I. Периодизация исторических эпох и музыкальных стилей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Периодизация исторических эпох и музыкальных стилей.



Содержание

 

Введение…………………………………………………………………2

Периодизация исторических эпох и стилей…………………………..3

     Примерные планы анализа творческого облика композиторов,

     произведений различных жанров……………………………………...7

Краткие характеристики творчества западноевропейских композиторов в соответствии с историческими эпохами…………………………………………………………………11

     Краткие характеристики творчества русских композиторов  XIX-

      XX вв…………………………………………………………………...17

Краткие конспекты анализа произведений русских композиторов XIX-XX вв………………………………………………………………27

Приложение…………………………………………………………….50

1. Знание необходимых терминов по музыкальной литературе…………………………………………………………...50

2. Стилевые особенности характера звучания музыки….…………..51

3. Словарь признаков характера звучания музыки.…………………52

4. Тестовые вопросы…………………………………………………..53

Литература……………………………………………………………...58

Введение

Появление данного сборника диктует время. Возможность быстро восстановить свои знания и активизировать подготовку домашнего задания является насущной потребностью современного учащегося. В сборник вошли основополагающие темы предмета музыкальной литературы соответствующие программе Министерства Культуры РФ. Основой для данной работы стали учебные пособия для ДШИ и ДМШ, рабочие тетради по музыкальной литературе, методические разработки и программы, которые являются опорными в современном преподавании предмета. Структура работы включает в себя пять разделов: периодизацию эпох и соответствующих им стилей, примерные планы анализа творческого облика композиторов и произведений, краткие характеристики творчества западноевропейских, русских и современных композиторов. Приложение содержит перечень необходимых терминов для знания предмета, стилевые особенности характера звучания музыки, словарь признаков характера звучания музыки, тестовые вопросы для проверки знаний учащихся.

 Включение в содержание сборника кратких характеристик творчества западноевропейских композиторов, пройденных в 5 классе, даст учащимся представление о цельной картине развития музыкального искусства. Из музыкальных произведений русских композиторов здесь представлены произведения крупной формы, т.е. тот материал, который обычно вызывает затруднения при подготовке к ответу. отечественных композиторов, краткие конспекты анализа произведений русских

I. Периодизация исторических эпох и музыкальных стилей.

Классицизм – XVIII век (эпоха Просвещения).

    Понятие о стиле - это искусство эпохи Просвещения. Идеи эпохи сформировались под воздействием работ французских философов начала XVIII века, которые призывали к разумности, ясности, простоте, рациональности. Образцом для подражания служила античная литература и искусство. Идеалы эпохи оптимистическая вера во всемогущество и преобразующую творческую силу  человеческого разума, в воспитательную роль искусства.

Особенности характера выражения - оптимизм, близость к народной песенности и танцевальности, пасторальные мотивы.

Особенности композиторских приемов - ясность мелодий, простота гармоний, симметричность форм, строгость пропорций. Части симфонии и концертов сбалансированы по настроению и длине. Внутри частей происходит развитие ведущих тем.

Достижения – расцвет оперного жанра (новые оперные жанры: опера-buffo, опера-seria) и симфонической музыки. Сформирован сонатно-симфонический цикл. Широкое развитие получила профессиональная концертная и музыкально-театральная жизнь (возникновение «Музыкальных академий» - больших концертов).  

Жанры эпохи Классицизма -  опера, симфония, соната, квартет, концерт.

Композиторы эпохи Классицизма – венские классики: Й. Гайдн, В.А, Моцарт, Л.В. Бетховен. К.В.Глюк.

 

Романтизм – XIX век.

 

Понятие о стиле - в центре внимания романтизма – внутренний мир человека, развитие его душевных переживаний, самовыражение художника. Чувство первенствует  над разумом. Герой этого времени часто протестует против реального мира, который не соответствует его идеалам.

Особенность характера выражения - поэтическая и созерцательная лирика, эмоциональная порывистость и драматизм. Тематика: внутренний мир простого человека, одинокий герой с «разбитым сердцем». Темы сумерек, ночи, грез. Фантастика.

Особенность композиторских приемов - песенная мелодия, красочная гармония, богатство оркестровых тембров, импровизационность и непредсказуемость. Стремление к детализации образа – программность.

