IV. Подведение итогов семинара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов семинара.



«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди XVIII столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало.

«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, – говорит Стародум. – Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <…> И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы». 8 класс / под ред. А. Г. Кутузова. – М., 1998.)

Учитель. Давайте вновь посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета – любовная интрига, в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным классицистическим произведением уже нельзя.

Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий. Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного права для человека – как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.

В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не сочувствие, то, во всяком случае, понимание у читателя или зрителя.

Эти особенности творчества драматурга конца XVIII в. говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.

Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).

I вариант II вариант
В чем традиционность комедии «Недоросль»? – герои делятся на положительных и отрицательных; – все герои наделены «говорящими» фамилиями; – положительные герои являются воплощением одной черты; – героем-резонером является Стародум; – в основном соблюдены правила «трех единств» В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма? – в комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии); – отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию; – при создании характеров героев используется речевая характеристика. Вывод: наметился отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций

Домашнее задание: написать мини-сочинение «Каким я увидел(а) Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя.

Урок 15

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.
БАСНИ И. А. КРЫЛОВА
(2 часа)

Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством И. А. Крылова, со взглядами великого баснописца на жизнь, на реальные отношения людей в обществе; познакомить с новыми для учащихся баснями «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», учить определять мораль басен, использовать слова морального вывода в определенных случаях повседневной жизни; работать над выразительным чтением (инсценированием).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

чтение с последующей оценкой-рецензированием развернутых ответов-характеристик героев повести Карамзина «Наталья, боярская дочь».

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя об И. А. Крылове.

В литературном развитии первой четверти XIX века Иван Андреевич Крылов (1768–1844) занимает поистине уникальное место.

(Демонстрация портрета И. А. Крылова.)

Родившийся в год смерти Тредиаковского, Крылов пережил не только своих современников (Хераскова, Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина), но и многих писателей пушкинского периода (Рылеева, Грибоедова, Веневитинова, Дельвига, Гнедича, самого Пушкина, Лермонтова). 75 лет жизни Крылова – это период, в течение которого русская классическая литература прошла такие стадии своего развития, как классицизм, сентиментализм, романтизм и вступила на путь реализма. Этот «порубежный» характер творчества Крылова необходимо будет учитывать при чтении и анализе его басен.

Необычайный, новаторский характер басен Ивана Андреевича Крылова определил Гоголь: «Выбрал он себе форму басни, всеми пренебреженную, как вещь старую, негодную для употребления и почти детскую игрушку – и в сей басне умел сделаться народным поэтом... Его притчи – достояние народное... Всякая басня его имеет, сверх того, историческое происхождение... В книге его всем есть уроки, всем степеням в государстве, начиная от главы... и до последнего труженика...»

Проблема народности в первые десятилетия XIX века была актуальной и для последних рыцарей классицизма, и для сентименталистов, и для романтиков. Но Крылов не умещался в рамки тех или иных направлений и литературных группировок, пробуждая в русском обществе сознание недостаточности прежних способов изображения духовного мира человека и необходимость более полных решений, так как само понятие «русский человек» на рубеже XVIII–XIX веков уже не могло быть приравнено только к понятиям «русский дворянин», «чувствительная личность» и т. п.

Выбор жанра басни оказался у Крылова связанным с проблемою народности, так как означал поиски художественного аналога «мнения народного». В заметке «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен Крылова» Пушкин указывал на «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться» как на «отличительную черту в наших нравах» и именно в этом смысле считал Крылова «представителем духа русского народа». Басенное творчество Крылова подводило итоги той мощной традиции XVIII века, которую условно можно назвать «пересмешнической». Крылов явился последним и самым крупным представителем этой традиции, которая передала XIX веку одно из главнейших завоеваний – ироническую интонацию повествования.

Развитие диалога в баснях Крылова роднит их с комедиями, «делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации» (А. В. Западов). Вспомните басни «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей»; в 8 классе, познакомившись с новыми баснями, мы тоже попытаемся их инсценировать.

Жанровые традиции басен уходят в глубокую древность. В русской литературе XVIII века басня осваивалась такими мастерами, как Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков, В. Майков, Дмитриев. Классическая басня (Сумароков, Майков и др.) строилась на резком столкновении «высокого» и «низкого» слога – столкновении, которое передавало конфликт добродетели и порока, идеала и действительности. Сентиментальная басня (Дмитриев и др.), фиксируя то же противоречие, осмеивала порок с помощью изящного, легкого, пронизанного лирическими интонациями слога.

Крылов же, как отмечал Гоголь, сделал басню «книгой мудрости самого народа», поставив ее вне всякой жанровой (классической или сентиментальной) иерархии. По-народному зоркий взгляд на вещи, осуществляемый в «мудро-доступных» терминах и увенчиваемый обобщением, – основная примета творческого метода Крылова-баснописца.

Наиболее последовательно и впечатляюще народность творчества Крылова проявилась в баснях, посвященных Отечественной войне 1812 года («Ворона и Курица», «Волк на псарне», «Щука и кот», «раздел», «Обоз», «Кот и Повар»). Крылов задолго до Л. Толстого противопоставил официальной версии побед над Наполеоном свою трактовку их с позиций народной нравственности.

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из этих басен – «Обоз», в которой Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова. Известно, что великий полководец подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I, выговоры от которого следовали один за другим. Басня об Отечественной войне 1812 года «превращалась в живую историю», донося до простых солдат и всех русских людей истинный смысл событий.

3. Чтение басни «Обоз» учителем (с. 84–85 учебника) или подготовленными учениками (по ролям).

4. Чтение пояснительной статьи В. Коровина «О басне «Обоз» (с. 86 учебника) с последующей беседой по вопросам:

– О чем рассказывает басня «обоз»? Какую картину она рисует?

– В какой степени она напоминает ситуацию с Кутузовым, которого упрекал император за уклонение от решительных сражений? В какой части басня намекает на Аустерлицкое сражение? Зачитайте.

– Какова мораль басни и к каким жизненным обстоятельствам она может быть применима?

Домашнее задание: 1) подготовиться к выразительному чтению басни; 2) составить небольшой рассказ на любую тему, закончив его моралью басни «Обоз»; 3) индивидуальное задание: проинсценировать басню «Лягушки, просящие Царя».

Урок 16



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.179.186 (0.008 с.)