Составьте рефлекторную дугу соматического и вегетативного рефлекса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составьте рефлекторную дугу соматического и вегетативного рефлекса.



Сомати́ческая не́рвная систе́ма — часть НС человека, представляющая собой совокупность афферентных (чувствительных) и эфферентных (двигательных) нервных волокон, иннервирующих мышцы (у позвоночных — скелетные), кожу, суставы.

Вегетативная нервная система — отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой мускулатуры. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных.

Отличие между соматической и вегетативной рефлекторными дугами: в составе последней эфферентный нейрон лежит за пределами спинного мозга - в вегетативном ганглии. Данные ганглии могут располагаться по бокам от позвоночника, вблизи внутренних органов или в их стенке.

Также вставочный нейрон вегетативной дуги локализован в другом месте - в боковых рогах спинного мозга (а не в задних, как в соматической).

41. Продемонстрируйте методику определения коленного рефлекса.

КОЛЕННЫЙ РЕФЛЕКС — сокращение четырехглавой мышцы бедра и разгибание голени в коленном суставе в ответ на раздражение сухожилия этой мышцы. У человека К. р. вызывают нанесением удара перкуссионным молотком в область сухожилия четырехглавой мышцы.

Отсутствие (арефлексия) или снижение (гипорефлексия) коленного рефлекса - нарушение проводимости импульса по бедренному нерву, при органических поражениях периферической НС и передних рогов спинного мозга.

Повышение (гиперрефлексия) коленного рефлекса - при органическом поражении пирамидного двигательного тракта или при функциональной слабости процессов торможения в ЦНС.

Во врачебной практике К. р. используют для определения степени рефлекторной возбудимости спинного мозга.

Решите задачу: почему у детей чаще, чем у взрослых, наблюдается воспаление среднего уха? Дайте анатомическое обоснование.

Особенности анатомического строения уха. У детей Евстахиева труба (канал, сообщающий полость среднего уха с глоткой) короче, чем у взрослых. Инфекции легче добраться до уха. Отит вызывается вирусными и бактериальными инфекциями, а также может возникнуть как осложнение аденоидита, ринита, тонзиллита, дифтерии, бронхита и др. восп. заб.

Экзамен по фармакологии

Перечень теоретических вопросов

 к экзамену по дисциплине «Фармакология»

специальность 2-79 01 91 «Лечебное дело»

Определение предмета фармакологии, ее связь с другими биологическими и медицинскими науками. Задачи фармакологии как науки, ее разделы. История развития фармакологии. Основные этапы создания и изучения новых лекарственных средств, пути их изыскания.

Фармакология — Наука о ЛС, о действии лекарственных веществ на организм человека и путях изыскания новых ЛС.

Её связь с другими биологическими и медицинскими наукам и — ботаника (сырьё, растения), зоолгия (испытания на животных, реакция животных), микробиология (ЛС бактерицидного, бактериостатического действия, противовирусные преп.), биология, биохимия (новые ЛС), анатомия и физиология, пат.ан. и пат.физ., генетика, паразитология, онкология, иммунология, клеточная биология, цитология, гистология, эмбриология (тератогенные ЛС), педиатрия (особенности применения ЛС у детей, сладкие лекарства), анестезиология и реаниматология и т.д.

Все врачи в случае необходимости обращаются за советом и консультацией к фармацевтам.

Задачи: 1) Изучение механизма действия и влияния лекарственных веществ на органы и системы организма.

2) Исследование нежелательных (побочных) и токсических реакций лекарственных веществ.

3) Установление показаний и противопоказаний к назначению лекарств.

4) Разработка схем рационального дозирования лекарств.

5) Создание рационального применения новых ЛС, и изучение новых свойств уже известных ЛП.

Разделы: Различают фармакологию: 1) общую, 2) частную.

Общая фармакология. Изучает общие принципы действия и использования лекарственных средств.

Частная фармакология. Изучает свойства лекарственных средств отдельных групп.

Содержание общей фармакологии: 1) фармакокинетика, 2) фармакодинамика.

Фармакокинетика. Изучает движение лекарственных средств в организме. Это то, что «организм делает с лекарственным средством».

Фармакодинамика. Изучает изменения функций организма под влиянием лекарственных средств и механизм их действия. Это то, что «лекарственное средство делает с организмом».

