Принцип : Всеобщее избирательное право 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип : Всеобщее избирательное право



Всеобщее активное избирательное право – это право граждан Республики участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, мета жительства или любых иных обстоятельств. –(ст. 4 ч.1 Закона «О выборах в РК»). П раво граждан РК быть избранными в государственные органы ограничивается цензами, установленными Конституцией, ст. 4 ч.2 Закона «О выборах». Это цензы: возрастные, гражданства, оседлости, языковой. Например, Президентом РК может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе 40 лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние 15 лет. – ст. 41 ч. 2 Конституции и т.д.

В выборах не участвуют, т. е. не имеют право избирать и быть избранными, граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

   
  2 принцип: Равное избирательное право Это значит, что избиратели участвуют в выборах на равных основаниях, и каждый из них соответственно обладает одним голосом.  3 принцип: Прямое избирательное право: Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. Непосредственно – значит самостоятельно, а не через выборщиков.
   

Косвенное избирательное право: При выборах депутатов Сената действует другой принцип избирательного права- косвенное избирательное право.  Это означает, что депутатов Сената Парламента избирает не непосредственно население, а выборщики. В соответствии со ст. 7 Конституции РК в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики – граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов.

   4. принцип избирательного права – тайное голосование. Голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей.

 5.принцип избирательного права – добровольность участия граждан в выборах. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его волеизъявление.

 2. Избирательная система: понятие, виды избирательных систем

В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком.

Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов.

Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными.

    Виды избирательных систем получившие наибольшее распространение в мировой практике организации и проведения выборов:: 1) мажоритарная: а) абсолютного большинства (50+1); б) относительного большинства; в) квалифицированного большинства (2\3, 3\4).

 2) пропорциональная; 3) смешанная;

1. Мажоритарная избирательная система (от французского слова «majorite» - «большинство»). По правилам мажоритарной избирательной системы избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие большинство голосов избирателей.

Существует три модификации мажоритарной избирательной системы: мажоритарная система относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

А) При выборах депутатов маслихатов и членов органов местного самоуправления образуются многомандатные избирательные округа и применяется мажоритарная система относительного большинства. Мажоритарная система относительного большинства - это система, при которой избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший наибольшее количество голосов избирателей по сравнению с другими. Если из нескольких кандидатов двое набрали одинаковое количество голосов, проводится повторное голосование которое предполагает проведение второго тура, в котором принимают участие, два кандидата, набравшие наибольшее число голосов избирателей в первом туре. Для избрания во втором туре достаточно относительного большинства голосов, и поэтому такую систему называют «системой двух туров».

Б) Мажоритарная система абсолютного большинства -это система при которой для избрания кандидата (списка кандидатов) требуется набрать абсолютное большинство голосов избирателей (50% +1 голос).  При выборах Президента и депутатов Сената применяется мажоритарная система абсолютного большинства, т.е побеждает кандидат, набравший в первом туре более 50% голосов избирателей.

    В) Мажоритарная система квалифицированного большинства- избранным считается кандидат, получивший заранее установленное число голосов (например, 2/3, 3/4 и т. д.). Квалифицированное большинство всегда больше абсолютного. Мажоритарная система квалифицированного большинства применяется крайне редко.

 

2. Пропорциональная избирательная система - используется при проведении выборов в представительные органы власти и предполагает участие в избирательном процессе политических партий, формирующих списки своих кандидатов. Так, при выборах 98 депутатов Мажилиса, избираемых по с пискам политических партий,применяетсяпропорциональная система.

  В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип распределения депутатских мандатов пропорционально полученному каждым списком кандидатов числу голосов избирателей. Пропорциональная система может применяться только в многомандатных избирательных округах. Для пропорционального распределения депутатских мандатов, как правило, используется метод избирательной квоты. Избирательная квота - это наименьшее число голосов избирателей, необходимое для избрания одного депутата. Применяются различные методы определения избирательной квоты. Простейший способ определения избирательной квоты был предложен Т. Хэром. Квота Т. Хэра определяется посредством деления общего числа поданных по данному округу голосов избирателей на количество подлежащих распределению мандатов. В большинстве государств, использующих пропорциональную избирательную систему при определении результатов выборов, действует законодательно установленный «заградительный барьер», в соответствии с которым обязательным условием участия партии в распределении депутатских мандатов является получение ею определенного минимума голосов избирателей.

