1

 

Диаграмма 2

Увеличение объемов оказания медицинской помощи по лечению бесплодия с использованием ЭКО повышает доступность данного вида помощи и является одним из резервов сохранения параметров рождаемости.

ВМП в рамках базовой программы ОМС в 2019 году оказана 351 320 женщинам и 59 194 детям.

ВМП в рамках базовой программы ОМС в 2019 году осуществлена детям на сумму 11 691,7 млн. рублей.

В структуре выполненных объемов ВМП наибольшее количество госпитализаций детей осуществлено по следующим профилям медицинской помощи: «неонатология» – 22 933 случая; «травматология и ортопедия» – 6 789 случаев и «педиатрия» – 6 767 случаев.

Значительный размер финансового обеспечения направлен на оплату ВМП детям по профилю «неонатология» (6 463,8 млн. рублей или 55,3% от общего объема использованных средств).

Наиболее затратными профилями ВМП по средней стоимости одной госпитализации являлись:

неонатология – 281,6 тыс. рублей (на 61,9% выше средней стоимости лечения – 173,9 тыс. рублей);

детская хирургия в период новорожденности – 275,4 тыс. рублей
(на 58,4% выше средней стоимости лечения).

Из бюджета ФОМС ежегодно перечисляются межбюджетные трансферты в бюджет ФСС на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы ФСС бланков родовых сертификатов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовый период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни» указанные средства направлялись медицинскими организациями на оплату труда медицинских работников, а также на приобретение медицинского оборудования, инструментария, мягкого инвентаря, изделий медицинского назначения, медикаментов и дополнительного питания для беременных и кормящих женщин.

В отчетном периоде оказаны услуги по медицинской помощи женщинам, новорожденным и детям в течение первого года жизни на основании талонов родовых сертификатов:

- в амбулаторных условиях в период беременности (женские консультации и прочие) – 1 290,9 тыс. женщинам;

- в стационарных условиях в период родов и в послеродовой период (родильные дома, перинатальные центры и т.п.) – 1 362,0 тыс. женщинам;

- по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни – 1 793,9 тыс. услуг.

Расходы на указанные цели в 2019 году составили 13 863,5 млн. рублей (2018 г. – 15 054,6 млн. рублей; 2017 г. – 16 008,5 млн. рублей.

С целью повышения доступности медицинской помощи населению северных регионов в рамках Программы развития перинатальных центров в Российской Федерации при софинансировании из бюджета ФОМС завершено строительство перинатальных центров в Республиках Бурятия, Карелия, Саха (Якутия), Красноярском крае, Архангельской и Сахалинской областях.

В настоящее время все перинатальные центры функционируют в полном объеме. Создание перинатальных центров позволило организовать в указанных субъектах Российской Федерации полноценную трехуровневую систему оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов, в послеродовом периоде и новорожденным.

Важное значение в повышении доступности и качества медицинской помощи имеет организация экстренной и неотложной медицинской помощи. С этой целью в субъектах Российской Федерации создаются акушерские дистанционные реанимационно-консультативные центры с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими бригадами, оснащенными мобильными кювезами, диагностическим и реанимационным оборудованием.

Технология акушерских дистанционных реанимационно-консультативных центров способствует повышению доступности и качества медицинской помощи женщинам во время беременности и родов за счет приближения высококвалифицированной специализированной медицинской помощи беременным, находящимся в критическом состоянии в связи с осложненным течением беременности, родов и послеродового периода.

В настоящее время в акушерскую и педиатрическую практику широко внедряются телемедицинские консультации, в том числе со специалистами федеральных государственных учреждений здравоохранения, что имеет важное значение для женщин и детей, проживающих в северных регионах.

Основной задачей по совершенствованию организации первичной медико-санитарной помощи детям является увеличение интенсивности работы амбулаторно-поликлинических учреждений, перемещение части объемов медицинской помощи из стационара в поликлинику, повышение ее доступности и качества.

Одним из основных направлений повышения эффективности использования коечного фонда является внедрение малозатратных технологий и развитие стационарзамещающих форм организации и оказания медицинской помощи детям, перераспределение части ее объемов из стационарного сектора в амбулаторный.

