Тема 1 Сущность, роль и задачи коммерческой деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Сущность, роль и задачи коммерческой деятельности.



КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

для специальностей 2-25-01-10 «Коммерческая деятельность», 2-27 01 01 «Экономика и организация производства»

 

Составители: И.Н.Хмельницкая, О.А.Окунева

 

 

Рассмотрено и обсуждено на заседании цикловой комиссии организационно-технических дисциплин

протокол №___________от_____________

 

Председатель цикловой комиссии______________/И.Н.Хмельницкая/

 

                                                               

 

 

МИНСК 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Курс лекций по дисциплине «Коммерческая деятельность» предназначен для обучающихся по специальности 2-25-01-10 «Коммерческая деятельность», 2-27 01 01 «Экономика и организация производства».

      Коммерческая деятельность для предприятий оптовой и розничной торговли является необходимым условием их функционирования в рамках рыночной экономики. Изучение периодов и этапов развития коммерческих отношений в Республике Беларусь показывает, что для успешного развития экономики необходимы специально подготовленные работники, которые осуществляют организацию коммерческих процессов на предприятии. Объектом изучения дисциплины «Коммерческая деятельность» выступают торговые, посреднические, сбытовые, маркетинговые организации и структуры, где осуществляются коммерческие процессы. Предметом курса являются коммерческие процессы, совершаемые в оптовых и розничных организациях сферы товарного обращения. Дисциплина «Коммерческая деятельность» направлена на формирование теоретических знаний об осуществлении коммерческой деятельности в торговой организации.

      Целями освоения учебной дисциплины являются: получение теоретических знаний о коммерческой деятельности торговых предприятий в сфере товарного обращения; изучение методологии и составляющих коммерческой деятельности в сфере товарного обращения; формирование умений и навыков работы с деловой документацией; решения практических ситуаций, возникающих в сфере товарного обращения. Конспект лекций «Основы коммерции» входит в состав учебно-методического комплекса по дисциплине «Коммерческая деятельность» для специальностей 2-25-01-10 «Коммерческая деятельность», 2-27 01 01 «Экономика и организация производства».

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Номер темы Название темы Страница
1 Сущность, роли и задачи коммерческой деятельности в торговле. 4
2 Должностные характеристики работников коммерческой службы. Культура бизнес-отношений. 9
3 Понятие коммерческой информации, требования к ней. 15
4 Комплексное исследование рынка-основа информационного обеспечения коммерческой деятельности (информация о товарах, потребителях и пр.). 17
5 Рыночная ситуация. Факторы и показатели, оказывающие влияние на изменение товарного рынка. Спрос, методы его изучения. 25
6 Понятие об ассортименте товаров. Факторы формирования ассортимента. 37
7 Принципы, этапы и методы формирования ассортимента. Современные подходы к формированию ассортимента. 40
8 Планирование ассортимента товаров в магазине. 48
9 Сущность, структура хозяйственных связей. 55
10 Понятие договора. Содержание договора поставки. 58
11 Порядок заключения договора на основе свободного волеизъявления сторон. 63
12 Договорные отношения на основе государственного заказа 67
13 Документы, применяемые при исполнении договора поставки. Контроль исполнения договора. 71
14 Содержание, задачи, принципы организации торговых закупок. 76
15 Этапы оптовых закупок, факторы, влияющие на закупки. 79
16  Обоснование объема и структуры торговых закупок. Источники закупок товара. Роль местных источников. 80
17 Понятие, сущность и задачи оптовой торговли. Характеристика операций оптовой продажи. 85
18  Формы и методы оптовой продажи товаров. Услуги. 87
19 Специфика организации оптовой продажи товаров на оптовых ярмарках.  
20 Оптовые рынки. Торговые дома. Торги. 92
21 Товарные биржи. Аукционы. 96
22 Понятие торговой рекламы. Роль рекламы в торговле. Виды и средства рекламы. 102
23 Витрины, их роль. Рекламная выкладка товаров. Оценка эффективности рекламы. 107
24 Организация планирования рекламной работы. 115
25 Список использованных источников 123
26 Приложения(планы уроков) 124

 

Вопрос 3. Содержание коммерческой деятельности.

