Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы осуществления полномочий Парламента:



Сессии Парламента – основная организационно-правовая форма осуществления его полномочий. Сессия Парламента – это совместные и раздельные заседания его Палат с определенной повесткой дня. Первая сессия Парламента созывается Президентом не позднее 30 дней со дня опубликования итогов выборов. На первой сессии Парламента до избрания Председателей Сената и Мажилиса на заседаниях Сената и Мажилиса председательствуют соответственно Президент и Председатель Центризбиркома. Очередные сессии Парламента проводятся раз в год, начиная с первого рабочего дня сентября и заканчивая последним рабочим днем июня. Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената и Мажилиса. Сессия открывается Президентом, а в случае его отсутствия – Председателем Мажилиса. В период между сессиями Парламента Президент по собственной инициативы, по предложению Председателей Палат или не менее 1/3 от общего числа депутатов Парламента может созвать внеочередное совместное заседание Палат. На нем могут рассматриваться лишь вопросы, послужившие основанием для его созыва. Кворум сессии – это то количество депутатов, при котором парламент может начать работу и принимать решения. Совместные и раздельные заседания Палат правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа депутатов каждой из Палат. Сессии Парламента публичны. Это значит, что совместные и раздельные заседания Палат являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, могут проводиться закрытые заседания. Президент, Премьер-Министр, члены Правительства, Председатель Национального Банка, Генеральный Прокурор, Председатель КНБ, Государственный секретарь, Руководитель Администрации Президента вправе присутствовать на любых, как открытых, так и закрытых заседаниях и имеют право быть выслушанными.

Парламентские слушания. Палаты Парламента по вопросам своей компетенции проводят парламентские слушания. Они проводятся по решению Бюро Палат постоянными комитетами Палат. Они могут быть открытыми и закрытыми. Парламентские слушания не проводятся в дни совместных или раздельных пленарных заседаний Палат.

Рабочие органы Парламента. Ими являются постоянные комитеты Сената и Мажилиса, а также совместные комиссии Палат. Постоянные комитеты Палат образуются для ведения законопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Палат. При образовании постоянных комитетов Палаты определяют их перечень и количественный состав, а затем избирают членов постоянных комитетов, образуемых Сенатом и Мажилисом, число которых не должно превышать семи в каждой Палате (по международным отношениям, по законодательству, по экономическим реформе). Для решения вопросов, касающихся совместной деятельности Палат, Сенат и Мажилис вправе на паритетных началах образовывать совместные комиссии, численный состав которых определяется по согласованию между Палатами. Избрание членов Комиссии осуществляется каждой из Палат. Заседания постоянных комитетов и комиссий правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа их членов.Комитеты и комиссии по вопросам своей компетенции издают постановления.

Координационные органы Парламента. Ими являются Бюро Сената и Бюро Мажилиса, образуемые при Председателях Палат. Бюро включает в себя заместителей Председателей Палат, председателей постоянных комитетов Палат.  Бюро Палат: осуществляют координацию работы комитетов и комиссий Палат; подготавливают для Палат предложения по очередности рассмотрения проектов законов и иных решений Парламента и его Палат; оказывает содействие в организации совместной работы комитетов по вопросам, относящимся к компетенции нескольких комитетов; решает иные вопросы организации работы Палат, не отнесенные к компетенции других органов и должностных лиц Парламента. Заседания Бюро Палат созываются Председателями Палат по мере необходимости и правомочны при наличии не менее 2/3 от общего числа их членов.

4. Председатели Палат Парламента РК: Председатели возглавляют Палаты Парламента. Они избираются соответственно Сенатом и Мажилисом из числа их депутатов, свободно владеющих государственным языком, тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Палат. Кандидатура на должность Председателя Сената выдвигается Президентом Республики. Внесение новой кандидатуры, если Сенат отклонил предложенную, осуществляется также Президентом. Кандидатуры на должность Председателя Мажилиса выдвигаются депутатами Палаты. Председатели палат могут быть отозваны от должности, а также вправе подать в отставку, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов Палат.