О реализации программы развития материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций

В 2019 году в рамках федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказании медицинской помощи детям» национального проекта «Здравоохранение» продолжается реализация мероприятий по развитию материально-технической базы детских поликлиник и поликлинических отделений медицинских организаций, включающие в себя мероприятия по дооснащению детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, подведомственных субъектам Российской Федерации, современными медицинскими изделиями и созданию в них организационно-планировочных решений внутренних пространств, обеспечивающие комфортность пребывания детей.

С учетом национальных целей развития Российской Федерации и вклада отдельных заболеваний в причины смертности детского населения приоритетом является строительство/реконструкция больниц и корпусов хирургического, реанимационного, онкологического, инфекционного профилей.

Строительство/реконструкция республиканских, краевых, областных детских больниц (корпусов) расширит возможности по оказанию специализированной, а также высокотехнологичной, медицинской помощи детям, в том числе проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечит внедрение инновационных медицинских технологий в педиатрическую практику, создаст комфортные условия пребывания детей в медицинских организациях, в том числе совместно с родителями.

В этой связи в рамках реализации федерального проекта «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказании медицинской помощи детям» национального проекта «Здравоохранение» начато строительство детских больниц/корпусов в Хабаровском крае, Архангельской области.

Финансовое обеспечение реализации федерального проекта за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019-2024 годы составляет 89 060,5 млн. рублей, в том числе на 2019 год – 12 414,2 млн. рублей.

По итогам 2018-2019 гг. доля субъектов Российской Федерации, дооснащенных медицинскими изделиями и реализовавших организационно-планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей, в соответствии с приказом Минздрава России от 7 марта 2018 г. № 92н, составила 30,8% (при плановом значении – 20%).

Также реконструировано стационарное отделение восстановительного лечения для детей с нарушенными функциями периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата детской областной клинической больницы в г. Белгороде.

Медицинские осмотры (диспансеризация) несовершеннолетних

Профилактические медицинские осмотры детей всех возрастных категорий проводятся ежегодно по алгоритму, который предусматривает различный набор врачей-специалистов и исследований с учетом анатомо-физиологических особенностей развития ребенка в различных возрастных периодах.

Профилактические осмотры детей, проживающих в районах Крайнего Севера, проводятся с использованием выездных форм работы.

Приказом Минздрава России от 16 мая 2019 г. № 302н утвержден Порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, актуализирующий порядок диспансерного наблюдения детей, в том числе с так называемыми школьно-обусловленными заболеваниями.

С 1 января 2018 года вступил в силу приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н
«О Порядке проведения медицинских осмотров несовершеннолетних»
(далее – приказ Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н).

В соответствии с приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. № 514н стало возможным проведение профилактических осмотров не только в медицинских организациях, но и в образовательных. Кроме того, медицинская организация, проводившая осмотр ребенка, обязана направлять информацию о результатах профилактического осмотра медицинским работникам медицинского блока образовательной организации, где обучается ребенок.

В 2019 году более 27 млн. несовершеннолетних в возрасте от 0 до 17 лет прошли профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию
(2018 г. – 26,7 млн. несовершеннолетних; 2017г. – 26,1 млн. несовершеннолетних).

По результатам профилактических медицинским осмотров дети распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 27,4% (2018 г. – 27,6%; 2017 г. – 27,8%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 56,6% (2018 г. – 56,2%; 2017 г. – 56,3%);
ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 13,5% (2018 г. – 13,8%;
2017 г. – 13,5%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к
инвалидизации) – 0,6% (2018 г. – 0,7%; 2017 г. – 0,6%); V группа (дети-инвалиды) – 1,8% (2018 г. – 1,8%; 2017 г. – 1,9%).

Таким образом, количество здоровых и практически здоровых детей устойчиво держится в пределах 84%.

При выявлении заболеваний осуществляется постановка на диспансерное наблюдение, проводятся соответствующие лечебно-реабилитационные мероприятия, а также работа с детьми и их родителями по формированию здорового образа жизни.

