Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка социально-экономического положения семей, имеющих детей



Социально-экономическое положение семьи зависит от ее состава, количества и возраста детей, жилищной обеспеченности, трудовой деятельности и уровня дохода, состояния здоровья членов семьи и многих других факторов, влияющих на жизнедеятельность.

На стабильность семьи, репродуктивное поведение и здоровье членов семьи оказывает влияние уровень и качество их жизни.

Падение реальных денежных доходов происходило 4 года. В 2018 году удалось выйти на положительный результат. Достигнутый результат удалось закрепить в 2019 году. Так, реальные располагаемые денежные доходы в 2019 году, по предварительным данным, составили 101,0% к 2018 году (2018 г. – 100,1%; 2017 г. – 99,5%).

Реальные располагаемые денежные доходы в 2019 году в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях составили: в Республике Алтай – 101,9% к 2018 году (2018 г. – 103,0%; 2017 г. – 101,9%), Республике Карелия – 100,8% к 2018 году (2018 г. – 102,3%; 2017 г. – 100,7%), Республике Коми – 97,4% к 2018 году (2018 г. – 100,7%; 2017 г. – 97,5%), Республике Саха (Якутия) – 102,7% к 2018 году (2018 г. – 102,4%; 2017 г. – 99,5%), Республике Тыва – 103,2% к 2018 году (2018 г. – 101,7%; 2017 г. – 98,2%), Камчатском крае – 103,9% к 2018 году (2018 г. – 105,1%; 2017 г. – 99,6%), Красноярском крае – 100,6% к 2018 году (2018 г. – 101,4%; 2017 г. – 100,6%), Пермском
крае – 101,9% к 2018 году (2018 г. – 103,0%; 2017 г. – 101,9%), Приморском крае – 101,9% к 2018 году (2018 г. – 103,8%; 2017 г. – 99,8%), Хабаровском крае – 100,7% к 2018 году (2018 г. – 101,5%; 2017 г. – 97,8%), Амурской области – 101,7% к 2018 году (2018 г. – 102,4%; 2017 г. – 101,1%), Архангельской области – 101,1% к 2018 году (2018 г. – 102,0%;
2017 г. – 98,9%), Иркутской области – 101,7% к 2018 году (2018 г. – 100,3%; 2017 г. – 100,5%), Магаданской области – 103,1% к 2018 году (2018 г. – 104,4%; 2017 г. – 102,3%), Мурманской области – 100,8% к 2018 году (2018 г. – 102,0%; 2017 г. – 100,2%), Сахалинской области – 105,6% к 2018 году (2018 г. – 104,7%; 2017 г. – 99,0%), Томской области – 98,9% к 2018 году (2018 г. – 99,2%;
2017 г. – 98,4%), Тюменской области – 102,8% к 2018 году (2018 г. – 102,9%; 2017 г. – 100,4%), Чукотском автономном округе – 101,5% к 2018 году
(2018 г. – 104,3%; 2017 г. – 103,6%).

Реальная начисленная заработная плата в 2019 году составила 104,8% к уровню предыдущего года (2018 г. – 108,5%; 2017 г. – 102,9%).

