III. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока.



Вот так отражается бунинское представление об общей катастрофичности бытия, непрочности всего того, что доселе казалось утвердившимся, незыблемым и, в конечном счете, – звучит отраженно и опосредованно как эхо великих социальных потрясений, которые принес человечеству двадцатый век.

Прелесть земли, словно говорит нам писатель, мимолетна; закат не унесешь с собой; вечной любви не может быть хотя бы потому, что невозможно жить вечно. Единственное, что можно, что удается вырвать у смерти и хаоса – слово, в нем Бунин запечатлел то, что постоянно ускользает в жизни. здесь вся утраченная им Россия, все изменившие ему возлюбленные, вся иссякающая жизнь. Ритмическая, скупая, стремительная, точная и сжатая проза Бунина в эмигрантский период как никогда близка к поэзии. Она пронзительно-печальна и полна сострадания к участи человека в мире.

2-й ученик-ассистент.

                          У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

  Как горько было сердцу молодому,

                          Когда я уходил с отцовского двора,

  Сказать прости родному дому!

                          У зверя есть нора, у птицы есть гнездо.

  Как бьется сердце горестно и громко,

                          Когда вхожу, крестясь, в чужой, наемный дом

    С своей уж ветхою котомкой.

Каким глубоким чувством одиночества и бездомности, тяжелой ностальгии пронизаны поздние произведения Бунина!

«Трагическая хвала сущему» – так охарактеризовал творчество Ивана Алексеевича Бунина один из выдающихся русских философов Федор Степун, друг писателя в эмиграции. Бунин благодарно соглашался с этим определением. Может быть, все им написанное – одна страстная повесть о неразделенной любви к миру, – любви жестокой, как всякая неразделенная страсть, но и возвышающей, и прекрасной.

Умер Бунин 8 января 1955 года в Париже, в скромной квартирке на улице Жака Оффенбаха в возрасте 83 лет, на руках у жены. На столе его осталась лежать неоконченная рукопись книги о Чехове.

Домашнее задание: прочитать статью учебника-хресто-матии «Историзм Бунина» и ответить на вопрос: как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»? какое время отражено писателем? какие приметы времени заметили вы в этом тексте бунинского произведения?

Урок 55

А. И. КУПРИН: СТРАНИЦЫ БИОГРАФИИ.
РАССКАЗ «КУСТ СИРЕНИ»

Цели урока: познакомить учащихся с основными страницами биографии писателя; учить составлять конспект статьи учебника; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Пересказ учащимися статьи учебника «Историзм И. А. Бунина».

2. Беседа по вопросам.

– Как проявился историзм Бунина в рассказе «Кавказ»?

– Какое время отражено писателем?

– Какие приметы времени заметили вы в тексте бунинского произведения?

– Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?

III. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя: страницы биографии писателя.

В 90-е годы XIX века «властителями дум» мыслящего русского общества, как мы уже отмечали, были такие титаны литературы, как Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

На рубеже нового века приходят в литературу талантливые писатели-реалисты нового поколения: А. И. Куприн, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, Л. Н. Андреев и др. Это младшее поколение писателей-реалистов не отличалось толстовской широтой охвата жизни, но каждый из названных писателей воссоздает какую-то важную сторону действительности, ставит в своих произведениях проблемы, выдвинутые временем.

На предыдущем уроке мы начали разговор о творчестве И. А. Бунина, сегодня наш рассказ о А. И. Куприне, творчество которого проникнуто пафосом защиты личности.

(На экран проецируется портрет Куприна с указанием даты жизни и смерти.)

Обратите внимание на эти даты: они практически совпадают с годами жизни Бунина. Мы уже говорили, чт ó это были за годы...

Шла к неотвратимой развязке русско-японская война (1905 г.). Пал Порт-Артур. Бездарные генералы проигрывали одно сражение за другим. Становилась все очевиднее гнилость самодержавного режима. В стране нарастали волнения. Пришла ужасная весть о разгроме русского флота при Цусиме. Возможно, именно поэтому самой злободневной темой стала тема жизни русской армии.