Во исполнение пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» приказом Минздрава России от 11 апреля 2013 г.
№ 216н утвержден Порядок диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (далее – Порядок диспансеризации).

В соответствии с Порядком диспансеризации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан организованно проведение диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью.

Порядок диспансеризации предусматривает более углубленный характер диспансеризации по сравнению с диспансеризацией несовершеннолетних в популяции и включает расширенный набор специалистов и исследований во все возрастные периоды.

В 2019 году число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на различные формы семейного устройства, прошедших диспансеризацию, составило 0,30 млн. человек (2018 г. – 0,31 млн. детей; 2017 г. – 0,29 млн. детей; 2016 г. – 0,27 млн. детей).

По результатам проведенной в 2019 году диспансеризации указанные дети распределены по следующим группам здоровья: Ι группа (практически здоровые) – 13,9% (2018 г. – 15,6%; 2017 г. – 18,1%); ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 54,9% (2018 г. – 55,9%; 2017 г. – 54,9%);
ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 24,5% (2018 г. – 23,5%;
2017 г. – 22,7%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 1,0% (2018 г. – 1,3%; 2017 г. – 1%); V группа (дети-инвалиды) – 4,2%
(2018 г. – 3,7%; 2017 г. – 3,3%).

В 2019 году число детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, пребывающих в стационарных учреждениях, прошедших диспансеризацию, составило 0,19 млн. человек (2018 г. – 0,19 млн. детей; 2017 г. – 0,19 млн. детей; 2016 г. – 0,21 млн. детей).

По итогам проведенной в 2019 году диспансеризации, дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, пребывающие в стационарных учреждениях, распределены по следующим группам здоровья:
Ι группа (практически здоровые) – 6,1% (2018 г. – 6,4%; 2017 г. – 6,3%);
ΙΙ группа (имеющие функциональные нарушения) – 35,3%
(2018 г. – 34,4%; 2017 г. – 33,3%); ΙΙΙ группа (имеющие хронические заболевания) – 31,4% (2018 г. – 31,1%; 2017 г. – 31,6%); ΙV группа (имеющие заболевания, ведущие к инвалидизации) – 3,8% (2018 г. – 6%; 2017 г. – 5,5%); V группа (дети-инвалиды) – 23,9% (2018 г. – 22,1%; 2017 г. – 22,1%).

ФОМС ведет ежемесячный мониторинг по профилактическим мероприятиям, предусматривающий сбор информации по количеству законченных случаев и объему средств, направленных в медицинские организации за проведенную диспансеризацию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

По данным мониторинга ФОМС, в 2019 году медицинским организациям оплачено:

306 047 законченных случаев диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью (2018 г. – 306 047 законченных случаев; 2017 г. – 288 728 законченных случаев; 2016 г. – 267 237 законченных случаев; 2015 г. – 260 938 законченных случаев; 2014 г. – 252 618 законченных случаев).

178 381 законченных случаев диспансеризации, пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2018 г. – 190 864 законченных случаев; 2017 г. – 194 082 законченных случая; 2016 г. – 211 845 законченных случаев; 2015 г. – 231 651 законченный случай; 2014 г. – 252 725 законченных случаев).

 

 

Охрана здоровья детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями

Особое внимание государства уделяется категории детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к ранней инвалидизации и сокращению продолжительности жизни.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ впервые закреплено определение редкого (орфанного) заболевания.

К редким (орфанным) заболеваниям относятся заболевания, имеющие распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения, характеризующиеся хроническим прогрессирующим течением, приводящие к сокращению продолжительности жизни больного или его пожизненной инвалидизации. Также законодательно предусмотрено регулирование вопросов, связанных с оказанием медицинской помощи больным с редкими (орфанными) заболеваниями и их лекарственным обеспечением.