Реальная начисленная заработная плата в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях в 2019 году составила: в Республике Алтай – 105,4% к 2018 году (2018 г. – 114,9%; 2017 г. – 102,5%), в Республике
Бурятия – 102,6% к уровню 2018 года (2018 г. – 108,4%; 2017 г. – 104,7%), Республике Карелия – 100,8% к 2018 году (2018 г. – 111,1%; 2017 г. – 100,8%), Республике Коми – 100,4% к 2018 году (2018 г. – 107,0%; 2017 г. – 101,1%), Республике Саха (Якутия) – 102,7% к 2018 году (2018 г. – 107,5%;
2017 г. – 100,3%), Республике Тыва – 106,8% к 2018 году (2018 г. – 111,0%; 2017 г. – 101,6%), Забайкальском крае – 102,9% к 2018 году (2018 г. – 113,7%; 2017 г. – 103,0%), Камчатском крае – 105,1% к 2018 году (2018 г. – 109,7%; 2017 г. – 103,8%), Красноярском крае – 104,2% к 2018 году (2018 г. – 108,2%; 2017 г. – 103,9%), Пермском крае – 105,2% к 2018 году (2018 г. – 106,5%;
2017 г. – 104,6%), Приморском крае – 106,7% к 2018 году (2018 г. – 107,9%; 2017 г. – 103,4%), Хабаровском крае – 100,7% к 2018 году (2018 г. – 107,5%; 2017 г. – 102,3%), Амурской области – 106,0% к 2018 году (2018 г. – 110,1%; 2017 г. – 107,4%), Архангельской области – 103,8% к 2018 году
(2018 г. – 110,6%; 2017 г. – 102,0%), Иркутской области – 103,0% к 2018 году (2018 г. – 108,4%; 2017 г. – 103,5%), Магаданской области – 105,9% к 2018 году (2018 г. – 110,0%; 2017 г. – 104,7%), Мурманской области – 104,8% к 2018 году (2018 г. – 108,4%; 2017 г. – 101,7%), Сахалинской области – 108,8% к 2018 году (2018 г. – 111,0%; 2017 г. – 101,9%), Томской области – 103,4% к 2018 году (2018 г. – 108,5%; 2017 г. – 100,4%), Тюменской области – 103,0% к 2018 году (2018 г. – 105,3%; 2017 г. – 101,8%), Чукотском автономном округе – 102,9% к 2018 году (2018 г. – 104,0%; 2017 г. – 102,8%).

Реальный размер назначенных пенсий составил в 2019 году к 2018 году 101,5% (без учета единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 2016 г. № 385-ФЗ в размере 5 тыс. рублей: 2018 г. – 100,8%; 2017 г. – 100,3%).

Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение между среднедушевыми денежными доходами и величиной прожиточного минимума на душу населения) в 2019 году сохранилась и составила 3,2 раза (2018 г. – 3,2 раза; 2017 г. – 3,2 раза).

В 2019 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,1 млн. человек или 12,3% от общей численности населения (2018 г. – 18,4 млн. человек или 12,6%; 2017 г. – 18,9 млн. человек или 12,9%).

В 2019 году в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностях численность населения с доходами ниже прожиточного минимума от общей численности населения составила: в Республике Алтай – 24,3%
(2018 г. – 24,0%; 2017 г. – 25,4%), Республике Бурятия – 20,1% (2018 г. – 19,1%; 2017 г. – 19,0%), Республике Карелия – 15,7% (2018 г. – 15,6%; 2017 г. – 16,5%), Республике Коми – 15,5% (2018 г. – 14,9%; 2017 г. – 15,7%), Республике Саха (Якутия) – 17,8% (2018 г. – 18,6%; 2017 г. – 19,6%), Республике Тыва – 34,1% (2018 г. – 34,4%; 2017 г. – 35,8%), Забайкальском крае – 21,5% (2018 г. – 21,4%; 2017 г. – 22,0%), Камчатском крае – 14,9% (2018 г. – 15,8%; 2017 г. – 16,8%), Красноярском крае – 17,3% (2018 г. – 17,1%; 2017 г. – 17,6%), Пермском
крае – 13,9% (2018 г. – 14,9%; 2017 г. – 15,1%), Приморском крае – 13,5%
(2018 г. – 13,9%; 2017 г. – 14,9%), Хабаровском крае – 12,2% (2018 г. – 12,2%; 2017 г. – 12,5%), Амурской области – 15,7% (2018 г. – 15,6%; 2017 г. – 16,7%), Архангельской области – 13,6% (2018 г. – 13,5%; 2017 г. – 14,3%), Иркутской области – 17,9% (2018 г. – 17,7%; 2017 г. – 18,0%), Магаданской области – 9,3% (2018 г. – 9,5%; 2017 г. – 11,1%), Мурманской области – 10,6% (2018 г. – 9,9%; 2017 г. – 11,3%), Сахалинской области – 8,2% (2018 г. – 8,5%; 2017 г. – 9,2%), Томской области – 14,8% (2018 г. – 14,7%; 2017 г. – 14,8%), Тюменской области – 12,0% (2018 г. – 12,1%; 2017 г. – 12,8%), Чукотском автономном округе – 8,5% (2018 г. – 8,8%; 2017 г. – 8,5%).

Дифференциация денежных доходов (соотношение между доходами 10% наиболее обеспеченного населения и 10% наименее обеспеченного населения) в 2019 году составила 15,4 раза (2018 г. – 15,6 раза;
2017 г. – 15,4 раза).