Достижения – обогащение искусства ранее неизвестными темами, открытие новой сферы чувств (лирико-психологических образов). Расцвет фортепьянной музыки. Эпоха виртуозов: Ф.Шопен, Ф.Лист, Н.Паганинни. Создание национальных композиторских школ.

Жанры Романтизма – вокальные миниатюры, вокальные циклы. Инструментальные миниатюры (музыкальные моменты, экспромты, ноктюрны, баллады, прелюдии, фантазии). Симфонические поэмы, симфонические сюиты.

Композиторы Романтизма: Австрия – Ф. Шуберт. Германия – Ф. Мендельсон, Р. Шуман, Р. Вагнер. Польша - Ф. Шопен. Франция – Г. Берлиоз. Норвегия – Э. Григ. Венгрия - Ф. Лист.

План анализа оперы.

 

1. Вступление.

· Какое значение имеет в творчестве композитора данное произведение.

· Его место в ряду великих музыкальных произведений или в мировой музыкальной культуре.

· Как это произведение отвечает целям и стремлениям самого композитора в реализации своих идей в музыке.

· Оригинальность замысла и воплощения.

 

2. Основной раздел.

· История создания произведения, дата премьеры, краткое содержание.

· Литературная основа. Различие между литературным и музыкальным воплощением.

· Жанр и идея произведения (главная мысль), композиция (место кульминации, строение по частям или действиям).

· Характеристика главных героев, эволюция их образов, тембры голосов.

 

3. Вывод.

· Чем замечательно это произведение, что нового и интересного удалось автору открыть и показать слушателям. Какие особенности приемов, композиции, замысла, оркестровых решений.

· Еще раз вспомнить о мыслях вступления. Доводы композитора, его высказывания о смысле своего творчества или данного произведения.

· Свое мнение о данном произведении. Чем оно близко твоему пониманию, чему учит, что значит для тебя?

· Значение произведения для будущих поколений музыкантов, композиторов и слушателей.

 

   

      3. План анализа симфонии.

 

1. Место и значение симфонического жанра в творчестве композитора.

2. Основные жанры симфонической музыки.

3. История создания симфонии.

4. Содержание – круг образов, наличие программы. Тип симфонизма (лирико-драматический, картинно-жанровый, эпический и т.д.).

5. Строение симфонического цикла.

6. Анализ музыки 1 части – сонатная форма:

Экспозиция – круг образов, их соотношение, анализ музыкальных тем, тональный план.

Разработка – направленность развития образов, изменение тематического материала, характерные приемы, тональный план, кульминация.

Реприза и кода – их роль в становлении музыкальных образов.

7.Характеристика последующих частей (содержание, форма, музыкальный язык). Соотношение, взаимосвязь частей (образная, интонационная).

8. Оркестровое мастерство.

9. Выводы.

 

План анализа камерно-вокальной музыки.

 

1. Значение жанра в творчестве композитора.

2. Круг образов, тематическое содержание.

3. Поэзия, поэты.

4. Группировки романсов по общему признаку (сатира, лирика и т.д.).

5. Жанры вокальной музыки в творчестве (вокальные миниатюры, циклы).

6. Истоки языка (фольклорная основа, городская песня и т.д.).

7. Соотношение музыки и текста.

8. Особенности мелодического стиля.

9. Роль фортепианной партии.

10. Анализ данного произведения (содержание, жанровая основа, форма, особенности языка и т.д.).

 

Эпоха Барроко

И.С.Бах (1685 – 1750)

Значение творчества:

Гениальный немецкий композитор, философ и мыслитель в музыке. Последний представитель эпохи барокко. Педагог, органист, клавесинист.

«Бах такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени». (Борис Асафьев)

«Музыка Баха, даже самая драматическая, устремлена к свету, добру, она созвучна стремлению человека к идеалу». (Гарри Гродберг).

Центральное место в инструментальном творчестве занимает орган и органные произведения. И.С.Бах – исполнитель-виртуоз, мастер игры на клавишных инструментах и знаток темперированного строя. В огромном баховском наследии все значительно и прекрасно.