В тогдашней литературе об армии писали редко и, как правило, по отдельным, частным поводам. Перу же Куприна принадлежало произведение, полное самых широких обобщений. Действие его повести «Поединок» происходит в мирные годы, в основу сюжета положены воспоминания писателя о собственной службе в пехоте в 1890–1894 гг. Однако современники нашли в повести объяснение причин военных поражений России Николая II.

Военную среду Куприн знал с детства. Маленьким ребенком он лишился отца и как сирота из дворянской среды, не имеющей средств к существованию, был помещен в закрытое учебное заведение – кадетский корпус. Затем 2-годичное военное Александровское училище, и 20-летний Куприн в чине подпоручика, младшего офицера, был направлен в полк. Он сразу же почувствовал себя чужаком среди офицеров, сразу увидел жестокость казарменного режима, бесправие солдат.

С юных лет он мечтал стать писателем. Еще юнкером, курсантом училища, опубликовал свой первый рассказ. В начале 90-х годов в полку он задумал когда-нибудь написать «повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни».

Осуществление этот замысла начал с цикла небольших военных рассказов: «Дознание», «Ночная смена», «Ночлег», «Поход», «Куст сирени» (с которым мы познакомимся сегодня на уроке). В них он рассказал о страданиях солдат, вскрыл казарменную бюрократию царской армии, тупость, разнузданность, бескультурье офицерства. Нарисовал и образы тех немногих честных офицеров, кто осмеливался противостоять, протестовать против несправедливости.

Рассказы – своеобразные эскизы к большому полотну, успех которого был исключительный, небывалый. А между тем ко времени опубликования «Поединка» Куприн уже был известным писателем. Его знали как автора повестей «Молох» и «Олеся», его ранним рассказом «Белый пудель» и поныне зачитывается детвора.

К 1902 году, выйдя в отставку, Куприн несколько лет провел в скитаниях по Руси, затем переехал в Петербург, стал писателем-профессионалом. Работа над повестью подвигалась медленно, трудно. Куприн писал кровью сердца. Он сам страдал, рассказывая горькую правду о разложении всего военного механизма царского самодержавия, о невозможности солдата раскрыть свои дарования.

«Солдат не браню, обвиняю начальников», – устами одного из героев говорит нам автор. Кто они, офицеры армии Николая I?

– Вспомните рассказ Толстого «После бала». Куприн, продолжая Толстого, рассказывает: с кадетских парт им внушали кастовую спесь, чувство превосходства над всеми, кто не носит офицерских погон. Знаний им почти не дали, и Пушкин для них всего лишь «какой-то шпан» (так презрительно именовали штатских). Считается молодечеством изругать или побить ни с того ни с чего штатского человека. На страницах «Поединка» вспоминают такой случай: пехотный подпоручик насмерть зарубил шашкой студента в танцзале за то, что тот толкнул его. Остался безнаказанным, и любая расправа могла сойти с рук, потому что офицерство – опора престола, столп самодержавия.

Военное сословие с его призрачной доблестью, по глубокому убеждению писателя – не единственное исключение из общего порядка вещей. Прогнил весь буржуазный мир, почти каждое ремесло служит несправедливости. Устами своего героя Куприн говорит о самых разных профессиях. Адвокаты должны были бы помогать угнетенным и обиженным, педагоги – воспитывать доброту и благородство, врачи – избавлять от болезней и страха. Но все они стали равнодушны к людям, погрязли в «холодной и мертвой формалистике».

Бессмыслица военной службы, подчеркивал автор «Поединка», неизбежно делает офицеров «низменными, трусливыми, глупыми... Вы спросите: почему? Да именно потому, что никто из них в службу не верит и разумной цели этой службы не видит». «Ему приказывают: стреляй, и он стреляет, – кого? за что? Может быть, понапрасну? Ему все равно, он не рассуждает. В этой горькой характеристике офицерства все справедливо, порукой тому собственный опыт Куприна в пехотном полку. Продолжая разговор об офицерстве, А. И. Куприн отмечает, что представление о рыцарстве и отваге дворяне и офицеры связывали с дуэлью. (Помните пушкинского Петрушу Гринева из «Капитанской дочки»?) Считалось позором не принять вызов. Рассуждали так: оскорбление смывают только кровью. Но в смертельном бою часто погибал не тот, кто нанес оскорбление, а тот, кто был оскорблен. Выдвигали и еще один аргумент в пользу дуэлей: они будто бы способствуют выработке храбрости и сознания чести. В 1894 г. военное ведомство узаконило дуэли. Участие в поединке больше не подлежало наказанию, более того, оно считалось обязательным для офицера, если за дуэль высказывался офицерский суд.