Полномочия Председателей Палат Парламента: созывают заседания Палат и председательствуют на них; осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на рассмотрение Палат; обеспечивают соблюдение Регламента в деятельности Палат; руководят деятельностью координационных органов; подписывают акты, издаваемые Палатами; назначают по 2 члена Конституционного Совета РК; выполняют другие обязанности. Если при голосовании в соответствующей Палате голоса депутатов разделятся поровну, то Председатели Палат пользуются правом решающего голоса. Председатель Сената, и председатель Мажилиса имеют по одному заместителю, которые избираются Палатой по представлению председателя большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Заместители Председателей Палат выполняют по уполномочию Председателей отдельные их функции, а также замещают Председателей в случае их отсутствия или невозможности осуществления ими своих обязанностей. Заместители могут быть по предложению Председателей отозваны от должности, если за это проголосовало большинство от общего числа депутатов соответствующей Палаты. По вопросам своей компетенции Председатели Палат издают распоряжения.

3. Акты Парламента Республики Казахстан:

 

Парламент принимает имеющие обязательную силу на всей территории Республики  законы Республики Казахстан, в том числе конституционные, постановления Парламента. Сенат и Мажилис по вопросам своей компетенции принимают постановления.  Также Парламент и его Палаты вправе по вопросам своей компетенции принимать обращения, декларации, заявления, иные акты, не носящие законодательного характера. Их принятие осуществляется с соблюдением условий и требований, установленных регламентами Парламента и его Палат. При принятии Парламентом законодательных и иных актов в совместном заседании Сената и Мажилиса голосование проводится раздельно по Палатам.

Компетенция Парламента по принятию законов: Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: 1) правосубъектности физических и юридических лиц, гражданских прав и свобод, обязательств и ответственности физических и юридических лиц; 2) режима собственности, иных вещных прав; 3) основ организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, государственной и воинской службы;4) налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей; 5) республиканского бюджета; 6) вопросов судоустройства и судопроизводства; 7) образования, здравоохранения и социального обеспечения; 8) приватизации предприятий и их имущества; 9) охраны окружающей среды; 10) административно-территориального устройства Республики; 11) обеспечения обороны и безопасности государства. 2. Все иные отношения регулируются подзаконными актами.

 

4. Законодательный процесс в Парламенте Республики

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона,

1.Законодательная инициатива -стадия законодательного процесса, состоящая в вынесении на рассмотрение органом законодательной властизаконопроекта или законодательного предложения по принятию, изменению или отмене законаЗаконодательной инициативой является официальное внесение субъектом права законодательной инициативы текста проекта закона или иного законодательного акта Парламента, обязательного к рассмотрению Парламентом.

Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит:1) Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием;2) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением;3) Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.

 Проекты законодательных актов, внесенные Президентом Республики, депутатами и Правительством, постановлением Мажилиса направляются для рассмотрения в соответствующие постоянные комитеты Мажилиса и могут быть рассмотрены на его пленарном заседании лишь при наличии по ним заключений постоянных комитетов Мажилиса. Проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, могут быть внесены лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Для проектов законодательных актов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики, наличие такого заключения не требуется.Иные вопросы, связанные с порядком осуществления права законодательной инициативы, решаются регламентом Мажилиса.

Очередность рассмотрения проектов законов и иных актов Парламента определяется Парламентом, его Палатами, а также, в установленных Конституцией случаях, Президентом Республики.;. Президент Республики специальным посланием Парламенту имеет право: 1) определять приоритетность рассмотрения проектов законов; 2) объявлять рассмотрение проекта закона срочным, означающее, что Парламент должен рассмотреть данный проект в течение месяца со дня его внесения. При неисполнении Парламентом настоящего требования Президент Республики вправе издать указ, имеющий силу закона, который действует до принятия Парламентом нового закона в установленном Конституцией и законодательством порядке.

2. Принятие законов: 1. Законопроект, рассмотренный и одобренный большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается в течение не более шестидесяти дней со дня получения Сенатом проекта. Принятый большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект становится законом и представляется Президенту на подпись. Отклоненный в целом большинством голосов от общего числа депутатов Сената проект возвращается в Мажилис. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов вновь одобрит проект, он передается в Сенат для повторного обсуждения и голосования. Повторно отклоненный Сенатом проект закона не может быть вновь внесен в течение той же сессии.