Проблема редких (орфанных) заболеваний особенно актуальна для педиатрии, так как 2/3 редких болезней проявляются в раннем детском возрасте. В 65% случаев редкие (орфанные) заболевания имеют тяжелое инвалидизирующее течение, в 50% – ухудшенный прогноз для жизни, в 35% являются причиной смерти в течение первого года жизни, в 10% – в возрасте
1-5 лет, в 12% – в возрасте 5-15 лет.

В рамках информационно-аналитической системы Минздрава России создана подсистема «Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности»
(далее по подразделу – Федеральный регистр).

В настоящее время в Федеральный регистр внесены данные о более
18,8 тыс. пациентов с 17 редкими (орфанными) заболеваниями, из них более 8,9 тыс. детей.

Количество лиц, включенных в Федеральный регистр, регулярно изменяется в связи с выявлением новых пациентов, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а также исключением пациентов из Федерального регистра в связи с изменением диагноза или со смертью больного.

Минздравом России в постоянном режиме проводится работа по верификации данных Федерального регистра, по результатам которой субъектами Российской Федерации вносятся необходимые изменения и дополнения в региональные сегменты Федерального регистра.

В соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 299-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» полномочия по организации лекарственного обеспечения пациентов с гемолитико-уремическим синдромом, мукополисахаридозами I, II, VI типов, юношеским артритом с системным началом закреплены за Минздравом России.

В Российской Федерации ежегодно регистрируются новые лекарственные препараты для патогенетического лечения пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. В 2019 году разрешен к медицинскому применению на территории Российской Федерации лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием «Нусинерсен» (торговое наименование «Спинраза»), предназначенный для патогенетического лечения спинальной мышечной атрофии (далее – СМА). В связи с высокой стоимостью указанных лекарственных препаратов прорабатываются возможные механизмы лекарственного обеспечения детей с редкими (орфанными) заболеваниями, в том числе детей с диагнозом СМА.

Охрана здоровья детей-инвалидов

В Российской Федерации наблюдается увеличение общего числа
детей-инвалидов. На 1 января 2020 года число детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, по данным федерального статистического наблюдения по форме № 19 «Сведения о детях-инвалидах», составило 688,0 тыс. детей-инвалидов
(2018 г. – 670,1 тыс. детей-инвалидов; 2017 г. – 651,1 тыс. детей-инвалидов).

По данным федеральной статистической отчетности по форме № 7-Д (собес) «Сведения о медико-социальной экспертизе детей в возрасте до 18 лет», число детей, впервые признанных инвалидами, в 2019 году увеличилось до 76,5 тыс. человек (2018 г. – 73,9 тыс. человек; 2017 г. – 76,1 тыс. человек).

Решение проблем охраны здоровья и социальной защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей, проведение комплексной реабилитации детей-инвалидов, обучение родителей данной категории детей и их активное участие в реабилитационном процессе являются приоритетными направлениями государственной политики.

Уменьшению численности детей-инвалидов и более полной интеграции этой категории детей в общество способствует внедрение в практику диагностики и лечения больных детей высоких медицинских технологий, позволяющих рано активизировать пациента, обеспечить ему возможность самообслуживания и возврата к деятельности, свойственной возрасту ребенка.

Государственная политика в отношении детей-инвалидов направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предоставляемых Конституцией Российской Федерации.

Государство гарантирует детям-инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств реабилитации и услуг, предусматриваемых федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, а также обеспечение за счет средств федерального бюджета необходимыми лекарственными средствами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания, путевками на санаторно-курортное лечение, поездками к месту лечения и обратно с сопровождающим лицом.

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения» предусмотрены мероприятия, направленные на укрепление материально-технической базы имеющихся санаторно-курортных учреждений и реабилитационных центров (отделений), увеличение коечной мощности медицинских организаций, оказывающих санаторно-курортное лечение и медицинскую реабилитацию детям, путем реорганизации деятельности имеющихся медицинских организаций и строительства новых реабилитационных центров; создание отделений реабилитации в медицинских организациях, оказывающих специализированную, в том числе неотложную стационарную, медицинскую помощь в каждом субъекте Российской Федерации из расчета одна реабилитационная койка на 15 коек по профилю оказываемой помощи (неврологических, травматологических, ортопедических, кардиологических, онкологических) для взрослых и детей, соответственно; создание крупных межрегиональных специализированных центров медицинской реабилитации по профилю оказываемой помощи на базе существующих медицинских организаций из расчета 30 коек на 600 тыс. населения; создание отделений (кабинетов) реабилитации в медицинских организациях, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь в каждом субъекте Российской Федерации на базе каждой из существующих медицинских организаций; профессиональную подготовку кадров.