Можно ли было этим путем повысить нравственность тогдашнего офицерства? Чтобы у офицеров возросло сознание чести, нужно было немедленно раз и навсегда покончить с неуважением к солдату, с рукоприкладством. Офицеры, без сомнения, стали бы храбрее, если бы знали, что связаны с народом, что защищают правое, справедливое дело.

Дуэль в русской армии в конце XIX – начале XX века была превращена в развлекательный кровавый спектакль. Съезжались офицеры, полковые дамы, вызывали даже фотографа. И вот на глазах у всей этой толпы какой-нибудь несчастный юноша-подпоручик получал рану в живот и умирал в мучениях. А у него, порой, на содержании были старушка-мать и сестра...

Когда «Поединок» вышел в свет, один начинающий литератор обратился к Куприну с просьбой рассказать о том, как он пишет. Отвечая ему, Куприн сформулировал главные правила, которыми он считал непреложными для себя как писателя-реалиста:

«Знай, что, собственно, хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним. Тогда лишь приступай к способу изложения. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Пишешь о сапожнике, чтобы сразу было видно, что ты в сапожном деле не новичок. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши!

Работай! Не жалей зачеркивать, потрудись в «поте лица». Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя. Ты – репортер жизни».

Эти слова Куприна дают представление, сколь нелегок и радостен литературный труд, с каким уважением нужно относиться к русской речи. В полной мере они сохраняют свое значение и сегодня.

После опубликования «Поединка» Куприн начал резко вмешиваться в политическую жизнь. В 1905 году он участвовал в сборе средств для нужд революционных организаций, выступал на благотворительных вечерах, и почти каждое его выступление производило сенсацию. Полиция установила над писателем негласный надзор, но запугать его не удалось. Он продолжал борьбу.

Ему довелось быть свидетелем зверской расправы адмирала Чухнина над матросами восставшего крейсера «Очаков». Прямо в бухте Чухнин разбомбил крейсер, устроил страшный пожар, в котором сгорело несколько сот матросов. Смело и гневно Куприн выступил против палача, опубликовав взволнованную статью «События в Севастополе». За эту статью его привлекли к уголовной ответственности, потребовали немедленного выезда из Крыма. До отъезда в Петербург он успел совершить еще один отважный поступок: укрыл несколько уцелевших матросов с «Очакова» – они чудом спаслись, их разыскивали власти.

В рассказе «Сны», написанном в дни декабрьского вооруженного восстания в Москве, Куприн говорил, что часто видит один тяжкий сон: свою бедную, прекрасную, удивительную родину – изуродованной, окровавленной, поруганной и обманутой. Но мужеством и оптимизмом звучали вдохновенные заключительные строки:

«Я верю: кончается сон, и идет пробуждение... Идет день свободы!»

Куприн прожил еще много лет, он умер в 1938 году. После «Поединка» он написал десятки рассказов и повестей, среди которых такие шедевры, как «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Анафема». Были у Куприна и ошибки, самая тяжкая из которых – эмиграция после Октябрьской революции. Лишь незадолго до смерти тяжелобольной писатель вернулся на родину, москвичи его радушно приветствовали, и он повторял: «Я беско-нечно счастлив».

3. Знакомство со статьей учебника (с. 67–68), составление плана (или выписать основные факты и даты).

4. Выразительное чтение рассказа «Куст сирени» с последующим его обсуждением по вопросам.

– Понравился ли вам рассказ? что привлекло вас в этом произведении?

– Как вы полагаете, можно ли считать рассказ «Куст сирени» еще одним произведением о любви?