Заградительный барьер - при пропорциональной избирательной системе заградительный барьер (процентная норма) устанавливает, какой процент голосов должна получить политическая партия, что бы быть представленной в парламенте.Существующая практика процентных барьеров, установленных на выборах в различных странах, свидетельствует, что их уровень близок к показателю 5 %, который, с одной стороны, позволяет поддерживать стабильность политической системы, с другой - более полно учитывать волеизъявление избирателей. Минимальные «пороги представительства» устанавливаются на уровне от 3% до 5%, например: процентные пороги, существующие в странах с пропорциональной системой выборов: 10% - Турция, 8% - Лихтенштейн, 7% - Грузия, 7% - в Республике Казахстан. Последние внеочередные выборы депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан прошли 15 января 2012 года. По результатам выборов  за партию «Нур Отан» проголосовало 80,99% избирателей, «Ак жол» - 7,47%, КНПК - 7,19%, за «Ауыл» - 1,19%, ОСДП - 1,68%, «Әділет» - 0,66%, Партию патриотов Казахстана - 0,83%.

Таким образом, 7%-й барьер преодолели 3 партии - Народно-демократической партии «Нур Отан», Демократической партии Казахстана «Ак жол», Коммунистической народной партии Казахстана. Партия, «Нур Отан» получила 83 мандаттов, «Ак жол» - 8, КНПК - 7.
 Последние выборы в Мажилис показали слабость большинства существующих в стране политических партий, за исключением НДП "Нур Отан", опирающейся во многом на авторитет главы государства. Недостаток установления процентной нормы в том, что он может искажать принцип справедливого распределения мандатов за счет распределения голосов, полученных партиями, не преодолевшими заградительный барьер.

Таким образом, применение заградительного барьера вызвано необходимостью ограничить проникновение в парламент малочисленных, неустойчивых политических партий, способных дестабилизировать деятельность этого представительного органа.

3. Смешанная избирательная система -предполагает одновременное использование при формировании представительных органов государственной власти элементов пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Смешанная избирательная система имеет своей целью соединить достоинства различных избирательных систем и по возможности компенсировать их недостатки.

Электронная избирательная система - это совокупность информационных технологий, информационных сетей и средств их программно-технического обеспечения, предназначенных для автоматизации информационных процессов при подготовке и проведении выборов. При проведении выборов для составления списков избирателей, голосования, установления итогов голосования и определения результатов выборов на территории избирательного округа может использоваться электронная избирательная система

3. Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса:

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов

Стадии избирательного процесса:

1. Назначение выборов

2. Формирование избирательных органов избирательных округов и избирательных участков

3. Составление списков избирателей

4. Выдвижение кандидатов и их регистрация

5. Предвыборная агитация

6. Финансирование выборов

7. Голосование, подсчёт голосов, установление результатов выборов их опубликование.

СТАДИЯ: НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Выборы Президента объявляются Мажилисом Парламента не позднее второго воскресенья сентября.; внеочередные президентские выборы назначаются решением президента республики;

Выборы депутатов Сената -назначаются Президентом Республики за четыре месяца до окончания конституционного срока полномочий депутатов Сената и проводятся за два месяца до окончания конституционного срока их полномочий; внеочередные выборы - назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента.

 Выборы Мажилиса назначаются Президентом Республики за пять месяцев и проводятся за два месяца до окончания срока полномочий депутатов Мажилиса; Внеочередные выборы депутатов, назначаются Президентом Республики одновременно с принятием им решения о досрочном прекращении полномочий Парламента или Мажилиса Парламента и проводятся в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Парламента или Мажилиса Парламента.

    Выборы депутатов маслихатов назначаются ЦИК за три месяца до истечения срока полномочий маслихатов и должны быть проведены за месяц до истечения конституционного срока полномочий маслихатов; Внеочередные выборы депутатов маслихатов, полномочия которых досрочно прекращены, назначаются ЦИК на основании Указа Президента о досрочном прекращении полномочий маслихата, решения маслихата о самороспуске и должны быть проведены не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий маслихатов.

 Выборы органов местного самоуправления назначаются территориальной комиссией не менее чем за два месяца до истечения срока полномочий органов местного самоуправления и должны быть проведены не менее чем за месяц до истечения установленного законом срока их полномочий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.018 с.)