Система государственных органов РК. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных органов РК.



Система органов государства представляет собой и организационное единство, так как одни органы избираются или образуются другими; одни руководят деятельностью других; одни подотчетны и ответственны, подконтрольны или подчинены другим.

Кроме того, все государственные органы действуют на основе законов. Акты, принятые вышестоящими органами, обязательны (если они не противоречат конституции) для нижестоящих, т. е. между государственными органами существует тесная организационно-правовая связь.

Следует отметить, что система органов того или иного государства не остается неизменной, а развивается вместе с государством.

Единство системы государственных органов предполагает и разграничение ее на составные части — виды государственных органов. Для определения видов государственных органов (классификации) наука конституционного права пользуется данными анализа действующих конституций и конституционного законодательства демократических государств. Этими актами в различных странах определяются порядок формирования, конституционно-правовое положение отдельных видов и звеньев единого государственного аппарата, их место в системе органов государства, а также основы взаимодействия государственных органов друг с другом.

Структура и виды органов того или иного государства устанавливаются в зависимости от формы государственного устройства и в соответствии с общепринятым принципом разделения властей при осуществлении государственной власти.

  В Республике Казахстан существуют следующие виды государственных органов: высшие и местные органы государственной власти — президент, парламент, правительство являются высшими органами государства, а акимат и маслихат — местными органами государственной власти;

  Осуществление конституционного принципа разделения властей предполагает наличие в демократическом государстве органов законодательных, исполнительных и судебных, которые в своей совокупности составляют основу государственного аппарата в той или иной стране.

Законодательные органы — это органы государства, на которые в соответствии с принципом разделения властей возложена законодательная, нормотворческая деятельность. Они издают законы, т. е. нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой и регулирующие наиболее важные общественные отношения. Законодательная деятельность является прерогативой представительных органов государственной власти, которые избираются, как правило, посредством всеобщих, равных выборов. Они призваны выражать волю народа, являются представителями интересов групп, слоев или всего общества. В настоящее время представительная форма осуществления законодательной власти является наиболее приемлемой с точки зрения демократии и самоуправления народа. Следует отметить, что законодательная власть осуществляется народом не только через своих представителей в парламентах или других законодательных органах. Народ может принимать законы непосредственно, путем всенародного голосования — референдума.

В настоящее время существуют различные современные системы законодательных органов. Они имеют свои названия в зависимости от особенностей и традиций государства. В Республике Казахстан –это Парламент, в России — Федеральное Собрание, в США — Конгресс, в Испании — Кортесы, в Швеции — Риксдаг, в Великобритании — Парламент. Общепринятое собирательное название законодательных органов — парламент.

Исполнительные органы — это те органы, которые осуществляют государственную власть в форме организации исполнения законов. Высшим исполнительным органом в государстве является правительство, которое обычно формируется путем назначения. Способ назначения правительства обусловлен формой правления, политическими и историческими особенностями страны. В президентских республиках правительство формируется президентом.

К ведению правительства обычно относятся следующие вопросы:

— проведение в жизнь законов и иных решений законодательной власти;

— руководство гражданской и военной администрацией;

— руководство внутренней и внешней политикой;

— составление и исполнение бюджета и др. К исполнительным органам государства относятся также министерства и другие центральные административные учреждение и ведомства, которые осуществляют государственное руководство в различных сферах государственной жизни, организуя исполнение законов и других нормативно-правовых актов высших государственных органов.

Судебные органы осуществляют судебную власть, которая является независимой и самостоятельной ветвью государственной власти. Судебная власть осуществляется специальными государственными органами — судами. Основным назначением судов является защита прав всех субъектов права путем разбирательства в процессуальной форме уголовных и гражданских дел и споров.

Высший судебный орган — Верховный суд, является важной составной частью системы разделения властей. Он обладает мощным рычагом сдерживания законодательного и исполнительного органов в случае превышения последними своих полномочий.

Суды формируются различными способами, как путем выборов, так и путем назначения. Независимость судов от других государственных органов обеспечивается тем, что судьи подчиняются только закону, не ответственны ни перед кем, кроме закона и совести. Важнейшей гарантией независимости является несменяемость судей (неограниченный либо длительный срок полномочий), их неприкосновенность (особый порядок привлечения к ответственности в случае совершения правонарушения), высокое социальное положение и материальное обеспечение на очень высоком уровне.