Этап 9. Оказание услуг.

9.1. Отбор услуг, на которые есть спрос.

9.2. Оказание услуг в допродажный период.

9.3. Услуги в период продажи товаров.

9.4. Послепродажные услуги.

9.5. Сервисное обслуживание.

Требования, предъявляемые к информации:

- точность, оперативность, доступность, однозначность, экономичность.

Кроме того, любая информация должна быть тщательно отобранной и объективной.


Вопрос 3. Понятие спроса.

Спрос – это форма выражения потребности, обеспеченной денежными средствами. развитие.

Покупательский спрос весьма динамичен, т.к. он формируется под влиянием множества факторов, которые можно разделить на следующие группы:

- экономические – денежные доходы и покупательные фонды населения, их динамика и распределение, уровень цен и инфляции, уровень жизни, степень обеспеченности товарами длительного пользования и др.;

- социальные – социальная структура общества, уровень образования, профессиональный состав, культура, национальные традиции, обычаи, мода;

- демографические – численность обслуживаемого населения, половозрастной состав, местожительства, размеры и состав семей;

- природно-географические – климат, рельеф, сезонность спроса и предложения.                        

-реклама,

-веяния моды и т.д.

При изучении покупательского спроса следует учитывать, что периоды его развития непосредственно связаны с жизненным циклом товаров.

Жизненный цикл спроса

а). Период зарождения спроса. В этот момент фирме важно захватить лидерство на рынке, усиленно рекламировать товар, разъяснять покупателям его преимущества, формировать спрос.

б). Период, когда спрос опережает предложение. В этот период фирма может получить максимальные прибыли, т.к. недостаток товара на рынке определяет повышение его цены.

в). Замедление роста спроса. Рынок насыщается данным товаром, предложение опережает спрос. Необходимо позаботиться о методах активизации торговли, стимулирования сбыта, расширения зоны обслуживания и сфер применения.

г). Период зрелости спроса. Предложение значительно превышает спрос. Торговая фирма в этот момент вынуждена нести дополнительные расходы на рекламу и продажу товаров.

д). Период затухания спроса. Накапливаются товарные запасы и может возникнуть необходимость их уценки.     

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента товаров в магазине.

Учет реализованного спроса

проводят для выявления фактического удовлетворения спроса населения наотдельные товары. Реализованный спрос можно оценить по размеру фактически проданных товаров. Величина реализованного спроса за некоторый период времени будет равна количеству проданного товара и может быть вычислена.

Методы изучения реализованного спроса можно разделить на методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах, — наиболее распространенные, основанные на формуле товарного баланса.

Рассмотрим методы изучения реализованного спроса:

а) учет продажи товаров по материалам инвентаризации – проводят для определения фактической продажи отдельных товаров за большие периоды. Для этого используют формулу товарного баланса:

Р = Зн + П - Зк - Др, где

Р - реализация товаров за определенный период;

Зн - запросы товаров на начало периода;

П - поступление товаров за этот период;

Зк - запас товаров на конец;

Др - документированный расход и естественная убыль,    где

Р - реализованный спрос, ТЗн – товарные запасы на начало периода учета, П -поступление товаров за период учета, В – прочие выбытия товаров, ТЗк – товарные запасы на конец периода учета.

Недостаток – не дает возможности выявить структуру спроса по отдельным признакам товара (цвету, росту, предприятиям-изготовителям).

б) анализ товарных запасов – для выявления товаров, завезенных в магазин в излишних количествах.

в) Методы непосредственной регистрации продажи товаров:

-учет продажи по отрывным ярлыкам, двойным ярлыкам;

-учет продажи по ярлыкам-вкладышам;

-учет продажи товаров по товарным (мягким) чекам;

-регистрация проданных товаров по данным продажи или по товарным остаткам;

-учет продажи при расчетах с покупателями с применением контрольно-кассовых машин;

-учет продажи с помощью компьютерных систем;

-изучение длительности пребывания товаров в магазине.

