Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спецслужбы Государства РоссийскогоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Оглянешься - а вокруг враги; Эдуард Багрицкий, 1929
Внутренние и внешние силовые функции. Место и роль спецслужб в обеспечении государственной безопасности. Любое государство, помимо собственно армии, призванной защитить страну от внешних угроз, имеет и другие военизированные структуры, созданные для противодействия угрозам внутренним. К ним относятся органы по охране правопорядка и борьбе с преступностью (милиция, полиция, таможня, прокуратура, внутренние войска и т.д.), специальные службы по обеспечению государственной безопасности -- борьбе со шпионажем, терроризмом, политическим и религиозным экстремизмом, по защите конституционного строя и государственных секретов, охране высших должностных лиц (контрразведка, политических сыск, президентская охрана и т.д.). Противодействие внутренним угрозам требует иных сил и средств, нежели ведение войн против регулярных армий. Этим обусловлена специфика работы правоохранительных органов и спецслужб, действующих, не только открыто (возбуждение уголовных дел, проведение следственных действий, арестов и т.д.), но и тайно на основе специфических форм и методов. В первую очередь, это касается использования агентуры, то есть лиц, которые конспиративно выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Вербовка и использование агентуры позволяет спецслужбам незаметно проникать в интересующие их организации, учреждения, группы и социальные слои как внутри страны, так и за рубежом. Технический прогресс добавил и другие методы сбора интересующей информации, такие как перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, контроль телефонной связи, наблюдение с использованием оперативно-технических и даже воздушно-космических средств, шифрование, перехват и дешифровка электронных сообщений, проникновение в компьютерные системы и т.д. В крайних случаях спецслужбами используются такие приемы как компрометация неугодных лиц, политические убийства, диверсии, похищения, акты террора и т.д. Особая роль в обеспечении как внутренней, так и внешней безопасности отводится органам внешней разведки, которые, обычно, создаются в составе армии (военная разведка) или в структуре спецслужб (внешнеполитическая разведка). Целью их деятельности является добывание информации о скрываемых аспектах политики иностранных государств в отношении своей страны, выявлении угроз безопасности своей стране еще на стадии их появления (например, получение иностранных планов вооруженного вторжения, проведения диверсий, засылки шпионов и т.д.), обеспечение безопасности граждан и учреждений своей страны за рубежом, проведение тайных операций (влияние, скрытая пропаганда, дезинформация, саботаж, диверсии) для оказания содействия внешней политике своей страны по наиболее проблемным вопросам. Дружинники и опричники. В русской истории на первом этапе правоохранительные функции выполняли княжеские дружинники, которые одновременно с этим участвовали в боевых действиях, поэтому строго разделения между армией и полицией не было. Лишь значительно позже Иван Грозный создает опричнину, чья задача заключается в том, чтобы укрепить власть царя внутри России перед лицом реальных (или мнимых) угроз со стороны вотчинного боярства или перебежчиков на сторону Литовских князей или иных враждебных России сил (функции контрразведки и политического сыска). Но и в этом случае опричники не только проводили репрессии против тех, на кого указывал Грозный, но и участвовали в регулярных войнах. Так предводитель опричников Малюта-Скуратов, князь Бельский (? - 1573) героически погиб в ходе Ливонской войны. Регулярная полиция в XVIII веке. При Петре предпринимаются попытки создания специализированных органов по охране общественного порядка и борьбы с преступностью -- «регулярной полиции». В Санкт-Петербурге в 1718 году учреждается должность генерал-полицмейстера и образуется подчиненная ему полицмейстерская канцелярия с полицейской командой. Спустя несколько лет полицмейстерские канцелярии с полицмейстерами во главе создаются в Москве и ряде крупных городов. В то же время при создании регулярной полиции было решено не отказываться и от использования на полицейской службе местного населения: из числа горожан избирались сотские, пятидесятские, десятские и