Памятка родителям тревожного ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка родителям тревожного ребенка



– Не привлекайте ребенка к соревновательным играм и подобным видам деятельности.

– Не подгоняйте его, дайте ему возможность действовать в привычном для него темпе.

– Хвалите его за незначительные достижения.

– Не заставляйте его заниматься непривычными видами деятельности, вначале дайте возможность просто посмотреть, как это делают сверстники.

– Используйте в работе с ребенком знакомые ему игрушки и материалы.

– Закрепите за ним постоянное место за столом, кроватку.

– Если малыш ни на шаг не отходит от вас, поручите ему «важную роль» помощника.

– Постарайтесь позитивнее относиться к жизни. Используйте внутренний диалог, состоящий только из позитивных утверждений.

– Постепенно приучайте ребенка справляться со все более пугающими его ситуациями, вначале представляя их, а затем и действуя в условиях подкрепления успешного поведения. Для ликвидации выученной беспомощности необходим тренинг уверенного, самоутверждающего поведения. Эффективна также индивидуальная психодинамическая терапия, которая не должна быть ни слишком краткой, ни слишком долгой. При этом корригируются неадаптивные установки, лежащие в основе заниженной самооценки.

Энурез

Энурезом называют непроизвольное или намеренное мочеиспускание (в кровати или в любой непредусмотренной ситуации) в течение трех и более месяцев, с частотой не менее двух раз в месяц в возрасте от пяти до семи лет и не менее одного раза в месяц в возрасте семи лет и старше. При неврозоподобном энурезе эпизоды недержания мочи повторяются почти каждую ночь, при утомлении ребенка случаи учащаются до нескольких раз за ночь; ребенок не огорчается из-за этого. Сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается). Недержанию мочи сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость. У детей этой группы часто выявляют нейрогенный мочевой пузырь – дисфункциональное расстройство, проявляющееся нарушением мочеиспускания: оно редкое, прерывистое, частыми и малыми порциями, моча отходит каплями, нередко наблюдается дневное недержание мочи.

Психогенный или невротический энурез развивается после периода установления контроля за мочеиспусканием, проявляется чаще ночью, в спокойной обстановке проходит, дети огорчаются из-за него. Они обычно с трудом засыпают, вздрагивают, разговаривают во сне, видят много сновидений, часто кошмарных, просыпаются со страхом.

Расстройство обычно развивается при неблагоприятных бытовых условиях, при воспитании ребенка вне семьи. Частой причиной также являются травмирующие перемены в жизни: первое расставание с родителями (при поступлении в детский сад, школу, отъезде в летний лагерь), разлука с близкими людьми (развод родителей и т. п.). Нередко энурез возобновляется или усиливается при рождении другого ребенка, становясь каналом для отвода уретральной агрессии («писать кипятком») и используя регресс к младенческой стадии с целью вернуть утраченные привилегии. Защитой против переживания стыда у больных энурезом обычно служит их амбициозность в других сферах. В ряде случаев энурез может замещать вытесненную мастурбацию. В будущем энурез может послужить основой для развития преждевременной эякуляции.

При органическом энурезе эпизоды недержания мочи повторяются почти каждую ночь, при утомлении учащаясь до нескольких раз за ночь; ребенок не огорчается из-за этого. Сон глубокий (ребенок не видит и не помнит снов; будучи мокрым, не просыпается).

Недержанию мочи сопутствуют такие симптомы, как головная боль, головокружение, утомляемость. У детей этой группы часто выявляют нейрогенный мочевой пузырь: мочеиспускание редкое, прерывистое, частыми и малыми порциями, моча отходит каплями, нередко наблюдается дневное недержание мочи.

Полезен тренинг мочевого пузыря, который заключается в повышенном потреблении жидкости и задержке мочеиспускания на максимально возможный срок. Проводится также тренинг прерывания, когда мочеиспускание растягивается на несколько раз. Ход упражнений протоколируется. Этот тренинг удобнее проводить по выходным. Введите жетонную систему: чтобы получить вознаграждение, ребенку нужно набрать определенное число «сухих единиц», независимо от того, мочился ли он в промежутках.

Пяти-шестилетнему ребенку с органическим энурезом предложите тренинг удержания мочи до 15 минут после позыва на мочеиспускание. Во время мочеиспускания пусть 3–4 раза прерывает его. Желательно, чтобы ребенок старшего возраста принимал решения о проведении свободного времени, ночевке вне дома.

Практикум

Воздушный шарик

Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на пять секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на пять секунд. Выполняется 5–6 раз подряд.

Слоненок

Представь, что к нам приближается симпатичный маленький слоненок. Но он не смотрит себе под ноги и не видит, что ты лежишь у него на пути в высокой траве. Вот-вот сейчас наступит на твой живот, не двигайся, уже нет времени отползти в сторону. Просто подготовься: сделай свой живот очень твердым, напряги все мускулы как следует. Оставайся так лежать. Но, кажется, он сворачивает в сторону… теперь можно расслабиться. Пусть твой живот станет мягким, как тесто, расслабь его как следует. Насколько так лучше, правда? Но вот слоненок опять повернул в твою сторону. Берегись! Напряги свой живот. Сильнее. Если слоненок наступит на твердый живот, ты не почувствуешь боли. Преврати свой живот в камень. Уф, опять он свернул, можно расслабиться. Успокойся, ляг поудобнее, расслабься. Замечаешь разницу между напряженным и расслабленным животом? Как это хорошо, когда твой живот расслаблен. Но вот слоненок перестал крутиться и направился прямо на тебя! Сейчас точно наступит! Напряги живот как можно сильнее. Вот он уже заносит над тобой ногу, сейчас наступит!.. Фу, он перешагнул через тебя и уже уходит отсюда. Можно расслабиться. Все хорошо, живот расслаблен, и ты чувствуешь себя хорошо и спокойно.

Забор

А теперь представь, что тебе нужно протиснуться через очень узкую щель в заборе, между двумя досками, на которых так много заноз. Надо стать очень тоненьким, чтобы протиснуться и не получить занозу. Втяни живот, постарайся, чтобы он прилип к позвоночнику. Стань тоньше, еще тоньше, ведь тебе очень нужно пробраться через забор. А теперь передохни, уже не надо утоньшаться. Расслабься и почувствуй, как живот «распускается», становится теплым. Но вот пора опять пробираться через забор. Втяни живот. Подтяни его к самому позвоночнику. Стань совсем тоненьким, напрягись. Тебе очень нужно протиснуться, а щель такая узкая… Ну все, получилось пролезть и ни одной занозы! Можно полностью расслабиться. Откинься на спину, расслабь живот, пусть он станет мягким и теплым. Как ты хорошо себя чувствуешь! Все получилось замечательно!

Будильник

Присядьте на постель к засыпающему ребенку и проведите с ним сеанс аутогенной тренировки. В формулах самовнушения замените слова на более интимные и употребляемые ребенком. В качестве сигналов «будильника» используйте ощущения, которые ваш ребенок испытывает при пробуждении.

«Сейчас ты засыпаешь и слушаешь мои слова. Тебе легко повторять их про себя и представлять все это. Повторяй и представляй. „Я спокойно засыпаю. Во время сна моча находится в мочевом пузыре. Мой мочевой пузырь крепкий. Когда я сплю, мочевой пузырь закрыт. Мне легко удержать мочу. Я сразу почувствую позыв на мочу. Мой будильник разбудит меня автоматически. Когда я захочу помочиться, сразу проснусь, встану с постели и пойду в туалет. Потом я быстро и легко засну. Утром я проснусь в сухой кровати“».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.35 (0.006 с.)