II. Краткие характеристики творчества западноевропейских композиторов в соответствии с историческими эпохами. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Краткие характеристики творчества западноевропейских композиторов в соответствии с историческими эпохами.



Эпоха Барроко

И.С.Бах (1685 – 1750)

Значение творчества:

Гениальный немецкий композитор, философ и мыслитель в музыке. Последний представитель эпохи барокко. Педагог, органист, клавесинист.

«Бах такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени». (Борис Асафьев)

«Музыка Баха, даже самая драматическая, устремлена к свету, добру, она созвучна стремлению человека к идеалу». (Гарри Гродберг).

Центральное место в инструментальном творчестве занимает орган и органные произведения. И.С.Бах – исполнитель-виртуоз, мастер игры на клавишных инструментах и знаток темперированного строя. В огромном баховском наследии все значительно и прекрасно.

Содержание творчества: во всех его произведениях отражено все многообразие жизни. Главной темой по роду его деятельности и внутренней потребности становится тема веры. Известно его высказывание:»Музыка должна очищать душу и чтить Бога». Образный строй сдержанно уравновешен, гармоничен, ясен.

Музыкальный язык: интонационной основой музыки И.С.Баха является синтез протестантского хорала, хоровой полифонии эпохи Возрождения, итальянской оперы, итальянской скрипичной оркестровой школы, музыки французских клавесинистов.

Ритм:  организующая роль ритмического импульса, ритмические контрасты.

Гармония: хроматические гармонии, тонкое чувство гармонического колорита; опора на мощные тональные устои; в основе подвижной, динамичной гармонии лежат септаккорды.

Новаторство: величайший композитор-новатор. Своим искусством И.С.Бах подводит итог развитию полифонии, драматизирует ее образное содержание. Его фуга – вершина развития полифонии.  Как метод музыкального мышления фуга проникла во все жанры музыки Баха, он придал ей типические черты и выработал методы, сохраняющие значение нормы музыкально-прекрасного и технически совершенного по сей день. Завершает вековое искание в теории темперации. Вводит в клавирные произведения приемы из органной, оркестровой и вокальной  музыки.

Ведущие жанры: цикл из прелюдий и фуг ХТК, инвенции, хоральные прелюдии,  кантаты, мессы, сюиты, концерты и т.д.

 

Классицизм (эпоха Просвещения).

Венские классики.

Й. Гайдн (1732- 1809)

  Значение творчества:

Великий австрийский композитор XVIII века. Яркий представитель эпохи классицизма, первый представитель Венской школы.

«Музыка не должна напоминать о горе, невзгодах и страданиях,  которых и так достаточно в повседневной жизни. Ее долг – приносить людям хорошее настроение, делать их веселыми и жизнерадостными». (Й.Гайдн)

Особенности стиля:  присущ оптимизм, тонкая и благородная простота, жизнерадостность и изобретательность, танцевальность.

Интонационная основа музыки: австрийские, немецкие, венгерские, хорватские народные песни и танцы.

Новаторство: основоположник сонатно-симфонического цикла. Утвердил форму классического сонатного аллегро, узаконил состав симфонического оркестра, обогатил его новыми инструментами.

Ведущие жанры: сонаты, симфонии, квартеты, оратории.

 

В.А. Моцарт (1756 – 1791)

  Значение творчества:

Моцарт величайший гений мировой музыкальной культуры. Ярчайший представитель Венской классической школы.

«Моцарт – это молодость души, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках!» (Д.Д.Шостакович)

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе!» (А.Г.Рубинштейн)

Уникальный австрийский композитор с феноменальной памятью и слухом. Клавесинист-виртуоз, скрипач, импровизатор, органист, дирижер. Творчество Моцарта необычайно многогранно и обширно.

Важнейшая сфера его творчества – опера. Автор 17 опер.  Композитор всех известных в то время оперных  жанров.  Примером могут служить самые исполняемые его оперы - трагикомедия «Дон Жуан»,  музыкальная  комедия   нравов (опера – буфф) – «Свадьба Фигаро», опера-сказка – «Волшебная флейта».

Особенности стиля: гениальный мелодист. Природа его мелодий вокальная, что нашло свое отражение не только в опере, но и в инструментальных произведениях. Характерные черты музыки композитора: изысканность, изящество и утонченность, простота и прозрачность фактуры, простота музыкальной формы, классическое совершенство гармонического языка.

Новаторство: реформатор оперы, создает новые оперные жанры на основе синтеза традиционных; создатель классического концерта; лирико-драматической, лирико-жанровой сонаты; продолжает развитие жанра симфонии, создает новый симфонический жанр: лирико-драматическую симфонию. В отличие от Гайдна, циклы симфонии и сонаты представлены как единая драматургия, в которой каждая часть – есть продолжение предыдущей, а финал является развязкой действия. 