караульщики, которые исполняли полицейские функции в качестве повинности. Организация полиции сочетала в себе профессиональных военных, выделенных специально для надзора за порядком внутри государства, и добровольцев из числа граждан («народная милиция»). «Третье отделение» Бенкендорфа и жандармский корпус. Политический сыск выделяется в самостоятельную категорию в ХIX веке, когда под руководством генерала Бенкендорфа (1783-1844) по распоряжению Николая I для расследования дела декабристов было создано «Третье Отделение Собственной Его Величества канцелярии», которое было предназначено для обнаружения и наказания внутренних врагов государства. Личный состав сотрудников отделения вплоть до смерти генерала не превышал сорока человек. В качестве боевого элемента для подавления бунтов и беспорядков ему были приданы жандармские корпуса, численностью около четырех тысяч. Практическая деятельность жандармерии состояла в понуждении к исполнению законов и приговоров судов. Чины ее посылались на поимку беглых крестьян, задержание беспаспортных лиц, на преследование воров, контрабандистов, «расследование законом запрещенных скопищ», препровождение особо важных преступников и арестантов. Жандармы присутствовали на ярмарках, торжищах, церковных и народных празднествах, гуляньях, разного рода съездах и парадах. Генералы и штаб-офицеры осуществляли надзор за местным госаппаратом, докладывали в Третье отделение о настроениях в местном обществе. Жандармский корпус занимался и борьбой с коррупцией. В 1880 году «Третье отделение» было упразднено, а его дела переданы в «Особый отдел Департамента полиции Министерства внутренних дел». Отныне в царской России роль ведущей и вышестоящей организации для ведомств защиты государства выполняло Министерство внутренних дел. «Охранка» и ее методы. Важным этапом в деле обеспечения государственной безопасности являлось развертывание деятельности органов, специализировавшихся на борьбе с антигосударственной деятельностью. В 1880 году было создано «Отделение по охране общественной безопасности и порядка в городе Москве» («охранка»). Охранкой изучались революционное движение, различные политические общества, кружки и иные организации, прежде всего террористические и экстремистские. В результате образовались громадные картотеки на граждан, собирались коллекции бомб и листовок. Данные поступали от многочисленной и хорошо оплачиваемой агентуры в стране и за границей. Одним из важнейших требований в деятельности сотрудников Охранного отделения была секретность. Фактически «Охранка» соединяла в себе разведывательные и контрразведывательные функции, а также политический сыск. Начальником «Охранки» с 1896 года являлся Сергей Васильевич Зубатов (1864-1917). На рубеже XIX -- XX веков Россия имела эффективную систему органов защиты государственной безопасности. Благодаря использованию многочисленной тайной агентуры в стране и за границей охранные ведомства могли быть в курсе всего происходящего в обществе. Они внедряли своих агентов в потенциально опасные круги, действовали на опережение, изучали возможных противников и неблагонадежных граждан. Жандармы внимательно изучали печатную литературу, использовали доносы и слухи. Практиковались различные методы: вскрытие переписки, наружное наблюдение, вербовка агентуры, аресты, обыски и допросы. Охранке удалось завербовать в революционном движении многих активистов, которые проводили ряд операций по согласованию со своими кураторами. Провокатор поп Георгий Гапон (1870-1906), выведший народ на шествие к царскому дворцу в «кровавое воскресенье» (1905), был осведомителем Охранки. Там же подвизался глава «Боевой Группы» левых эсеров Евно Азеф (1869 – 1918), многие другие видные революционеры, эсеры и большевики. Под непосредственным контролем «Охранки» для разложения протестного и оппозиционного движения изнутри были созданы -- «Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве», «Совет рабочих механического производства г. Москвы», «Общество взаимной помощи текстильщиков», «Еврейская независимая партия» и многие др. Эта политика получила название «полицейского социализма» или «зубатовщины». С 1905 года и далее корпус жандармов неуклонно рос численно. В середине 1913 года он насчитывал 12 700 человек. К концу 1916 года в корпусе служили около 16 тысяч жандармов. Эффективная деятельность «Охранного отделения», успехи в