В системе разделения властей исключительно важное место принадлежит институту главы государства. В политической практике это официальное лицо, занимающее формально высшее место в системе государственных органов и осуществляющее высшее представительство государства во внутриполитической жизни и в международных отношениях. Президент как глава государства избирается на свой пост на ограниченный срок всем населением,. Президент, как правило, представляется политически нейтральным лицом. Объем полномочий президента зависит от способа его избрания. Как правило, президент обладает обширными полномочиями в сфере формирования государственных органов, осуществляет представительные полномочия.

Важность и необходимость института главы государства заключается в том, что глава государства координирует деятельность всех высших органов государственной власти, выражает интересы всего общества, служит носителем и гарантом государственного суверенитета. В установленных законом случаях (чрезвычайное, военное положение и др.) на главу государства возлагается весь груз государственной власти, объем его полномочий становится практически неограниченным. Обычный объем полномочий также значителен и распространяется на все сферы государственной деятельности: законодательную, судебную, военную, международную и т. д.

Помимо рассматриваемых традиционных и наиболее распространенных видов государственных органов существуют и другие виды органов государства. Из них можно выделить имеющиеся государстве органы, осуществляющие надзор за законностью и контроль за финансами. Эти органы образуют еще один вид государственных органов — контрольно-надзорные органы государства. К ним относятся например,прокуратура, на которую возложена защита законности, ревизионно-финансовые органы — Счетный комитет и др.

Республика Казахстан так же как и другие государства осуществляет деятельность посредством государственных органов. Конституционно-правовой статус органов нашего государства определяется Конституцией РК, указами Президента РК, постановлениями Правительства РК и исполнительных органов и другими нормативными правовыми актами.

Следует отметить, что властными полномочиями в Республике Казахстан располагают не только органы государства, но и органы местного самоуправления. Однако в соответствии с конституцией последние не являются органами государства и поэтому не осуществляют (если им таковые не делегированы) властные полномочия от имени Республики Казахстан.

Государственные органы РУ в лице гражданина или коллектива граждан образуются и действуют в установленном государством порядке, наделены государственно-властными полномочиями, уполномочены государством на осуществление его задач и функций.

В своей совокупности органы государства образуют систему органов государственной власти РК.

 

 

 

Тема 9. Конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан

                     Краткое содержание лекции

1.Правовой статус Президента определяется статьей 40 Конституции РК которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей Конституции Президент является:

- главой государства;

- высшим должностным лицом государства,опре5деляющим основные направления внешней и внутренней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях;

-символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина

 Президент обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом и ему принадлежит право выступать от имени народа и государства. Таким образом, Президент не относится ни к одной ветви власти, а рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти.

Президент Республики Казахстана, его честь и достоинство неприкосновенны. Посягательство на честь и достоинство Президента Республики преследуется по закону. Обеспечение, обслуживание и охрана Президента Республики и его семьи осуществляются за счёт государства.

Президент имеет знаки отличия — нагрудный знак и штандарт президента Республики Казахстан. По должности становится кавалером ордена «Алтын Кыран». («Золотой Орёл»).

2.Выборы Президента: Порядок выборов Президентаопределяется Конституцией РК (ст.41) и Конституционным законом «О выборах» (Глава 10). Президент избирается совершеннолетними гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух раз подряд. Настоящее ограничение не распространяется на Первого Президента - Лидера Нации Республики Казахстан.

 Требования предъявляемые к кандидату в Президенты: гражданин РК по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет.

Очередные выборы Президента объявляются Мажилисом Парламента не позднее второго воскресенья сентября. Проводятся в первое воскресенье декабря и не могут совпадать по срокам с выборами нового состава Парламента Республики. Внеочередные президентские выборы назначаются решением Президента Республики и проводятся в течение двух месяцев со дня их назначения. Кандидат, набравший более 50% процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным (мажоритарная система абсолютного большинства). Если кандидаты не набрали указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (мажоритарная система относительного большинства).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.014 с.)