Статус судей судов Республики Казахстан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статус судей судов Республики Казахстан



    

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики

Казахстан: достигший возраста двадцати пяти лет; имеющий

высшее юридическое образование, безупречную репутацию и стаж работы по юридической профессии не менее двух лет; сдавший квалификационный экзамен. Лица, окончившие обучение в специализированной магистратуре, освобождаются от сдачи экзамена в течение пяти лет со дня окончания обучения; прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи; успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительный отзыв пленарного заседания суда. Лицам, окончившим обучение в специализированной магистратуре, прохождение стажировки не требуется в течение пяти лет со дня окончания обучения.

 Судьей областного суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет или стаж работы судьей не менее пяти лет и получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда для действующих судей не требуется. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда может быть обжаловано в пленарное заседание Верховного Суда. Заключение пленарного заседания соответствующего областного суда или Верховного Суда представляется кандидатом в Высший Судебный Совет.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин, отвечающий вышеуказанным требованиям, имеющий стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет или стаж работы судьей не менее десяти лет и получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного суда.  Кандидаты в судьи проходят стажировку в суде на постоянной основе. Условия и порядок прохождения стажировки кандидатом в судьи определяются Положением, утверждаемым Президентом Республики Казахстан.  

Гарантии обеспечения власти судей: Деятельность судьи осуществляется в рамках процессуальных законов, исключающих воздействие на судью. Судья по своему убеждению в соответствии с Конституцией и законами принимает свои независимые законы. Закон ограждает судью от воздействия на него при принятии тех или иных решений. Итоговое решение выносится судьей единолично или в совещательной комнате коллегиально. Законом установлена ответственность за вмешательство в правосудие и в деятельность судьи, закон закрепляет принцип неподотчетности судей по конкретным делам.

Судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики Казахстан, основанного на заключении Высшего Судебного Совета, либо без согласия Сената Парламента, кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений. Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушение законности при рассмотрении дел; за совершение порочащего поступка, противоречащего судейской этике; за грубое нарушение трудовой дисциплины (Это принцип неприкосновенности судей).

Судья может быть освобожден от должности лишь по собственному желанию, по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве в соответствии с медицинским заключением, если в отношении его вступил в законную силу обвинительный приговор суда, при утрате судьей гражданства Республики Казахстан, при признании его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо умершим, в случае назначения, избрания на другую должность судьи и перевода на другую должность судьи в государственные органы, в случае смерти (Это принцип несменяемости судей)

Полномочия судьи приостанавливаются если дано согласие на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности либо в случае его ареста в связи с задержанием на месте преступления или привлечения к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений; судья был подвергнут принудительным мерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственно определением или решением суда, вступившим в законную силу; признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;  зарегистрирован кандидатом в депутаты Парламента, местного представительного органа.

Судья имеет право на отставку, им предоставляется за счет государства материальное и социальное обеспечение а также  законодательство предусматривает не только защиту судьи, но и защиту любого члена его семьи.

 5.Конституционно-правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры в РК.

    

  Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Республике Казахстан являются Конституция РК 1995 г., Закон Республики Казахстан от 21 декабря 1995 года № 2709 «О Прокуратуре», законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РК.

Прокуратура является единой централизованной системой органов, осуществляющих от имени Республики Казахстан высший надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, указов Президента Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов на территории республики, высший надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства., а также реализующих иные функции, установленные законодательством Республики Казахстан.

