III. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока.



– Какие существуют группы народных песен?

– Что вам известно об обрядовом фольклоре?

– Каковы особенности лирических песен?

Домашнее задание: чтение лирических песен (с. 8–10 учебника), подготовленное чтение одной из них с обоснованием выбора.

Урок 4

ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Лирическая песня в чтении и суждениях восьмиклассников.

– Что особенно подкупает в лирической песне?

– В чем ее отличие от других песенных жанров?

2. Сопоставительный разбор песен «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» и «Вдоль по улице метелица метет...» (с. 9–10 учебника).

– Чей голос вы услышали в лирической песне?

– В чем различие девичьей песни и той, что принадлежит добру молодцу?

– Ваши открытия в лирической песне...

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя.

Что и говорить, заразительна песня, сложенная безвестными творцами.

1) Давайте продолжим наш разговор о том, как народная песня отозвалась в поэзии. На прошлом уроке мы слушали фольклорный вариант песни «Среди долины ровныя...». А знаете ли вы, что эта народная переделка «Среди долины ровныя...» – одна из лучших песен поэта-песенника, профессора Московского университета Алексея Федоровича Мерзлякова (1778–1830). Она стала популярной еще до опубликования в 1830 году. Декабрист А. Е. Розен слышал ее от дежурного солдата в Петропавловской крепости в 1826 году.

– Сравните авторский текст песни «Среди долины ровныя...» с народной переделкой.

(Оба текста проецируются на экран.)

– Установите отличия.

– Расскажите, как изменился текст после его фольклорной обработки. Попытайтесь объяснить эти изменения.

Среди долины ровныя...

Авторский текст

             Среди долины ровныя

             На гладкой высоте

             Цветет, растет высокий дуб

             В могучей красоте.

             Высокий дуб, развесистый,

             Один у всех в глазах;

             Один, один, бедняжечка,

             Как рекрут на часах!

             Взойдет ли красно солнышко –

             Кого под тень принять?

             Ударит ли погодушка –

             Кто будет защищать?

             Ни сосенки кудрявыя,

             Ни ивки близ него,

             Ни кустики зеленые

             Не вьются вкруг него.

             Ах, скучно одинокому

             И деревцу расти!

             Ах, горько, горько молодцу

             Без милой жизнь вести!

             Есть много сребра, золота –

             Кого им подарить?

             Есть много славы, почестей –

             Но с кем их разделить?

             Встречаюсь ли с знакомыми –

             Поклон, да был таков;

             Встречаюсь ли с пригожими –

             Поклон – да пара слов.

             Одних я сам пугаюся,

             Другой бежит меня.

             Все други, все приятели

             До черного лишь дня!

             Где ж сердцем отдохнуть могу,

                Когда гроза войдет?

             Друг нежный спит в сырой земле,

             На помощь не придет.

             Ни роду нет, ни племени

             В чужой мне стороне;

             Не ластится любезная

             Подруженька ко мне!

             Не плачется от радости

             Старик, глядя на нас;

             Не вьются вкруг малюточки,

             Тихохонько резвясь!

             Возьмите же все золото,

             Все почести назад;

             Мне родину, мне милую,

             Мне милой дайте взгляд!

2) А вот еще одна «русская песня» поэта той же поры – «Соловей мой, соловей!..» Антона Антоновича Дельвига.

(Звучит запись песни.)

– Действительно ли это «русская песня» – или имитация ее, то есть подделка, как нередко бывает?

– Что вам показалось особенно удачным в песне Дельвига?

3) Можно ли миновать Алексея Васильевича Кольцова, его песню «Кольцо»: «Я затеплю свечу / Воску ярова...»?

– Сопоставьте этот стих-песню Кольцова с народной песней «Во саду ли, в огороде / Девица гуляла...», где девушка отвечает любимому: «Если любишь друга, купишь / Золото колечко, / Твое золото колечко / Прижму ко сердечку», он же ее умоляет: «Ты носи, носи, милая, / Не теряй колечка, / не теряй, душа, колечка, / Не суши сердечка...» Сравните с песней Кольцова. Ведь песня поэта – продолжение народной песни: расставание с кольцом, коль нет «друга милова», но кольцо «невредимо, черно на огне» – не поддается тлению «память милова»!..

4) И еще одно «Колечко» – некрасовское: «Кумачу я не хочу, / Китайки не надо» – строками народной песни о золотом колечке открывается поэма «Коробейники»: «Ой, легка, легка коробушка...» (чтение и обсуждение второго фрагмента 1-й главы).

– Сопоставьте некрасовские строки с народными песнями.

2. Самостоятельная творческая работа.

Сопоставьте стихотворение И. И. Козлова (1779–1840) «Вечерний звон» (перевод из Т. Мура1  (см. Примечание.)) и народную песню на его основе. В чем вы видите отличия? Чем их объяснить?

(Звучит запись песни «Вечерний звон»2 (см. Примечание.).)

(Учащимся раздаются карточки с авторским текстом и фольклорным вариантом.)

Вечерний звон

                                                                                                                                                        И. И. Козлов

                   Вечерний звон, вечерний звон!

                   Как много дум наводит он

                   О юных днях в краю родном,

                   Где я любил, где отчий дом,

                   И как я, с ним навек простясь,

                   Там слушал звон в последний раз!

                   Уже не зреть мне светлых дней

                   Весны обманчивой моей!

                   И сколько нет теперь в живых

                   Тогда веселых молодых!

                   И крепок их могильный сон;

                   Не слышен им вечерний звон!

                   Лежать и мне в земле сырой!

                   Напев унылый надо мной

                   В долине ветер разнесет;

                   Другой певец по ней пройдет,

                   И уж не я, а будет он

                   В раздумье петь вечерний звон!

Фольклорный вариант

                   Вечерний звон, вечерний звон,

                   Как много дум наводит он!

                   О юных днях в краю родном,

                   Где я любил, где отчий дом,

                   И как я, с ним навек простясь,

                   Там слушал звон в последний раз!

                   И многих нет теперь в живых,

                   Тогда веселых, молодых!..

                   Вечерний звон, вечерний звон,

                   Как много дум наводит он!

3. Заключительное слово учителя по 1-й части урока.

– Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

(Композиционные и стилистические изменения указывают на стремление к наибольшей ясности и художественной простоте.)

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что здесь чем проще, тем лучше. Слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко... потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм...

(По статье И. Н. Розанова

«От книги к фольклору»)

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 10).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это...

– По форме они близки...

– Основные образы исторических песен...

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...

3) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника).

Беседа по вопросам:

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

5. Работа с повестью «Капитанская дочка».

– Как отозвались исторические песни в писательском творчестве? Мог ли Пушкин написать «Капитанскую дочку», не обращаясь к народным песням?

Откроем пушкинскую «Капитанскую дочку», которую нам еще предстоит читать; пробегите глазами ее страницы.

– Почему автор открывает главы эпиграфами, черпая их по преимуществу из народной поэзии? Какой ее жанр он предпочел?

– Сопоставьте песни, процитированные автором.

– Почему так широко представлены в «Капитанской дочке» песенные жанры: и разбойничьи, и солдатские, и лирические, и свадебные песни?

– Что вы ждете от романа Пушкина после такого «наплыва» народной песни?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.023 с.)