вербовке агентов и осуществлении провокаций против революционного движения не смогла, тем не менее, предотвратить событий 1917 года – ни Февральской, ни Октябрьской революций (сам Зубатов после Февральской революции покончил жизнь самоубийством). Это, в частности, показывает, что спецслужбы во всех обществах и на всех этапах истории выполняют прикладные и чисто технические функции, а определение судьбы государства зависит от высшей политической власти, которая может опираться на спецслужбы, но не может ими себя заменить. В 1991 году в момент распада СССР это будет еще раз подтверждено историей: вся мощь советских спецслужб оказалась бессильной перед горсткой политических «демократов», сумевших при поддержке геополитических противников СССР из-за рубежа осуществить в стране идеологический переворот, расшатать основы гигантского государства и обрушить целую континентальную империю. Рождение и метаморфозы советских спецслужб: от ВЧК до КГБ. В советское время требования пролетарской диктатуры ставят на повестку дня вопрос о создании спецслужбы «нового типа», которая соответствовала бы задачам новой власти. Так, 20 декабря 1917 года возникает «Всероссийская Чрезвычайная Комиссия» (ВЧК), сотрудников которой начинают называть «чекистами». Ленин и первый председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский (1877-1926) создавали этот государственный институт как «боевой отряд партии», то есть как партийно-государственную спецслужбу, имеющую четкую идеологическую установку на решительную борьбу с идейными противниками и просто сторонниками иных взглядов внутри страны и за рубежом. Перед ВЧК стояли следующие грандиозные цели: 1. уничтожение буржуазии как класса, 2. искоренение буржуазного сознания в народе, 3. надзор за усвоением гражданами новой идеологии, 4. выявление и уничтожение идеологических врагов новой власти и агентов иностранных государств. Этот принцип – подчинение спецслужб идеологическим установкам -- оставался доминирующим на протяжении всего советского периода: органы безопасности в нашей стране никогда и ни при каких обстоятельствах не играли самостоятельной политической роли и всегда являлись послушным, наиболее острым орудием Коммунистической партии. Именно их неразрывная связь с партийными структурами власти способствовала росту силы и влияния этой спецслужбы, но, с другой стороны, в конце 80-годов быстро привела к ее развалу по мере ослабления и краха КПСС. После окончания гражданской войны в 1922 году ВЧК было преобразовано в Государственное Политическое управление (ГПУ), на базе которого вслед за образованием СССР возникло Объединенное Государственное Политическое Управление (ОГПУ СССР). В 1934 году ОГПУ объединили с органами внутренних дел (милицией) и образовали союзно-республиканский Наркомат внутренних дел (НКВД). Наркомом стал Г.Ягода (1891-1938), расстрелянный в 1938 году, как и последующий генеральный комиссар внутренних дел Н.Ежов (1895-1940). В 1938 году наркомом был назначен Л.Берия (1899 – 1953). В структуре ВЧК-ОГПУ действовал также «иностранный отдел» (ИНО), на базе которого в будущем сформировалась советская внешнеполитическая разведка. Параллельно с этим, в армии было создано разведывательное управление («разведупр»), позже преобразованное в Главное Разведывательное Управление (ГРУ), отвечавшее за ведение военно-стратегической разведки, а также оперативно-тактической разведки на театрах военных действий. Характерной чертой советских спецслужб в условиях внешнеполитической блокады СССР и ограниченных возможностей легальных резидентур (с позиций посольств, торгпредств и т.д.), стало создание и широкое использование методов т.н. нелегальной разведки, когда кадровые чекисты, получали такое образование и специальную подготовку, которые позволяли им проживать и заниматься разведдеятельностью на территории иностранного государства, успешно выдавая себя за его граждан. К нелегальной разведывательной работе широко привлекались кадры Коминтерна. Этот период (1921-1937) получил название «эпоха великих нелегалов», т.к. дал стране немало примеров выдающихся разведчиков (А.Дейч (1904-1942), Д.Быстролетов (1901-1975), И.