Дифференциация населения по уровню доходов в 2019 году по сравнению с 2018 годом не изменилась. На долю 10% наиболее обеспеченного населения, по предварительным данным, приходилось 30,2% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения – 2,0%.

Дефицит денежного дохода малоимущего населения в 2019 году остался на уровне 2018 года и составил 1,2% общего объема денежных доходов населения (2017 г. – 1,3%).

В структуре денежных доходов населения по источникам поступления основную и все увеличивающуюся долю занимает оплата труда
(2019 г. – 58,0%; 2018 г. – 57,4%; 2017 г. – 55,1%). Доля социальных выплат в общем объеме денежных доходов населения в 2019 году составила 19,0% (2018 г. – 19,1%; 2017 г. – 19,3%).

Общая характеристика российского рынка детских товаров

Ключевым показателем развития индустрии детских товаров в соответствии со Стратегией развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 962-р (далее – Стратегия развития индустрии детских товаров), является доля российских товаров для детей на российском рынке.

Доля отечественных товаров для детей в 2019 году составила 29%, а объем рынка детских товаров достиг 843,3 млрд. рублей (2018 г. – 812,2 млрд. рублей; 2017 г. – 780,2 млрд. рублей).

Объемы российского производства индустрии товаров для детей в 2019 году составили 244,6 млрд. рублей (2018 г. – 223,9 млрд. рублей;
2017 г. – 208,8 млрд. рублей).

Согласно экспертным исследованиям, наибольший прирост в объемах внутреннего производства за 2019 год зафиксирован в изготовлении игр и игрушек, а также детских удерживающих устройств – на 16% и 12,8%, соответственно.

Объем отечественного производства товаров для детского творчества
в 2019 году вырос на 11,8% по отношению к 2018 году.

Более того, кроме компаний, традиционно выпускающих товары для школы и детского творчества, появилось значительное количество специализированных организаций, выпускающих разнообразные наборы для творчества (плетение из пушистой проволоки, валяние из шерсти, изготовление браслетов-жгутиков).

Аналогичные тенденции наблюдаются в производстве санитарно-гигиенических средств.

По оценкам экспертов, объем отечественного производства санитарно-гигиенических средств в 2019 году вырос на 10,5% по отношению к прошлому году.

Объем производства товаров для детей с использованием образов отечественной детской литературы и мультипликации за 2019 год составил более 1,04 млрд. рублей.

Совокупный объем экспорта товаров для детей по всем сегментам рынка детских товаров в 2019 году составил 524,8 млн. долл. США
(2018 г. – 473,6 млн. долл. США; 2017 г. – 462,1 млн. долл. США).

Увеличение экспорта российских игрушек связано с ростом объема российского производства. С 2014 по 2019 год объем российского производства увеличился более чем на 30%.

Наибольшими по объему экспорта в 2019 году сегментами рынка детских товаров являются «санитарно-гигиенические и косметические средства» – 200,1 млн. долл. США (+17,0% к 2018 году) и «одежда и
обувь» – 138,1 млн. долл. США (+11,9% к 2018 году), соответственно.

Ряд сегментов рынка детских товаров показали значительный экспортный рост в 2019 году по отношению к предшествующему году: «детские удерживающие устройства» – на 40,9%, «прочие товары» – на 15,8%.

Распределение экспорта детских товаров в 2019 году (в %):

Наибольшими по объему импорта в 2019 году сегментами рынка детских товаров являются «одежда и обувь» и «игры, игрушки и робототехника» – 2,0 млрд. долл. США (+1,5% к 2018 году) и 1,4 млрд. долл. США (+0,01% к 2018 году), соответственно.

По данным Росстата, в Российской Федерации в выпуске товаров для детей участвуют более 15 сопряженных отраслей, среди которых легкая
и деревообрабатывающая промышленность (одежда, обувь, мягкие игрушки, мебель, деревянные игрушки, тетради, альбомы и др.); химическая промышленность (изделия из пластмассы – игрушки, посуда, мебель, товары для детского творчества); пищевая и фармацевтическая отрасли, издательская деятельность (книги, учебники, методические материалы), свыше 1 200 промышленных предприятий, на которых предусмотрено более 300 тыс. рабочих мест.

