Реализм - вторая половина XIX века – начало XX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализм - вторая половина XIX века – начало XX века.



 

  Понятие о стиле –наиболее полно стиль проявился во второй половине  XIX века  и в начале XX века.  Это  искусство с  связано с стремлением художника отразить  реальные события жизни.

Основоположниками реалистической школы в русской музыке являются М.И. Глинка и А.С.Даргомыжский. Традиции этих композиторов получили развитие в творчестве крупнейших композиторов XIX-н.XXвеков – М. Мусоргского, А. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С. Рахманинова.

Особенности характера выражения – воплощение реальных исторических событий и лиц, постижение действительности через эмоционально- психологическое состояние человека.

       Особенности композиторских приемов - при всем разнообразии композиторского почерка у всех композиторов этого направления  в основе творчества было народно – песенное искусство и городской бытовой романс.  Стремление композиторов изобразить в музыке живую человеческую речь, чуткость к слову.

       Достижения – обогащение музыки новой сферой образов, связанных с повседневной жизнью народа - темы социальной несправедливости, мир «униженных и оскорбленных». Обращение к русской истории как «учительнице» жизни современной, патриотические сюжеты и герои. Новизна тем повлекло за собой и новизну жанров.

        Жанры Реализма: созданы новые оперные жанры: героико-патриотический (М.И.Глинка), народно – бытовой(А.С.Даргомыжский) и  историческая народная драма(М.П.Мусоргский). Лирико-эпический(А.П.Бородин) и лирико-психологический(П.И.Чайковский) оперные жанры. В области вокальной лирики новыми жанрами являются монолог-портрет, монолог-рассказ, монолог-сцена, сатирический рассказ, бытовая сценка.  Жанры симфонической музыки - симфоническая фантазия, симфония.

        Композиторы Реализма – М.И. Глинка, А.С.Даргомыжский, М.П.Мусоргский,А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов.

Примерные  планы  анализа творческого облика композиторов, произведений различных жанров.

 

     Подробный план:

1. Значение творчества композитора в мировой и отечественной музыкальной культуре.

2. В какой исторической обстановке он жил. К какому творческому направлению принадлежал.

3. Черты личности, важнейшие факты    биографии.

     4. Общественная, просветительская, исполнительская деятельность.

5.  Тематика и образно-эмоциональное содержание творчества.

6. Жанры.

7. Особенности авторского самовыражения. Музыкальный язык.

8. Народно-национальные черты. Отношение к фольклору.

9. Эволюция творчества. Новаторство.

10. Основные произведения.

 

Краткая характеристика творчества:

1.Значение творчества. Принадлежность к творческому направлению.

2. Общественная деятельность.

3. Содержание творчества.

4. Новаторство.

5. Ведущие жанры.

6. Основные произведения.

План анализа оперы.

 

1. Вступление.

· Какое значение имеет в творчестве композитора данное произведение.

· Его место в ряду великих музыкальных произведений или в мировой музыкальной культуре.

· Как это произведение отвечает целям и стремлениям самого композитора в реализации своих идей в музыке.

· Оригинальность замысла и воплощения.

 

2. Основной раздел.

· История создания произведения, дата премьеры, краткое содержание.

· Литературная основа. Различие между литературным и музыкальным воплощением.

· Жанр и идея произведения (главная мысль), композиция (место кульминации, строение по частям или действиям).

· Характеристика главных героев, эволюция их образов, тембры голосов.

 

3. Вывод.

· Чем замечательно это произведение, что нового и интересного удалось автору открыть и показать слушателям. Какие особенности приемов, композиции, замысла, оркестровых решений.

· Еще раз вспомнить о мыслях вступления. Доводы композитора, его высказывания о смысле своего творчества или данного произведения.

· Свое мнение о данном произведении. Чем оно близко твоему пониманию, чему учит, что значит для тебя?

· Значение произведения для будущих поколений музыкантов, композиторов и слушателей.

 

   

      3. План анализа симфонии.

 

1. Место и значение симфонического жанра в творчестве композитора.

2. Основные жанры симфонической музыки.

3. История создания симфонии.

4. Содержание – круг образов, наличие программы. Тип симфонизма (лирико-драматический, картинно-жанровый, эпический и т.д.).

5. Строение симфонического цикла.

6. Анализ музыки 1 части – сонатная форма:

Экспозиция – круг образов, их соотношение, анализ музыкальных тем, тональный план.

Разработка – направленность развития образов, изменение тематического материала, характерные приемы, тональный план, кульминация.

Реприза и кода – их роль в становлении музыкальных образов.

7.Характеристика последующих частей (содержание, форма, музыкальный язык). Соотношение, взаимосвязь частей (образная, интонационная).

8. Оркестровое мастерство.

9. Выводы.

 

План анализа камерно-вокальной музыки.

 

1. Значение жанра в творчестве композитора.

2. Круг образов, тематическое содержание.

3. Поэзия, поэты.

4. Группировки романсов по общему признаку (сатира, лирика и т.д.).

5. Жанры вокальной музыки в творчестве (вокальные миниатюры, циклы).

6. Истоки языка (фольклорная основа, городская песня и т.д.).

7. Соотношение музыки и текста.

8. Особенности мелодического стиля.

9. Роль фортепианной партии.

10. Анализ данного произведения (содержание, жанровая основа, форма, особенности языка и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.71.142 (0.01 с.)