III. Объявление темы и цели урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Объявление темы и цели урока.



IV. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Пушкин и Лермонтов... Тютчев и Фет... «Как хорошо ты, о море ночное...» (чтение стихотворения Тютчева учителем или подготовленным учеником).

– Как встретили вы эту поэтическую страницу?

– Какие строки, а может быть, отдельные слова сразу же остались в памяти и почему память ваша «избрала» именно их?

– А может быть, стихотворение это вам что-нибудь напомнило?

Конечно же, море! Но мы же не в море вглядываемся, хотя и в него тоже вместе с поэтом, но больше все же вслушиваемся и «вглядываемся» в строки его, да и заняты мы искусством!

И ничего в мире искусства не напомнило вам это стихотворение?

Море в живописи – Айвазовского, полотна его! А кто-то, может быть, вспомнит Куинджи, пейзажи его, правда не морские, однако же Днепр, который может соперничать с морем, особенно у Куинджи, в его «Лунной ночи на Днепре».

Вглядитесь в творения Айвазовского и Куинджи (перед классом – репродукции картин).

Как близки услышанные нами строки стихотворения и живописные полотна!

А вот еще один сюрприз: (чтение учителем или подготовленным учеником стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье...»).

– Почему оно, это стихотворение, пусть пока лишь отдельными словами, но осталось в памяти? О чем оно? В чем тайна очарования фетовских строк, их неизъяснимой прелести?

В изяществе, но не столько картин (они очень неотчетливы, туманны), сколько звучания, мелодии, когда слова переливаются одно в другое, рождая музыку стиха...

                    Свет ночной, ночные тени,

                    Тени без конца...

Действительно ли музыка? Как строка, сотканная из слов, становится музыкой?

А все дело в звуках, пронизывающих строки, отзывающихся один в другом: т-е-н-о-ч... А протяжность строк, мимолетность их? Всего 2–3 слова, как дуновение ветерка, как шепот, «как дыханье», причем непременно «робкое».

И еще. Обратили внимание на пристрастие гениального поэта к безглагольным стихотворениям, построенным преимущественно на именах существительных?

2. Чтение стихотворения Фета «Первый ландыш» (с. 43, учебник).

– Как оживает природа весной?

– Как это отражается на настроении человека? Понаблюдайте, вслушайтесь в перемены, замеченные поэтом.

3. Чтение стихотворения А. Н. Майкова «Поле зыблется цветами...»

Тему весеннего пробуждения человека и природы мы слышим и в стихотворении Майкова. (Работая над выразительным чтением, обратить внимание на отточия, синтаксис стихотворения.)

4. Чтение учеником стихотворения Тютчева «Весенние воды».

А вот об этом стихотворении Некрасов писал: «Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему легко и весело делается на душе, как будто несколько лет свалилось с плеч».

Кажется, нет русского человека, который со школьной скамьи не знал «весенних вод», «Весенней грозы», «Чародейкою зимою...»

«Мы дивимся и восхищаемся тому, как мог аристократ, проживавший в городе и довольно долго в заграничье, почувствовать душу земли подобно истинному земледельцу, труженику, ибо предзимнее «отдыхающее поле можно только почувствовать, а не увидеть».

5. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной...».

Тютчев – певец природы. Он стремится уловить ее душу, язык, понять и объяснить во всех ее проявлениях. Ему представляется высшим блаженством, доступным человеку, любоваться многообразными проявлениями жизни природы.

(Звучит фрагмент пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» Чайковского.)

6. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер» (восприятие, истолкование, оценка).

(Предлагаем ученикам прослушать стихотворение «Осенний вечер» в исполнении М. Царева.)

– Какое настроение создается при чтении? Попробуйте подобрать цветовую гамму, чтобы передать это настроение. (Поэт описывает природу в ее осеннем праздничном убранстве. Ее «умильная таинственная прелесть» наложила свой мягкий умиротворяющий отпечаток на интонацию стихотворения. Основная цветовая гамма – светлые, слегка желтоватые краски, а по этому светлому полю – мазки яркого черного, багряного, желтого и т. п. – цвета, которые помогают передать, как тревожными нотами в стихотворение врываются слова о «зловещем блеске и пестроте дерев», о порывистом холодном ветре, предвещающем природе «ущерб, изнеможенье».)

