Вопрос 1. Понятие формировании ассортимент и торговой номенклатуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие формировании ассортимент и торговой номенклатуры.



Коммерческая работа по формированию ассортимента торгового предприятия – это целенаправленная деятельность в области товарного обеспечения рынка, основанная на долгосрочном планировании и регулировании, направленная на удовлетворение спроса потребителей с учетом оптимизации номенклатуры товаров и обеспечения рентабельности всей деятельности.

     Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет его ассортиментную концепцию и ассортиментную политику.

     Цель ассортиментных концепций - сориентировать организацию на целевую закупку товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса потребителей.

     Ассортиментная концепция - это программа по управлению ассортиментом товаров в общем, глобально, комплексно.

Она включает целевую часть (требования к оптимальной структуре ассортимента товаров в зависимости от типа организации) и программную - систему мер по ее достижению за определенный период. При этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп, а с другой - необходимость обеспечить наиболее эффективное использование организацией ресурсов с тем, чтобы продавать изделия с низкими расходами. Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития торгового ассортимента данного вида товаров. Ассортиментная политика предприятия носит конкретный характер и формулирует цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации. Цель организации в области ассортиментной политики - формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближенного к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли. Поэтому при формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых предприятий.

      Формирование ассортимента розничного торгового предприятия имеет комплексный характер. Игнорирование одного из направлений деятельности может свести к нулю все остальные усилия. Формирование ассортимента, реализуемое розничной или оптовой торговой организацией, не должно иметь застойных тенденций. Расширение и упорядочение ассортимента товаров необходимо перевести под пристальное внимание коммерческих работников. Расширение ассортимента подразумевает внедрение в продажу новых товарных групп, видов, моделей, которое сопровождается предварительным просчетом необходимости и эффективности этого внедрения. Формирование ассортимента осуществляется постоянно во всех звеньях товародвижения – от производства до потребления. В каждом из них ассортимент товаров различен. При этом в качестве целевой установки формирования ассортимента во многих звеньях товародвижения выступает торговый ассортимент розничных торговых предприятий. В магазинах относительно узкий производственный ассортимент преобразуется в широкий торговый, который включает в свой состав товары различных специализированных производственных предприятий. Выпуск изделий в рыночной экономике, точки зрения маркетинга, должен быть направлен на удовлетворение разнообразных запросов населения с учетом местных, национальных и климатических условий, поэтому первостепенное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворяла бы потоварную структуру спроса населения. От состава и своевременного обновления ассортимента товаров в магазинах в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные с покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных достаточных товаров, их узкий, нестабильный или не соответствующий запросам покупателей ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, увеличивают затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказываются на экономической эффективности предприятия.

      Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности. В городах пешеходная доступность принята в радиусе 0,5 км, в сельской местности – 2 км;

- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской (общерайонной) транспортной доступности.     Супермаркеты, размещаясь преимущественно в жилой зоне, предназначены для снабжения населения основными продуктами и непродовольственными товарами повседневного спроса. Специализированные же магазины обслуживания население города, например, районного значения, должны иметь широкий внутригрупповой ассортимент, удовлетворяющий спрос населения во всем многообразии товаров – представителей той товарной группы, которую реализует данный специализированный магазин.
      Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв. м площади торгового зала. Заложенные в номенклатуру правильные соотношения между товарами высокой и медленной оборачиваемости приводят к поддержанию оптимального уровня средних товарных запасов. Кроме того, при расчетах для магазинов уровня издержек обращения, в процессе формирования ассортимента возможно достичь и запланированного уровня рентабельности путем правильного сочетания в ассортименте товаров с высокими и низкими торговыми скидками. Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше основных факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

      Все перечисленные факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъявляемого покупателями, конкретного профиля розничного торгового предприятия и условий его функционирования.

      Однажды сформированный ассортимент товаров в магазине не является постоянным, т.к. демографическая, экономическая, социальная обстановка на рынке постоянно меняется и требует внесения изменений а ассортимент реализуемых товаров.

Формируя ассортимент товаров, любое торговое предприятие ставит своей целью создать конкурентоспособный ассортимент, т.е. в идеальном варианте каждая товарная позиция д.б. рентабельной, что обеспечит устойчивую позицию ТП на рынке. Каждый включенный в ассортимент товар д.б. привлекательным для потребителя. Образ товара складывается из:

ОБРАЗ ТОВАРА = ТОВАР + УПАКОВКА + МАРКИРОВКА + ЦЕНА + СЕРВИС, УСЛУГИ.

    Формируя конкурентоспособный ассортимент, следует особое внимание уделять его широте и глубине. Следует знать, что широкий ассортимент позволяет удовлетворить различные требования потребителей и стимулирует совершение покупок в одном месте, однако требует больших финансовых затрат. Глубокий ассортимент максимально удовлетворяет требования потребителей по конкретной группе товаров, препятствует появлению конкурентов, однако увеличивает расходы на поддержание товарных запасов и затрудняет выбор товаров.

Современная ассортиментная политика требует включения в ассортимент товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла. При этом основу ассортимента (70 – 80% всех товаров) должны составлять товары, находящиеся на стадии роста. Они обеспечивают предприятию наибольший товарооборот, а значит и наибольшую прибыль.

Признается целесообразным включать в реализацию следующие 4 группы товаров:

1. основная группа – товары, приносящие основную прибыль ТП и находящиеся в стадии роста,

2. поддерживающая группа – товары, стабилизирующие выручку от продаж, находящиеся в стадии зрелости,

3. стратегическая группа - товары, призванные обеспечивать будущие прибыли,

4. тактическая группа - товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся, как правило в стадии роста и зрелости.

1,3 позиции могут занимать в ассортименте 70-85%. В ассортимент могут т.ж. включаться товары низкого спроса, если покупатели еще спрашиваю данные товары.

Различают товары «звезды», «дойные коровы», «трудные дети», «неудачники».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.009 с.)