Ведущие жанры:  оперы, симфонии, сонаты, концерты.

Л.В. Бетховен (1770-1827)

  Значение творчества:

Бетховен намного опередил свое время. Творчество его открывает новый, XIX век, в музыке. Последний представитель Венского классицизма.

 «Через борьбу – к победе». (Л.В.Бетховен)

Немецкий композитор, пианист, дирижер, органист. В отличие от Гайдна и Моцарта, музыка Бетховена наполнена бурным драматизмом. Это объясняется горячим откликом композитора на события французской революции, провозгласившей свободу, равенство и братство; событиями его жизни и личностью композитора, обладавшей огромной силой воли, пылкостью, независимостью, верой в свои силы, в справедливость.

Главные темы творчества: героика, преодоления ударов судьбы с

 оптимистическим разрешением, философская и пасторальная лирика.

Особенности стиля: пафос высказывания. Совершенное владение классической формой сонаты и симфонии и в то же время смелое экспериментирование в области этих жанров; в позднем периоде творчества – интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, программности, что является веянием романтизма.

Новаторство: опираясь на традициипредшественников, композитор значительно расширяет горизонтымузыки как искусства, наполняет ее невиданными доселеконтрастами,напряженным развитием, отразившим дух сопротивления и стойкости.  Для такого содержания требовались и новые формы  воплощения. Это отразилось на строении  сонатно-симфонического цикла (в резких контрастах между главной и побочной темами, драматургической значимости связующей и заключительной партий, масштабности разработок). Музыкальный язык обогащается четкой пунктирной ритмикой, полифонической фактурой. Усиливается состав  оркестра медными инструментами. Бетховен поднимает жанр симфонии на новую ступень. Является создателем героико-драматической симфонии.

 Л.В. Бетховен усовершенствовал фортепиано с целью приближения его звука к оркестровому звучанию. Его фортепианные сонаты можно назвать маленькими симфониями.

Ведущие жанры: симфонии, сонаты, увертюры, концерты, квартеты, произведения для фортепиано.

 

Романтизм.

Ф.Шуберт (1797–1828)

Значение творчества:

Первый представитель эпохи романтизма. Новатор в области вокальной  и инструментальной музыки.

«Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе? Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!» (П.И.Чайковский)

Особенности стиля: лирические миниатюры, картинки быта, во многом напоминающие записанную импровизацию. Искренность и непосредственность высказывания.  Композитор – песенник.

Тема творчества: необъятный и глубокий мир человека, мечтательный, страдающий, протестующий; сокровенные мысли и чувства.

Новаторство: жанр песни поднял на уровень большого искусства, сделав его равноправным в ряду других жанров музыки. Родоначальник вокального цикла. Создатель новых жанров: песня-сцена, песня-монолог. Приравнял значение фортепьянных партий к вокальным. Автор первой романтической (лирико-драматической) симфонии. Создатель инструментальной миниатюры (музыкального момента, экспромта). Фортепианные и симфонические  произведения обрели в творчестве Ф.Шуберта певучесть, лиричность, свойственные его песням.

Ведущие жанры:  песни для голоса с фортепиано, вокальные циклы, симфонии, фортепианные миниатюры.

Ф.Шопен (1810-1849)

Значение творчества.

Основоположник польской музыкальной классики, выдающийся пианист.

«Там сердце мое, где моя Родина». (Ф.Шопен)

 «Шопен является гением в полном смысле этого слова. Он не просто виртуоз, он поэт». (Г.Гейне)

Главная тема творчества: тема Родины и ее различное преломление - героическое, трагедийное, траурное, глубоко-лирическое, народно-жанровое (мазурки), торжественное (полонезы).

Особенность характера музыки: глубина и искренность чувств сочетается с техническим совершенством. Тонкость в передаче настроений, поэтичность, созерцательность – в лирических пьесах. В виртуозных произведениях – порыв, страстность, эмоциональный подъем.

Новаторство: создатель новой романтической музыки для фортепиано. Шопен применил к этому инструменту все технические новшества в области инструментальной музыки начала XIX века, уделив внимание расширению звукового диапазона фортепиано. Этим достигается особая утонченность композиции и исполнительского мастерства, что ранее было невозможно. Именно этому инструменту доверена большая часть его произведений.  

Шопен возродил жанр прелюдий, но в отличие от прелюдий  И.С. Баха, сделал прелюдию самостоятельной пьесой;  создал образец художественного этюда. Совершенными в его творчестве стали жанры ноктюрна и экспромта. Опоэтизировал жанры мазурки,  полонеза и   вальса.

Ведущие жанры: фортепианные миниатюры, баллады, концерты для фортепиано.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.015 с.)