   Прокуратура в целях обеспечения верховенства Конституции и законов Республики Казахстан, защиты прав и свобод человека и гражданина от имени государства: осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением Конституции иных нормативных правовых актов; выявляет и принимает меры к устранению; опротестовывает законы и другие правовые акты, противоречащие Конституции и законам Республики Казахстан; осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и государства, за законностью оперативно-розыскной деятельности;, осуществляет надзор за законностью дознания и следствия; осуществляет надзор за законностью административного производства; осуществляет надзор за законностью исполнительного производства; участвует в нормотворческой деятельности государственных органов в пределах своей компетенции; представляет интересы государства в суде; в порядке и пределах, установленных законом, осуществляет уголовное преследование; формирует государственную правовую статистику с целью обеспечения целостности, объективности и достаточности статистических показателей, ведет специальные учеты, осуществляет надзор за применением законодательства в сфере правовой статистики и специальных учетов; координирует деятельность по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;осуществляет надзор за применением законов в сфере международного правового сотрудничества; осуществляет иные функции, определенные Законом «О прокуратуре» и законами Республики Казахстан.

 Организация прокуратуры и ее деятельность строятся в соответствии с принципами, определяющими ее сущность и назначение. К ним относятся:

во-первых, единство, централизм и единоначалие в прокуратуре. Все ее органы снизу до верху подчинены Генеральному прокурору, выступают как единое целое, действуют от имени государства и представляют всю систему прокуратуры, имеют общие цели, задачи, формы и методы надзора;

во-вторых, назначаемость. Все прокуроры назначаются на должность, причем без определенного срока. Исключение составляет Генеральный прокурор, который назначается на пять лет. Но и он высшоставаться в этой должности после окончания срока полномочий в случае повторного назначения. Kaких-либо предельных сроков пребывания в должности закон не предусматривает;

в-третьих, независимость от государственных органов, должностных лиц, политических партий общественных объединении;

в-четвертых, запрет вмешательства в деятельность органов прокуратуры. Любые попытки какого-либо воздействия на решения прокуроров пресекаются и влекут уголовную или дисциплинарную ответственность;

  в-пятых, обязательность актов прокурорского надзора. Обоснованные акты прокурорского надзора подлежат безусловному исполнению всеми государственными и негосударственными органами, должностными лицами и гражданами;

  в-шестых, неприкосновенность прокуроров, которая выражается в гарантированном охране жизни, здоровья, чести и достоинства прокуроров и их близких в связи с выполнением профессиональных обязанностей;

в-седьмых, гласность. Для повышения эффективности прокурорского надзора и профилактики правонарушений прокуратура свою деятельность осуществляет открыто.

 

  Система органов прокуратуры:  

    Единую систему органов прокуратуры Республики Казахстан образуют Генеральная прокуратура, прокуратуры областей, прокуратуры городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры. При прокуратуре Республики Казахстан могут быть образованы ведомства, учреждения. Органы прокуратуры имеют свои символы, описание которых утверждается Президентом Республики Казахстан.

В соответствии с п.2. ст.83 Конституции Республики Казахстан и ст.9 Закона Республики Казахстан, "0 прокуратуре Республики Казахстан" прокуратура Республики составляет единую централизованную систему, подчиненную Генеральному прокурору, который, в свою очередь, назначается Президентом Республики Казахстан и ему подотчетен.

Организация системы органов прокуратуры:

 В каждой административно-территориальной единице, начиная с района, имеются соответствующие прокуратуры. Кроме того, существуют специализированные прокуратуры - транспортные, специальных объектов.

Высший орган в системе прокуратуры - Генеральная прокуратура. Ее возглавляет Генеральный прокурор, который назначается Президентом с согласия Сената Парламента с сроком на 5 лет. Законом на него возложены широкие полномочия.

К среднему уровню в cистеме органов прокуратуры относятся областные и приравненные к ним прокуратуры.

Основным уровнем системы прокуратуры являются городские, районные и приравненные прокуратуры, которые на местах в пределах своей компетенции обеспечивают надзор за правильным применением законов, организуют уголовное преследование и представляют государственные интересы в судах основного звена судебной системы.

   Такая организация системы прокуратуры позволяет государству наиболее эффективно использовать этот орган для обеспечения высшего надзора за законностью в Республике.

Систему правовых актов прокуратуры составляют:

1) акты прокурорского надзора: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона;

2) акты, регулирующие вопросы организации и деятельности прокуратуры: приказы, указания, распоряжения, положения, инструкции..Акты прокурорского надзора, приостанавливающие действие нормативных правовых актов, подлежат опубликованию.