2. Внесенные большинством голосов от общего числа депутатов Сената изменения и дополнения в законопроект направляются в Мажилис. Если Мажилис большинством голосов от общего числа депутатов согласится с предложенными изменениями и дополнениями, закон считается принятым. Если Мажилис тем же большинством голосов возражает против внесенных Сенатом изменений и дополнений, разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

3. Проект конституционного закона, рассмотренный и одобренный не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней. Принятый не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Сената проект становится конституционным законом и в течение десяти дней представляется Президенту Республики на подпись. Отклонение в целом проекта конституционного закона осуществляется Мажилисом или Сенатом большинством голосов от общего числа депутатов Палаты. Отклоненный проект конституционного закона возвращается его инициатору.Внесенные Сенатом не менее чем двумя третями голосов его депутатов изменения и дополнения в проект конституционного закона направляются в Мажилис. Если Мажилис не менее чем двумя третями голосов его депутатов согласится с внесенными Сенатом изменениями и дополнениями, конституционный закон считается принятым.Если Мажилис при голосовании по внесенным Сенатом изменениям и дополнениям не согласился с ними не менее чем двумя третями голосов депутатов, то разногласия между Палатами разрешаются путем согласительных процедур.

 4. В связи с непринятием внесенного Правительством проекта закона Премьер-министр вправе на совместном заседании Палат Парламента поставить вопрос о доверии Правительству. Голосование по этому вопросу проводится не ранее чем через сорок восемь часов с момента постановки вопроса о доверии. Если предложение о вотуме недоверия не наберет большинства голосов от общего числа депутатов каждой из Палат, проект закона считается принятым без голосования. Однако Правительство не может пользоваться этим правом более двух раз в год.

3.Представление законов Республики на подпись Президенту Республики: Принятые Парламентом законы в течение десяти дней со дня их принятия, предварительно скрепленные подписью председателя каждой из Палат Парламента, а также, если проект закона вносился Правительством, подписью Премьер-министра, (Консигнатура подписи Президента- письменное подтверждение) представляются на подпись Президенту Республики, который в течение одного месяца подписывает представленный закон и обнародует его либо возвращает закон или отдельные его статьи в Парламент для повторного обсуждения и голосования .(отлагательное вето) Не возвращенный в течение названного срока закон считается подписанным. Если сессия Парламента закрывается до истечения срока, в течение которого закон может быть возвращен Президентом, закон возвращается Президентом в первый день очередной сессии Парламента.

4. Рассмотрение Парламентом Республики возражений Президента Республики

Повторное обсуждение и голосование по законам или статьям закона, вызвавшим возражения Президента Республики, проводятся в месячный срок со дня направления возражений. Несоблюдение этого срока означает принятие возражений Президента.Возвращенные с возражениями Президента Республики закон или его статьи после выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Мажилиса выносятся на пленарное заседание Мажилиса для принятия Палатой решения.Если Мажилис по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то дальнейшее рассмотрение возражений Президента Палатами Парламента прекращается и закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Если Мажилис большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то закон с возражениями Президента передается для дальнейшего рассмотрения в Сенат. После выработки заключения соответствующим постоянным комитетом Сената закон или его статьи с возражениями Главы государства выносятся на пленарное заседание Сената. Если Сенат по итогам голосования не подтверждает ранее принятого Парламентом решения по закону, то закон считается непринятым или принятым в редакции, предложенной Президентом. Если Сенат большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Палаты подтвердит ранее принятое по закону решение, то возражения Президента по закону считаются преодоленными. В этом случае закон или, соответственно, его статьи считаются принятыми в той редакции, в которой он был принят Парламентом в первый раз, и Президент подписывает данный закон в течение одного месяца с момента его представления на подпись. В ходе рассмотрения возражений в Мажилисе Президент Республики вправе с учетом предложений депутатов изменить предложенную им в возражениях редакцию закона в целом либо соответствующих отдельных его статей. При повторном обсуждении и голосовании закона или отдельных его статей на заседаниях Палат Парламента голосование проводится по закону в целом, если возражения Президента вызвал закон в целом, либо по статьям, вызвавшим возражения Президента Республики. В случае если возражения Президента Республики внесены на принятые Парламентом конституционные законы, то в этом случае возражения рассматриваются в порядке, предусмотренном для рассмотрения возражений на законы. При этом возражения Президента на конституционные законы преодолеваются Парламентом не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа депутатов каждой из Палат. Законы Республики вступают в силу после их подписания Президентом Республики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.016 с.)