Раздел 5. Экономика и общество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 5. Экономика и общество



 

Смысл экономики

 

«Экономика есть наука о способах, с помощью которых люди в разных обществах решают проблему ограниченности ресурсов.»

 

Определение «экономики». Экономика есть научно осмысленный и систематизированный способ рационального ведения частного или коллективного хозяйства и определения логики и пути его развития.

Хозяйство существовало в жизни человечества всегда, на протяжении всей его истории. Но в самостоятельную сферу, осмысляемую и изучаемую в отрыве от других сторон жизни, экономика выделилась достаточно поздно – начиная с эпохи европейского Возрождения и особенно в Новое время. Классические экономические теории складываются в XVIII веке в Англии в период бурного развития буржуазно-капиталистических отношений.

В эту эпоху происходит стремительная смена устоев традиционного общества на модели общества современного. Этот процесс затрагивает все сферы – политику, культуру, философию, науку, религию, государство. Появление экономики как самостоятельной дисциплины выражает общий настрой всех этих изменений:

1. перенос основного внимания общества со сферы духа на сферу материи

2. разочарование, вплоть до отказа от религиозных догматов и

3. устойчивый рост интереса к земной жизни и ее материальному обустройству.

По мере того, как Новое время выносит за скобки духовные проблемы, религиозные представления о посмертном воздаянии, «страхе Божьем», духовном смысле истории и необходимости человека подчинять свою волю и свою жизнь Богу, материальная область начинает значить все больше и больше. Вопросы ведения хозяйства, производства и торговли, обмена и денежной сферы, которые ранее казались второстепенными перед лицом религии, государства и сословной этики, выходят на первый план и получают самостоятельное значение. Так возникает не только экономика как наука, но и экономическая цивилизация как тип общества, где вопросы экономики приобьретают все более и более центральное значение, пока не вытесняют остальные аспекты на периферию.

Если материальное хозяйство считалось в традиционном обществе уделом третьей касты (третьего сословия), которая занимала низшую ступень в сравнении с жречеством (священством) и аристократией, то теперь вместе с подъемом третьего сословия и ускоренным развитием буржуазных отношений и капиталистического способа производства интерес к экономике становится всеобщим и характерен для всех представителей западно-европейского общества. В политических и философских учениях и философии Нового времени экономика играет очень важную (а иногда и центральную) роль, определяя основы большинства современных идеологий.

Классическая буржуазная политическая экономия. Основы классической теории экономики заложили английские ученые – Уильям Петти (1623-1687), Адам Смит (1723-1790), Дэвид Риккардо (1772-1823). Сам Адам Смит, считающийся отцом-основателем экономической науки, был последователем английского философа Джона Локка, внесшего большой вклад в создание современной научной картины мира. Сам Смит считал, что он просто применят идеи Локка к анализу хозяйственной деятельности. Однако результаты трудов Адама Смита заложили основу одновременно и экономической науки, и политической идеологии, которой суждено было стать в последующие века наиболее распространенным мировоззрением -- либерализмом.

Идеи, которые легли в основу трудов Смита, Петти и Рикардо, предопределили на несколько веков развитие экономической мысли, и по сравнению с другими научными и гуманитарными дисциплинами, не сильно изменились.

Адам Смит сформулировал основные принципы буржуазной идеологии и буржуазного хозяйства, а так как капитализм в Новое время в Европе стал преобладающей социально-политической формацией, то идеи Смита и его методы стали считаться по праву классикой современной экономики как таковой.

Современная экономика строится вокруг осмысления явлений капиталистических отношений, как основного объекта изучения и одновременно объекта применения. Анализ хозяйственных систем, предшествующих появлению капитализма, и критика капитализма как строя и как идеологии со стороны левых политических учений, отталкиваются в подавляющем большинстве случаев от теорий, впервые сформулированных Адамом Смитом и его последователями. Именно Смит дает систематическое представление о структуре капиталистических отношений, и чтобы подчеркнуть качественно новый уровень такого подхода теория Смита получила название «политическая экономия» или «классическая буржуазная политическая экономия», что сочетает в себе одновременно научную методологию и политическую идеологию буржуазии как класса.

Не случайно жесткий противник капитализма коммунист В.И.Ленин назвал «классическую буржуазную политическую экономию» одним из трех источников марксизма.

