Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
История как общественное явлениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Всемирная история есть разумное необходимое обнаружение абсолютного духа». Г.Ф.В. Гегель
История как осознание народом фактора времени. История есть общественное явление, напрямую связанное с самосознанием народа. Более конкретно, и стория -- осознание народом фактора времени. Единой истории человечества не существует, поскольку каждый народ осознает время по-своему, в соответствии с теми культурными ценностями и воззрениями, которые он вырабатывает в ходе своего развития. Когда один народ начинает описывать историю другого народа, он волей-неволей переносит на него собственное понимание прошлого, свой исторический опыт, и такое описание оказывается заведомо пристрастным и неточным. Универсальной модели развития не существует. Универсальной модели развития общества не существует, каждый народ идет своим собственным путем, и формы и этапы развития при внешнем сходстве у разных народов остаются различными по сути. История народов протекает не только с разной скоростью и в разном ритме, но и подчас в разных направлениях, не говоря уже о существенных отклонениях, тупиках или многовековом топтании на месте. В истории есть и поступательное движение, и циклы, и периоды регресса и упадка. И каждый народ осознает это по-своему, давая собственную версию истории, с заложенными в ней оценками того, что считать прогрессом, а что регрессом. История как творческий акт. История является творческим актом, в котором творцом выступает коллективная сущность, состоящая из многих поколений – прошлых, настоящих и будущих. Действия отдельных личностей – великих и заурядных – отражаются в истории через народ и в контексте народа, который придает действиям смысл, дает им оценку, соотносит с общей логикой. Вне исторического самосознания народа любое действие – даже чрезвычайно масштабное – немедленно утрачивает смысл, становится проявлением хаоса, а не порядка. Поэтому осознание логики истории народа является необходимым элементом обществоведения. Без этого знание об обществе повисает в воздухе и становится пустой абстракцией. Общество -- явление историческое, оно неразрывно связано с осознанием народом логики своего развития. И любая типология обществ, их сравнение между собой, метод их изучения не могут не учитывать того, что члены данного общества сами думают о нем, о его истоках, его содержании и цели его существования. Три взгляда на исторический процесс. Осмысление истории народа может проходить с различных философских позиций. Можно выделить три основных взгляда на историю: · история как регресс – «настоящее хуже прошлого, а будущее хуже настоящего» (традиционализм, консерватизм), · история как циклы – «вечное возвращение» (исторический перманентизм), · история как прогресс – «настоящее лучше прошлого, будущее лучше настоящего» (прогрессизм, эволюционизм). Каждая из этих позиций содержит в себе особую логику осмысления истории.
Консерватизм: история как упадок. Консервативное видение исторического процесса берет за образец древние общества и их структуру. Здесь действует принцип нисхождения истории от «золотого века» к «веку железному». Исторический процесс представляется постепенным отходом от изначальной нормы, упадком и деградацией. Это сказывается и на трактовке исторических событий: эпизоды древнейшей истории народа превозносятся, воспеваются в культуре и принимаются некритично. Все последующее оценивается в сравнении с миром древних: чем больше сходства, тем лучше рассматриваемый исторический период, чем меньше -- тем хуже. Такие взгляды свойственны большинству традиционных религий, осмысляющих логику истории как движение от рая к аду, к светопреставлению и финальной катастрофе, которая разразится из-за того, что люди отошли от образцов «великого прошлого». В конце истории наступит избавление и восстановление изначального «золотого века». Чем консервативнее общество, чем фундаментальнее в нем религиозные начала и установки, тем шире преобладание скептического отношения к нововведениям и процессам модернизации. Циклизм: история как неизменность. Циклическое понимание истории свойственно не только древним религиям (индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство), но и некоторым современным историческим школам (Н.Я.Данилевский (1822–1885), О.Шпенглер (1880-1936), А.Тойнби (1889-1975), Л.Н.Гумилев (1912-1992) – показательно название книги Л.Н.