Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя. XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, – при стуке топора и при громе пушек…» и «…европейское Просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII). Запись в тетради эпиграфа к уроку: Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А. С. Пушкин Как же происходило становление русской государственности в XVIII в.? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I? Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию 1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук; 2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев); 3) в 1757 г. основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве. Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII в., особенно при Екатерине II, было полностью завершено закрепощение крестьян и подтверждено право помещиков на продажу крестьян с публичного торга. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 гг.). Дворянство же получило в XVIII в. особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка. Бывшие в своем отечестве лакеями, кучерами, парикмахерами, эти необразованные люди становятся воспитателями дворянских сынков и дочек, для которых Париж был центром мира. Но рядом с ними жила и жадно тянулась к истинному просвещению другая молодежь, думавшая о судьбе Отечества, о положении народа, о долге патриота. Эти молодые люди не все по рождению принадлежали к знати, некоторые были выходцами из народа (М. В. Ломоносов – крупнейший ученый и поэт, Ф. Шубин – скульптор, Аргуновы – крепостные художники и др.), но именно они составили гордость и славу русской культуры XVIII в. Им приходилось нелегко. Императрица Екатерина II была дочерью своей эпохи, со всеми ее противоречиями. С одной стороны, она переписывалась с прославленными французскими философами-просветителями, убеждая их в своем намерении внести в обычаи варварской страны, где ей суждено править, возвышенные идеалы Разума, Справедливости и даже… Свободы. Но Пушкин, для которого события XVIII в. не были далекой историей, в короткой заметке показал истинное положение дел: «Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешел из рук Шешковского в темницу, где и находился до самой ее смерти. Радищев был сослан в Сибирь; Княжнин умер под розгами – и Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы этой участи, если б не чрезвычайная его известность». («Заметки по русской истории XVIII века»).
Запись в тетради второго эпиграфа: Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А. С. Пушкин – Чем же был подготовлен, как стал возможен невиданный расцвет русской литературы XVIII и XIX вв.? 2. работа по таблице. Русская литература XVIII века
Окончание табл.
Вывод. Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы, но сохранила и лучшие традиции Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
3. Определение понятия «классицизм» (с. 35). Учитель. Истоки мирового классицизма – Франция XVII в.: воззрения французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной, Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему. В классицистских произведениях герои, как правило, строго делились на положительных и отрицательных: Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой. Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа – стереотипы характера, которые переходят из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник), резонер (герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего), субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: герой-любовник – героиня – второй любовник. В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует. Для этого направления был характерен принцип трех единств, вытекающий из требования подражания природе (это основной лозунг классицизма): – единство времени: действие развивается не более суток; – единство места: автор не должен переносить действие из одного места в другое; – единство действия: одна сюжетная линия, ограниченное количество действующих лиц (5–10), все действующие лица должны быть связаны сюжетом. Нам забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Буало Требования к композиции: обязательны 4 акта; в третьем – кульминация, в четвертом – развязка.
Особенности композиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется монологами основных персонажей. В классицизме существовало очень четкое деление на высокие и низкие жанры. Жанры классицизма
4. Запись понятий и основных требований классицизма.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.013 с.) |