Содержание творчества: во всех его произведениях отражено все многообразие жизни. Главной темой по роду его деятельности и внутренней потребности становится тема веры. Известно его высказывание:»Музыка должна очищать душу и чтить Бога». Образный строй сдержанно уравновешен, гармоничен, ясен.

Музыкальный язык: интонационной основой музыки И.С.Баха является синтез протестантского хорала, хоровой полифонии эпохи Возрождения, итальянской оперы, итальянской скрипичной оркестровой школы, музыки французских клавесинистов.

Ритм:  организующая роль ритмического импульса, ритмические контрасты.

Гармония: хроматические гармонии, тонкое чувство гармонического колорита; опора на мощные тональные устои; в основе подвижной, динамичной гармонии лежат септаккорды.

Новаторство: величайший композитор-новатор. Своим искусством И.С.Бах подводит итог развитию полифонии, драматизирует ее образное содержание. Его фуга – вершина развития полифонии.  Как метод музыкального мышления фуга проникла во все жанры музыки Баха, он придал ей типические черты и выработал методы, сохраняющие значение нормы музыкально-прекрасного и технически совершенного по сей день. Завершает вековое искание в теории темперации. Вводит в клавирные произведения приемы из органной, оркестровой и вокальной  музыки.

Ведущие жанры: цикл из прелюдий и фуг ХТК, инвенции, хоральные прелюдии,  кантаты, мессы, сюиты, концерты и т.д.

 

Й. Гайдн (1732- 1809)

  Значение творчества:

Великий австрийский композитор XVIII века. Яркий представитель эпохи классицизма, первый представитель Венской школы.

«Музыка не должна напоминать о горе, невзгодах и страданиях,  которых и так достаточно в повседневной жизни. Ее долг – приносить людям хорошее настроение, делать их веселыми и жизнерадостными». (Й.Гайдн)

Особенности стиля:  присущ оптимизм, тонкая и благородная простота, жизнерадостность и изобретательность, танцевальность.

Интонационная основа музыки: австрийские, немецкие, венгерские, хорватские народные песни и танцы.

Новаторство: основоположник сонатно-симфонического цикла. Утвердил форму классического сонатного аллегро, узаконил состав симфонического оркестра, обогатил его новыми инструментами.

Ведущие жанры: сонаты, симфонии, квартеты, оратории.

 

В.А. Моцарт (1756 – 1791)

  Значение творчества:

Моцарт величайший гений мировой музыкальной культуры. Ярчайший представитель Венской классической школы.

«Моцарт – это молодость души, это вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии. Бездонная глубина его человечнейших образов, поразительная смелость его новаторских открытий, двинувших на десятилетия вперед музыкальное искусство, совершенная гармоничность и стройность формы – вот сила Моцарта, вот величие его искусства, неувядаемого в веках!» (Д.Д.Шостакович)

«Вечный солнечный свет в музыке – имя тебе!» (А.Г.Рубинштейн)

Уникальный австрийский композитор с феноменальной памятью и слухом. Клавесинист-виртуоз, скрипач, импровизатор, органист, дирижер. Творчество Моцарта необычайно многогранно и обширно.

Важнейшая сфера его творчества – опера. Автор 17 опер.  Композитор всех известных в то время оперных  жанров.  Примером могут служить самые исполняемые его оперы - трагикомедия «Дон Жуан»,  музыкальная  комедия   нравов (опера – буфф) – «Свадьба Фигаро», опера-сказка – «Волшебная флейта».

Особенности стиля: гениальный мелодист. Природа его мелодий вокальная, что нашло свое отражение не только в опере, но и в инструментальных произведениях. Характерные черты музыки композитора: изысканность, изящество и утонченность, простота и прозрачность фактуры, простота музыкальной формы, классическое совершенство гармонического языка.

Новаторство: реформатор оперы, создает новые оперные жанры на основе синтеза традиционных; создатель классического концерта; лирико-драматической, лирико-жанровой сонаты; продолжает развитие жанра симфонии, создает новый симфонический жанр: лирико-драматическую симфонию. В отличие от Гайдна, циклы симфонии и сонаты представлены как единая драматургия, в которой каждая часть – есть продолжение предыдущей, а финал является развязкой действия. 

