Тема № 11: Конституционно-правовой статус депутатов Парламента Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 11: Конституционно-правовой статус депутатов Парламента Республики Казахстан



                             

                                       Краткое содержание лекции

1 Депута́т (от лат. deputatus — посланный) — лицо, выбранное группой граждан в органы власти (обычно имеют в виду законодательную-представительную власть). Депутатом можно стать при выборах по партийным спискам или выборах из списка кандидатов в округах по территориям. Задачей депутата, в общем случае, является представление интересов граждан-избирателей во властных структурах, защита их прав, закрепленных в Конституции и законах. Получая статус депутата, выбранное лицо приобретает неприкосновенность (то есть право на защиту от уголовного или административного преследования в виде усложнённого порядка привлечения к ответственности) с тем, чтобы снизить депутатские риски. Этим понятием обозначают лишь законодателей, работающих в парламенте.

Депутатский МАНДАТ (от лат. "mandatum" — поручение) это:

1) документ, подтверждающий полномочия депутата, предоставленные ему избирателями, интересы которых он представляет;

2) основы, на которых базируются взаимоотношения депутата и избирателей.

 

По своей природе депутатский М. может быть императивным и свободным. Депутатский мандат может быть императивным и свободным. Императивный М. предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного М. в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного М. заключается в том, что депутат связан наказами избирателей — поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. Депутат Парламентане вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение этого правила влечет за собой прекращение полномочий депутата по представлению Центральной избирательной комиссии Республики.

Депутат Парламента вправе: 1) избирать и быть избранным в координационные и рабочие органы Парламента и его Палат; 2) вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; 3) высказывать свое мнение по кандидатурам должностных лиц, которые избираются или назначаются Палатами Парламента либо согласие на назначение которых дается Палатами Парламента;4) вносить в Бюро Палат предложения по вопросам, предлагаемым для рассмотрения на совместных и раздельных заседаниях Палат Парламента, а в случае непринятия его предложений - вносить их на рассмотрение пленарных заседаний Палат; 5) предлагать вопросы для рассмотрения на заседаниях органов Парламента и его Палат; 6) вносить предложения о заслушивании на сессии Парламента отчета или информации должностных лиц, подотчетных Палатам Парламента;7) в установленном законом порядке обращаться с депутатскими запросами; 8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании; 9) выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки;10) вносить поправки к проектам законов, постановлений, других принимаемых Парламентом актов; 11) знакомить депутатов Парламента с обращениями граждан, имеющими общественное значение;12) знакомиться с текстами выступлений депутатов в стенограммах и протоколах заседаний Парламента; 13) осуществлять другие полномочия в соответствии с настоящим Конституционным законом, регламентами Парламента и его Палат.

По вопросам депутатской деятельности депутат пользуется правом беспрепятственного посещения государственных органов, общественных объединений, государственных организаций, а также правом безотлагательного приема их руководителями и другими должностными лицами.  Порядок посещения депутатом организаций, деятельность которых связана с государственными секретами, устанавливается законом. Депутат обязан участвовать в работе Парламента и его органов, в состав которых он избран. Голосование в Парламенте осуществляется депутатом только лично. Председатель Палаты, либо соответственно руководитель органа, членом которого является депутат, в сроки, установленные регламентом, сообщают депутату о времени и месте проведения сессий, заседаний органа, а также о вопросах, вносимых на их рассмотрение, представляют ему необходимые материалы по этим вопросам.  В случае невозможности прибыть на заседание депутат заблаговременно сообщает об этом председателю Палаты либо соответственно руководителю органа Парламента или его Палаты. Отсутствие депутата без уважительных причин на заседаниях Палат и их органов более трех раз, как и передача права голоса, влечет за собой применение к депутату установленных настоящим Конституционным законом мер взыскания. Депутат, входящий в состав Бюро Палат, их постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, вправе вносить любые вопросы и предложения на их рассмотрение, участвовать в подготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, а также в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за их выполнением.  Депутат, не согласный с решением органа Парламента, в состав которого он входит, вправе изложить свою точку зрения на сессии Парламента или сообщить о ней в письменной форме председательствующему.  Депутат, не входящий в состав Бюро Палат, их соответствующих постоянных комитетов, комиссий Парламента и его Палат, может участвовать на заседаниях указанных органов, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением Бюро Палат, постоянного комитета или комиссии депутат может внести свои предложения в качестве поправок к законопроекту, проекту постановления. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются на сессии Парламента и по ним проводится голосование.

Депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и депутатских групп.

Фракция политической партии — организованная группа депутатов, представляющих политическую партию, зарегистрированную в порядке, установленном законом, которая в целях выражения интересов соответствующей политической партии создается в Мажилисе Парламента. Минимальная численность фракции политической партии определяется Регламентом Мажилиса Парламента. В состав фракции политической партии могут входить депутаты Мажилиса Парламента. Депутат имеет право состоять только в одной фракции политической партии.

Депутатская группа — объединение депутатов для совместного осуществления своих полномочий. В составе депутатской группы должно быть не менее пятнадцати депутатов Парламента.Регистрация фракций политических партий осуществляется в Бюро Мажилиса Парламента, регистрация депутатских групп осуществляется в Бюро Палат Парламента. Регистрация фракций политических партий и депутатских групп производится явочным порядком.

 

2.Полномочия Депутата Парламента:

  Полномочия депутата Парламента начинаются с момента его регистрации в качестве депутата Парламента Центральной избирательной комиссией Республики. На первой сессии Парламента на совместном заседании его Палат депутаты приносят народу Казахстана следующую присягу:. Принятие присяги осуществляется Президентом и проводится в торжественной обстановке в присутствии членов Правительства, Конституционного Совета, судей Верховного Суда, экс-Президентов Республики.

Полномочия депутата Парламента прекращаются в случаях подачи в отставку, его смерти, признания депутата по вступившему в законную силу решению суда недееспособным, умершим или безвестно отсутствующим и в иных случаях, предусмотренных Конституцией и Конституционным законом. Полномочия депутатов Мажилиса Парламента, избранных Ассамблеей народа Казахстана, могут быть досрочно прекращены по ее решению. Полномочия назначенных депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики. Полномочия депутатов Сената Парламента, избранных на совместном заседании выборщиков в лице депутатов, представляющих все маслихаты соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики, могут быть досрочно прекращены по решению выборщиков.

Депутат Парламента лишается своего мандата при: 1) его выезде на постоянное место жительства за пределы Казахстана;2) вступлении в законную силу в отношении его обвинительного приговора суда;3) утрате гражданства Республики Казахстан.

Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при: 1) выходе или исключении его из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;2) прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран.

При прекращении полномочий депутата Парламента Центральной избирательной комиссией принимается постановление, в котором констатируется факт наступления оснований, влекущих прекращение или утрату полномочий депутата Парламента, и принимается решение о внесении в соответствующую Палату Парламента представления о досрочном прекращении или утраты полномочий депутата Парламента.На основании представления Центральной избирательной комиссии Палата Парламента прекращает или утрачивает полномочия соответствующего депутата Парламента. Полномочия депутатов Парламента и Мажилиса Парламента прекращаются в случае роспуска соответственно Парламента или Мажилиса Парламента.

Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламента и заседаниях его органов, в состав которых он входит.

 

3 Депутатские запросы и вопросы:

Депутатский запрос является официально обращенным на совместном и раздельном заседании Палат Парламента требованиемдепутата к должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламента обоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим в компетенцию этого органа или должностного лица.

Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом к Премьер-министру и членам Правительства, председателю Национального банка, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. При этом запрос, обращенный к Генеральному прокурору, не может касаться вопросов, связанных с осуществлением функций уголовного преследования. Рассмотрение запросов, обращенных к председателю Комитета национальной безопасности, проводится на закрытом заседании Палат..

Запрос может быть внесен в письменной форме и подлежит оглашению на сессии Парламента. Должностные лица, к которым обращен запрос, обязаны дать по нему устный или письменный ответ на сессии Парламента. Письменный ответ на запрос представляется в срок не более месяц а и оглашается на сессии. По ответу на запрос могут быть открыты прения. Депутат вправе выразить свое отношение к ответу на запрос. По ответу на запрос и результатам его обсуждения принимается постановление Парламента или его соответствующей Палаты. Запрос и ответ на него могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

Депутаты вправе на совместном и раздельном заседании Палат обращаться с устными вопросами к Премьер-министру и членам Правительства, председателю Национального Банка, председателю и членам Центральной избирательной комиссии, Генеральному прокурору, председателю Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, председателю и членам Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Ответ на вопрос дается на данном заседании, а при необходимости дополнительной подготовки к ответу - в трехдневный срок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.218.230 (0.008 с.)