Григулевич (1913-1988) и др.). В феврале 1941 года из объединенной структуры НКВД в качестве самостоятельного подразделения был выделен Народный комиссариат госбезопасности (НКГБ). В июле 1941 года его опять возвращают в НКВД, но в 1943 году и уже на долгое время НКГБ приобретает независимый статус. Параллельно НГКБ в период Великой Отечественной войны в системе Народного Комиссариата Обороны (НКО) существовал орган военной контрразведки «Смерш» (сокращение от «Смерть шпионам»), возглавлявшийся В.Абакумовым (1908-1954). «Смерш» подчинялся лично Сталину и занимался разоблачением вражеских агентов в районе ведения боевых действий и на освобожденных территориях, а также проверкой благонадежности советских военнослужащих, бежавших из плена или вышедших из окружения. В 1946 году на базе НКГБ и «Смерш» было создано Министерство Государственной Безопасности (МГБ). С 1946 года НКГБ и МГБ возглавлял В.Меркулов (1895-1953) (расстрелян). После смерти Сталина Берия еще раз объединил органы внутренних дел и органы государственной безопасности в единое министерство – МВД и сам возглавил его, однако в 1953 году был арестован и вскоре расстрелян. Министром внутренних дел стал С.Круглов (1907-1977). В марте 1954 года был создан Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР, отделившийся от МВД и просуществовавший до 1991 года. Его председателем назначили И.Серова (1902-1990). На этом посту его последовательно сменяли А.Шелепин (1918-1994), В.Семичастный (1924-2001), Ю.Андропов (1914-1984) (находился в должности около 15 лет), В.Федорчук (1918-1982), В.Чебриков (1923-1999), В.Крючков (р.1924), Л.Шебаршин (р.1935), В.Бакатин (р.1937). В послевоенный период (1947) была также попытка объединить внешнеполитическую и военную разведки в рамках единого органа – Комитета информации (КИ), который возглавил В.Молотов (1890-1986), сохранивший за собой и пост Министра иностранных дел СССР. Однако, КИ просуществовал недолго и его функции вновь отошли соответствующим подразделениям НКГБ и Минобороны. Три этапа в истории советских спецслужб. История советских спецслужб – это история утверждения в России советской власти и борьбы с ее врагами и теми, кто был заподозрен в недостатке идеологической лояльности. Спецслужбы становятся гигантской машиной, в работе которой участвуют десятки тысяч людей, призванных осуществить выведение в СССР «нового человека» с помощью репрессий. В истории советских спецслужб можно выделить три главных периода: революционный, сталинский и поздне-советский. Революционный трибунал и рождение «нового человека». Революционный период и примыкающий к нему период гражданской войны отличался преобладанием «революционного права», согласно которому юридические процедуры были сведены к минимуму, и решения о жизни и смерти людей решались на месте «революционным трибуналом» («тройками»). В этот период по приказу партии от рук ЧК погибли десятки тысяч людей. На этом этапе советские спецслужбы осуществляют не просто социальную, но почти «эсхатологическую» функцию – отделяют «светлых» от «темных», «праведников» от «грешников», и участь «темных» (с точки зрения большевистской идеологии) незавидна – их просто уничтожают. ЧК становится главным аппаратом идеологического террора, а так как в эту эпоху само понимание порядка, закона и нормы напрямую связано с идеологическими представлениями большевиков, то советские спецслужбы действуют не столько от имени государства, сколько от имени «рабочего класса» и коммунистической партии («авангарда рабочего класса»). Они не просто следят за соблюдением порядка (как спецслужбы в обычное время), но этот порядок устанавливают, формируют и закладывают его основные ориентации. Методы, которыми пользуются чекисты, отчасти продолжают те, которыми пользовались сотрудники Охранного отделения или спецслужбы других государств (слежка, сбор информации, анализ данных, аресты, дознания, засылка провокаторов, вербовка агентуры и т.д.), но смысл их деятельности существенно отличается: чекисты создают новое государство и новое общество, утверждают «нового человека» социализма, а так как в прошлом у них нет никаких исторических прецедентов, то они вынуждены в этом процессе широко экспериментировать. Иногда эти эксперименты приобретают чудовищный характер, основанный на насилии, жестокости и полном отсутствии гуманизма. Чистки сталинской эпохи. Второй период истории советских спецслужб приходится на сталинский период и заканчивается смертью Сталина и, чуть позже, арестом и расстрелом Берии. С середины 1920-х годов Советский Союз постепенно обретает черты устоявшейся государственности, и