– Какое произведение зарубежной литературы, прочитанное вами в 7 классе, напоминает этот рассказ? можно ли сказать о чувстве самоотверженности и любви героев этих рассказов?

Домашнее задание: продолжите в тетради таблицу (с. 75, учебник), подготовьте сравнительную характеристику Николая и Веры Алмазовых; напишите сочинение-рассуждение на тему «Счастлива ли Вера Алмазова?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение о «босяцких» годах в жизни Горького.

Урок 56

а. а. блок – выдающийся русский
поэт-символист. «Россия»: образ родины
как символ веры в будущее

Цели урока: познакомить с творчеством выдающегося поэта-символиста А. А. Блока; дать понятие «символизм»; подготовить учащихся к восприятию стихотворения «Россия».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по новой теме.

1. Объявление темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя о Блоке – выдающемся русском поэте.

Граница столетий часто ощущается людьми как время ожидания перемен, время коренного изменения жизни. Такой была недавняя граница ХХ и ХI веков, такой 100 лет назад была граница XIX и XX веков. Тогда, сто лет назад, перед началом XX века, Александру Блоку шел двадцатый год, явление в русской литературе он был исключительное. Путь его в литературу «прорастал» из семейных традиций, о чем он сам написал в автобиографии (1915 г.).

Ученик-ассистент. «Семья моей матери причастна к литературе и науке.

Дед мой, Андрей Николаевич Бекетов, ботаник, был ректором Петербургского университета в его лучшие годы (я и родился в «ректорском доме»).

... Жена деда, моя бабушка, Елизавета Григорьевна, – дочь известного путешественника и исследователя Средней Азии Григория Силыча Корелина. Она всю жизнь работала над компиляциями и переводами научных и художественных произведений; список ее трудов громаден...

Моя мать, Александра Андреевна... переводила и переводит с французского – стихами и прозой...

Отец мой, Александр Львович Блок, был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. Выдающийся музыкант, знаток изящной литературы и тонкий стилист, – отец мой считал себя учеником Флобера... Я встречался с ним мало, но помню его кровно».

Учитель. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Блок знал отца преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.

Ученик-ассистент. «Детство мое прошло в семье матери... «Сочинять» я стал чуть ли не с пяти лет... Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет».

Учитель. Первые творческие опыты маленького Саши были встречены родными с исключительным вниманием. Мальчик сначала с помощью матери, а позднее и сам, составлял маленькие стихотворные книжечки и некие подобия журналов. В четырнадцать лет он издавал рукописный журнал «Вестник», в котором одновременно был и редактором-издателем, и самым деятельным сотрудником, и оформителем.

Но в юности Блок готовился к театральному поприщу. После окончания гимназии, летом 1898 г., он участвовал в любительской постановке трагедии Шекспира «Гамлет». Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого ученого-химика, Дмитрия Ивановича Менделеева, друга деда Блока.

Ученица-ассистент. «Удивительно ли, – писала М. А. Бекетова (тетя поэта), – что романтично настроенный и пылкий мальчик, каким был в то время поэт, до безумия влюбился в свою Офелию. О силе его впечатления свидетельствуют многочисленные стихи, написанные прямо или косвенно то к самой Любови Дмитриевне в этой роли, то в виде песен Офелии».

Учитель. Летом 1898 г., когда чувство только зарождалось, гамлетовские переживания были еще впереди. Осенью Блок поступил не на Императорскую сцену, как собирался, а – под влиянием отца – на юридический факультет Петербургского университета. Однако вскоре, не чувствуя ни малейшей склонности к юридическим наукам, перешел на филологический, который и окончил в 1906 г.

В студенческие годы Блок был далек от политики. Его причисляли даже к студентам-«белоподкладочникам» – так с оттенком высокомерия называли тех, кто не принимал участия в политических волнениях, митингах и забастовках. В ожидании невиданных грядущих перемен Блок испытывает особые состояния души, ощущает сопричастность к таинствам мира, увлекшись древней философией, изучает философию Платона и проникается идеей «двоемирия», существования двух миров – реального и идеального.