Основной путь сбыта детских товаров в Российской Федерации –продажа через специализированные розничные магазины и крупные неспециализированные сети (гипермаркеты), 38% и 37%, соответственно. Перспективным направлением сбыта детских товаров становится интернет-торговля, объемы которой ежегодно растут, а также продажа через рынки и ярмарки.

Структура рынка детских товаров в 2019 году (в %):

 

 

Доли ключевых организаций интернет-торговли в 2019 году (в %):

В соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2014 г. № 1162, в 2019 году из средств федерального бюджета поддержано 15 инвестиционных проектов, в том числе:

по разработке и производству инновационных товаров для детей – наборов и отдельных предметов детской бытовой мебели, а также товаров для новорожденных;

по организации промышленного производства миниатюрных коллекционных игрушек из цветных металлов, развивающих навыки конструирования, с использованием метода литья по выплавляемым моделям;

по разработке и промышленному освоению реадаптационной одежды для детей-инвалидов-колясочников;

по разработке и организации производства игр, игрушек, игрового оборудования, включая конструкторы, наборы по робототехнике и другие игрушки, развивающие навыки конструирования;

по созданию производства, основанного на собственной современной технической и технологической базе, по выпуску уличного детского игрового, спортивно-развивающего и спортивного оборудования, сопоставимого по дизайну и качеству с лучшими образцами продукции МАФ, производимыми мировыми лидерами в сфере уличной продукции (включая импортозамещение), для оснащения детских дошкольных организаций, организаций общего среднего образования и общественных пространств, включая дворовые территории;

по разработке и организации производства детской бытовой мебели, удовлетворяющей требованиям зарубежных рынков, в том числе Европейского союза.

Минпромторг России ежегодно принимает участие в ряде конгрессно-выставочных мероприятий в формате коллективных экспозиций производителей индустрии детских товаров.

С 30 января по 3 февраля 2019 года в г. Нюрнберг (Германия) при поддержке Минпромторга России и АО «Российский экспортный центр» прошла юбилейная 70-я международная выставка игрушек и товаров для детей Spielwarenmesse.

В рамках экспозиции свою продукцию представили свыше 30 отечественных производителей, в том числе ОАО «ВЕСНА» (Кировская область), ООО «Простые Правила» (г. Москва), ООО «Умная Бумага»
(г. Санкт-Петербург), ООО «Научные развлечения» (г. Москва),
ООО «Ранний старт» (г. Москва).

В выставке приняли участие 2 886 компаний из 68 стран мира, свыше
68 500 посетителей-специалистов из 131 государства.

С 10 по 13 апреля 2019 года Минпромторг России принял участие
в VI-м Московском международном салоне образования «ММСО-2019» (далее – ММСО), в ходе которого Минпромторгом России была представлена коллективная экспозиция отечественных производителей:

школьная мебель проекта «S-COOL» – разработка отечественной группы компаний «Dmi», удовлетворяющая требованиям не только российских, но и европейских стандартов;

сенсорные панели российского бренда «Nextouch», сочетающие в себе новейшие технологии в области интерактивного обучения, были представлены в рамках макета школьного класса, поделенного на несколько функциональных зон. Ключевая особенность интерактивных панелей – это возможность одновременной работы со всем классом, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья; группа компаний «Исток-Аудио» представила комплексы оборудования для инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения;

пространство 3D моделирования и прототипирования, оборудованное специально разработанным ООО «ЛенГрупп» 3D-принтером «NEO»;

секция робототехники, оснащенная не только интерактивными учебными пособиями, но и действующими моделями роботов и автоматизированного промышленного оборудования от ПО «Зарница»;

музыкальная зона экспозиции, укомплектованная баянами, струнными и духовыми музыкальными инструментами, барабанами российского производства;

соответствующее требованиям учебных заведений звуковое оборудование предоставили ПАО «Октава» и ООО «Русские звуковые системы»;

рояль «Н. Рубинштейн» от фабрики пианино и роялей «Аккорд».

В рамках деловой программы ММСО Минпромторгом России организована панельная дискуссия с участием лидеров отечественной промышленности, представителей экспертного сообщества и руководителей профильных ассоциаций на тему: «Предметная область «Технология», как организующее ядро вхождения в мир технологий».

С 30 мая по 2 июня 2019 года Минпромторг России принял участие
в IV-й российской анимационной выставке и фестивале детских развлечений «Мультимир» (далее – фестиваль Мультимир).