Ведущие жанры:  оперы, симфонии, сонаты, концерты.

Л.В. Бетховен (1770-1827)

  Значение творчества:

Бетховен намного опередил свое время. Творчество его открывает новый, XIX век, в музыке. Последний представитель Венского классицизма.

 «Через борьбу – к победе». (Л.В.Бетховен)

Немецкий композитор, пианист, дирижер, органист. В отличие от Гайдна и Моцарта, музыка Бетховена наполнена бурным драматизмом. Это объясняется горячим откликом композитора на события французской революции, провозгласившей свободу, равенство и братство; событиями его жизни и личностью композитора, обладавшей огромной силой воли, пылкостью, независимостью, верой в свои силы, в справедливость.

Главные темы творчества: героика, преодоления ударов судьбы с

 оптимистическим разрешением, философская и пасторальная лирика.

Особенности стиля: пафос высказывания. Совершенное владение классической формой сонаты и симфонии и в то же время смелое экспериментирование в области этих жанров; в позднем периоде творчества – интерес к вокальной и фортепианной миниатюре, программности, что является веянием романтизма.

Новаторство: опираясь на традициипредшественников, композитор значительно расширяет горизонтымузыки как искусства, наполняет ее невиданными доселеконтрастами,напряженным развитием, отразившим дух сопротивления и стойкости.  Для такого содержания требовались и новые формы  воплощения. Это отразилось на строении  сонатно-симфонического цикла (в резких контрастах между главной и побочной темами, драматургической значимости связующей и заключительной партий, масштабности разработок). Музыкальный язык обогащается четкой пунктирной ритмикой, полифонической фактурой. Усиливается состав  оркестра медными инструментами. Бетховен поднимает жанр симфонии на новую ступень. Является создателем героико-драматической симфонии.

 Л.В. Бетховен усовершенствовал фортепиано с целью приближения его звука к оркестровому звучанию. Его фортепианные сонаты можно назвать маленькими симфониями.

Ведущие жанры: симфонии, сонаты, увертюры, концерты, квартеты, произведения для фортепиано.

 

Романтизм.

Ф.Шуберт (1797–1828)

Значение творчества:

Первый представитель эпохи романтизма. Новатор в области вокальной  и инструментальной музыки.

«Что за неисчерпаемое богатство мелодического изобретения было в этом безвременно окончившим свою карьеру композиторе? Какая роскошь фантазии и резко очерченная самобытность!» (П.И.Чайковский)

Особенности стиля: лирические миниатюры, картинки быта, во многом напоминающие записанную импровизацию. Искренность и непосредственность высказывания.  Композитор – песенник.

Тема творчества: необъятный и глубокий мир человека, мечтательный, страдающий, протестующий; сокровенные мысли и чувства.

Новаторство: жанр песни поднял на уровень большого искусства, сделав его равноправным в ряду других жанров музыки. Родоначальник вокального цикла. Создатель новых жанров: песня-сцена, песня-монолог. Приравнял значение фортепьянных партий к вокальным. Автор первой романтической (лирико-драматической) симфонии. Создатель инструментальной миниатюры (музыкального момента, экспромта). Фортепианные и симфонические  произведения обрели в творчестве Ф.Шуберта певучесть, лиричность, свойственные его песням.

Ведущие жанры:  песни для голоса с фортепиано, вокальные циклы, симфонии, фортепианные миниатюры.

Ф.Шопен (1810-1849)

Значение творчества.

Основоположник польской музыкальной классики, выдающийся пианист.

«Там сердце мое, где моя Родина». (Ф.Шопен)

 «Шопен является гением в полном смысле этого слова. Он не просто виртуоз, он поэт». (Г.Гейне)

Главная тема творчества: тема Родины и ее различное преломление - героическое, трагедийное, траурное, глубоко-лирическое, народно-жанровое (мазурки), торжественное (полонезы).

Особенность характера музыки: глубина и искренность чувств сочетается с техническим совершенством. Тонкость в передаче настроений, поэтичность, созерцательность – в лирических пьесах. В виртуозных произведениях – порыв, страстность, эмоциональный подъем.

