Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А. П. Платонов. «возвращение»
Цели урока: вспомнить с учащимися произведения А. П. Платонова, которые читали в 5–7 классах; пробудить ощущение новой встречи с писателями; помочь учащимся постичь гуманистический смысл повести. Ход урока I. Организационный момент. II. Сообщение темы и целей урока. III. Викторина по произведениям Платонова. Назвать произведение, имена героев, основные события. 1) «Я понимал, что в природе не существует такого расчета в нашем человеческом, математическом смысле, но я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей. Я решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – я чувствовал свою особенность человека. И я пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать». («В прекрасном и яростном мире», 6 кл.) 2) «Дедушка-солнце показался из-за облака, будто дед сразу отвел от своего лица темную тень, чтобы видеть своего ослабевшего внука, ползшего по земле. Дед теперь смотрел на него; мальчик подумал, что дед видит его, поднялся на ноги и побежал к матери. Он бежал долго. Он пробежал по пыльной пустой дороге всю деревенскую улицу, потом уморился и сел в тени овина на околице». («Никита», 5 кл., имя Никита в тексте заменено на слово «мальчик».) 3) «С тех пор прошло много времени. Девушка-врач осталась навсегда в нашем городе. Она стала работать в больнице для чахоточных, она ходила по домам, где были туберкулезные больные, и ни с кого не брала платы за свой труд. Теперь она сама уже состарилась, однако по-прежнему весь день она лечит и утешает больных людей, не утомляясь утолять страдание и отдалять смерть от ослабевших». («Юшка», 7 кл.) 4) «В середине лета цветок распустил венчик сверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собой». («Неизвестный цветок», сказка-быль, 7 кл.)
IV. Работа по новой теме. 1. Слово учителя. Андрей Платонов владел редким художественным даром – проникать в «вещество существования», то есть в неприметные заботы, беды и радости, из которых состоит повседневная жизнь, он умел передавать атмосферу семейного быта, неуловимые оттенки отношений в кругу самых близких людей. Он любил слово «сокровенный», в котором одновременно слышатся и «кров», и «кровь», и «откровенность», и «покров», и «сокровище». О сокровенных силах, управляющих душевной жизнью людей, – о любви, семье и счастье – многие рассказы Платонова 30-х годов. А в 1946 году после того, как сам писатель вернулся с фронта, был написан рассказ (повесть) «Возвращение» («Семья Ивановых») – о солдате, пришедшем с войны. Долгожданная встреча с семьей, казалось бы, должна нести с собой только радость. Однако герой не может примириться с тем, что в его отсутствие близким помогал другой человек; ревнует жену. И вот Иванов решает снова уехать из дома – на этот раз навсегда. Платонов показывает солдата-победителя с сочувствием, но видит и его эгоизм, боязнь потерять свое превосходство перед домочадцами. «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие...» – упрекает отца с матерью 11-летний Петрушка. Сын, рано повзрослевший в войну и смешной в непрестанной хозяйственной озабоченности, вызывает у Иванова смешанные чувства. «Рассуждает, как дед, а читать небось забыл», – говорит отец с неприязнью. Еще немного, и кажется, что неуступчивость героя навсегда разобьет эту рядовую (что подчеркнуто самой распространенной русской фамилией) семью. Но когда поезд увозит Иванова вдаль от дома, он вдруг видит двух торопливо и неуклюже бегущих за составом маленьких людей. Не сразу он понимает, что это его дети. «Иванов... чувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганьем... Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».