Учет неудовлетворенногоспроса

ведут с целью выявить круг товаров, на которые спрос неудовлетворен; установить конкретные причины неудовлетворения спроса; определить размер неудовлетворенного спроса.

Основными причинами неудовлетворенного спроса могут быть:

-отсутствие в продаже необходимых потребителям товаров;

-слишком высокие цены на товары, не соответствующие доходам населения.

 Для этого в магазинах могут вестись специальные книги, куда заносятся заявки покупателей на товары, отсутствующие в продаже. При поступлении этих товаров покупателей извещают по телефону или с помощью почтовых открыток. Этот прием заказов осуществляется в следующей форме:

-Ф.И.О. покупателя.

-Адрес и телефон.

-Наименование товара и его характеристика.

-Дата извещения покупателя.

-Дата выполнения заказа.

Могут быть использованы специальные карточки, которые покупатели заполняют и опускают в специальный ящик, книги «замечаний и предложений»; книги неудовлетворенного спроса, устные и письменные анкетные опросы, беседы с покупателями.

Учет формирующегося спроса

Изучение формирующегося спроса на товары-новинки позволяет розничным торговым организациям выявить отношение к ним покупателей и более точно определить потребность в этих товарах. С этой целью в магазинах проводятся выставки-продажи, на которых покупатели знакомятся со свойствами представленных товаров, получают консультации по их применению; проводят продажу пробных партий, анкетные опросы, опросы-интервью.

Материалы, полученные в процессе изучения спроса, обобщаются. По результатам их анализа принимаются меры направленные на совершенствование работы по формированию ассортимента товаров в организациях розничной торговли.

1. Выставки-продажи - позволяют узнать потребительскую оценку ассортимента и качества новых товаров и возможные изменения структуры спроса под влиянием поступления в продажу новых товаров. Обычно выставки-продажи проводят по узкому кругу товаров приурочивая к началу сезона, предпраздничной торговле и т.п. При этом наряду с новыми в ассортимент выставки включают хорошо известные населению товары. Это дает возможность сравнить их достоинства и недостатки.

2. Выставки-просмотры организуют торговые и промышленные предприятия. На этих выставках демонстрируются образцы новых товаров, намечаемых к производству. В выставке могут принимать участие представители торговых организаций, товароведы, модельеры, художники. Посетители выставки могут ознакомиться с новыми товарами разных промышленных предприятий, сравнить их, выявить преимущества и недостатки и высказать свое мнение в виде отзыва. После проведения выставки отзывы обобщают и используют для дальнейшего улучшения качества товаров, расширения и обновления их ассортимента.

3. Покупательские конференции проводятся с целью обсуждения ассортимента и качества товаров, имеющихся в продаже, удовлетворения покупательского спроса, подготовки к сезонной торговле, повышения культуры торговли к др. На конференцию приглашают не только покупателей, но и представителей оптовых баз, а также промышленных предприятий. В период конференции организуют выставку образцов товаров, распространяют анкеты и опросные листки. Замечания и предложения, высказанные покупателями в ходе конференции, изучаются работниками магазина и используются в повседневной работе.

4. Выставки -дегустации блюд и новых продуктов.

5.Устные и письменные опросы населения.

6.Тестирование новых товаров.

7.Пробные продажи опытных партий товаров.

8.Экспертные оценки.

Мнение покупателей о новых и малоизвестных товарах на выставках-продажах изучается с помощью анкетного опроса покупателей. Анализ анкет, заполненных покупателями, позволяет определить не только объем, но и причины неудовлетворенного и формирующегося спроса, выявить требования покупателей к качеству, ассортименту и внешнему оформлению товаров. Характер вопросов в анкетах зависит от задач, поставленных перед выставкой-продажей. Например: «Какие образцы товаров Вам нравятся и почему?», «Какой образец Вы купили бы в первую очередь?», «Какие образцы Вы не стали бы покупать и почему?», «Соответствует ли качество изделия Вашим требованиям?», «Нравится ли Вам внешнее оформление?», «Ваши замечания по конструкции, качеству и внешнему оформлению?». Собранные анкеты анализируют, обобщают и в виде предложений направляют предприятиям промышленности. Для получения данных о неудовлетворенном и формирующемся спросе в динамике, проводят периодически повторяющиеся опросы обследования одной и той же совокупности определенного контингента покупателей (индивидуальных или семейных).