Новаторство: создатель новой романтической музыки для фортепиано. Шопен применил к этому инструменту все технические новшества в области инструментальной музыки начала XIX века, уделив внимание расширению звукового диапазона фортепиано. Этим достигается особая утонченность композиции и исполнительского мастерства, что ранее было невозможно. Именно этому инструменту доверена большая часть его произведений.  

Шопен возродил жанр прелюдий, но в отличие от прелюдий  И.С. Баха, сделал прелюдию самостоятельной пьесой;  создал образец художественного этюда. Совершенными в его творчестве стали жанры ноктюрна и экспромта. Опоэтизировал жанры мазурки,  полонеза и   вальса.

Ведущие жанры: фортепианные миниатюры, баллады, концерты для фортепиано.

 

М.И. Глинка (1804-1857)

Творчество М.И. Глинки – свидетельство мощного подъема национальной культуры.

 «Глинка, как и народное песенное творчество - живой родник всей русской музыки». (Б.В.Асафьев)

Значение творчества: М.И. Глинка, подобно Пушкину в литературе, выступил как зачинатель нового исторического периода в русской музыке: его произведения определили будущую направленность творчества русских композиторов и мировое значение русской музыкальной культуры.

Общественная деятельность: основатель вокальной школы –исполнитель и педагог, руководитель хоровой капеллы.

Содержание творчества:   творчество Глинки глубоко национально.  Он открыл в своих операх мир народной героики, былинного эпоса, народной сказки, впервые ярко воплотился в музыке мир востока.

Новаторство: обобщил характерные черты русского народного музыкального творчества, городской русской песни, творческие достижения русской композиторской школы XVIII-XIX вв. с традициями и достижениями западноевропейской музыки; явился основоположником жанров оперы – народно-музыкальной драмы и сказочно-эпической оперы.Его программные симфонические произведения определили дальнейшее развитие русской симфонической музыки. В вокальной лирике композитор достиг полной гармонии между музыкой и поэтическим текстом. В создании образа равноправное значение приобрели как вокальная, так и фортепианная партии.

Ведущие жанры: опера, программно-симфонические произведения,  вокальная лирика, фортепианные миниатюры.

Основные произведения: оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»; увертюры «Ночь в Мадриде», «Арагонская охота»;  одночастные симфонические произведения «Камаринская», «Вальс-фантазия»; романсы «Я помню чудное мгновенье», «Жаворонок», «Попутная песня».

 

А. С. Даргомыжский (1813 - 1869)

Младший современник М.Глинки. В историю музыки вошел как смелый новатор, «великий учитель правды». 

«Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». (А.Даргомыжский)

Общественная деятельность: композитор, дирижер, педагог, музыкальный критик.

 Содержание творчества: стремление к реализму, достоверность изображения человеческих типов - галерея судеб и портретов «маленького» человека.

Музыкальный язык: интонационной основой вокальной музыки Даргомыжского являются различные жанры русских народных песен и бытового романса; стремление к речевому интонированию сказалось в обращении к музыкальной декламации и речитативу; кантиленность песен ведет свое начало от вокальной лирики М.Глинки; жанровое разнообразие.

Значение творчества и новаторство:   вводит в содержание новых героев – крестьян, солдат, мелких чиновников, забитых и униженных людей, впервые воплотив темы социального неравенства и сатиры;  сближает музыку с речевым интонированием;  создает новые жанры вокальной музыки – монолог-портрет, сценка с диалогом; создает новый тип русской оперы – бытовую психологическую драму.

  Ведущие жанры: оперы, песни, романсы, пьесы для фортепиано.

Основные произведения:  романсы «Старый капрал», «Червяк»,  «Титулярный советник»,  «Мельник», «И скучно, и грустно». Оперы - «Русалка», «Каменный гость».

А.П. Бородин (1833 - 1887)

Последователь творчества М.И. Глинки. Творческое наследие А.П. Бородина невелико по объему, но охватывает различные жанры.

«Это был подлинный богатырь в искусстве, и его имя будет жить в потомстве наряду с лучшими представителями русской музыкальной школы». (Н.Д.Кашкин)

Общественная деятельность:  доктор медицины, профессор, академик, член содружества «Могучая кучка».

