Тема № 12 Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 12 Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан



                             

                     Краткое содержание лекции

1. Правительство Республики Казахстан - понятие, структура

Правительство осуществляет исполнительную власть РК, возглавляет систему исполнительных органов и руководит их деятельностью. Правительство образуется Президентом республики в порядке, предусмотренном Конституцией РК.

Правительство является коллегиальным органом и в своей деятельности ответственно перед Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией – перед Мажилисом и Парламентом РК. Президент после консультаций с фракциями политических партий представленных в Мажилисе Парламента вносит на рассмотрение Мажилиса для дачи согласия кандидатуру Премьер-Министра РК. С согласия Мажилиса назначает на должность Премьер-министра Республики.Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Премьер-министром Республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра. Президент назначает на должности членов Правительства.

 Структуру Правительств а образуют министерства и иные центральные исполнительные органы. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр республики, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Президент назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции Правительство республики действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом республики. Правительство республики исполняет свои обязанности до утверждения нового состава Правительства республики.

Сложение полномочий перед вновь избранным Президентом республики осуществляется путем подачи Правительство письменного заявления, адресованного вновь избранному главе государства и подписанного членами Правительства. Заявление о сложении полномочий подается после официального вступления в должность вновь избранного главы государства.Сложение полномочий Правительства означает прекращение полномочий его членов.

ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - Вотум (от лат. «votum» — желание, воля), мнение, выраженное голосованием. В ряде государств при вынесении вотума недоверия правительство, как правило, выходит в отставку либо парламент (нижняя палата) распускается главой государства и проводятся досрочные парламентские выборы.

 

2. ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА  — предусмотренное Конституцией основание сложения с себя Правительством полномочий.

Правительство и любой его член вправе заявить Президенту республики о свое отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них функций. В отставку подают также члены Правительства, не согласные с проводимой Правительством политикой или не проводящие ее. Правительство заявляет Президенту Республики о своей отставке при выражении Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 56 и пунктом 7 статьи 61 Конституции. Президент Республики в десятидневный срок рассматривает вопрос о принятии или отклонении отставки. Принятие отставки означает прекращение полномочий Правительства либо соответствующего его члена. Принятие отставки Премьер-Министра означает прекращение полномочий всего Правительства.  При отклонении отставки Правительства или его члена Президент поручает ему дальнейшее осуществление его обязанностей.. Перед вновь избранным Мажилисом Парламента Премьер-Министр Республики ставит вопрос о доверии Правительству путем письменного обращения, адресованного в Мажилис Парламента.В случае выражения Мажилисом доверия Правительство продолжает исполнять свои обязанности, если иное не будет решено Президентом Республики. Президент республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена.

3.Правительство республики:

1) Разрабатывает основные направления государственной социально-экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению;

2) Разрабатывает государственные программы;

3) Разрабатывает и реализует индикативные планы социально-экономического и научно-технического развития;

4) В порядке, определяемом Президентом республики, участвует в разработке республиканского бюджета и его изменениях, представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета;

5) Разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики; обеспечивает государственный контроль за соблюдением законности при образовании и использовании государственных, валютных, финансовых и материальных ресурсов;

6) Осуществляет структурную и инвестиционную политику;

7) Вырабатывает и организует государственную политику ценообразования; устанавливает номенклатуру продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены;

8) Организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности;

9) Определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования;

10) Разрабатывает и реализует основные направления государственной региональной политики; обеспечивает решение межрегиональных проблем и вопросов социально-экономического развития регионов;

11) Определяет и реализует государственную политику по развитию науки и техники, внедрению новых технологий, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта;

12) Разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды;

13) Обеспечивает осуществление правовой реформы; разрабатывает и реализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законности и правопорядка, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственных границ республики;

14) Принимает решения о проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений; обеспечивает развитие взаимоотношений республики с иностранными государствами, международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализации внешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли; осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовыми организациями.

 

4.Правительство Республики на основе и во исполнение Конституции РК, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления.

Постановления Правительства подписываются Премьер-министром республики.

Премьер-министр республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера.

Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики, принятые в пределах их компетенции, имеют обязательную силу на всей территории республики.

Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра республики разрабатываются и принимаются в порядке, определяемом регламентом Правительства республики.

Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством республики.

Распоряжения Премьер-министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-министром республики.

Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом РК в установленных Конституцией формах.