Гумилева «Конец и вновь начало», М., 2004). Согласно этому взгляду на историю однолинейного прогресса не существует: любое общество, народ или цивилизация развиваются по циклическому принципу, причем ритм этого развития и длина циклов не совпадают. У каждого общества есть расцвет, зрелость и упадок. Но мера этих явлений понятна только из нутри данного общества и не может быть оценена извне. Историки данного направления считают, что ничто в жизни человечества принципиально не меняется, все научные достижения и новые теории скрывают под собой некое постоянное содержание. Технический прогресс не несет в себе автоматически прогресса морального: человечество и в новейшие эпохи остается жестоким, иррациональным, эгоистичным и наивным, -- точно таким же, как всегда. Об этом свидетельствуют, в частности, мировые войны и тоталитарные режимы, появившиеся в ХХ веке -- как раз тогда, когда более всего велось разговоров о «гуманизме», «прогрессе», «мире», «развитии» и «правах человека». Задача историка, стоящего на позициях циклизма, состоит в том, чтобы точно определить, в какой точке цикла находится рассматриваемое общество, и какова структура этого цикла в целом. Прогресс: история как поступательное развитие. Третий взгляд на историю, появившийся в Западной Европе в Новое время вместе с эпохой Просвещения (XVIII век), рассматривает историю как однонаправленный и необратимый прогресс, как поступательное движение, где каждый последующий этап качественно совершенней предыдущего. Впервые термин «прогресс» применительно к течению времени употребил англичанин Френсис Бэкон (1561-1626). В 1750 году французский философ Тюрго (1727-1781) сформулировал аксиому прогресса в следующих словах: «Тотальная масса человеческого рода идет постоянно ко все большему совершенству». Теории «исторического прогресса» берут за образец опыт западно-европейской цивилизации, рассматриваемый как путь непрерывного прогресса и развития. При этом по умолчанию считается, что по этому пути суждено пройти всем остальным народам, странам, культурам и цивилизациям. Общества, которые развиваются по иной траектории, прогрессистский подход автоматически записывает в «недоразвитые», «примитивные» и «нецивилизованные». В последние двести лет прогрессистский взгляд на историю завоевал много сторонников, став официальной догмой не только западной исторической школы, но и большинства ученых-гуманитариев во всем мире. Распространение идеи «прогресса» связано с притягательностью западной культуры и техники, а также материального благосостояния для остальных народов. И если, с теоретической точки зрения, все взгляды на логику истории могут быть аргументированы с одинаковой убедительностью, пример материального благополучия стран Запада добавляет веса западной гипотезе «прогресса», особенно в глазах тех слоев населения, для которых материальные ценности убедительнее и весомее, нежели духовные и нравственные. Противники этой теории возражают, отказывая техническому развитию в том, чтобы быть высшим критерием, коль скоро оно не сопровождается соответствующим развитием духовной сферы. Единой картины истории не существует. Наличие трех основных позиций в выборе взгляда на логику истории показывает, что в сфере обществоведения никакой единой исторической картины просто не может быть. И консерваторы и прогрессисты будут настолько по-разному толковать то или иное событие, ту или иную реформу, ту или иную историческую личность, что может сложиться впечатление, что речь идет не об истории одного и того же народа, а о чем-то совершенно различном.
Контрольные вопросы
· Назовите три основных взгляда на сущность исторического процесса. · Как видят историю консерваторы? · На чем основывается вера в прогресс? · Может ли быть техническое развитие основным аргументом в пользу в пользу теории всеобщего прогресса? Обоснуйте свой ответ. · В чем, на ваш взгляд, циклисты видят подтверждение своим теориям о том, что все в истории повторяется?
2.2. Общество и его содержание
«Общество – это природа, но только целиком созданная человеком.» М.Вебер
Определение «общества». «Общество» (по лат. «societas», отсюда -- «социальный», т.е. относящийся к «обществу», «общественный») в широком значении этого термина есть способ и, одновременно, среда существования человека. В отличие от животного, поведение человека, помимо биологических механизмов, определяется влиянием общества, которое формирует личность, делает человека человеком. Все представители животного мира появляются на свет готовыми к самостоятельному существованию в окружающей среде, снабженными аппаратом инстинктов и генетических программ. Ребенок же с момента рождения попадает не в природную, а в социальную среду, которая готовит его к дальнейшей самостоятельной жизни, начиная с самых элементарных функций – питания, передвижения и т.д. «Неотения». Для того, чтобы подчеркнуть общественный характер человека, психологи (в частности, А.Портман) выдвинули термин «неотения», предлагающий рассматривать первый год существования новорожденного человека как «пребывание в социальной утробе». В сравнении со сходными биологическими видами человек появляется на свет слишком рано для самостоятельного существования в окружающем мире, и это заставляет рассматривать начальный период развития ребенка как продолжение цикла «беременности» («пренатальное» состояние), проходящее не в физическом, а в социальном организме. Лишь после 10-12 месяцев пребывания в общественных условиях (семьи или иных социальных институтов) ребенок получает навыки адаптации к окружающему миру, которыми животные наделены в момент своего появления на свет. Теория «неотении» подчеркивает фундаментальное влияние общества на человека не