Содержание творчества: любовь к родине,  готовность к подвигу. Центральное место занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса. Рядом с русскими образами соседствуют яркие образы Востока.

Музыкальный язык: интонационной основой музыки композитора явились разные жанры русской народной песни, особенно былины и русской протяжной песни, в восточной тематике – музыка народов Востока; мелодия Бородина – широкая, песенная; гармонический язык – красочный, необычен смелыми аккордовыми сочетаниями.

Значение творчества и новаторство: основоположник русского эпического симфонизма; ввел образы русского богатырского эпоса;  создатель жанра лирико-эпической оперы; признанный мастер монументальных полотен – мыслит масштабно, крупно, картинно.

Ведущие жанры: опера, симфонии, квартеты, вокальная лирика.

Основные произведения: опера «Князь Игорь», симфония №2 «Богатырская», романсы «Спящая княжна», «Для берегов отчизны дальной».

 

М.П.Мусоргский (1839 - 1881)

Величие его творчества заключается в правдивом отражении жизни народа, чутком раскрытии его психологии и создании целой галереи музыкальных портретов русского человека.  Представитель критического реализма.  Своим «учителем правды» считал А.С.Даргомыжского.

«Жизнь, где бы ни сказалась;  правда, как бы ни была солона, смелая,  искренняя речь к людям… вот моя закваска, вот, чего я хочу, и вот, в чем боялся бы промахнуться». (М.Мусоргский)

Общественная деятельность: пианист, активный участник жизни кружка «Могучая кучка». Драматург-историк.

Содержание творчества:

Русская история, судьба народа в критических и решающих моментах жизни. Цель – показ «прошедшего в настоящем».

Темы «униженных и оскорбленных», социального неравенства, тяжелого крестьянского быта, исторической судьбы русского народа.

Музыкальный язык: отмечен радикальной новизной.

 Естественная мелодика «говорком» лишена какой-либо красивости, округлости, повторности, она полностью зависит от движения речи и чувствования персонажа; гармония жесткая, внезапные смены тональностей.

Интонационная основа:  крестьянская народная песня, живая речь. Влияние музыки М.И.Глинки и достижений А.С.Даргомыжского в области речевой выразительности вокальной мелодии.

Значение творчества и новаторство:

Создатель народной драмы, в которой воплощается образ народа бунтующего, восставшего против невыносимого гнета.

Композитор–портретист. Создание психологических музыкальных портретов через воплощение в мелодике стиля и характера простой человеческой речи.   Смелый новатор в области музыкального языка.

Влияние творчества М.П.Мусоргского испытали многие крупные композиторы XX века – С.Прокофьев, Д.Шостакович, И.Стравинский, К.Дебюсси, М.Равель и многие др.

Ведущие жанры: оперы, вокальные циклы и песни.

Основные произведения: оперы «Борис Годунов», «Хованщина»; песни «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Калистрат», «Блоха». Вокальный цикл «Песни и пляски смерти», музыкальная сюита для фортепиано «Картинки с выставки». 

 

П.И. Чайковский (1840 - 1893)

П.И. Чайковский – гордость русской музыкальной культуры. Крупнейший симфонист, гениальный музыкальный драматург и лирик, он создал замечательные произведения в самых разнообразных жанрах. В своих сочинениях композитор использовал выразительные средства западноевропейской музыки, придавая при этом своим произведениям истинно русский характер. Именно такое сочетание вывело его музыку на европейские сцены. Наряду с М.И. Глинкой, П.И.Чайковский является одним из создателей русской композиторской школы.

«Чайковский – любимейший массами композитор. Его мечта осуществилась. Он, действительно, стал во всем своем творческом размахе народнейшим композитором». (Б.В.Асафьев)

«Прежде всего, Чайковский – представитель реализма, который составляет отличительную черту, и вместе с тем, гордость русского искусства во всех его отраслях». (Н.Д.Кашкин)

Общественная деятельность: выдающийся русский композитор, дирижер, педагог, общественный деятель, автор учебников по гармонии, инструментовке и ряда других теоретических трудов.