Члены Правительства самостоятельны в принятии решений в пределах своей компетенции, несут персональную ответственность перед Премьер-министром республики за работу подчиненных им государственных органов или порученный им участок работы.

Правительство подотчетно Парламенту республики в случае, предусмотренном ст. 53 п. 6 Конституции РК.

Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном ст. 57 п.6 Конституции РК.

Заседания Правительства проводятся не реже 1 раза в месяц.

Заседания Правительства созываются Премьер-министром либо Президентом республики.

На заседаниях Правительства председательствует Премьер-министр, а в его отсутствие – заместитель Премьер-министра, замещающий Премьер-министра в соответствии с распределением обязанностей. При рассмотрении Правительством особо важных вопросов на его заседаниях председательствует Президент РК.

Заседание Правительства считается правомочным, если в нем принимает участие не менее 2/3 членов Правительства. Члены Правительства участвуют в его заседаниях без права замены.

Заседания Правительства являются открытыми. По инициативе Президента либо Премьер-министра могут проводиться закрытые заседания Правительства.

  Правительственный час — время на заседании парламента, отведённое для ответов членов правительства и других должностных лиц на вопросы депутатов] Одна из форм осуществления парламентского контроля. Проводится регулярно. Периодичность определяется принятым в палате регламентом.

Члены правительства республики не вправе: Быть депутатами представительного органа;Занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;Осуществлять предпринимательскую деятельность;Входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Тема 13. Конституционный Совет Республики Казахстан

Краткое содержание лекции

  1.Конституционный Совет Республики Казахстан — коллективный орган конституционного контроля в Казахстане. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ — одна из форм контроля заключающаяся в проверке конституционности законодательства и правоприменительной практики. Необходимость К.к. обусловлена наличием Конституции, потребностью действия конституционно закрепленных норм и принципов для установления и поддержания баланса полномочий высших органов власти. Поэтому главная задача К.к. заключается в обеспечении верховенства и стабильности Конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина. Принято различать две формы К.к.: предварительный (превентивный) и последующий, или текущий (иногда еще его именуют репрессивным). Предварительный К.к. — это контроль за конституционностью законов, осуществляемый на стадии их принятия. Такая форма контроля существует в Республике Казахстан, Швеции, Финляндии, Канаде, Италии, а также частично во Франции, где Конституционный совет обладает правом проверки закона до его вступления в силу. Такая превентивная мера слежения за конституционностью предотвращает возникновение ситуаций, требующих применения жестких мер, связанных, к примеру, с приостановлением действия нормативных актов. Есть страны, где применяются обе формы К.к. (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама). В РФ федеральный Конституционный Суд правом осуществления предварительного К.к. не наделен. Текущий К.к. осуществляется в отношении уже принятого и вступившего в силу закона (иного правового акта). Кроме того, принято различать: конкретный К.к. — определение конституционности закона при рассмотрении конкретного судебного дела; абстрактный К.к. — определение конституционности закона вне зависимости от наличия конкретного судебного дела. В РФ применяется последняя форма контроля, хотя имеют место и проявления конкретного К.к.
   

 Таким образом, конституционный контроль (конституционный надзор) – это форма проверки на соответствие Конституции актов и действий органов  публичной власти (государственных органов), а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции (т.е. созданных для выражения тех или иных интересов групп и категорий граждан).

Считается, что сама идея конституционного контроля появилась вначале 17 в. в Великобритании и была связана с деятельностью Тайного совета, который признавал законы легислатур (законодательных собраний) колоний недействительными, если они противоречили законам английского Парламента, изданным для этих колоний или общему праву.

Однако, конституционный контроль в современном понимании впервые появился в США в деле Мэрбэри против Мэдисона в 1803 году. Верховный суд под председательством Маршалла объявил, что федеративная Конституция – высший закон страны и любой закон Конгресса, противоречащий Конституции может быть признан судом неконституционным. Этот пример позднее был заимствован рядом латиноамериканских стран (Бразилией в 1891 году, Уругваем в 1917 году и другими). До первой мировой войны ему последовали некоторые европейские страны – Норвегия, Греция, Швейцария.

После первой мировой войны в Европе была выработана собственная модель конституционного контроля, которая стала в настоящее время распространяться и на других континентах, в частности на территории бывшего СССР. Во всяком случае, ее восприняли все или почти все постсоциалистические страны. Идея европейской модели принадлежит австрийскому юристу Гансу Кельзену, участнику разработки австрийского Федерального закона 1920 года, а затем члену Конституционного суда этой страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.013 с.)