Идеи Адама Смита. В основе экономической теории Адама Смита лежит идея о том, что движущей силой человека являются эгоизм и жажда наживы, как наиболее естественные свойства. Наилучшим общественно-политическим порядком будет тот, что позволит всем людям независимо от рождения и положения преследовать свою личную выгоду в материальной сфере. А так как от этого, по идее Смита, выиграет каждый по отдельности, то, в конечном итоге, в выигрыше будет все общество. Уже в первых строках своей работы «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776), заложившей, по общему признанию основы классической полит-экономии, автор называет «склонность к мене, торговле и обмену одного предмета на другой» одним из основных свойств человеческой природы, не наблюдаемых ни у какого иного вида животных. Отсюда Смит делает вывод, что «человек постоянно нуждается в помощи своих ближних, и тщетно будет он ожидать ее лишь от их расположения. Он скорее достигнет своей цели, если обратиться к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них.Всякий, предлагающий другому какую-либо сделку, предлагает именно это. Дай мне то, что нужно мне, и получишь то, что нужно тебе, - таков смысл всякого подобного предложения».  

Невидимая рука. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека является своекорыстный интерес. Но преследовать свой интерес человек может, только оказывая услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. Так развивается разделение труда. Каждый отдельный человек стремится использовать свой труд и свой капитал таким образом, чтобы продукт его обладал наибольшей ценностью. При этом он не думает об общественной пользе и не сознает, насколько содействует ей, но рынок ведет его именно туда, где результат вложения его ресурсов будет оценен обществом выше всего. «Невидимая рука» -- это метафора для обозначения стихийного действия объективных экономических законов.

Естественный порядок. Условия, при которых наиболее эффективно осуществляется благотворное действие своекорыстного интереса и стихийных законов экономического развития, Смит называл «естественным порядком». У Смита это понятие имеет двойной смысл. С одной стороны, это принцип и цель экономической политики, т. е. политики «laissez-faire» («лэссе-фэр», по-французски «позвольте делать»), с другой -- это теоретическая конструкция, «модель» для изучения экономической действительности.

В физике полезными орудиями познания природы являются абстракции идеального газа и идеальной жидкости. Реальные газы и жидкости не ведут себя «идеально» или ведут себя так лишь при некоторых определенных условиях. Однако имеет смысл абстрагироваться от этих нарушений, чтобы изучать явления «в чистом виде». Нечто подобное представляет собой в политической экономии абстракция «экономического человека» и свободной конкуренции. Наука не смогла бы изучать массовые экономические явления и процессы, если бы она не делала известных допущений, которые упрощают, моделируют бесконечно сложную и разнообразную действительность, выделяют в ней важнейшие черты. С этой точки зрения, абстракция «экономического человека» и свободной конкуренции сыграла важнейшую роль в становлении экономической науки. Эти явления в чистом виде существуют только в «естественных условиях».

Экономический человек. Для Смита «человек экономический» (homo oeconomicus) является выражением «вечной и естественной» человеческой природы, а политика «лэссе-фэр» (lassez-faire) прямо вытекает из его взглядов на человека и общество. Если экономическая деятельность каждого человека ведет, в конечном счете, к благу общества, то эту деятельность просто не надо ничем стеснять. Смит считал, что при свободе передвижения товаров и денег, капитала и труда ресурсы общества будут использоваться наиболее эффективным образом. Показательно, что категория «экономического человека» у Смита прилагается только к анализу его хозяйственной деятельности, но позднее у последователей либеральной идеологии эта категория стала вытеснять собой другие определения человека, и экономическая составляющая стала восприниматься как главное и наиболее фундаментальное человеческое качество.

Естественная и рыночная цена. Адам Смит впервые систематизировал основные понятия капиталистического хозяйства, выделив те категории, которые станут основой экономического анализа.

Смит разработал теорию цены, согласно которой в основе цены лежит то количество труда, которое человек затрачивает на производство данного товара. Это он называет «естественной ценой». Но когда вещь попадает в стихию рынка, она продается выше или ниже «естественной цены», что порождает «рыночную цену». Соотношение между «естественной ценой» и «рыночной ценой» создает диалектику капиталистического хозяйства.