Фармакокинетика.

Составные части: 1) всасывание; 2) распределение и метаболизм; 3) выведение лекарственных средств.

Фармакологию подразделяют на:

1) Экспериментальную (базисную) фармакологию – изучает действие лекарств в эксперименте.

2) Клиническую ф. – изучает клиническую эффективность и безопасность применения лекарств у пациентов, оптимизирует программу лечения пациента с учетом его состояния.

3) Токсикологию – изучает токсическое действие на органы различных веществ (в том числе и лекарственных).

История развития: Берёт начало из глубокой древности. Один из древнейших папирусов, сохранившихся в Египте, — это «Сборник рецептов при различных заболеваниях животных и человека». В сборнике упоминаются такие лекарственные вещества, как мак, касторовое масло, белена и др.

Период греческой культуры связан с дальнейшим развитием медицины и лекарствоведения. «Отец медицины», гениальный врач того времени Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) считал болезнь сочетанием гуморально-патологических расстройств организма. В зависимости от расстройств Гиппократ рекомендовал и медикаментозное лечение, рассматривая его как помощь «природной силе», а не как самодовлеющую силу.

В римский период учение Гиппократа наиболее полно развил Клавдий Гален (131—201). Лечение по Галену сводилось к применению средств, действующих противоположно симптомам болезни. Лекарственные вещества Гален делил на простые — действующие холодом, теплом, влажностью, сухостью и т. п., сложные, действующие как кислые, горькие, сладкие, пряные и т. п., и специфические — противовоспалительные, слабительные, закрепляющие и т. п. Особенно велика заслуга Галена в том, что он впервые и весьма глубоко изучил лекарственные растения и показал, что кроме лечебных они содержат также балластные вещества. Поэтому до применения их необходимо подвергать обработке в целях извлечения действующих и удаления балластных веществ. В настоящее время широко используют лекарственные растения, в том числе и в естественном виде, из них готовят галеновые и новогаленовые препараты. Из них выделены весьма активные фармакологические вещества (алкалоиды, терпены, камфара, гликозиды и др.). Изучение структуры действующих начал лекарственных растений позволило синтезировать большое количество подобных фармакологических веществ (ареколин, пилокарпин, камфара и др.).

На развитие лекарствоведения оказала влияние и арабская культура. Арабы широко пользовались восточными лекарственными средствами; они положили начало изучению действия лекарств на организм животных, разработали порядок применения противоядий при различных отравлениях, составили первую фармакопею.

Плодотворное влияние восточной культуры на развитие лекарствоведения ярко выражено в трудах Авиценны (Абу Али Ибн-Сина, 980—1037). Исключительное место в истории медицины вообще и лекарствоведения в частности имеет его сочинение «Канон врачебной науки» — капитальный труд в пяти томах. В «Каноне» приводятся данные о 764 лекарственных средствах. Подробно описываются их свойства, признаки доброкачественности, токсичность, показания и противопоказания к применению.

В России А. А. Иовский (1796—1844) и другие ученые создали первые оригинальные руководства по фармакологии и фармакогнозии (наука о лекарственных растениях). Разрозненные отечественные исследования по изучению действия и применению лекарственных веществ обобщены А. А. Иовским в руководстве «Начертание общей фармакологии» (1835 г.).

Основы экспериментальной фармакологии заложили А. А. Соколовский (1822—1891), В. И. Дыбковский (1830—1870), О. В. Забелин (1834—1875) и др. Широкие исследования действия лекарственных веществ не только в условиях лабораторий, но и в клинике проводили Н. И. Пирогов, А. М. Филамофитский, И. М. Сеченов, С. П. Боткин. Новым видом лекарственных веществ явились витамины, которые были открыты Н. И. Луниным в 1880 г.

Исключительное влияние на развитие экспериментальной фармакологии оказал И. П. Павлов (1849—1936). Его научная деятельность имеет особенно большое значение для фармакологии: во-первых, потому что она базируется на данных физиологии; во-вторых, потому что И. П. Павлов непосредственно занимался вопросами фармакологии. Основные фармакологические работы И. П. Павлова и его учеников можно разделить на три группы: касающиеся сердечно-сосудистой системы, системы пищеварения и центральной нервной системы.

Пути изыскания, изучения и создания новых ЛС:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.143.219 (0.015 с.)