правовая система начинает функционировать более упорядоченно. Задача НКВД перестает быть «чрезвычайной» (как при ВЧК) и заключается отныне в обеспечении советской законности, обладающей юридическими чертами. Чекисты первых лет революции создавали законность, их последователи из ОГПУ и НКВД ее укрепляют и защищают. Однако и в этот период «чрезвычайные» меры предпринимаются с определенной периодичностью. Это явление получило название «чисток». «Чистки», направленные против недостаточно «сознательных элементов», проводятся во всех ведомствах и министерствах СССР, начиная с партийных рядов, гражданских учреждений и вплоть до силовых структур – армии и самих спецслужб. Задача «чисток» выявить тех людей, в которых новый большевистский порядок проник «недостаточно глубоко», и они либо «поддались идеологическому уклону», либо совершили (вариант: «готовились совершить») поступки, «несовместимые с пролетарской сознательностью и коммунистической нравственностью». Особое внимание было уделено разоблачению деятельности «шпионов», работающих против «молодой советской государственности» в пользу «капиталистических держав». Под маховик «чисток», когда заслуженно, а часто – нет, попадают многие революционеры, включая самих военноначальников и руководителей спецслужб, видные большевики, бывшие соратники Ленина. Никто не может быть гарантирован в тот период от доносов, арестов, ссылок и казней, при этом, как и в архаических традициях древних обществ, репрессии распространялись и на семьи жертв чисток – жен, детей, родственников, которых ссылали, арестовывали и уничтожали за преступления других членов семьи. Было бы крайностью утверждать, что все жертвы «чисток» были «невинно оклеветанными и павшими от разгула произвола». Но столь же неверно полагать, будто все миллионы замученных, казенных, сосланных и расстрелянных в годы сталинских репрессий были «виновны в тех преступлениях, за которые понесли наказание». Чтобы правильно осознать эти кровавые страницы русской истории (быть может, самые кровавые из всех), необходимо учитывать, какую небывалую задачу всерьез ставили перед собой большевики – они хотели самым радикальным образом изменить реальность мира и природу человека. У идеологического государства главным инструментом были идеологические спецслужбы, которые и призваны были сломить сопротивление всего «старого» (культуры, психологии, сознания, традиций, обычаев, мышления) и вырастить на этом месте все «новое». Своеобразным историческим документом, ярко свидетельствующим о духе той эпохи, являются мемуары одного из бывших руководителей советской разведки и контрразведки Павла Анатольевича Судоплатова (1907-1996) – «Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы». Деятельность КГБ и деидеологизация советских спецслужб. Третий период истории советских спецслужб начинается после смерти Сталина, когда советское государство по умолчанию посчитало, что основные идеологические задачи выполнены, и «новое» уже стало фактом. Отныне радикально изменились и задачи спецслужб. В 1954 году из структуры НКВД выделили КГБ, который взял на себя функции спецслужб (разведка, контрразведка, политический сыск и т.д.), оставив МВД функции, связанные с борьбой с преступностью и охраной общественной правопорядка. КГБ являлся уникальным феноменом, не имевшим по своему комплексному характеру никаких аналогов в мире. В него входили внешняя разведка (Первое главное управление, известное как ПГУ), контрразведка (Второе главное управление), военная контрразведка (Третье главное управление), подразделения по обеспечению безопасности транспорта и связи (Четвертое управление), идеологическая контрразведка и политический сыск (Пятое главное управление), экономическая контрразведка (Шестое управление), служба наружного наблюдения (Седьмое главное управление), шифровальная служба (Восьмое главное управлениие), охрана высшего руководства СССР и КПСС (Девятое главное управление), следствие (Следственное управление), пограничная охрана (Главное управление пограничных войск), специальные войска (Главное управление спецвойск), служба дешифровки и радиоперехвата (Шестнадцатое главное управление), разветвленная система специальных учебных заведений и научно-исследовательских центров и т.