Фестиваль Мультимир посетили более 150 000 человек, 50 мультипликационных студий, производителей детских товаров, торговых сетей и детских телеканалов. Для детей проведены конкурсы, мастер-классы, игры и познавательные квесты.

В рамках фестиваля Мультимир российские производители индустрии детских товаров продемонстрировали достижения в области производства и инновационного развития российских товаров для детей, в том числе с использованием анимационных образов.

31 мая 2019 года ФТПО «Навигатор образовательных технологий» на площадке фестиваля Мультимир в формате проектной сессии организовано мероприятие с участием отечественных производителей товаров для детей, в рамках которого производители и разработчики обсудили возможности взаимодействия при создании инновационных продуктов для индустрии детских товаров, их технологического сопровождения, маркетинговых мероприятий, а также вывода продуктов на рынок.

12 июня 2019 года (г. Москва, ВДНХ) совместно с Минкультуры России, Правительством Москвы, Фондом «Культура наций» в рамках национального проекта «Культура» поддержано проведение третьего Всероссийского фестиваля русского гостеприимства «САМОВАРФЕСТ» (далее по тексту подраздела – Фестиваль).

Основная идея Фестиваля – интеграция в единое культурное и духовное пространство представителей более 190 народов России из 85 регионов страны, соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, а также зарубежных гостей и партнеров из разных стран мира в целях демонстрации современных достижений в разных областях культуры и экономики, социально значимых товаров, в том числе детских, а также продвижения уникальных мест традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел, этнотуристических маршрутов.

На Фестивале российского гостеприимства работало более 10 тематических площадок, посвященных культуре и традициям гостеприимства разных народов, на которых представлена Аллея регионов, многонациональная ярмарка народных промыслов и ремесел, национальные кухни и рестораны, мастер-классы, музыка и мода с самобытными костюмами, проведение мастер-классов, игр, интерактивов и конкурсов среди гостей праздника.

24 сентября 2019 года Минпромторгом России в рамках 25-й Международной выставки «Мир детства – 2019» (г. Москва, ЦВК «Экспоцентр») был организован Конгресс индустрии детских товаров
(далее – Конгресс), в котором приняли участие свыше 300 руководителей производственных и торговых предприятий, представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, ведущих экспертов.

Ключевым мероприятием Конгресса стало Пленарное заседание на тему: «Национальные проекты – драйверы развития индустрии детских товаров», в рамках которого состоялось обсуждение возможностей российской индустрии детских товаров для решения задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7мая 2018 г. № 204 и Указе Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».

В рамках Конгресса состоялся ряд тематических мероприятий:

круглый стол на тему: «Выявление основных проблем и препятствий выхода на рынок образовательных технологий инновационного отечественного оборудования»;

экспертные сессии «Международная кооперация и экспортные стратегии в индустрии детских товаров», «Внедрение системы цифровой маркировки и прослеживания детских товаров», питч-сессия новых проектов организаций индустрии детских товаров.

С 3 по 5 октября 2019 года при поддержке Минпромторга России на территории торгово-выставочного комплекса «Гостиный Двор» (г. Москва) состоялось открытие первого Форума российской спортивной индустрии (далее по тексту подраздела – Форум), проводимого в рамках реализации пункта 18 раздела IV Комплекса мер по формированию современной отрасли спортивной индустрии на 2019-2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 г. № 1188-р.

На пленарном заседании «Спортивная промышленность. Новый раунд» были проведены тематические сессии, на которых участники рынка обсудили вопросы импортозамещения в производстве спортивных товаров и инвентаря, необходимость организации централизованных поставок отечественного спортивного оборудования и инвентаря, а также потенциальные возможности отечественных товаров спортивной индустрии на зарубежных рынках.

За 3 дня работы Форума более 3 000 посетителей смогли ознакомиться
с продукцией 30 отечественных производителей, продемонстрировавших продукцию для занятий горнолыжным спортом, футболом, хоккеем, парусным спортом, а также оборудование для спортивных залов в общеобразовательных и спортивных организациях.

C 31 октября по 2 ноября 2019 года состоялся IV Национальный форум реабилитационной индустрии и универсального дизайна «Надежда на технологии – 2019» (далее по тексту подраздела – Национальный Форум), организованный Минпромторгом России при участии ФГАУ «Ресурсный центр универсального дизайна и реабилитационных технологий».

