А.П. Бородин. «Богатырская» симфония № 2. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А.П. Бородин. «Богатырская» симфония № 2.



Симфония является выдающимся произведением эпического симфонизма. В ней А.Бородин воплотил образы богатырского эпоса. «Богатырская» симфония  принадлежит к мировым симфоническим шедеврам.

История создания - Бородин писал симфонию с 1869 по 1876 годы параллельно с оперой «Князь Игорь». Отсюда их общность образов и характера звучания. Название «Богатырская» дал В.В. Стасов.

Премьера состоялась в 1880 году в Москве под управлением Н. Рубинштейна.

Симфония имеет явные черты программности, но не имеет определенного сюжета.

По словам Стасова в первой части симфонии Бородин хотел показать

«Собрание богатырей», во второй – «Игру богатырей», в третьей – «Рассказ Баяна», в финале – «Пир богатырей».

Идея. Вся музыка симфонии пронизана патриотической идеей любви к родине и прославления богатырской мощи русского народа.

Жанр симфонии – эпический.

Композиция симфонии – традиционна, состоит из 4 частей.

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Главная тема по характеру мощная и могучая, близка древним русским напевам.  Побочная – лирична и задушевна, близка женским образам оперы «Князь Игорь». Разработка основана на интонациях главной темы. Реприза интересна тем, что главная партия звучит в ритмическом увеличении, а побочная - еще мягче и нежней. Завершается первая часть мощным проведением главной темы.

II часть. - Скерцо. Трехчастная репризная форма.

Напоминает восточные сцены из II и III действий «Князя Игоря».

III часть – сонатная форма.

IV часть – сонатная форма.

Музыкальный язык – мелодии песенные, ритм крупный и ровный, размеры сложные, гармония красочная, оркестровка – подражание народным инструментам. Унисонное звучание всего оркестра подчеркивает богатырский характер.

Значение - симфония поражает своей мощью и размахом. Цельность содержания, интонационное и тональное единство создают единое эпическое полотно. Вспоминаются две картины: В. Васнецова «Богатыри» и М.Врубеля «Богатырь». Это произведение определило эпическое направление в русской симфонической музыке, которое было продолжено и развито С.Танеевым, А. Глазуновым, С. Рахманиновым и др. композиторами. Симфония стала своеобразным символом Древней Руси.

    

Н.А. Римский-Корсаков.

Опера-сказка «Снегурочка».

Любимая опера Римского-Корсакова. В ней завершилось формирование оперного стиля композитора.

«Мой род – это сказка, былина и непременно русские». (Н.А. Римский-Корсаков).

Н.А.Римский-Корсаков известен как композитор-сказочник. Его музыка отличается по общему колориту красочностью тембров, необычной гармонией и ладами. Творчество композитора глубоко самобытно.

Композитор очень любил природу, особенно весеннюю. Из этой влюбленности композитора в природу и сказку родилась «весенняя сказка»  - «Снегурочка». Сюжет сказки А.Н. Островского, поэтические образы Снегурочки, Леля, Весны, миросозерцание и уклад жизни Берендеев пробудили в душе Римского-Корсакова горячее желание написать оперу.

История создания. Лето 1880 года композитор проводил в деревне Степенево. Здесь он начал работу над оперой. Опера была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 г. В окончательной редакции опера прозвучала в 1893 году в Большом театре в Москве. В этом же году композитор пишет В.В. Стасову: «Кто не любит Снегурочку, тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня», а годом позже он называет оперу своей «девятой симфонией».

Жанр оперы – сказочно-эпический c чертами лирической драмы.

Идея оперы - прославление силы любви (Снегурочка), народного искусства (Лель и обрядовые сцены),  мощи природы (сказочные образы) и нерушимости ее законов.

Драматургия – опера основана на сопоставлении ярких, контрастных картин. Драма Снегурочки, её внутреннее душевное преображение рождает ещё одну тему оперы – лирическую.

Действующие лица сказки разделены на 2 мира: один волшебный, связанный с природой – это  Мороз (бас),  Весна (сопрано),  Леший (тенор), птицы. Другой, как бы реальный - Купава (меццо-сопрано), Мизгирь (баритон), царь Берендей (тенор). Образ Снегурочки (колоратурное сопрано) как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты. У композитора была сложная задача – показать, как от действия к действию образ сказочной наивной девочки приобретает реальные черты горячо любящей девушки. Идея всепобеждающей силы любви, перерождающей даже холодную дочь Мороза, утверждается в сцене таяния Снегурочки в IV действии. Это кульминация развития образа.  Она написана в форме свободного ариозо и основана на теме ариетты из пролога. Трогательное упоение чувством любви гибнущей героини, покоряет сердце любого слушателя. Этому способствует и сопровождающие пение Снегурочки тембры флейты и скрипки, а затем - сочное звучание кларнета.

Все герои оперы имеют яркие индивидуальные характеристики.

Царь Берендей (тенор) – олицетворение мудрости, Лель - вечно юный певец и музыкант (контральто), страстный и эгоистичный Мизгирь (баритон). Все персонажи оперы имеют лейтмотивы, а также лейттембры. Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены.

  Композиция - опера имеет пролог и 4 действия.

2 картины пролога знакомят нас со сказочными персонажами и с миром людей (обряд «Проводы Масленицы»).

Первое действие намечает драму Снегурочки.

Второе действие показывает мудрое правление царя Берендея.

Третье действие – очень динамичное по событиям. Драма Снегурочки достигает наибольшего напряжения.

Четвертое – кульминация оперы: сцена таяния Снегурочки, но и оптимистичный заключительный хор – гимн  Ярили – Солнцу.

Важную роль в опере выполняет оркестр. Композитор использует всю палитру звучания инструментов и создает самостоятельные инструментальные номера (например, сцена погони из третьего действия).

Значение - новаторство оперы заключено в опоре композитора на подлинные народные мелодии и мастерски переработанные народно-песенные интонации, в показе народных обрядовых сцен; в использовании лейтмотивов, лейт-тембров, лейт-гармоний.

 Мастерски композитор использует всю оркестровую палитру, выразительные средства солирующих инструментов.

 Н.А. Римский-Корсаков продолжил начатую М.И. Глинкой тему сказочно-эпической оперы и создал в своих произведениях собственную картину мира, устроенную по законам порядка, гармонии и красоты.

Н.А. Римский-Корсаков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 2406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.007 с.)