д. Также в структуре КГБ в послевоенный период были созданы легендарные спецподразделения «Альфа» (антитеррор) и «Вымпел» (проведение спецопераций за рубежом). Общая численность КГБ к 1991 году составляла около полумиллиона человек. Этот гигантский механизм позволял ликвидировать межведомственные барьеры, быстро маневрировать силами и концентрировать их на важнейших в данный момент направлениях, сокращать финансовые и материальные затраты, избегать дублирования в работе, успешно осуществлять комплексные долговременные операции. Все это существенно повышало результативность деятельности КГБ по сравнению со спецслужбами противника и, в первую очередь, США, так называемое «разедсообщество» которых насчитывает около двух десятков разрозненных структур. Образ коварного и всесильного агента из КГБ прочно вошел в западную культуру и систему представлений о Советском Союзе по фильмам о Джеймсе Бонде и политическим детективам таких писателей, как Т.Клэнси, Ф.Форсайт и Дж.Ле Каре. КГБ СССР не проводил массовых чисток, занимаясь конвенциональными задачами, похожими на деятельность «Третьего отделения» и Охранки в царской России, или спецслужб иностранных государств. Идеологическая работа и противодействие антисоветским настроениям по-прежнему стояла в центре внимания, но никаких массовых репрессий, а тем более чудовищных экспериментов по выведению «нового типа человека» больше не велось. Против отдельных диссидентов принимались меры репрессивного характера – заключение по надуманным обвинениям уголовного толка, помещение на принудительное лечение в психиатрические клиники или высылка. Но по сравнению с масштабом предшествующих этапов идеологического террора это были отдельные и, в целом, незначительные эпизоды. КГБ к концу советского периода утратил свои идеологические функции, занимаясь защитой государственных интересов, подобно спецслужбам большинства государств. Подтверждение этому легко увидеть в том факте, что КГБ не сумел предотвратить идеологический переворот, начатый М.С.Горбачевым и завершенный Б.Н.Ельциным, в результате которого коммунизм был низвергнут. Августовский «путч» 1991 года, известный по аббревиатуре ГКЧП (Государственная Комитет по Чрезвычайному Положению), в котором принимал участие глава КГБ В.Крючков, был жалкой «пародией» на контр-переворот, учитывая те колоссальные возможности влияния и власти, которые КГБ имел в это время, но которые так и остались незадействованными. Более того, по мнению некоторых экспертов, именно необдуманные, поспешные и откровенно провокационные действия ГКЧП (например, ввод войск в центр Москвы) стали «триггером», спровоцировали такой стремительный распад СССР, явившийся неожиданностью как для советского народа, так и для геополитических оппонентов нашей страны за рубежом. Операции советских спецслужб. История ВЧК-ОГПУ-КГБ, с одной стороны, и военной разведки ГРУ, с другой, имеет множество ярких страниц. Крупнейшими операциями советских спецслужб за весь период их существования стали: разоблачение в 1918 году «заговора послов», готовившегося против Советской России послами ряда западных держав, в 20-е годы -- операции «Трест» и «Синдикат-2», в ходе которых ВЧК, действуя в лучших традициях «Охранки», создала несколько вымышленных антисоветских организаций, благодаря которым выманила на территорию СССР и захватила Б.Савенкова (1879-1925) и британского агента С.Рейли (1874-1925), а также разгромила их подпольные структуры, в 30-е годы -- операция «Утка» (по ликвидации в Латинской Америке Л.Троцкого), «Кембриджская пятерка» (вербовка перспективных студентов Кембриджского университета, которые в последствии заняли ключевые посты в британских спецслужбах), в период Великой Отечественной войны – «Красная Капелла» (создание разветвленной антифашистской агентурной сети, действовавшей в Западной Европе), операции «Монастырь» и «Березино» (когдана протяжении нескольких лет велись радио-игры и осуществлялась дезинформация немецкой разведки), комплекс мероприятий внешней разведки по срыву сепаратных переговоров между Великобританией и США, с одной стороны, и Гитлеровской Германией, с другой, в послевоенный период – операция «Эноморз» (по добыванию американских атомных секретов), «Портлендская операция» (проникновение советской нелегальной разведки к военно-стратегическим секретам Великобритании), получение документальных материалов о планах НАТО по нанесению ядерных ударов по нашей стране («Дроп-шот», «Военный план САК ВВС», «СИОП-62» и др.), уникальная спецоперация по захвату