Процесс возникновения «естественной цены» по мере развития капиталистических отношений включает в себя два фундаментальных понятия – накопление капитала в частных руках и присвоение ресурсов (в первую очередь, земли) частными лицами, что приводит к ренте. Накопленные капиталы и земельная рента по мере развития буржуазных отношений становятся определяющими для формирования «естественной цены» -- в отличие от прежних феодальных моделей хозяйства, когда «естественная цена» была прямо связана с количеством труда.

Теория заработной платы. Согласно Смиту, в изначальном состоянии продукт труда принадлежит человеку полностью, и рост заработной платы идет параллельно повышению производительности труда. Но сосредоточение капитала в руках немногих и владение землей лэндлордами порождает ситуацию, когда заработная плата начинает зависеть от договора работника с теми, кто ссужает его инструментами производства, начальным капиталом или позволяет использовать частные ресурсы (землю).

В этом можно увидеть зачатки теории эксплуатации, позднее построенной марксистами.

Теории прибыли и ренты. Смит закладывает основы теории прибыли, которую он отделяет от заработной платы и ставит в зависимость от величины применяемого капитала.

В своей теории ренты Смит исходил из того, что рента является разновидностью монопольной цены, которую устанавливает продавец, не имеющий конкурентов. А монопольная цена, по мнению Смита, представляет собой наивысшую цену из всех, которые только можно установить в данной ситуации. Заработная плата, прибыль и рента входят в состав цены, но каждая из них по-своему.

Рынок и равновесие. В теории Адама Смита важнейшим элементом является сам метод, который описывает «естественное» состояние хозяйственной деятельности как нормативную ситуацию, на которую накладываются дополнительные факторы, совокупно называемые «рынком». Между «естественным» состоянием и «рыночным» состоянием существует диалектическая взаимосвязь. «Естественная цена» (и соответствующее условия ее формирования) представляет собой равновесие, а «рыночная цена» -- отклонение от него. При этом Смит, а за ним и вся либеральная экономическая теория, убежден, что, в конечном счете, рынок сам приходит к восстановлению равновесия, хотя не прямо, а через систему сложных колебательных процессов.

Значение А.Смита для буржуазной идеологии. Экономическая теория Адама Смита представляет собой законченную философскую и научную систему, столь же основополагающую для всей экономики как законы Ньютона (1643 - 1727) для физики или таблица Мендеелева (1834-1907) для химии. Последующие поколения экономистов развивали теорию Смита или ее отдельные элементы, выносили свои моральные суждения в отношении описанной им картины функционирования капиталистической системы хозяйства, но практически никто не оспаривал ее основных начал.

Экономика как явление была впервые полноценно осмыслена, описана и систематизирована именно в трудах этого выдающегося экономиста. Капитализм как экономическая система основан на тех принципах, которые выделил Адам Смит, и совокупность этих принципов была положена в основу той идеологии, которая характерна для обществ и классов, принимающих капитализм как данность и морально оправдывающих его.

Пока идеи Смита остаются научной теорией, они являются объективной интеллектуальной аналитической конструкцией, но когда описанные процессы функционирования хозяйственной системы берутся в качестве морально оправданных, нормативных и «прогрессивных», теория становится политической идеологией, где выносятся оценки того – что является благом, а что злом. Идеи Смита о человеческом эгоизме как главной мотивации материальной деятельности и о стремлении рыночной стихии к восстановлению «естественного равновесия» при отсутствии внешних политических факторов -- сословных привилегий, социального неравенства, государственных запретов на ту или иную предпринимательскую деятельность, вмешательства в рынок со стороны каких-либо инстанций – превращается в политическую программу либерализма, становится идеологией. Здесь идеи Смита получают статус мировоззрения, которое принимается на вооружение капиталистическим обществом, осознающим свое историческое значение и логику своего развития.

За три века своей истории экономический либерализм удивительно мало изменился с той поры, как его постулаты были впервые изложены и систематизированы Смитом. В настоящее время либерализм остается наиболее распространенным экономическим учением во всех странах мира, и либеральная модель экономики берется за нормативный образец и при изучении экономических теорий и для создания рыночных экономик в странах, где они по какой-то причине не сложились или развивались в замедленном ритме.