В 1901 г. Блок знакомится с творчеством философа и поэта Владимира Соловьева. Идеи Соловьева имели огромное влияние на русскую интеллигенцию начала века. Под влиянием Соловьева Блок верит, что воплощение Идеала в земной действительности возможно. Идеальный и реальный мир соприкасаются, причем то, что происходит здесь, на земле, – только отзвук великих событий и явлений, которые невозможно увидеть глазами земного человека: возможно лишь почувствовать, ощутить. Слыша о битвах земных, Блок пытался проникнуть сознанием в незримое. Эта двойственность восприятия стала одной из основ символистской поэзии Блока.

Символизм – направление в европейском и русском искусстве 1870–1910-х гг., сосредоточенное в основном на выражении интуитивно постигаемых идей, смутных чувств и ощущений посредством символа. Стремясь проникнуть сквозь видимую реальность мира и узреть его идеальную сущность, символисты выражали неприятие буржуазных ценностей, тоску по духовной свободе, предчувствие мировых потрясений и вместе с тем доверие к вековым духовно-культурным ценностям.

Символизм особенно выразительно проявился в поэзии и живописи (в российской живописи – это работы М. К. Чюрлёниса, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова).

(Демонстрация репродукций работ этих художников.)

Блок связывал земное преображение с явлением на землю Вечной Женственности, Таинственной Девы, которая воплощает в себе Идеал:

                 Предчувствую тебя. Года проходят мимо –

                 Все в облике одном предчувствую тебя.

Она, Прекрасная Дама – главный символ его ранней лирики.

Нарастание событий первой русской революции усиливает социальную чуткость Блока. Он видит, что реальный мир остался неизменным, непреображенным, чуждым Идеалу. Реальность врывается в стихи Блока, мистицизм сливается с повседневностью, и единый образ Вечной Женственности распадается на разнородные женские лики. Самое знаменитое стихотворение этого периода – «Незнакомка».

Ученик-ассистент. «Я помню ночь, перед самой зарей, когда он впервые прочитал свою «Незнакомку», – вспоминал К. И. Чуковский. – Читал он ее на крыше знаменитой башни Вячеслава Иванова, поэта-символиста, у которого каждую неделю собирался для всенощного бдения весь артистический Петербург... Он не только завораживал «Незнакомкой», но обжигал».

В стихотворении даны два мира: первый – реальный, в котором пошлость, пьяные крики, женский визг, детский плач; второй – мир мечты в виде прекрасной незнакомки.

Чтение стихотворения «Незнакомка» учеником-ассистентом или учителем.

За мечтой лирического героя – душевная мука за погубленную красоту.

(На экран проецируется последнее четверостишье.)

                    В моей душе лежит сокровище,

                    И ключ поручен только мне.

                    Ты право, пьяное чудовище!

                    Я знаю: истина в вине.

Латинское выражение «In vino veritas! (лат.) – «Истина в вине!», переведенное в заключительных строках на русский язык, читается уже по-другому: совпадение падежной формы слов «вино» – напиток и «вина» – состояние души позволило Блоку «обмануть» читателя. Истина не в забытьи, не в винных парах, а в разбуженном сознании, в чувствах ответственности истинного «вочеловечения»!

Это стихотворение сделало Блока одним из самых известных и любимых русских поэтов, самым ярким представителем русского символизма.

Годы после революции 1905 г. Блок ощущает как годы безвременья. Поэт переживает тяжелый душевный кризис. Выход из тупика безвременья связывается в сознании Блока с образом Родины, России. Трагические события он воспринимает не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного ему и его Родине. И какими бы горькими словами ни описывал Блок настоящее своей Родины, он всегда верил в ее будущее. Всегда помнил: в русской истории всегда бывали периоды, когда казалось, что страна находится накануне гибели и порабощения. Тревожные думы о судьбе горячо любимой Родины захватывают поэта. Родина – то «святое святых», которое внушает ему чувство молитвенного преклонения. Тема Родины становится сквозной в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», – признавался поэт. Эти слова Блока знаменательны: ему, который долго был наполнен только собой, чувствуя свою исключительность, данную ему и происхождением, и великим даром песнопенья, открылась его Отчизне. Открылась ему тайной прошлого, «дебрями», «ведунами», «заревом горящих сел», «вьюгой», «лоскутами лохмотий», «кладбищами». В стихотворении «Русь» (1906 г.) Родина предстала не благолепной, не идиллической, а страшной, языческой, как будто бы забывшей о своих храмах, монастырях, о своих святых. Поэтизируя старину, он предчувствует назревающие в стране события, все яснее ощущает, что его путь должен сливаться с историческим путем его Родины. И вот в октябре 1908 г. Блок пишет стихотворение «Россия».