дворца Амина в Афганистане в 1979 году, дело Олдрича Эймса (р.1941 ) – высокопоставленного сотрудника ЦРУ, отвечавшего за ведение контрразведывательной работы против СССР и в 1980-е годы добровольно согласившегося на сотрудничество с советской разведкой, благодаря чему удалось раскрыть около двадцати предателей в КГБ, ГРУ и других советских госорганах, работавших на американцев (Эймс был разоблачен только в середине 90-х), и многие другие успешные операции, большинство из которых никогда не будет предано огласке. Судьбы страны – судьбы чекистов. Судьбы советских спецслужб неотделимы от судеб и циклов советской государственности. Когда эта государственность создавалась, чекисты активно соучаствовали в ее кровавом рождении. Когда она крепла, они ее еще более укрепляли. Когда она шаталась и рушилась, чекисты этому не воспрепятствовали, а в некоторых случаях и помогли (многие сотрудники КГБ СССР в 1990-е годы нашли себе уютные места в либерал-реформаторских и олигархических структурах, частных банках и т.д.). Спецслужбы Российской Федерации – Служба Внешней Разведки (СВР); Федеральная Служба Контрразведки (ФСК), в 1995 году преобразованная в Федеральную Службу Безопасности (ФСБ); Федеральная Пограничная Служба (ФПС); Главное управление охраны (ГУО) и Служба безопасности Президента (СБП), позже реорганизованные в Федеральную Службу Охраны (ФСО); Федеральное Агентство Правительственной Связи и Информации (ФАПСИ); Управление Спецпрограмм Президента, -- в 1990-е годы стали правопреемниками КГБ СССР и были учреждены как организации, не имеющие перед собой никаких политических и идеологических задач, кроме осуществления разведывательной, контрразведывательной деятельности, защиты конституционного строя, охраны высших должностных лиц и т.п. Указанное разделение было продиктовано исключительно идеологическими мотивами, желанием максимально раздробить и ослабить КГБ, в котором младо-реформаторы видели угрозу «коммунистического реванша». Впервые за всю историю российской государственности их деятельность, права и обязанности, принципы, формы и методы работы стали регламентироваться на законодательном уровне. В 2000-е годы по инициативе Президента России В.Путина в целях оптимизации и повышения эффективности работы в несколько этапов была проведена крупномасштабная реформа российских спецслужб. В результате, в состав ФСБ вошли ФПС и частично ФАПСИ (другую часть ФАПСИ поглотила ФСО). Наряду с СВР, Управлением спецпрограмм Президента и ГРУ Генштаба ВС РФ, указанные ведомства составляют костяк российских спецслужб. На политическом уровне они подотчетны и управляются непосредственно Верховным Главнокомандующим -- Президентом Российской Федерации. Координирующие и контролирующие функции выполняет Совет Безопасности, а также отраслевые комитеты Госдумы и Совета Федерации. Приоритетными задачами российских спецслужб на современном этапе является добывание информации о враждебных намерениях иностранных государств в отношении РФ, в т.ч. планах по использованию объективно существующих внутренних конфликтов, политических, социально-экономических и религиозных противоречий для дестабилизации обстановки, пресечение деятельности иностранных спецслужб на нашей территории, борьба с внутренним и международным терроризмом, незаконным распространением оружия массового поражения и ядерных материалов, контрабандой наркотиков, содействие повышению обороноспособности страны и охрана ее государственных границ, комплексное противодействие коррупции в органах государственной власти и проникновению в ее ряды организованной преступности. С 2006 года после ряда террористических актов, проведенных в отношении российских граждан и официальных лиц за рубежом (в т.ч. убийства в Ираке нескольких российских дипломатов), в законодательство были внесены изменения, разрешающие Президенту РФ использовать спецподразделения ФСБ при проведении спецопераций за пределами России.
Контрольные вопросы 1. Когда и кем в России были созданы спецслужбы? 2. Почему, на ваш взгляд, Охранка не смогла воспрепятствовать свержению монархии в 1917? 3. Чем оправдывали и объясняли чекисты жестокость и антигуманизм своих действий? 4. В чем состоял смысл сталинских «чисток» и против кого они были преимущественно направлены? Было ли это связано ли это с процессом «ротации элит»? 5. Как менялись функции спецслужб на разных этапах советской истории?