Классификация

1. в зависимости от однородности сырья и материалов (изделия из металла, кожи, стекла…);

2. по потребительскому назначению (спортивные, музыкальные, хозяйственные, одежда);

3. по особым свойствам товара;

4. с учетом сложности ассортимента;

- товары простого ассортимента (товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов);

- товары сложного ассортимента.

По частоте спроса:

А) товары повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

Б) товары периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически;

В) товары редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

  По стабильности и характеру предъявляемого спроса:

А) товары стабильного спроса,

Б) спрос, который подвержен резким колебаниям,

В) товары твердосформулированного спроса,

Г) товары альтернативного спроса,

Д) товары импульсного спроса.

По комплексности спроса покупателей (в основу разработки таких комплексов положен половозрастной признак, особенности образа жизни и проведения досуга и др.) Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

С учетом сложности ассортимента различают:

Товары простого ассортимента – это товары, состоящие из небольшого количества видов или сортов (гвозди, лампочки, постельное белье, хозяйственное мыло и т.д.).

Товары сложного ассортимента – это товары, имеющие в пределах одного вида внутреннюю классификацию по различным признакам (фасон, размер и т.д.), например, одежда, косметика, обувь, ткани.

Вопрос 2.   Основные факторы формирования ассортимента.

     Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях -сложный процесс, осуществляемый с учетом действия целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

Общие факторы:

  1. Социальные – социальный состав населения, уровень культуры, характер трудовой деятельности.
  2. Экономические – развитие производства товаров, уровень доходов населения, цена на товары.
  3. Демографические – половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения.
  4. Национально-бытовые – национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи.
  5. Природно-климатические – географическое расположение магазина, климат.
  6. Покупательский спрос
  7. Предложение товаров
  8. Цена

Специфические факторы:

  1. тип и размер магазина,
  2. техническая оснащенность;
  3. условия товароснабжения;
  4. численность и состав обслуживаемого населения;
  5. транспортные условия (наличие дорог с твердым покрытием, остановок общественного транспорта и т.д.);
  6. наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.

Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет свои отличия, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, которые имеют незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердосформулированный и не допускающий замены этих товаров.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса.

Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара.

Наряду с покупательским спросом, в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает производство товаров.

Потребности населения в товарах складываются исторически; в них отражается достигнутый обществом уровень экономического и культурного развития, национальные и другие особенности.

На формирование торгового ассортимента оказывает влияние также тип магазина и зона его деятельности.

Формирование ассортимента нельзя вести оторвано от зоны деятельности торговых предприятий, в зависимости от которой они подразделяются на:

- предприятия, обслуживающие жилую зону в пределах пешеходной доступности;

- предприятия, обслуживающие город и сельский район в целом или его большие составные части в пределах общегородской транспортной доступности.

 

Внесение изменений в АП:

- изменения товарного профиля и специализации ТП,

- изменение санитарно-технического состояния,

- снятие с производства товаров, уменьшение объемов производства,

- освоение производства новых товаров,

- изменение рекомендуемого АП для ТП.

Преимущества:

а) обеспечивается постоянное наличие в продаже товаров достаточного ассортимента;

б) упрощается контроль за состоянием ассортимента магазина.

Недостатки:

а) закрепляется диктат производителя, т.к. в ассортиментный перечень включаются в основном товары, которые может в достаточном количестве предложить производитель;

б) нет гибкого реагирования на изменения, происходящие на конкретном рынке или его сегменте;

в) не всегда учитываются запросы потребителей;

г) сдерживается инициатива торговых работников в формировании ассортимента.

Метод формирования ассортимента по потребительским комплексам.

Потребительский комплекс – набор конкретных разновидностей товаров из различных товарных групп, объединенных по признаку комплексного удовлетворения определенной потребности.