Рассматривание рисунков-впечатлений учащихся об увиденном в стихотворении (индивидуальное задание).

Стихотворение не просто показывает определенное состояние природы. найдите сравнение, которое является его основой. («Короткая улыбка» увядающей природы сравнивается со «стыдливостью страданья», которое проявляется в «разумном» существе. Поэт мастерски передает нерасторжимое единство состояния человека и природы.)

В народном сознании живет благоговейное и трепетное отношение к стихийным силам природы, и чем загадочнее эти силы, тем больше к ним притяжение человека, тем больше родственная связь и больше желание продлить такую «загадочность». загадочность сил природы и связи с ними человеческой жизни Тютчев показывает с помощью «свернутого сравнения».

«Осенний вечер» – не просто пейзажная лирика. В стихотворении сделана попытка показать не одну конкретную картину (как мы и видели в работах наших ребят-художников), но общую сущность русских осенних вечеров; не просто передать впечатление, но осмыслить его как феномен жизни природы. Попытка подыскать аналогии явлениям природы в явлениях жизни «существа разумного», то есть человека, говорит о сближении и взаимопроникновении в творчестве Тютчева двух миров – человека и природы, разделенных в XVIII веке философией эпохи Просвещения. Таинственная прелесть осенних вечеров становится поводом для размышления о человеческой судьбе и о божественной сущности страдания.

1822 год. После окончания Московского университета Ф. И. Тютчев поступает на службу в Государственную коллегию иностранных дел и уезжает в Мюнхен, в русскую дипломатическую миссию. Стремится познакомиться с лучшими умами Европы, некоторое время живет в Париже, слушает лекции выдающихся ученых. Становится одним из самых образованных людей своего времени. Спустя три года он первый раз приезжает в отпуск в Россию. Летом 1830 г. Тютчев вновь приезжает в Россию и проводит в Петербурге 4 месяца. Именно 1830 годом датировано стихотворение «Осенний вечер».

Некрасов видит в этом стихотворении пример «удивительной способности» поэта «охватить характеристические черты картин и явлений природы». «Каждый стих его, – добавляет Некрасов, – хватает за сердце, как хватают за сердце в иную минуту беспорядочные, внезапно набегающие порывы осеннего ветра; их и слушать больно и перестать слушать жаль. Впечатление, которое испытываешь при чтении этих стихов, можно только сравнить с чувством, которое овладевает человеком у постели молодой умирающей женщины, в которую он был влюблен. Только талантам сильным и самобытным дано затрагивать такие струны в человеческом сердце...»

– Как, с помощью чего трогает поэт наши сердца?

Поражает обилие эпитетов, которые создают ощущение богатейшей живописи: «умильная, таинственная прелесть», «зловещий блеск», «... багряных листьев томный, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь / над грустно-сиротеющей землею...», «прерывистый, холодный ветр», «кроткая улыбка увяданья». «Холодный ветр», налетающий порою, предстает перед нами «как предчувствие сходящих бурь». Вообще, все стихотворение представляет собой развернутую метафору: чувство, которое вызывает в поэте «светлость осенних вечеров», ощущается им как кроткая улыбка увяданья, которая сравнивается с «божественной стыдливостью страданья» в человеке.

Необычна, как мы уже отмечали, и цветовая палитра стихотворения: «светлость» вечеров сочетается со «зловещим блеском» и «пестротой дерев», «багряным» цветом листьев, «туманной» лазурью. Яркие тона словно задернуты покрывалом тонкого тумана. Природа еще живет, но уже чувствуется приближение зимнего сна: «... и на всем / та кроткая улыбка увяданья...».

Стихотворение написано 5-стопным ямбом, все три строфы имеют перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения богатая: лазурь – бурь, увяданья – страданья, на всем – зовем.

«Осенний вечер» своим началом напоминает стихотворение «Есть в осени первоначальной...» (1857 г.). двадцать семь лет разделяют эти произведения, и мы можем видеть, как двигался поэт от обобщающей живописности к емкой простоте и лаконичности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.01 с.)