Охрана здоровья детей в домах ребенка

По состоянию на 31 декабря 2019 года в Российской Федерации функционировали 139 домов ребенка на 11 098 мест, в которых воспитывалось 7 059 детей, в том числе 3 140 детей, оставшихся без попечения родителей, и 114 детей-сирот (2018 г. – 145 домов ребенка на 11 671 место, в которых воспитывалось 7 524 ребенка, в том числе 3 504 ребенка, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот; 2017 г. – 154 дома ребенка на 12 567 мест, в которых воспитывалось 7 774 ребенка, в том числе 3 543 ребенка, оставшихся без попечения родителей, и детей-сирот). Среди детей, поступающих в дома ребенка в 2019 году, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 43,7% (2018 г. – 45,2%).

Доля детей первого года жизни в 2019 году составила 25,0%
(2018 г. – 26,2%; 2017 г. – 25,6%), причем среди них дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составили 44,4% (2018 г. – 47,1%;
2017 г. – 44,5%).

Удельный вес детей-инвалидов среди воспитанников домов ребенка в 2019 году составил 18,6% от общего числа детей, воспитывающихся в домах ребенка (2018 г. – 19,4%; 2017 г. – 20,4%; 2016 г. – 21,3%).

Анализ данных профилактических осмотров показал, что на протяжении последних лет по-прежнему недостаточно внимания уделяется алиментарно-зависимым заболеваниям. На стабильно высоком уровне держится число детей с расстройствами питания. В 2019 году удельный вес детей с расстройствами питания составил 23,7% от числа всех воспитанников
(2018 г. – 23,5% от числа всех воспитанников; 2017 г. – 23,36% от числа всех воспитанников), а среди детей первого года жизни – 26,5% (2018 г. – 30,0%; 2017 г. – 26%).

Вместе с тем снижаются доли воспитанников, отстающих в физическом развитии (2019 г. – 33,0% от общего числа всех воспитанников;
2018 г. – 36,9% от общего числа всех воспитанников; 2017 г. – 37,1% от общего числа всех воспитанников) и отстающих в психическом развитии
(2019 г. – 58,4% от общего числа всех воспитанников; 2018 г. – 61,8% от общего числа всех воспитанников; 2017 г. – 63,8% от общего числа всех воспитанников).

В структуре заболеваемости, как и в предыдущие годы, ведущие места занимают болезни органов дыхания, доля которых в 2019 году составила 31,0% (2018 г. – 31,2%; 2017 г. – 31,4%); болезней нервной системы – 16,8% (2018 г. – 16,3%; 2017 г. – 15,3%); врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений – 9,9% (2018 г. – 10,6%;
2017 г. – 10,6%).

Число детей, взятых на диспансерное наблюдение в течение 2019 года с диагнозом, установленном впервые в жизни, составило 7 053 ребенка или 99,9% от общего числа воспитанников (2018 г. – 94,8%; 2017 г. – 93,6%), из них 47,5% – дети, оставшиеся без попечения родителей, от общего числа детей, взятых под диспансерное наблюдение (2018 г. – 47,8%; 2017 г. – 49,3%), из которых 15,4% от общего числа детей, оставшихся без попечения родителей, – дети-инвалиды (2018 г. – 17,5%; 2017 г. – 18%).

Число детей, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, в 2019 году составило 4 648 (2018 г. – 4 541 ребенок; 2017 г. – 4 719 детей), из них – 2 502 (53,8%) детей, оставшихся без попечения родителей (2018 г. – 2 147 детей или 47,3%; 2017 г. – 2 494 ребенка или 52,9% и 687 (14,7%) детей-инвалидов (2018 г. – 647 детей-инвалидов или 14,2%;
2017 г. – 738 детей-инвалидов или 15,6%).

