Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Знакомство с повестью Н. В. Гоголя «Шинель».
Рассмотрим вторую проблему – человек. – Акакий Акакиевич – личность? – Расскажите о нем. Какое мнение о герое у вас сложилось? – Он понимает свое ничтожество, унизительное положение? Просыпается ли в нем когда-нибудь личность? – Это талантливый человек? – Почему же его талант не востребован, не продвинул его по службе? – Есть ли у героя заветная мечта, может быть, тайная любовь? – С кем или с чем связана его мечта? (Опять мечта о вещи.) – Какой горький вывод делает автор об Акакии Акакиевиче? – Финал повести – Акакий Акакиевич поднялся до протеста против власти, против ничтожного положения человека, его протест имел положительные социальные последствия? (Нет, он искал и нашел свою шинель, добился вещи.) – Изменилось ли что-нибудь в Петербурге и в государстве после смерти Башмачкина? В каком стиле рассказывается о привидении? (Иронично.) – Есть ли в повести еще «маленькие люди»? (Петрович.) – Это кто? Расскажите о нем. – Если сравнить его с Акакием Акакиевичем, кто выигрывает? Почему? – Почему Гоголь называет его не Гришкой – по имени, а Петровичем? (Из рода в род переходят бедность и страдания бедного человека, и нет просвета, и не вырваться из этого круга!) А теперь посмотрите на доску. (Открывается закрытая до этого момента часть доски с записью: I. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин. II. «Маленький человек»: Вырин, Евгений, Акакий Акакиевич Башмачкин.) – Какая запись вам кажется правильной? I – все одного качества, в одном ряду. II – все «маленькие люди», но разных видов? – Какие видовые особенности каждого вы отметили бы? (Вырин – внешняя бедность и высокая духовная нравственность в каноническом христианском смысле; Евгений – внешняя бедность, но внутренняя цельность: мечта о человеческом счастье, которая наполняет и греет душу; Акакий Акакиевич – внешняя бедность, но и внутренняя нищета, духовное убожество, не человек, а «существо хуже мухи».) – Подведем ли мы черту на этом уроке под понятием «маленький человек»? Исчерпал ли себя образ? – Обратите внимание на тему урока: человек, лицо, вещь. Как вы понимаете ее? – Неужели все так безнадежно? Есть ли в повести какое-нибудь положительное начало? (Учащиеся, может быть, скажут: смех; это суждение следует сразу опровергнуть: ничего смешного в этой горькой и грустной повести нет.)
Положительное начало – в повествователе. – Обратите внимание на первый эпиграф к уроку, на слова Н. А. Некрасова – вот оно, положительное начало: позиция повествователя, его горькая ирония и неприятие такого государства, таких чиновников и таких людей. – Прочтите второй эпиграф – он стал просто афоризмом. Кто это «мы»? Мы – читатели или писатели? Мне кажется, что Достоевский говорил о писателях – все русские писатели второй половины XIX века вышли из гоголевской натуральной школы: они подняли голос в защиту человеческой личности, уважения и к благополучному, и к нищему, к благочестивому и к преступнику. Писатели взяли на вооружение художественное мастерство Гоголя в описании пространства и человека, художественных деталей и символов, типичного и индивидуального – все это мы видим в повести «Шинель». В заключение урока проводится тест: 1. «Шинель» – произведение: а) романтическое, б) сентиментальное, в) реалистическое. 2. «Кривой глаз и рябизна по всему лицу» – это о ком: а) об Акакии Акакиевиче, б) о Петровиче, в) о «значительном лице». 3. Акакий Акакиевич служил в департаменте: а) иностранных дел, б) просвещения, в) в одном… 4. Имя Акакий Акакиевич получил: а) по святцам, б) кума настояла, в) матушка дала. 5. «Значительное лицо»: а) титулярный советник, б) генерал, в) тайный советник. 6. Имя «значительного лица»: а) Григорий Петрович, б) Иван Иванович Ерошкин, в) не то Иван Абрамович, не то Степан Варламович. 7. Акакий Акакиевич: а) был равнодушен к работе, б) старался работать, чтобы не выгнали, в) служил с любовью, с наслаждением. 8. Акакий Акакиевич: а) положительный герой, б) отрицательный герой, в) противоречивый характер. 9. Повествователь: а) проявляется как «я», б) не чувствуется, в) его позиция выражена пафосом произведения. 10. Пейзаж: а) играет важную роль, б) не играет особой роли, в) его здесь нет. 11. «Маленький человек» Гоголя: а) ничтожное существо,
б) личность, временно задавленная обстоятельствами, в) человек, замкнутый в своем богатом духовном мире. 12. Шинель: а) художественная деталь, б) символ, в) образ. 13. Носителем положительного начала является: а) образ Петербурга, б) повествователь, в) здесь нет положительного начала. 14. Повесть «Шинель»: а) фантастическая, б) жизнеподобная, в) романтическая. 15. Акакий Акакиевич – это: а) типичный национальный характер, б) лишний человек, в) «крик ужаса и стыда, который издает человек, опустившийся под влиянием пошлой жизни, когда вдруг увидит в зеркале свое оскотинившееся лицо» (Герцен). 16. Акакий Акакиевич: а) синонимичен пушкинскому «маленькому человеку», б) это другой вид, в) его нельзя отнести к маленьким людям. 17. В заглавии повести выражена: а) тема, б) идея, в) заглавие с темой и идеей не связано. 18. Главный вывод автора: а) «маленький человек» достоин уважения, б) он продукт бесчеловечного государства, в) он сам виноват в своей «малости». Код: 1–в, 2–б, 3–в, 4–в, 5–б, 6–в, 7–в, 8–б, 9–в, 10–а, 11–а, 12–б, 13–б, 14–б, 15–в, 16–б, 17–б, 18–б, в. IV. Домашнее задание: образ повествователя в повести «Шинель»; 1-й вариант – план, 2-й вариант – устный ответ. Урок 40 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Цели урока: познакомить учащихся со страницами жизни и творчества Свифта, его сатирой на государственное устройство и общество; повторить (вспомнить), каково лексическое значение литературоведческих терминов: юмор, сатира. Ход урока I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания: собрать тетради с мини-сочинением «Повесть «Ася» заставила меня задуматься о...» и киносценарием.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.169.50 (0.01 с.) |