Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Подведение итогов урока.
– Какой из текстов преданий вам понравился больше? – В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Домашнее задание: подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам. Урок 6 «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО Цели урока: познакомить учащихся с «Повестью о житии... Александра Невского»; показать, как в русской литературе в период монголо-татарского завоевания возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т. д. – В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов. I. Изучение новой темы. 1. Беседа по вопросам. – Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки. – Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее. – Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти? (Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир: – неторопливость, обстоятельность; – степенность, торжественность; – велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность; – исповедальность, монологичность; – драматизм, трагичность; – взволнованность, эмоциональность, лиризм; – человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)
– Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен? – Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие? (Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.) 2. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр. – «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имея корня, засохло. Иное упало в терпение, и выросло терпение и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Кто имеет уши слушать, да услышит». («Притча Иисуса Христа о сеятеле».) – «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась!...Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!» («Повесть о Петре и Февронии Муромских», написана в жанре жития святых.) – «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».
(«Притча о добром самарянине».) – «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться». («Сказание о Кожемяке».) – «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся». («Притча о блудном сыне».) – «И сказал им: – Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец». («Сказание о белгородском киселе».) – О каком Сергии идет речь? «Преподобный и богоносный отец наш Сергий родился в городе Ростове от благоверных родителей Кирилла и Марии... Когда ему исполнилось семь лет, отдан был в учение... Отшельник, он спокойно, как все делал в жизни, поднял крест свой за Россию и благословил Дмитрия Донского на ту битву, Куликовскую, которая для нас навсегда примет символический, таинственный оттенок. В поединке Руси с ханом имя Сергия навсегда связано с делом созидания России». («Житие Сергия Радонежского».) – Разговор о «Житиях» продолжит «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». 3. Слово учителя о традиции Киевской Руси в литературе XIII века. В 1237–1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи». В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке. Повесть о великом князе владимирском Александре Невском (ок. 1220–1263) сложилась как дружинно-воинское произведение под пером одного из придворных князя, но дошла она до нас в обработке в виде «Жития» святого. «Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности. Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу, а также библейским героям Самсону, Соломону, Давиду, римскому императору Веспасиану. Имя его прославилось повсюду от моря «Варяжского» (Балтийского) и даже до «великого Рима». Был «грозен глас его, яко труба звенящи, и бысть Александр [...] непобедим, яко един Акрита» (византийский герой «Девгениева деяния»). «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами со шведами на Неве (1240 г.) и немцами на Чудском озере (1242 г.). библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции – с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию». подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь». Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («сил вся слышахом, – пишет автор, – от господина своего Александра»). Но перед этими фольклорно-богатырскими эпизодами развертывается картина традиционно-литературного «видения», когда в воздухе появляются святые Борис и Глеб, чтобы помочь Александру – «сроднику» своему. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».
4. Комментированное чтение «Повести о житии... Александра Невского» (с. 19–26 учебника) с последующей беседой. – Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? – Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра? – Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? – Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей»: «Не в силе Бог, но в правде»? – Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками»? – каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? – Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 26, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.
Домашнее задание: составить небольшой словарик характерных для этого текста слов, тех, которые могут использоваться сегодня, и тех, которые «ушли в прошлое» (задание 4, с. 27, раздел «Будьте внимательны к слову»); подготовить выразительное чтение по ролям отдельных фрагментов повести. Урок 7 «Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии... Александра Невского». 2. Работа по р/р: проверка словарика характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое». (Деяния – (высок.) – действия, поступок. Сеча (стар.) – сражение. Распря (устар.) – ссоры, раздоры.) 3. Работа (самостоятельная) по вариантам. 1-й вариант. 1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести. 2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? 2-й вариант. 1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям. 2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.108.171 (0.031 с.) |