Критическая традиция в политэкономии. Некоторые философы и экономисты сделали из анализа идей Смита совершенно иные выводы. Уже у Дэвида Риккардо, самого талантливого последователя А.Смита, возникает картина рынка, гораздо более расходящаяся с условиями «естественной цены», чем у самого Смита. Позднее критику капиталистической эксплуатации развили такие экономисты как Ж. Сисмонди (1773-1842), П. Ж. Прудон (1809-1865) и особенно Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-95).

Критическая традиция в экономике основывалась на моральном отвержении двух принципиальных моментов в либеральной теории: эгоистической мотивации труда и равновесного состояния рынка, к которому он, по мысли Смита, тяготеет естественным образом.

Сисмонди призывал государство вмешаться через фискальную систему в процесс справедливого перераспределения продуктов материального труда, чего не возможно достичь в условиях чисто рыночной стихии именно за счет накопления капиталов и земельной ренты.

Анархист Прудон считал, что «частная собственность есть кража», а Маркс и Энгельс пошли еще дальше и создали на основании критически переосмысленной полит-экономии Адама Смита собственную экономическую теорию, получившую позже название «марксизма».

Марксизм. С точки зрения Маркса, развитие капиталистической системы производства не только не способствует приведению хозяйства к «естественным» условиям, но, напротив, порождает усиливающуюся эксплуатацию, которая заключается в присвоении буржуазией прибавочной стоимости, создаваемой в процессе трудовой деятельности пролетариатом. Особенно это заметно у молодого Маркса, толкующего прибавочную стоимость как отчуждение. В дальнейшем Маркс смягчил эти мотивы, однако, все равно показал внутренние противоречия и конфликты капиталистического общества, которые, по мнению Маркса, не могут разрешиться в рамках самой капиталистической системы и требуют перехода к новой экономической формации – социализму.

Экономическая модель социализма основана на том, что победить явление экономической эксплуатации пролетариата капиталистами возможно только через социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата. Маркс распознавал в либеральной экономической теории не столько науку и научный анализ, сколько идеологию, так как отношение к рынку и к самой капиталистической системе было оценочно «позитивным» и нормативным. Симметрично классической полит-экономии либерализма Маркс также предложил свой собственный научный метод критического анализа капитализма, осознанно возведенный в статус идеологии.

Капиталистическая рыночная модель хозяйства по Марксу представляет собой прогресс в отношении феодально-сословной системы, но реакционное явление перед лицом «грядущей» социалистической и коммунистической модели, где должно быть осуществлено полное экономическое и социальное равенство людей, а эксплуатация человека человеком искоренена.

Социал-демократия. Экономическая теория Маркса, тщательно и системно анализирующая все противоречия либерально-капиталистической системы, была взята на вооружение как его ортодоксальными сторонниками, которые возвели эту идеологию в политическую догму, так и более умеренными экономистами и политиками, считавшими возможным с помощью марксистской критики сгладить противоречия капиталистической системы, без ее радикального уничтожения, как к тому призывал, собственно, сам Маркс. Это направление воплотилось в социал-демократию.  Здесь экономическая теория марксизма берется для того, чтобы изменить капитализм к лучшему, усовершенствовать его и преодолеть присущие ему противоречия эволюционным (а не революционным) путем.

Социал-демократическое представление об экономическом устройстве общества основано на марксистском выводе о том, что спонтанное развитие рынка не снимает социальных противоречий, неравенства и эксплуатации, а напротив, только усугубляет их. Чтобы исправить ситуацию, социал-демократы предлагают путем парламентских методов борьбы построить такую полит-экономическую систему, в которой государство и иные социальные институты будут «регулировать» рыночную стихию для искусственного приведения ее к состоянию, когда эксплуатационные механизмы накопления капитала будут уравновешены «политикой справедливости».

Экономика в ее социал-демократическом понимании признает рынок и отказывается от революции и диктатуры пролетариата, но настаивает на том, чтобы прибыль, полученная в результате материального производства, распределялась не по чисто рыночной логике, но с участием фактора социальной справедливости. Социал-демократия в отличие от радикальных социалистов и коммунистов предлагает не создавать собственной экономической модели без рынка, частной собственности, конкуренции и свободы предпринимательства, но установить над капиталистической экономикой социально-государственный и политический надзор.