Рассказ сразу после появления был жестоко осужден: автора обвинили в клевете на действительность – в искажении образа бойца, воина. Такая убийственная официальная реакция лишила Платонова надежды на признание. Подобно другим «опальным» авторам, в конце 40-х годов он писал для детских журналов и издательств рассказы, переложения народных сказок, опубликовал пьесу «Пушкин в лицее». С войны Платонов вернулся тяжелобольным, в конце 40-х гг. он уже редко выходил из дома. «Вторая жизнь» Андрея Платонова началась через семь лет после его кончины. В 1964 году автор разгромной рецензии на рассказ «Возвращение» (она называлась «Клеветнический рассказ А. Платонова») критик В. Ермилов признал в печати, что ошибся в оценке произведения. Однако по цензурным соображениям многие главные произведения писателя не печатались до конца 80-х гг., и только в эпоху «перестройки» в связи с острым общественным интересом к политической истории страны, к событиям 20–30-х гг. вновь вспомнили Платонова. В 1989 г. в Москве состоялась первая международная конференция, посвященная творчеству писателя. В доме на Тверском бульваре в Москве, где жил Платонов, была наконец установлена мемориальная доска. 2. Комментированное чтение рассказа «Возвращение» с выделением ключевых образов и понятий. По всему рассказу отмечаем запахи, употребление слов «сердце», «добрый», «добро», «радость», «душа», «привыкнуть». «Это постоянство и терпение означали верность и неизменность женского сердца, – по крайней мере, в отношении вещей и своего дома, куда эта женщина, вероятно, возвращалась» (учебник). Ключевая фраза: «Единственное, что могло утешить и развлечь сердце человека, было сердце другого человека». Отмечаем, что девушку называют «Маша-дочь пространщика». Пространщик – служитель бани, но само звучание слова никак не ассоциируется с баней. Это словосочетание, несколько раз повторяемое в тексте, перекликается с другим образом: «Поезд, который должен увезти отсюда домой и Машу, и Иванова, находился неизвестно где в сером пространстве». Платонов усиливает образ простора – пространства, называя девушку «просторной Машей», употребляя слова с сочетанием стр-: «А теперь Маше непривычно, странно и даже боязно было ехать домой к родственникам, от которых она уже отвыкла». Образ пространства соединяется со словами «привыкла» – к летчикам, кочевой жизни военного аэродрома, «отвыкла» – от домашней жизни, от родных. «Иванов и Маша чувствовали себя сейчас осиротевшими без армии», но Иванов привык находить себе «простую подручную радость», – он обратился к Маше с просьбой поцеловать ее. (С. 167, учебник.) Автор подчеркивает чистоту просьбы Иванова («деликатно и любезно»), ее незамутненность дурными мыслями через описание запаха, который ощутила Маша (конец абзаца: «От него сильно пахло табаком, сухим поджаренным хлебом, немного вином, – теми чистыми веществами, которые произошли из огня или сами могут родить огонь»). Пространщик – пространство – просторный – странно – поверхностно – отдельные образы складываются в один образ неустойчивости, временности военного быта, который вызывает привычку к неопределенности, непрочности. Повторяющиеся образы и понятия-мотивы – особенно важны для понимания концепции автора. Таким является образ запаха: «Позже Иванов признавался себе, что вопросы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».
Важный мотив: родной город ощущается как чужбина, к оставшимся в живых родственникам Маша «не чувствовала сердечной привязанности». – Как ощущает Иванов час свидания с семьей? (Как «радостный и тревожный».) – Почему? («Он сам не знал, почему он так делал...» Маша «доверилась Иванову по доброте сердца, не думая более ни о чем».) – Сцена прощания Иванова и Маши (с. 206, учебник). «Иванов привычно поцеловал ее и любезно обещал вечно помнить ее образ». Два дня достаточно человеку, четыре года прожившему в условиях фронта, чтобы возникла привычка. Иванов поступает с Машей так, как было принято в мужской среде: он говорит «любезно» ритуально-красивые, но в действительности пошлые слова из многочисленных сборников «Как написать письмо любимой девушке». Маша отвечает ему глубоко искренне, и создается ощущение дисгармонии диалога (чтение диалога, с. 206, учебник). Маша своими ответами разрушает попытку Иванова отгородиться от душевной боли. Маша заплакала, только оставшись одна; она «никого не могла забыть, ни подруги, ни товарища, с кем хоть однажды сводила ее судьба». Домашнее задание: дочитать рассказ Платонова. Урок 62 УТВЕРЖДЕНИЕ ДОБРА, СОСТРАДАНИЯ, ГУМАНИЗМА Цель урока: отметить, как противопоставлена II часть рассказа I части, а что объединяет обе части. Ход урока I. Организационный момент.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.014 с.) |