только в периоды воспитания, развития рассудочной деятельности и активного участия в общественных процессах, но и на самом первом этапе жизни, когда закладываются многие механизмы, в дальнейшем предопределяющие структуру личности и ее идентичность. Язык основа социальности. Огромную роль на раннем этапе жизни человека играет язык, на котором говорят окружающие. Его звуки, интонации, а позже и схватываемые ребенком простейшие смыслы формируют структуру мышления, предопределяя заложенные в нем ассоциации, логические связи, структурированные процессы. Язык настолько важен для человеческого существа, что некоторые ученые приравнивают его к самой сущности «общества», а социальную среду отождествляют с языковой средой. «Общество» как среда бытия человека основано на коммуникации, общении, обмене знаниями, а следовательно, язык лежит в центре общественного бытия. Структура общества и структура языка, преобладающего в обществе, представляют нераздельное целое до такой степени, что невозможно строго провести между ними водораздел или решить вопрос о том, что первично -- «язык» или «общество». Пол как социальное явление. Другим важнейшим элементом, закладываемым в период самого раннего детства, является половая идентификация. Эта область формирования личности подробно исследуется психологами, сексологами и психо-аналитиками, строящими на тщательном анализе отношений в семье в первые годы жизни ребенка личностный портрет и, в первую очередь, структуризацию его половой идентичности. Общество содержит в себе смысл, разум и волю. В обществе концентрируется сущность человеческого бытия: в се что отличает человека от чисто природного существа и обнаруживает его разумную и духовную природу. Общество выполняет в отношении людей ту же роль, какую выполняет природа для остальных живых существ. Более всего человек отличается от животных наличием разума и воли. Следовательно, силовыми линиями структуры человеческого общества становятся именно эти качества. В обществе запечатляется, развивается, передается и видоизменяется «коллективный разум», и на основании маршрутов и структур этого «коллективного разума» определяется спектр и ориентации действий, проекты и решения индивидуума. Можно сказать, что «общество» представляет собой «большого человека», коллективную личность, живую и развивающуюся. Общество содержит в себе, производит и подчас видоизменяет смыслы, выстраивает их иерархии, распределяет и группирует их. Вне общества нет смысла, и каждый член общества получает возможность взаимодействовать со смыслами только в социальном пространстве. Чисто индивидуальный смысл, оторванный от общественных установок, не может существовать, и будет полной бессмыслицей. Точно так же и с понятием воли. Индивидуальная человеческая воля (если не брать во внимание проявление чисто биологических потребностей и влечений) становится реальностью только в общественном контексте, где она приходит во взаимодействие с волей других людей. Из совокупности волевых импульсов складывается жизнь конкретного общества. Даже высшие истины религии тесно связаны с наличием общества. В «Евангелии» Христос говорит: «...Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (От Матфея 18: 20). Это означает, что для полноценной религиозной организации необходимо минимальное общественное измерение, которое и является изначальным условием существования священного института Церкви. Семья как модель общества. Первичной ячейкой общества является семья. Институт семьи известен в той или иной форме на протяжении всей истории человечества. Зафиксированы исторически различные типы семей: полигамные (в том числе «полиандрии» – т.е. «многомужество»), моногамные, патриархальные, матриархальные, с различными моделями наследования (по отцу, по матери, к старшему брату, к младшему брату и т.д.) В семье структурируются основные общественные отношения – иерархия, культура, распределение функций полов, преемственность, отношение к собственности, обрядовая сторона жизни, модели соучастия в больших коллективах и т.д. Семья есть малая модель общества, а само общество может быть уподоблено большой семье. Наиболее древние правовые кодексы, как правило, относятся к урегулированию отношений в семье – в вопросах брака, наследства и т.д. Древнейшие системы запретов (табу), составляющие архаический пласт религиозных культов, также связаны с систематизацией семейных отношений – в частности, с запретом на кровосмешение (инцест). В православной традиции христианская семья называется «домашней церковью», так как в ней, по словам Христа, «во имя Божие собраны двое или трое». Брак в христианстве считается таинством, и брачный символизм широко используется для описания отношений Бога с людьми: Христос часто предстает в образе Жениха, а Церковь, иногда душа христианина, -- в образе невесты Христовой. В семье отражаются в миниатюре основные модели общественных отношений. Патриархальная семья. В последние тысячелетия большинство народов живут в условиях патриархальной семьи ( моногамной или полигамной), осмысленной как важнейшая правовая, нравственная, социальная, культурная