В данном случае при формировании ассортимента выделяют основной признак создаваемого комплекса и подбирают к нему конкретные группы основных и сопутствующих товаров. В качестве основного признака выбирают, как правило, половозрастной состав обслуживаемого населения, сезонность, традиции и привычки, моду. Например, «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Детские товары», «Сад и огород», «Товары для спорта и туризма», и др.

Таблица 1 — микро- и макрокомплексы.

МИКРОКОМПЛЕКСЫ

Товары для оформления квартиры Товары для кухни Товары для стирки и уборки Товары для ремонта

     

При формировании ассортимента товаров важное значение имеет правильное распределение товаров отдельных групп по потребительским комплексам К. При этом принцип группировки товаров по единству потребительского назначения д. соблюдаться во всех структурных подразделениях и зонах торгового зала: магазин – комплекс – микрокомплекс – этаж.

Определение площади для каждого потребительского комплекса зависит от общей торговой площади, объема и структуры т/об данного комплекса, особенностей планировочных решений, используемого оборудования, наличия других типов РТП (рознично - торговых предприятий) в зоне его деятельности. В большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров. В рамках потребительских комплексов выделяют микро-комплексы постоянные и сезонные.

Преимущества:

а) сокращается время покупателей на приобретение товаров;

б) улучшается использование торговых площадей;

в) увеличивается количество предлагаемых товаров, а, следовательно, растет товарооборот;

г) расширяется выбор товаров и услуг;

д) создаются благоприятные условия для проведения широких рекламных кампаний по формированию спроса.

Недостатки:

а) увеличивается удаленность магазина от значительного числа потенциальных потребителей;

б) не всегда учитываются особенности отдельных сегментов рынка.

Таблица 2 — Анализ преимуществ и недостатков методов формирования ассортимента

Ассортиментный перечень Ассортиментный перечень Потребительские комплексы Потребительские комплексы
«+» «-» «+» «-»
  1. Постоянно в наличии товар в достаточном ассортименте.
  2. Упрощается процесс контроля и повышается его эффективность.
  3. Упрощается работа с поставщиками.
  4. Обеспечивается устойчивый сбыт продукции отечественного производителя.
  1. Негибкое реагирование на изменения, происходящие на рынке.
  2. Не всегда учитываются запросы потребителей.
  3. Сдерживается инициатива коммерческих работников при формировании ассортимента.
  4. Нет достаточной конкуренции.
  1. Сокращается время на приобретение товара.
  2. Улучшается использование торговой площади.
  3. Увеличивается т/об.
  4. Увеличивается объем продаж за счет альтернативного и импульсивного спроса.
  5. Расширяется выбор товаров и услуг.
  6. Создаются предпосылки для проведения эффективных рекламных мероприятий, акций по стимулированию сбыта.
 
  1. Не всегда учитываются индивидуальные особенности отдельных сегментов рынка в пределах ПК.
  2. Магазины удалены от покупателя.

Тема 8 Планирование ассортимента товаров в магазине.

  1. Понятие формировании ассортимент и торговой номенклатуры.
  2. Особенности планирования ассортимента розничными торговыми предприятиями.

   

Таблица 3 - Классификация хозяйственных связей

Классификационный признак Типы хозяйственных связей
По содержанию хозяйственных связей Экономические Организационные Коммерческие Административно-правовые финансовые
Участие посреднических организаций Прямые Непрямые
Срок действия связей Долгосрочные Краткосрочные Сезонные Разовые
По ведомственной принадлежности   Межсистемные Внутрисистемные
Длительность управления хозяйственными связями Оперативное управление хозяйственными связями   Стратегическое управление хозяйственными связями  

Виды договоров.

Договор куплипродажи Одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять товар и оплатить его. Такой договор может быть заключен на товар, уже имеющийся у продавца в наличии в момент заключения договора или который будет заключен в будущем. Продавец обязан вместе с товаром передать покупателю все необходимые документы и принадлежности к товару в установленные договором сроки.

Договор мены Каждая сторона обязуется передать другой стороне в собственность один товар в обмен на другой. Партии товара должны быть равноценными. Обмен товара и переход права собственности на него происходит одновременно в момент исполнения обязательств по договору.