Содержание музыки П.И. Чайковского универсально: образы жизни и смерти, любви, русской природы, детства, тема личности со своими внутренними противоречиями. Стиль высказывания композитора отличается сердечностью,  исповедальностью,  эмоциональностью.

В музыке Чайковского по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы: А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, В. Шекспира, Данте и др., присутствуют глубокие связи с современной ему литературой – Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.А. Тургенева, А.П. Чехова.

Интонационный язык Чайковского близок двум жанрам: городской песне и бытовому романсу. Они послужили ему основой для  создания своего музыкального языка, способного к воплощению тончайших душевных переживаний.

Значение творчества и новаторство: П.И.Чайковский – гениальныймелодист;великий симфонист, продолживший традиции бетховенского остроконфликтного симфонизма, наделенный гениальной способностью интенсивно развивать темы-мысли, преобразовывать их. Создатель лирико-психологической оперы.  Новатор в жанре балета. Он приобретает черты симфонической музыки – непрерывность развития и драматическую напряженность.

Творчество Чайковского получило признание еще при жизни композитора,  как в России, так и за рубежом.

С 1958г. в Москве проводится Международный конкурс им. П.И. Чайковского, который является одним из самых престижных в мире.

Ведущие жанры: оперы, симфонии, концерты, вокальная лирика, произведения для фортепиано.

Основные произведения:   оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама». Балеты  «Щелкунчик»,  «Спящая красавица»,  «Лебединое озеро». Симфонии №4,5,6. Фортепианные циклы «Времена года», «Детский альбом». 

 

С.С. Прокофьев (1891 - 1953)

Один из крупнейших композиторов XX века. Автор смелого и яркого искусства.

 «Я ненавижу подражание, избитые приемы, я не хочу быть под чьей-то маской. Я хочу быть самим собой…» (С.С. Прокофьев)

С. Прокофьев принадлежит к числу тех музыкантов, которые составляют славу русской музыкальной культуры XX века. Неповторимость и новаторство его музыки были порождены талантом композитора в ответ на бурное, взрывное время и исторические события начала XX века. Прокофьеву покорились практически все музыкальные жанры, в каждом из которых он оставил образцы непревзойденного совершенства.

Общественная деятельность: композитор, выдающийся пианист, дирижер, педагог, литератор.

Содержание творчества: при всем разнообразии есть строгая определенность тем:

1. Классическая (использует классические инструментальные формы или подражает классицизму).

2. Новаторская (поиск оригинальности своего языка, новых гармоний).

3. Токкатная (насыщают музыку ритмикой, динамичностью и стремительностью).

4. Лирическая.

5. Скерцозно-юмористическая.

6. Мир детей и юношества.

Музыкальный язык.

Мелодия графически-отчетливая, с обилием острых акцентов, с необычными линиями движения. В кантилене С. Прокофьев раздвигает мелодию до огромного диапазона, насыщает размахом широких скачков.

Ритм напористые и моторные четкие ритмы.

Гармония– классическая, с использованием современных музыкальных средств: насыщенность альтерацией и отклонениями. Жесткие диссонансные звучания.

Оркестровка – резкость тембровых сочетаний. На первый план выдвигаются медные инструменты.

Динамика – мощная, эффектная.

  Значение и новаторство:

Создал мелодии нового типа, где соединены песенные и инструментальные начала.  Открыл «новые миры» в гармонии, ритме и инструментовке. Использовал в своей музыке приемы кинодраматургии (зримость, театральность образов). Продолжая традиции балетов П.И.Чайковского, С.Прокофьев создал современные классические образцы этого жанра.

Основные произведения:

Кантата  «Александр Невский». «Классическая симфония»№1, симфонии № 5, № 7. Первый  фортепианный  концерт.   Опера «Война и мир». Балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка». Фортепианные  произведения. Музыка к кинофильмам «Александр Невский», «Иван Грозный».  

 

Д.Д. Шостакович (1906 - 1975)

Дмитрия Шостаковича называют великим документалистом и летописцем эпохи. Он вошел в историю музыки XX века как театральный драматург и гениальный симфонист.

  «Кризис мира становится кризисом моего творчества и жизни». (Д.Д. Шостакович)

Общественная деятельность – композитор, прекрасный пианист, дирижер, педагог, доктор искусствоведения, активный общественный деятель, почетный доктор ряда зарубежных академий и университетов.