и политическая категория. В Римском праве патриархальные отношения были жестко регламентированы, основные публичные функции делегировались главе семьи, а жена и дети до определенного возраста рассматривались как своеобразная «частная собственность» домохозяина (наряду с рабами). В патриархальной семье высшим является старший мужчина, глава семьи. Женщины и дети находятся от него в психологической, юридической и экономической зависимости. Патриархальные принципы настолько укоренились в человеческой психологии, в самом устройстве общества, в языке, культуре, религии, экономике, что продолжают оказывать решающее влияние на человека и в последние века, когда западно-европейское общество выдвинуло программу отказа от патриархата, юридически уравняв в правах мужчин и женщин и провозгласив «равенство полов». Тем не менее в обычной жизни и в семейной практике социальная программа эмансипации женщин, подкрепленная изменением юридической базы, до конца так и не воплотилась. За это ответственны тысячелетия патриархальной истории, повлиявшей на мужскую и женскую психологию, на культуру, мышление, бытовое поведение и даже структуру языковых форм Властные отношения -- неотъемлемая черта общества. Общество всегда несет в себе представление о характере и статусе власти, смысле и форме распределения властных функций. Фактор власти настолько принципиален для понимания структуры общества и объяснения человека и человеческой истории, что некоторые современные философы (в частности, Фридрих Ницше (1844-1900)) рассматривали «волю к власти» как основополагающую характеристику человека как вида – по меньшей мере, в его общественном проявлении. Любое общество обязательно предлагает свое видение распределения властных функций и отношений, вытекающее из религиозных и философских начал, на которых оно основано. Властные отношения пропитывают общественную среду, и базовое представление об иерархии запечатлено уже в структуре языка (где грамматические правила отражают модели властных функций, выделяя в каждом предложении главное, второстепенное, активные и пассивные формы, иерархизируя всю структуру речи) и в семье. Попадая в общество, человеческое существо с первых дней появления на свет оказывается в сфере игры властного начала, постепенно осваивая диалектику приказания и подчинения, зависимости и свободы. Структура власти составляет ось общественного бытия. Это касается даже тех особых обществ, которые сознательно задаются целью организовать общежитие на началах полного равенства. Как показывает опыт коммунистических режимов, и даже анархических или сектантских общин, отвержение традиционных иерархий приводит к появлению новых (подчас еще более жестких) иерархических структур, даже в случаях, когда ставится цель достичь полного равенства. По словам английского писателя Дж. Оруэлла (1903- 1950) кто-то всегда оказывается «равнее других» (Дж. Оруэлл «Ферма животных», М., 1996). Собственность как материализация власти. Властные отношения получают материальное воплощение в понятии «собственность». Русские слова «власть» и «владение» показывают родство этих понятий. В религиозных обществах материальный мир считался проявлением мира духовного, а система вещей и предметов материального мира -- совокупностью символов, указывающих на более высокие уровни бытия. Если властные отношения представляли собой социальное явление, то выражение этих отношений в материальной среде осуществлялось через отношение к собственности. Постепенно, однако, собственность приобрела самостоятельное значение, и то, что в собственности находилось, окончательно утвердилось в самостоятельном статусе «объекта» («предмета»). Требование обособления общественных отношений, выстраиваемых вокруг властных функций, от общественных отношений, выстраиваемых вокруг собственности, стало основой буржуазно-демократического движения и постепенно привело к появлению капиталистического общества, где экономическая сторона общественной жизни (по меньшей мере, в теории) отделена от политической. Этот принцип разоблачили как «уловку капитала» представители социальной критики (марксизм), настаивавшие на том, что отношение собственности и есть основа властных отношений, в связи с чем невозможно отделить экономику от политики. В логике марксистов модель религиозных обществ была перевернута: там имущественное состояние высших каст и сословий считалось проявлением их духовного превосходства и высокой внутренней природы; марксисты же утверждали, что властные функции определяются контролем над материальной собственностью и не имеют никакой высшей цели, кроме той, чтобы эту собственность сохранять и приумножать (за счет эксплуатации труда и превращения его в товар).
Контрольные вопросы
1. Влияет ли общество на человека в первые годы жизни? 2. Как вы понимаете значение семьи для человека? Чем является семья для вас лично? 3. Как язык влияет на мышление? 4. Возможно ли общество без властных отношений? Как вы сами думаете? 5. Чем являются властные отношения для общественной жизни?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.140 (0.011 с.) |