Договор поставки Правила для этого договора являются более жесткими, чем для договора купли—продажи. Здесь предполагается, что участниками таких договоров являются профессионалы, занимающиеся коммерческой деятельностью.

По договору поставки - поставщик обязуется в обусловленные сроки (не совпадающие с моментом заключения договора) передать покупателю в собственность товар, предназначенный для предпринимательской деятельности, а покупатель обязуется принять товар и платить за него определенную цену.

      Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. К числу обязательных условий (по Положению «О поставках товаров в РБ») относятся: наименование товаров, количество, цена (способ определения цены), цель заключения договора. При отсутствии хотя бы одного из этих условий договор считается незаключенным.

      Договоры могут заключаться на год (краткосрочные) и более длительный срок (2, 3, 5 и т.д. лет) – долгосрочные договоры. Если в договоре срок его действия не определен, он действует в течение 3-х месяцев с даты его подписания (п. 100 Положения). Если в долгосрочном договоре количество подлежащего поставке товара или иные условия определены на год или менее продолжительный срок, в договоре должен быть определен порядок согласования этих условий на последующие периоды. В противном случае договор считается заключенным на год или менее продолжительный срок. Для продления договора (пролонгации) высылают спецификации, т.е. согласовывают ассортимент товаров на последующие периоды.

При заключении договора сначала разрабатывают проект договора. В торговой практике широко используют типовые договоры поставки товара.

Типовой договор – это примерный договор, в котором в письменной форме излагаются основные условия, т.е. заполняются те разделы, которые требуют согласования: количество, качество, цена, сроки и условия поставки. Таким образом, типовой договор состоит из двух частей:

1. Общих условий, которые остаются неизменными

2. Согласуемой части.

Независимо от формы заключения договоры составляются в 2-х экземплярах, подписываются 2-мя сторонами (руководителями или лицами, имеющими доверенность на подписание договора), указывается дата и место подписания договора и скрепляется печатью.

Договор консигнации Владелец товара (консигнант) передает его для реализации на определенных условиях другой стороне (консигнатору), не передавая при этом права собственности на товар. Договор консигнации предусматривает объемы и сроки реализации, цены, порядок расчета за проданный товар, а также оговаривается система вознаграждения за реализацию товара.

Договор комиссии Одна сторона обязуется по поручению другой стороны за вознаграждение совершить одну или несколько посреднических сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор аренды Договор имущественного найма, по которому арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и во временное пользование.

Трудовой договор(контракт) Соглашение между работником и работодателем согласно которому работник обязуется выполнять работу по специальности, квалификации, или должности с подчинением внутреннему распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику зарплату и обеспечивать условия труда.

Вопрос 2. Содержание договора поставки.

Договор состоит из трех частей:

   Вводная часть – номер договора, место и дата заключения, полное наименование продавца и покупателя с указанием должностей лиц, участвующих в заключении договора и документов, на право представлять их интересы.

Основная часть — это условия договора, такие как:

Предмет договора указывается наименование, количество, ассортимент, качество и комплектность товара. Порядок и сроки приемки товара предусмотрены в «Положении о приемке товаров по количеству и качеству». Ассортимент поставляемого товара указывается либо в тексте договора, либо в спецификации, которая в таком случае является неотъемлемой частью договора. Требования к качеству должны быть не менее высокими, чем те, которые предусмотрены нормативными документами. При отсутствии в договоре этих условий поставщик должен поставить товар обычного качества, соответствующего действующим стандартам. При необходимости в этом разделе договора может быть предусмотрена поставка нормативно-технической документации, сертификатов, качественных удостоверений, ветеринарных свидетельств. Кроме того, должны быть определены обязанности поставщика и действия покупателя относительно некачественных товаров, порядок возмещения расходов, связанных с их поставкой.