 

 Прокурорский надзор, прокурорская проверка, прокурорский протест:

Прокурорский надзор осуществляется также в соответствии с общими принципами правоохранительной деятельности, такими как законность, приоритет прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом, требования профессионализма при исполнении обязанностей должностными лицами, национальный язык производства, всесторонность, полнота, объективность и другие. Большое значение придается координирующей роли прокуратуры в борьбе с преступностыо, поскольку эта организация сочетает в себе функции надзора и уголовного преследования. Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки в связи с: 1) поручением Президента Республики Казахстан; 2) заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства; 3) непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства; 4) полугодовым сводным планом проведения плановых проверок;4) поручением или запросом вышестоящего прокурора.

Прокурором проверка может быть поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок. Проверка применения законодательства проводится в течение месячного срока. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство. Все действия прокуроров и акты прокурорского надзора влекут установленные законом последствия, если они совершены в порядке и формах, установленных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.

Прокурорский протест: Пр окурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц. Протест приносится в орган или должностному лицу, принявшим незаконные акт, решение, или в вышестоящий орган либо вышестоящему должностному лицу. В таком же порядке опротестовываются незаконные действия органа или должностного лица. Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в течение десяти календарных дней. Прокурор вправе установить иной срок рассмотрения протеста, обусловленный необходимостью подготовки и принятия по нему решения, но не менее десяти календарных дней. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дате рассмотрения протеста. В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту. Опротестование законов не приостанавливает их действие

Тема 15. Конституционно-правовые основы местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан

                       Краткое содержание лекции

Правовую основу местного государственного управления и самоуправления в Республике Казахстан составляют  8 раздел Конституци­и РК, Закон Республики Казахстан "О местном государственном управлении и самоуправлении в РК" от 25 января 2001 года с изменениями и дополнениями 2009 года.

Под местным государственным управлением понимается управление де­лами соответствующей территории, которое осуществля­ется местными представительными и исполнительными органами.(ст.85 Конституции РК)

Местное самоуправление –обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. (ст. 89 Конституции РК)

Местные представительные и исполнительные органы ответственны за состояние дел на соответствую­щей территории.

При определении структуры местного государ­ственного управления в ее основу положен принцип уни­таризма, поскольку Республика Казахстан является уни­тарным государством.

Местный исполнительный орган АКИМАТ - возглавляет Аким соответствующей административно-территориальной единицы, который является представителем Президента и Правительства РК. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы РК назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов вышеуказанных административно- территориальных единиц. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются в порядке определяемом Президентом РК. Президент вправе по своему усмотрению освобождать Акимов от должностей. Полномочия Акимов областей, городов республиканского значения и столицы РК прекращаются при вступлении в должность вновь избранного Президента РК.

Полномочия местных исполнительных органов (акиматов) рассматриваются в ст. 87 Конституции Республики Казахстан. По вопросам своей компетенции Акимы принимают решения и распоряжения.

Местным представительным органом, выражающим интересы населения на территории области, района, города (кроме города районного подчинения и района в городе, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа) является МАСЛИХАТ.

Маслихаты призваны выражать и реализовывать волю населения соответствующей административно-территориальной единицы с учетом общегосударственных интересов.По инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия к Акиму. В этом случае маслихат большинством голосов от общего его депутатов вправе выразить недоверие Акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности соответственно перед Президентом РК либо вышестоящим Акимом.

Маслихаты избираются гражданами РК, проживающими в соответствующих административно-территориальных единицах, сроком на 5 лет, в соответствии с законодательством о выборах. Число депутатов устанавливается Центризбиркомом в пределах: в областной, Алматинский, Астанинский Маслихат – до 50 депутатов, в городской Маслихат – до 30, в районный – до 25 депутатов.

