Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Подведение итогов урока.
– Какие существуют группы народных песен? – Что вам известно об обрядовом фольклоре? – Каковы особенности лирических песен? Домашнее задание: чтение лирических песен (с. 8–10 учебника), подготовленное чтение одной из них с обоснованием выбора. Урок 4 ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Лирическая песня в чтении и суждениях восьмиклассников. – Что особенно подкупает в лирической песне? – В чем ее отличие от других песенных жанров? 2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...» (с. 9–10 учебника). – Чей голос вы услышали в лирической песне? – В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу? – Ваши открытия в лирической песне... III. Изучение новой темы. 1. Слово учителя. Что и говорить, заразительна песня, сложенная безвестными творцами. 1) Давайте продолжим наш разговор о том, как народная песня отозвалась в поэзии. На прошлом уроке мы слушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...». А знаете ли вы, что эта народная переделка «Среди долины ровныя...» – одна из лучших песен поэта-песенника, профессора Московского университета Алексея Федоровича Мерзлякова (1778–1830). Она стала популярной еще до опубликования в 1830 году. Декабрист А. Е. Розен слышал ее от дежурного солдата в Петропавловской крепости в 1826 году. – Сравните авторский текст песни «Среди долины ровныя...» с народной переделкой. (Оба текста проецируются на экран.) – Установите отличия. – Расскажите, как изменился текст после его фольклорной обработки. Попытайтесь объяснить эти изменения. Среди долины ровныя... Авторский текст Среди долины ровныя На гладкой высоте Цветет, растет высокий дуб В могучей красоте. Высокий дуб, развесистый, Один у всех в глазах; Один, один, бедняжечка, Как рекрут на часах! Взойдет ли красно солнышко – Кого под тень принять? Ударит ли погодушка – Кто будет защищать? Ни сосенки кудрявыя,
Ни ивки близ него, Ни кустики зеленые Не вьются вкруг него. Ах, скучно одинокому И деревцу расти! Ах, горько, горько молодцу Без милой жизнь вести! Есть много сребра, золота – Кого им подарить? Есть много славы, почестей – Но с кем их разделить? Встречаюсь ли с знакомыми – Поклон, да был таков; Встречаюсь ли с пригожими – Поклон – да пара слов. Одних я сам пугаюся, Другой бежит меня. Все други, все приятели До черного лишь дня! Где ж сердцем отдохнуть могу, Когда гроза войдет? Друг нежный спит в сырой земле, На помощь не придет. Ни роду нет, ни племени В чужой мне стороне; Не ластится любезная Подруженька ко мне! Не плачется от радости Старик, глядя на нас; Не вьются вкруг малюточки, Тихохонько резвясь! Возьмите же все золото, Все почести назад; Мне родину, мне милую, Мне милой дайте взгляд! 2) А вот еще одна «русская песня» поэта той же поры – «Соловей мой, соловей!..» Антона Антоновича Дельвига. (Звучит запись песни.) – Действительно ли это «русская песня» – или имитация ее, то есть подделка, как нередко бывает? – Что вам показалось особенно удачным в песне Дельвига? 3) Можно ли миновать Алексея Васильевича Кольцова, его песню «Кольцо»: «Я затеплю свечу / Воску ярова...»? – Сопоставьте этот стих-песню Кольцова с народной песней «Во саду ли, в огороде / Девица гуляла...», где девушка отвечает любимому: «Если любишь друга, купишь / Золото колечко, / Твое золото колечко / Прижму ко сердечку», он же ее умоляет: «Ты носи, носи, милая, / Не теряй колечка, / не теряй, душа, колечка, / Не суши сердечка...» Сравните с песней Кольцова. Ведь песня поэта – продолжение народной песни: расставание с кольцом, коль нет «друга милова», но кольцо «невредимо, черно на огне» – не поддается тлению «память милова»!..
4) И еще одно «Колечко» – некрасовское: «Кумачу я не хочу, / Китайки не надо» – строками народной песни о золотом колечке открывается поэма «Коробейники»: «Ой, легка, легка коробушка...» (чтение и обсуждение второго фрагмента 1-й главы). – Сопоставьте некрасовские строки с народными песнями. 2. Самостоятельная творческая работа. Сопоставьте стихотворение И. И. Козлова (1779–1840) «Вечерний звон» (перевод из Т. Мура1 (см. Примечание.)) и народную песню на его основе. В чем вы видите отличия? Чем их объяснить? (Звучит запись песни «Вечерний звон»2 (см. Примечание.).) (Учащимся раздаются карточки с авторским текстом и фольклорным вариантом.) Вечерний звон И. И. Козлов Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! Уже не зреть мне светлых дней Весны обманчивой моей! И сколько нет теперь в живых Тогда веселых молодых! И крепок их могильный сон; Не слышен им вечерний звон! Лежать и мне в земле сырой! Напев унылый надо мной В долине ветер разнесет; Другой певец по ней пройдет, И уж не я, а будет он В раздумье петь вечерний звон! Фольклорный вариант Вечерний звон, вечерний звон, Как много дум наводит он! О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом, И как я, с ним навек простясь, Там слушал звон в последний раз! И многих нет теперь в живых, Тогда веселых, молодых!.. Вечерний звон, вечерний звон, Как много дум наводит он! 3. Заключительное слово учителя по 1-й части урока. – Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности. В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.
(Композиционные и стилистические изменения указывают на стремление к наибольшей ясности и художественной простоте.) Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь. Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что здесь чем проще, тем лучше. Слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко... потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм... (По статье И. Н. Розанова «От книги к фольклору») 4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 10). 1) Чтение статьи. 2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно): – Исторические песни – это... – По форме они близки... – Основные образы исторических песен... – Художественные приемы, используемые в исторических песнях... 3) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника). Беседа по вопросам: – Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили? – В чем тайны высокой художественности исторических песен? 5. Работа с повестью «Капитанская дочка». – Как отозвались исторические песни в писательском творчестве? Мог ли Пушкин написать «Капитанскую дочку», не обращаясь к народным песням? Откроем пушкинскую «Капитанскую дочку», которую нам еще предстоит читать; пробегите глазами ее страницы. – Почему автор открывает главы эпиграфами, черпая их по преимуществу из народной поэзии? Какой ее жанр он предпочел? – Сопоставьте песни, процитированные автором. – Почему так широко представлены в «Капитанской дочке» песенные жанры: и разбойничьи, и солдатские, и лирические, и свадебные песни? – Что вы ждете от романа Пушкина после такого «наплыва» народной песни?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.023 с.) |