Социал-демократы обращаются к капиталистам, убеждая их в рациональной необходимости «делиться» с пролетариатом прибылью ради сохранения социального мира и всей системы, развертывая при этом угрожающие картины конца буржуазного мира, созданные марксистской критикой. К рабочим социал-демократы обращаются с тем, чтобы получить от них представительский мандат на отстаивание их интересов политическими средствами – в основном через инструменты партийной парламентской демократии.

Таким образом, социал-демократическая теория экономики (равно как и марксизм) привносит в экономический анализ внеэкономический (моральный, ценностный) фактор, являясь политической идеологией.

В ХХ веке социал-демократические идеи получили широкое признание в западных странах и в значительной степени повлияли на картину современного капитализма.

Экономические теории социал-демократического толка являются антитезой либеральным теориям, хотя и не столь радикальной, как марксизм.

Джон Кейнс и его школа. Стремление преодолеть фундаментальные противоречия либеральной экономической теории было характерно не только для идеологически левых экономистов (марксистов или социал-демократов), но и для буржуазных теоретиков, подходивших к решению экономических вопросов с чисто научной точки зрения (насколько это возможно, учитывая идеологический момент, заложенный в самой основе экономики как дисциплины).

Одну из самых впечатляющих попыток пересмотра базовых положений либеральной теории, оставаясь в рамках капитализма и рынка, предпринял английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В своей работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) он изложил ключевые идеи, впоследствии ставши известными как «кейнсианство»:

· активное вмешательство государства в экономическую жизнь,

· макроэкономический подход к анализу хозяйственных процессов,

· теория эффективного спроса и общественных работ,

· психологический закон потребления,

· положительная роль инфляция для развития экономики,

· решающее значение инвестиций и др.

В 1930-е годы, когда была опубликована эта работа, США находились в состоянии т.н. «Великой депрессии», сопровождавшейся высокой инфляцией, банкротством предприятий, разорением мелких и средних предпринимателей, падением уровня жизни подавляющего большинства населения, ростом безработицы. Анализируя эти процессы, Кейнс пришел к выводу о неспособности механизма свободной конкуренции справиться с производительными силами и отказался от веры в саморегулирующую силу рынка. Это положило начало разработке концепции регулируемого капитализма, которая отчасти напоминает рецепты социал-демократов, только лишенные их «морального» или «гуманитарного» пафоса.

Макроэкономика. В докейнсианской теории преобладал микроэкономический подход к анализу экономических процессов, в центре которого находился индивид с его потребностями, отдельная фирма, проблема минимизации ее издержек и максимизации прибыли как источника накопления капитала. Предполагалось, что она функционирует в условиях гибких цен и свободной конкуренции, что обеспечивает полное и эффективное использование имеющихся ресурсов общества. Этому микроэкономическому подходу Кейнс противопоставил макроэкономический метод исследования, т.е. исследование зависимостей и пропорций между совокупными народнохозяйственными величинами -- национальным доходом, сбережениями, инвестициями, рыночным спросом и потреблением и т.д.

Эффективный спрос. Кейнс поставил под сомнение некоторые базовые для либеральной теории принципы, касавшиеся описания экономических процессов на макроуровне, в частности, закон французского экономиста Жан Батиста Сэя (1767-1832), гласивший, что совокупный спрос неизменно равен совокупному предложению. Последователи Сэя считали, что обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей, спросом и предложением (т.н. эффективный спрос), или что предложение само обеспечивает и формирует спрос

В отличии от них Кейнс утверждал, что уровень доходов населения, напрямую связанный со спросом, не всегда поспевает за предложением товаров и услуг и ростом цен на них. Возникающий дисбаланс (между спросом и предложением в пользу последнего) не ведет к автоматическому переходу в некое равновесное состояние (как у Адама Смита), но будет неизбежно сопровождаться целым рядом негативных тенденций – безработицей, кризисами перепроизводства, стагнацией целых отраслей промышленности, инфляцией и т.д. Кейнс, по сути, перевернул формулу Сэя: «не предложение создает спрос», а, наоборот, «спрос создает собственное предложение».