Национальный Форум был выбран в качестве основной площадки для мероприятий Генеральной ассамблеи Международной неправительственной организации «Rehabilitation International», которую посетили около 100 зарубежных представителей из 50 стран мира.

Демонстрационная часть Национального Форума была представлена экспозицией IX Международной специализированной выставки «ИнваЭкспо. Общество для всех – 2019», включавшей 41 стенд от 65 предприятий реабилитационной направленности из разных регионов России.

2 ноября 2019 года прошли заключительные заседания Генеральной ассамблеи «RehabilitationInternational» и мероприятия научно-деловой программы, включавшие круглый стол «Ассистивные и реабилитационные технологии, инновационные разработки в помощь людям с ограниченными возможностями здоровья» и сессию «Игрушка как средство реабилитации детей».

Итогом работы Национального форума стал «Детско-родительский день», в ходе которого для детей и их родителей организаторами была подготовлена насыщенная культурная и спортивная программа. На открытых площадках Национального форума дети участвовали в мастер-классах, изучали технические средства реабилитации. В общей сложности Национальный форум посетило более 1700 человек.

Характеристика миграционных процессов

По данным Государственной информационной системы миграционного учета (далее – ГИСМУ), в которой отражены данные информационных систем, формируемых МВД России, в 2019 году на территорию Российской Федерации въехало 15,3 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – иностранные граждане) (2018 г. – 16,8 млн. иностранных граждан; 2017 г. – 17,1 млн. иностранных граждан).

Численность прибывших детей в возрасте до 18 лет составила
1,6 млн. человек или 9,2% от общего числа иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации (2018 г. – 9,2%; 2017 г. – 9,3%).

Большинство несовершеннолетних иностранных граждан традиционно прибывает из государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ) – 69,4% (2018 г. – 72%; 2017 г. – 74,8%). В 2019 году численность таких детей увеличилась на 18,2 тыс. человек или 1,8%. Увеличение произошло в основном за счет увеличения потока из Таджикистана
(+35,4 тыс.), Узбекистана (+21,8 тыс.) и Киргизии (+16,7 тыс.). Значительное снижение прибывших детей отмечено из Украины (-28,2 тыс.), Азербайджана (-12,4 тыс.) и Казахстана (-12,1 тыс.).

Ежегодно увеличивается численность детей, прибывающих из стран Европейского союза (далее – ЕС). В 2019 году прирост составил 27,1% или 37,1 тыс. человек (174 тыс.). Значительный прирост прибывших
детей-иностранцев из стран ЕС сформировался в основном за счет въезда детей из Германии (+16,9 тыс.), Италии (+5 тыс.), Испании (+4,2 тыс.), Литвы (+3,5 тыс.), Франции (+2,6 тыс.), Великобритании (+2,3 тыс.) и Латвии
(+2,1 тыс.).

Из числа прибывающих детей других стран значительный прирост прослеживается у граждан Китая (+10,7 тыс.).

Абсолютное большинство прибывших несовершеннолетних иностранных граждан составляют граждане Украины – 319 тыс. или 21,3%
от общего числа въехавших детей, Казахстана – 223 тыс. или 14,9%, Таджикистана – 129 тыс. или 8,6%, Узбекистана – 105 тыс. или 7% и
Киргизии – 98 тыс. или 6,5%.

В общем потоке въезжающих на территорию Российской Федерации иностранных граждан различных государств преобладают дети из Объединенных Арабских Эмиратов (27,3%) и Израиля (17,1%).

52% несовершеннолетних иностранных граждан прибыли с родителями, заявившими целью своего въезда «частная», 21% – «туризм» и только 4,4% детей приехали совместно с трудовыми мигрантами.

В 2019 году с территории Российской Федерации выехало 13,7 млн. человек, в том числе 1,3 млн. или 9,4% несовершеннолетних (2018 г. – 1,4 млн. или 9,4%; 2017 г. – 1,4 млн. или 9,4%).

По состоянию на 1 января 2020 года на территории Российской Федерации находилось более 1,2 млн. детей-иностранных граждан, большинство из которых являются гражданами Украины (208,9 тыс. человек или 15,8%), Таджикистана (190,6 тыс. человек или 14,4%) и Узбекистана (163,2 тыс. человек или 12,3%).