Специализированную медицинскую помощь в 2019 году получили 4 621 (99,4%) детей от общего числа нуждающихся (2018 г. – 4 517 (99,5%);
2017 г. – 4 675 детей от общего числа нуждающихся (99,1%), в том числе: 682 ребенка-инвалида или 99,3% (2018 г. – 646 детей-инвалидов (99,9%);
2017 г. – 737 детей-инвалидов (99,8%).

Число детей, нуждающихся в ВМП, составило 234 (2018 г. – 288 детей; 2017 г. – 328 детей), из них 118 детей-инвалидов (2018 г. – 153 ребенка-инвалида; 2017 г. – 182 ребенка-инвалида).

ВМП получили 205 детей или 87,6% (2018 г. – 243 ребенка (84,4%);
2017 г – 286 детей (87,2%); в том числе 106 детей-инвалидов или 89,8%
(2018 г. – 135 детей-инвалидов (88,2%); 2017 г. – 165 детей-инвалидов (90,7%).

Число детей, нуждающихся в медицинской реабилитации, составило 9 401 (2018 г. – 9 799 детей; 2017 г. – 10 286 детей), из них 4 387 детей, оставшихся без попечения родителей (2018 г. – 4 497 детей, оставшихся без попечения родителей; 2017 г. – 5 156 детей, оставшихся без попечения родителей), и 1 066 детей-инвалидов (2018 г. – 1 134 ребенка-инвалида;
2017 г. – 1 245 детей-инвалидов).

В 2019 году 9390 детей от числа нуждающихся или 99,9% получили медицинскую реабилитацию (2018 г. – 9 783 ребенка (99,8%), в том числе
1 066 детей-инвалидов или 100% от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов (2018 г. – 1 134 ребенка-инвалида или 100% детей от общего числа нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов).

Лекарственное обеспечение детей

Обеспечение детей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, осуществляется в рамках социальных гарантий, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890).

В соответствии с Федеральным законом от 17 сентября 1998 г.
№ 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в целях предупреждения инфекционных заболеваний дети раннего возраста обеспечиваются вакцинами в рамках национального календаря профилактических прививок.

Поставка иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 марта 2011 г. № 156 «Об использовании бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставленных на закупку иммунобиологических лекарственных препаратов для иммунопрофилактики в рамках национального календаря профилактических прививок для передачи федеральным учреждениям, оказывающим медицинскую помощь, подведомственным Министерству здравоохранения Российской Федерации, и Федеральному медико-биологическому агентству, а также в собственность субъектов Российской Федерации с последующей их передачей при необходимости в собственность с утвержденными заявками регионов исходя их предоставленной информации о числе лиц, подлежащих вакцинации, в рамках организованной процедуры защиты заявок, а также исходя из объемов выделенных бюджетных ассигнований.

В 2019 году Минздравом России заключены 2-летние государственные контракты на поставку максимального количества вакцины для профилактики полиомиелита (инактивированной) и комбинированной вакцины, включающей полиомиелитный компонент.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на бесплатное получение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий в рамках набора социальных услуг имеют льготные категории граждан, в том числе дети-инвалиды.

С 2008 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Бюджетные ассигнования на осуществление указанных полномочий предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В целях закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий для обеспечения отдельных категорий граждан в 2019 году бюджетам субъектов Российской Федерации предоставлено 49,2 млрд. рублей (иной межбюджетный трансферт в размере 13,7 млрд. рублей и субвенции в размере 35,5 млрд. рублей).

В рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 28 ноября 2018 г.
№ ТГ-П12-8382 в 2019 году проводила работа по внесению изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
№ 864 в целях возможности определения объема бюджетных ассигнований на предоставление НСУ на этапе формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, начиная с проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Таким образом, закупка лекарственных препаратов и медицинских изделий в субъектах Российской Федерации для обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, может быть осуществлена на 3-х летний период.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.004 с.)