Полная занятость и общественные работы. Установленные Кейнсом функциональные зависимости между этими величинами показали, что экономика может в течение длительного времени находиться в состоянии «равновесия с неполной занятостью». Отсюда были сделаны выводы о необходимости государственного регулирования ключевых экономических параметров, образующих эффективный спрос, но регулирования не догматического (как у социал-демократов), а прагматического, в зависимости от состояния экономической конъюнктуры.

В качестве ключевого инструмента воздействия на эффективный спрос Кейнс рассматривал т.н. бюджетный метод, предусматривающий увеличение государственных расходов путем инвестиций, увеличения заработных плат, рабочих мест, организации общественных работ и т.п., что в идеале ведет к улучшению благосостояния населения и, следовательно, росту фактического спроса вплоть до уровня эффективного. В этой связи Кейнс иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные занятия для людей, к примеру, наполнять бутылки банкнотами и зарывать их в землю, чтобы их разыскивали безработные. Отсюда – его известные концепции «полной занятости» и «общественных работах».

Процентная ставка и психологический закон потребления. Этой же цели – повышение эффективного спроса – можно добиться не только бюджетными, но и денежно-кредитными методами, в частности, путем понижения процентной ставки, что делает накопление денежных средств относительно неприбыльным делом по сравнению с их инвестированием.

Кейнсом был сформулирован и так называемый «психологический закон потребления», согласно которому «... люди, как правило, склонны увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». Постепенно у населения откладываются денежные сбережения, в т.ч. на банковских счетах, которые приносят доход только фактом своего наличия (процентная ставка) и выведены из циркуляции в экономической деятельности. Развивая это наблюдение, Кейнс предложил считать умеренную денежную инфляцию полезным явлением, так как она стимулирует инвестиции, вложение сбережений в реальную экономику, восстанавливая равновесие между спросом и предложением.

Наследие кейнсианства. Кейнс и его последователи разработали законченную экономическую модель со своей системой категорий, претендующую на то, чтобы заменить собой классический либеральный подход. В результате появились новые фундаментальные экономические концепции «макроэкономики». В 1933-1938 годы кейнсианство было положено в основу политики Президента США Ф.Рузвельта (1882-1945) «Новый Курс» («New Deal») по выводу страны из депрессии, а на протяжении послевоенных десятилетий являлось экономической платформой Демократической партии США. Методы государственного регулирования были также востребованы правительствами социал-демократической ориентации, в частности лейбористской партией в Великобритании, СДПГ в ФРГ и др. Многие идеи Кейнса получили дальнейшее развитие в концепции «антициклического регулирования экономики» (Э.Хансен), теории конъюнктурного регулирования экономики (Я.Тинберген), долгосрочного индикативного планирования экономики и других неокейнсианских течениях (Е.Домар, Р.Харрод).

 «Еретические» экономические теории. Экономические теории классического либерализма, марксизма (включая социал-демократию) и кейнсианства образуют совокупность того, что в экономической науке принято считать «ортодоксией». Подавляющее большинство экономических теорий и основанных на них экономических систем базируются на методологии и идеологии, проистекающих из той или иной модели экономической ортодоксии. Между представителями этих направлений развертывается полемика относительно наилучшего экономического устройства общества.

Однако существует ряд экономистов, которые отвергали это магистральное направление, предлагая оригинальные и не вписывающиеся ни в одно из «ортодоксальных» учений теории. Совокупно они называются «еретиками» от экономической науки.

Ф.Лист: экономический национализм и «автаркия больших пространств». Выдающий немецкий экономист Фридрих Лист (1789-1846) сформулировал теорию экономического национализма. Будучи сторонником свободного рынка как оптимального принципа хозяйствования, Лист поставил под сомнение ту часть либеральной теории, которая касается внешней торговли.

Рикардо постарался математически доказать, что свободная торговля ведет к оптимизации развития экономики каждой из стран, которая начинает приоритетно развивать то направление, которое дает ей больше прибыли. Но все доказательство Риккардо основано на предпосылке более или менее равного уровня развития стран - участниц процесса международной торговли. В качестве стартового условия (здесь как и в других местах классической либеральной теории) нормативный принцип «естественных» условий рынка незаметно подменяет собой конкретику исторической ситуации.

