Вопрос 1. Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 1. Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре.



Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных по определенному признаку.

Товарная номенклатура - перечень однородных и разнородных товаров или аналогичного назначения.

Различают производственный и торговый ассортимент.

Производственный ассортимент – это номенклатура товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и другими изготовителями. Производственный ассортимент, как правило, ограниченной номенклатуры, т.к. узкая специализация предприятий экономически целесообразна. Торговля, в основном оптовая, призвана подсортировывать узкий производственный ассортимент в широкий торговый.

Торговый ассортимент – это номенклатура товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится на товарные группы, подгруппы, виды и разновидности. Группы – хлебобулочные товары, молочные, колбасные изделия, одежда, обувь, посуда и т.д.

С учетом деления товаров на группы, подгруппы, виды и разновидности принято выделять групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент.

Групповой ассортимент – перечень товарных групп, включенных в номенклатуру

Внутригрупповой или развернутый ассортимент – детализация группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Широта ассортимента товаров –количество товарных групп и наименований

Глубина ассортимента – количество разновидностей товаров.

Полнота – число ассортиментных позиций в каждой конкретной группе.

Классификация

1. в зависимости от однородности сырья и материалов (изделия из металла, кожи, стекла…);

2. по потребительскому назначению (спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежда);

3. по особым свойствам товара;

4. с учетом сложности ассортимента;

- товары простого ассортимента (товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов);

- товары сложного ассортимента.

По частоте спроса:

А) товары повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

Б) товары периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

В) товары редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

  По стабильности и характеру предъявляемого спроса:

А) товары стабильного спроса,

Б) спрос, который подвержен резким колебаниям,

В) товары твердосформулированного спроса,

Г) товары альтернативного спроса,

Д) товары импульсного спроса.

По комплексности спроса покупателей (в основу разработки таких комплексов положен половозрастной признак, особенности образа жизни и проведения досуга и др.) Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

С учетом сложности ассортимента различают:

Товары простого ассортимента – это товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (гвозди, лампочки, постельное белье, хозяйственное мыло и т.д.).

Товары сложного ассортимента – это товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), например, одежда, косметика, обувь, ткани.

Вопрос 2.   Основные факторы формирования ассортимента.

     Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

Общие факторы:

  1. Социальные – социальный состав населения, уровень культуры, характер трудовой деятельности.
  2. Экономические – развитие производства товаров, уровень доходов населения, цена на товары.
  3. Демографические – половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения.
  4. Национально-бытовые – национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи.
  5. Природно-климатические – географическое расположение магазина, климат.
  6. Покупательский спрос
  7. Предложение товаров
  8. Цена

Специфические факторы:

  1. тип и размер магазина,
  2. техническая оснащенность;
  3. условия товароснабжения;
  4. численность и состав обслуживаемого населения;
  5. транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.);
  6. наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердосформулированный и не допускающий замены этих товаров.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности.

На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности;

- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.006 с.)