Маслихат считается правомочным при условии избрания не менее ¾ депутатов от общего числа его депутатов, установленных Центризбиркомом.Маслихаты в пределах своей компетенции осуществляют свою деятельность самостоятельно и не связаны отношениями соподчиненности по вертикали. Решения вышестоящего Маслихата, принятые в пределах его компетенции и не противоречащие законам РК, обязательны для исполнения нижестоящими Маслихатами.

Разногласия, возникающие между Маслихатами различных уровней по вопросам принадлежности имущества, находящегося на их территории, а также разграничения доходов между их бюджетами рассматриваются и решаются судом. Вышестоящий Маслихат вправе делегировать нижестоящим Маслихатам часть своих полномочий и по взаимному согласию принять на себя осуществление части полномочий нижестоящих Маслихатов.

Маслихат на договорной основе осуществляет взаимодействие с Маслихатами других административно-территориальных единиц для решения вопросов экономического и социального развития территории.

Взаимоотношения Маслихата и акимата строятся на основе принципа разделения их функций и самостоятельного осуществления ими собственных полномочий подконтрольности местной администрации Маслихату лишь по вопросам, установленным законодательством. Маслихат и акимат исходят из того, что они в пределах предоставленных им полномочий отвечают за обеспечение комплексного социально-экономического развития соответствующей территории, защиту прав граждан, удовлетворение их законных интересов.

Организационно-правовые формы деятельности Маслихата:

    1.сессия – основная форма деятельности Маслихата, на которой он решает вопросы, отнесенные к его ведению законодательством РК. Правомочна если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа депутатов, избранных в Маслихат. Первая сессия вновь избранного Маслихата созывается Председателем теркомане позднее, чем в месячный срок со дня избрания в Маслихат не менее ¾ от общего числа депутатов, установленного для данного Маслихата. Сессия созывается ее Председателем. Очередные сессии созываются не реже 4 раз в год. Внеочередные сессии созываются по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов, избранных в данный Маслихат, а также Акима не позднее, чем в5-дневный срок. Первую сессию Маслихат открывает и до избрания Председателя ведет Председатель соответствующего избиркома. Далее председательствует Председатель сессии Маслихата. Сессия проводится в форме пленарных заседаний. Продолжительность сессии определяется Маслихатом.  

2.Комиссии Маслихата. Маслихат образует на срок своих полномочий постоянные комиссии (до 7) для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Маслихата, содействия проведению в жизнь его решений, законодательных актов РК, осуществления в пределах своей компетенции контрольных функций. Постоянные комиссии и их председатели избираются Маслихатом из числа его депутатов. Они отчитываются не реже 1 раза в год. Маслихат либо секретарь может образовывать временные комиссии. В их состав могут избираться лица, не являющиеся депутатами Маслихата. Задачи, объем и срок полномочий временных комиссий определяются Маслихатом при их образовании.

    Постоянная комиссия по собственной инициативе или по решению Маслихата может проводить публичные слушания по вопросам, отнесенным к ее ведению и представляющим общественный интерес с привлечением представителей исполнительных органов, органов местного самоуправления, организаций, граждан, СМИ. Для контроля за исполнением местного бюджета Маслихат избирает на срок своих полномочий ревизионную комиссию. Число членов определяется Маслихатом. В состав могут включаться и лица, не являющиеся депутатами на договорной основе. Эта комиссия проводит ревизию в любое время по своему усмотрению, по решению Маслихата либо секретаря, не менее1/3 от числа избранных депутатов, но не реже 1 раза в год. О результатах сообщается Маслихату и главе местной администрации.

    Маслихат по вопросам своей компетенции принимает решения. Полномочия маслихата рассмотрены в ст. 86 п.4 Конституции Республики Казахстан. Полномочия маслихатов прекращаются досрочно Президентом РК, а также в случае принятия маслихатом решения о самороспуске. Правовой статус органов местного государствен­ного управления и самоуправления регулируется прежде всего 8 разделом Конституци­и РК, Законом Республики Казахстан "О местн ом государственном управлении и самоуправлении в РК " от 25 января 2001 года с изменениями и дополнениями 2009 года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.038 с.)