Порядок и сроки поставки день передачи груза покупателю считается днем выполнения обязательств по договору. Если в договоре не предусмотрен вариант доставки, то она осуществляется транспортом поставщика. Если в договоре не определен срок поставки, то Поставщик вправе осуществить ее в 3-х месячный срок с момента заключения договора, поэтому лучше определить периоды поставки. Их устанавливают, как правило, по декадам, месяцам, кварталам. При централизованной доставке скоропортящихся товаров к договору должен быть приложен график завоза. Если поставка товаров по договору определена партиями, то поставщик обязан поставлять его равными партиями ежемесячно, поскольку иное не предусмотрено договором. При необходимости следует оговорить минимальные нормы отгрузки.

Транспорт т.к. транспортные расходы составляют значительную часть издержек, необходимо четко определить вид транспорта, порядок возмещения транспортных расходов, расходов по погрузке и выгрузке товаров и расходов на возвратную тару.

Тара и упаковка в данном разделе излагаются требования к таре согласно стандартов и нормативно-технической документации, с указанием номеров этих документов. Тара должна быть соответствующим образом замаркирована. Целесообразно оговорить, кто несет расходы по упаковке, действия сторон при поставке товара в ненадлежащей таре или без нее, установить сроки и порядок возврата многооборотной тары.

Цена товара и порядок расчетов цены устанавливаются сторонами, если законодательством не предусмотрены их предельные уровни. Цена определяется на момент заключения договора и оформляется протоколом согласования цены. Вместо твердой цены стороны могут предусмотреть способ ее определения. Поставщик не имеет права в одностороннем порядке увеличить цену, поэтому следует оговорить порядок изменения цены. В договоре может быть выбрана любая форма безналичных расчетов, должны быть оговорены сроки оплаты. Если в договоре отсутствует указание о сроке платежа, следует сделать предоплату. В случае предварительной оплаты товара, необходимо установить имущественную ответственность поставщика за задержку отгрузки (в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РБ отгрузка товара должна осуществляться не позднее 3-х дней со дня получения платежа). Ответственность покупателя за нарушение расчетной дисциплины нормативно не установлена и поэтому должна быть обязательно предусмотрена в договоре. В этом разделе может быть предусмотрена система скидок, распределение надбавок, оговорены условия отказа от оплаты (полного или частичного), порядок взыскания излишне уплаченных сумм, неустойки и убытки, причиненные виновной стороной.

  Страхование если предусмотрено обязательное страхование, то в договоре должно быть указано, кто осуществляет страхование, страховая сумма и условия страхования.

Ответственность за нарушение условий договора должна быть предусмотрена ответственность за недопоставку, нарушение сроков поставки и ассортимента, поставку некачественных, некомплектных, немаркированных товаров, нарушение условий по таре, упаковке, транспортировке груза и расчетной дисциплине. Если договором не установлена ответственность сторон, то она наступает по условиям Положения о поставках товаров в РБ.

Срок действия договора должна быть указана дата вступления договора в силу и срок его действия. Если в долгосрочном договоре количество поставляемого товара или иные условия определены только на год или менее продолжительный срок, то необходимо установить порядок согласования их на следующие периоды до окончания срока действия договора. Если в договоре такой порядок не определен, то он считается заключенным на тот срок, на который определены основные условия. Договоры, заключенные на 1год, могут быть пролонгированы на следующий период.

Расторжение и изменение договора здесь целесообразно указать, за сколько дней сторона-инициатор должна предупредить другую сторону об изменении или расторжении договора. Порядок расторжения договора не должен противоречить законодательству РБ.

Рассмотрение споров учитывая, что при подписании договора обе стороны были удовлетворены его условиями, необходимо. чтобы и поставщик и покупатель стремились к выполнению своих договорных обязательств. В случае недостижения согласия заинтересованная сторона подает заявление в Хозяйственный суд.

Заключительная часть - ю ридические адреса сторон указываются полные и точные сведения о юридическом адресе поставщика и покупателя, банковские и отгрузочные реквизиты. Завершается договор собственноручными подписями сторон, которые удостоверяются печатями.

Вопрос 1. Заключение договоров по переписке.

      Заключая договора поставки, субъекты хозяйствования должны руководствоваться Гражданским кодексом Республики Беларусь, который регламентирует общий для всех порядок. В соответствии с ним договор может быть заключен



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.125 с.)