Фридрих Лист впервые обратил внимание на то, что в реальных исторических условиях этот уровень различен, а значит, принцип свободной торговли даст одни результаты для стран с развитой экономикой, а другие для стран, отставших и только развивающихся. Вместо уравнивания состояния экономик (как следует из абстрактной схемы Смита и Риккардо) на практике получается дальнейшее развитие более продвинутых, и застой в экономике отсталых. Что ведет только к увеличению дистанции между теми и другими.

Это соображение легло в основу теории Листа, который существенно обогатил концепцию протекционизма, призванную защитить экономику отставших стран (в его случае Германии, Пруссии и Австрии) от более развитых (Англии).

При этом Лист доказывал, что полный изоляционизм и отказ от международной торговли ведет, в свою очередь, к застою экономики. Решение было найдено в теории «таможенного союза», который, по Листу, есть экономическое объединение стран со сходным уровнем развития экономики и общей социально-культурной и этнической моделью в единое экономическое пространство. Такое «большое пространство» должно, по Листу, быть «самодостаточным» («автаркийным») и участвовать в международной торговле только в тех направлениях и на тех условиях, которые будут выгодны этому «большому пространству». Теория получила название «автаркии больших пространств».

Сам Лист называл свои взгляды «экономическим национализмом», понимая под «нацией» совокупность хозяйствующих субъектов, объединенных общим уровнем развития и единством культурно-исторического происхождения.

Идеи Листа, будучи примененные на практике в Германии, Пруссии и Австрии XIX века, дали эффективные результаты, скорректировав логику рыночного развития этих стран и породив то, что в экономической истории получило название «германского экономического чуда», когда страны Средней Европы, отставшие от Англии в экономическом развитии не десятилетия, стремительно сократили существующий разрыв. Кроме того, многие идеи Листа, замаскированные марксизмом, легли в основу экономических взглядов позднего И.В.Сталина («Экономические проблемыв социализма в СССР»).

Йозеф Шумпетер: фигура «новатора». Другим ярким представителем «еретической школы» в экономике является австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883-1950). Шумпетер был последователем экономиста Леона Вальраса (1834-1910), разработавшего теорию общего равновесия.

Коренная проблема всякой экономической системы, считал Шумпетер, заключается в достижении и поддержании равновесия. В «естественном» (нормативном) состоянии экономическая деятельность представляет собой кругооборот, все фирмы находятся в состоянии устойчивого равновесия, а доходы равны затратам. Прибыль и процент равны нулю, цены образуются на основе средней стоимости, экономические ресурсы полностью используются.

Но в реальности в эту модель вводится дополнительная функция, соответствующая новому соотношению между затратами и выпуском продукции. Введение этой функции осуществляется «новатором», стремящимся получить большую прибыль, чем могут дать обычные способы. Он обладает способностью видеть новые возможности и извлекать из них выгоду. Для достижения своей цели ему необходимы дополнительные кредиты, в результате чего банкир становится, в конечном счете, тем лицом, которое обеспечивает «новатору» возможность действовать.

Шумпетер пришел к выводу, что капитал является динамической категорией, неразрывно связанной с процессом инноваций, так как банковский процент как поток дохода появляется только при росте и развитии экономики. В статическом состоянии, или при круговом потоке, весь продукт идет на заработную плату и ренту, и процент не возникает. Процент -- это цена, уплаченная за приобретение новых производительных сил, он возникает из прибыли, появляющейся при введении новшеств.

Шумпетер вводит в экономическую теорию принципиальное различие между «экономическим ростом» и «экономическим развитием». Экономический рост есть повышение объема производства и потребления одного и того же продукта или услуги. А экономическое развитие основано на появлении новых товаров или услуг, привносимых на рынок фигурой «новатора». При этом экономическое развитие может приводить не только к увеличению производства, но и к его сокращению – если новые товар или услуга замещают и отменяют собой старые.

 «Поставьте в ряд столько почтовых карет, сколько пожелаете — железной дороги у вас при этом не получится», писал Шумпетер.

Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг (в частности, почтовых карет) со временем. Экономическое развитие — это, прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее (например, железных дорог), инновация.

Инновация включает пять случаев:

· создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара,

· создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара,

· открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее,

· открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново,

· создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.

В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение «циркулярным потоком экономической жизни». Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Например, изобретение автомобиля привело не только к созданию автомобильной промышленности, но и очень значительным изменениям в производстве стали, р



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.05 с.)