3. Работа над стихотворением «Россия».

1) Выразительное чтение стихотворения «Россия» учителем или подготовленным учеником. (Обратить внимание учащихся на завораживающую мелодию стиха, образность.)

2) Анализ стихотворения по вопросам.

а) Как вы поняли смысл стихотворения?

б) Отмечаем слово «опять»: «Опять, как в годы золотые...» Что оно означает? (Все это уже давно было – и вновь повторяется.)

в) Шлея – а) часть сбруи, ремень, прикрепленный двумя концами к хомуту и проходящий по бокам и спине лошади; б) в пар-ной упряжи: широкие лямки, заменяющие хомут.

Почему шлеи стертые? Какое впечатление оставляет аллитерация в строке: «... Три стертых треплются шлеи...»?

г) Что противопоставляет Блок словосочетаниями «спицы расписные» – «расхлябанные колеи»?

д) Найдите эпитеты во 2-й строфе. С какими известными вам стихотворениями Есенина перекликается эта строфа?

е) Как вы понимаете выражение «песни ветровые»?

Вспомним стихотворение А. К. Толстого «Край ты мой, родимый край...»:

                                    Гой ты, родина моя!

                                    Гой ты, бор дремучий!

                                    Свист полночный соловья,

                                    Ветер, степь да тучи!

Вспомним стихотворение С. Есенина «Топи да болота»:

                                    Слухают ракиты

                              Посвист ветряной...

Образ Руси в стихах русских поэтов соединяется с образом ветра. Такой образ мы называем архетипическим.

Запись в тетради: архетип – первоначальный образ, мотив, лежащий в основе общечеловеческой символики.

ж) А как вы понимаете фразу: «…И крест свой бережно несу...»? (Крест – символ страдания одного человека за всех.)

з) какой образ России рисует автор в 3–5-й строфах? (возникает образ чародея, который хочет похитить «разбойную красу» России. Выражение «прекрасные черты» напоминает нам об образе Прекрасной Дамы, которая находит новое воплощение в образе России. Блок пишет о невидимой глазу духовной сущности России.)

и) Чем отличается от предыдущих последняя строфа?

Какие антитезы вы видите в последней строфе? («Даль дорожная» – нечто бесконечно долгое: даль соединяется с понятием времени и противопоставляется «мгновенному взору». «Глухая песня ямщика» – «звенит»! «Звенит тоской острожной»: за этой строкой – образ цепей, которыми скованы узники острога.)

к) Какие еще образы вы могли назвать архетипическими? (Для России архетипичны образы дороги и скачущей по ней тройки.)

л) Блок начинает и завершает стихотворение образом дороги. Какое впечатление оставляет использование этого литературного приема?

м) Какое слово дважды повторяется в стихотворении? С какими эпитетами? Как вы думаете, почему Блок повторяет это слово? («Песни ветровые» – «глухая песня ямщика».)

н) Определите размер стихотворения, его рифму. (4-стопный ямб не производит впечатления жесткости: он гибок и пластичен. Чередование богатых мужских и женских рифм создает ощущение мелодичности и гармонии.)

о) Согласны ли вы с утверждением, что образ России в этом стихотворении Блока становится символом веры в будущее? Почему? Обоснуйте свой ответ.

3) Чтение стихотворения учащимися (1–2 человека).

Домашнее задание: стихотворение «Россия» – подготовить выразительное чтение; пересказ статьи Д. С. Лихачева «Мир на Куликовом поле».

Урок 57



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.235 (0.087 с.)