Содержание творчества: столкновение высокой человечности с безжалостными силами социального зла, тема жизни и смерти, сложный мир человеческих переживаний.

Музыкальный язык:

Мелодия опирается на декламацию, речитатив.

Ритм – часто использует танцевальные и маршевые ритмы.

Фактура – использует сложные полифонические сплетения и четкую фактуру гомофонного склада.

Значение и новаторство:

Особенно велико значение Д. Шостаковича-симфониста. Продолжая лучшие традиции русской и зарубежной музыки, композитор создал свой неповторимый стиль. Ему свойственны динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощений тем, полифонизация фактуры. Лирика часто окрашена юмором или иронией.

Основные произведения:

Симфония № 7 «Ленинградская», симфония № 11 «1905год». Фортепианный цикл «Двадцать четыре прелюдии» op.34, «Двадцать четыре прелюдии и фуги» op.87. Музыка к кинофильмам «Овод», «Встречный».

 

М.И. Глинка.

Н.А. Римский-Корсаков.

Опера-сказка «Снегурочка».

Любимая опера Римского-Корсакова. В ней завершилось формирование оперного стиля композитора.

«Мой род – это сказка, былина и непременно русские». (Н.А. Римский-Корсаков).

Н.А.Римский-Корсаков известен как композитор-сказочник. Его музыка отличается по общему колориту красочностью тембров, необычной гармонией и ладами. Творчество композитора глубоко самобытно.

Композитор очень любил природу, особенно весеннюю. Из этой влюбленности композитора в природу и сказку родилась «весенняя сказка»  - «Снегурочка». Сюжет сказки А.Н. Островского, поэтические образы Снегурочки, Леля, Весны, миросозерцание и уклад жизни Берендеев пробудили в душе Римского-Корсакова горячее желание написать оперу.

История создания. Лето 1880 года композитор проводил в деревне Степенево. Здесь он начал работу над оперой. Опера была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 г. В окончательной редакции опера прозвучала в 1893 году в Большом театре в Москве. В этом же году композитор пишет В.В. Стасову: «Кто не любит Снегурочку, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», а годом позже он называет оперу своей «девятой симфонией».

Жанр оперы – сказочно-эпический c чертами лирической драмы.

Идея оперы - прославление силы любви (Снегурочка), народного искусства (Лель и обрядовые сцены),  мощи природы (сказочные образы) и нерушимости ее законов.

Драматургия – опера основана на сопоставлении ярких, контрастных картин. Драма Снегурочки, её внутреннее душевное преображение рождает ещё одну тему оперы – лирическую.

Действующие лица сказки разделены на 2 мира: один волшебный, связанный с природой – это  Мороз (бас),  Весна (сопрано),  Леший (тенор), птицы. Другой, как бы реальный - Купава (меццо-сопрано), Мизгирь (баритон), царь Берендей (тенор). Образ Снегурочки (колоратурное сопрано) как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты. У композитора была сложная задача – показать, как от действия к действию образ сказочной наивной девочки приобретает реальные черты горячо любящей девушки. Идея всепобеждающей силы любви, перерождающей даже холодную дочь Мороза, утверждается в сцене таяния Снегурочки в IV действии. Это кульминация развития образа.  Она написана в форме свободного ариозо и основана на теме ариетты из пролога. Трогательное упоение чувством любви гибнущей героини, покоряет сердце любого слушателя. Этому способствует и сопровождающие пение Снегурочки тембры флейты и скрипки, а затем - сочное звучание кларнета.

Все герои оперы имеют яркие индивидуальные характеристики.

Царь Берендей (тенор) – олицетворение мудрости, Лель - вечно юный певец и музыкант (контральто), страстный и эгоистичный Мизгирь (баритон). Все персонажи оперы имеют лейтмотивы, а также лейттембры. Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены.

  Композиция - опера имеет пролог и 4 действия.

2 картины пролога знакомят нас со сказочными персонажами и с миром людей (обряд «Проводы Масленицы»).

Первое действие намечает драму Снегу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.227.69 (0.174 с.)