В числе детей-иностранных граждан стран дальнего зарубежья преобладают прибывшие из Китая (45,4 тыс. человек или 3,4%), Германии (18,6 тыс. человек или 1,4%) и Эстонии (15 тыс. человек или 1,1%).

В 2019 году проведена работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего миграционные процессы в стране.

Подписаны Указы Президента Российской Федерации от 24 апреля
2019 г. № 183 «Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» и от 29 апреля 2019 г. № 187
«Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Вступил в силу Федеральный закон
от 27 декабря 2018 г. № 544-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации».

Изменения, внесенные указанными нормативными правовыми актами, направленные на упрощение порядка приобретения российского гражданства отдельными категориями иностранных граждан и сокращение административных барьеров, позволили увеличить число иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, на 84,8%
(497,8 тыс.), в том числе лиц, не достигших возраста 18 лет, – на 60%
(111,7 тыс.). Треть всех несовершеннолетних иностранцев (38,4 тыс.) приобрели российское гражданство благодаря вновь принятым законодательным мерам.

Значительную долю несовершеннолетних, получивших российское гражданство, по-прежнему составляют дети участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей – 27,5% (30,7 тыс. человек).

Более чем на 61% увеличилось число принятых в гражданство Российской Федерации детей, чьи родители признаны носителями русского языка (5,7 тыс.), на 24,1% – принимающих гражданство Российской Федерации совместно с родителем, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (2,9 тыс.).

Также российское гражданство приобрели 455 детей (-24,5%), над которыми установлена опека или попечительство гражданина Российской Федерации, 64 ребенка (-3%), помещенных под надзор российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
33 ребенка (-8,3%) – при усыновлении (удочерении) гражданами Российской Федерации.

Наибольшее количество детей иностранных граждан, принятых в гражданство Российской Федерации, являются выходцами из Украины
(53,5 тыс. человек или 47,8%). Упрощение процедуры получения российского гражданства для граждан данного государства позволило увеличить их число на 189,3%. Еще треть (35,7%) составили дети из Таджикистана (17,7 тыс. человек), Казахстана (15,1 тыс. человек) и Армении (7,1 тыс. человек).

Российская Федерация является участником Конвенции ООН 1951 года и Протокола к ней 1967 года, касающихся статуса беженца, а также целого ряда других международных инструментов в области защиты прав человека. В этой связи в Российской Федерации создана развитая система законодательства в области защиты беженцев и перемещенных лиц.

Признание беженцем лица, не достигшего возраста 18 лет и прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, либо определение его иного правового положения на территории Российской Федерации осуществляется с учетом интересов лица в соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел содействует лицу, ходатайствующему о признании беженцем или признанному беженцем, не достигшему возраста 18 лет и прибывшему на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей или опекунов, в получении сведений о наличии и месте проживания родителей либо иных родственников или опекунов.

В соответствии с законодательством Российской Федерации дети лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище, вправе получать содействие органов исполнительной власти по их устройству в общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

В 2019 году 1,4 тыс. (-6,4%) несовершеннолетних детей были включены в заявления родителей о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и 52 (-13,3%) – в ходатайства о предоставлении статуса беженца.

На конец отчетного периода на учете в территориальных органах МВД России состояло 10,2 тыс. детей, получивших временное убежище
(2018 г. – 16,3 тыс.; 2017 г. – 32,8 тыс.), что составляет 24,3% от общего количества лиц данной категории, и 111 – имеющих статус беженца
(2018 г. – 139; 2017 г. – 139), что составляет 22,8% от общего числа лиц, признанных и состоящих на учете в качестве беженцев.

Численность детей, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами и не достигших возраста 18 лет, по состоянию на 1 января 2020 года составила 68 человек, в том числе до 5 лет – 1 человек, от 6 до 15 лет – 18 человек, от 16 до 17 лет – 49 человек.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий оказывают содействие в устройстве детей вынужденных переселенцев в государственные и муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, а также в переводе их в первоочередном порядке в соответствующие профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования.

По данным статистических отчетов, на территорию Российской Федерации в качестве членов семей – участников Государственной программы в 2010-2019 годах переселилось 202,5 тыс. детей, в том числе в 2019 году – 25,6 тыс. человек.

Доля числа переселившихся детей в составе семей – участников Государственной программы в 2019 году составила 23,6% (2018 г. – 23,1%; 2017 г. – 21,8%).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.081 с.)