6.4. Армия, спецслужбы и суверенитет в современной России. «Трансформация миропорядка и появление новых угроз требуют от нас постоянного военно-стратегического анализа обстановки. В современных условиях, когда ситуация динамично меняется, армия должна быть готова к тому, чтобы адекватно реагировать на возникающие угрозы. И потому ее структуры, боевые возможности, тактика и оперативное построение должны быть гибкими и мобильными.» В.В.Путин Новейшие вызовы и новое содержание стратегического суверенитета. Военная реформа в современной России призвана превратить российские вооруженные силы в современную компактную структуру, способную дать эффективный ответ на новейшие вызовы. Качество этих вызовов и, соответственно, возможность дать на них ответ зависит от общего баланса сил, который сложился в мире после конца «Холодной Войны». Вооруженным силам и специальным службам современной России необходимо укрепить и сохранить государственный суверенитет в кардинально новых условиях. И для этого важно определить основные параметры этого суверенитета. Однополярный мир как главная угроза России. Военный потенциал США (шире, блока НАТО) является сегодня самым развитым и многократно превосходит количественно и качественно те вооружения, которые есть в распоряжении России. Даже в эпоху СССР при авторитарной системе правления, контроле над огромными территориями в Европе и Азии, напряжении всех внутренних сил, Москве не удалось эффективно конкурировать с США в вопросе гонки вооружений. Паритет был нарушен. Распад Варшавского договора и роспуск СССР еще более увеличил эту ассиметрию, сделав военное могущество США безальтернативным. Это привело к созданию системы стратегической однополярности, при которой военная мощь США становится главным фактором в решении потенциальных конфликтов в любой точке планеты. Такой баланс сил сопровождается процессом глобализации, в ходе которой экономическая, технологическая, информационная и социально-политическая система, выработанная в странах Запада, становится общеобязательной для всех остальных стран. Запад и, в первую очередь, США транслирует свою модель всем остальным, постоянно увеличивая свои преимущества от того, что ключи к этой системе находятся на Западе, там же устанавливаются и основные правила. При том, что возможность решить спорную ситуацию военным путем также находится в руках только одной стороны (США), это создает новую стратегическую картину миру, где есть четко выраженный центр («богатый Север», атлантическое евро-американское сообщество) и мировая периферия. Эта картина воспроизводит модель мировой глобальной империи – с метрополией на Западе и зоной глобальных провинций во всех остальных странах. Ценности глобальной «неоимперии». В качестве общей «неоимперской» системы ценностей (или «сетевого протокола») служат основные моменты глобализма: 1. рыночная экономика, 2. преимущественное развитие финансового и спекулятивного сектора («новая экономика»), 3. либеральная демократия парламентского типа, 4. информационное общество, 5. «права человека», 6. космополитизм (глобальное «гражданское общество»), 7. мягкая идеология индивидуализма, 8. культура постмодерна, 9. сетевые технологии. Укрепление такой глобалистской модели параллельно увеличению технологического отрыва в области вооружений в лице США неминуемо приводит к десуверенизации государств. Они все менее и менее способны отстоять свой суверенитет с опорой на собственные военные и экономические силы перед лицом военной мощи США, с которой только и следует сопоставлять военный потенциал каждой из стран. И в то же время постепенно сокращается то социально-культурное и политическое поле, в пределах которого народы способны утвердить свою идентичность перед лицом унификационного кода глобализма. Неудовлетворительность изоляционизма. Такое положение ставит перед Россией и ее вооруженными силами специфическую задачу: как в таких условиях отстоять и укрепить ее суверенитет? Путь изоляционизма в этом вопросе был уже испробован в эпоху СССР. При всех колоссальных усилиях это не дало результата, и перенапряжение сил только ускорило крах всей системы. Опыт 1990-х годов, когда Россия слепо следовала за Западом и некритически втягивалась в процессы глобализации, в свою очередь, показал, что такой процесс приведет лишь к о
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.117 (0.016 с.) |