IV. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Подведение итогов урока.



1. Заключительное слово учителя.

«Книга про бойца» адресовалась солдату в такой же «просоленной гимнастерке», что и у героя. Она писалась и доходила до читателя отдельными главками «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая ее после Победы, поэт признавался:

                Я мечтал о сущем чуде:

                Чтоб от выдумки моей

                На войне живущим людям

                Было, может быть, теплей...

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Теркина» читали на досуге». Ее герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ, – от самых заурядных житейских («Потерял боец кисет...») до глубоко личных, сокровенных, таких, как неотступные мысли о доме, близких, погибших товарищах и собственной участи:

              Ветер злой навстречу пышет,

              Жизнь, как веточку, колышет,

              Каждый день и час грозя.

              Кто доскажет, кто дослышит –

              Угадать вперед нельзя.

Чудо этой книги еще и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, все лучшее, что есть в народном характере. Своим искрящимся, заразительным юмором Теркин скрашивал солдатские невзгоды. А рядом с «прибауткой, шуткой самой немудрой возникают и проникновенные лирические картины природы, и неприкрашенная правда жесточайших боев, невозвратимых потерь («Люди теплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно»). Подлинная вершина книги – разговор Теркина со Смертью. Вот с какими словами обращается к ней боец:

              – Я не худший и не лучший,

              Что погибну на войне,

              Но в конце ее, послушай,

              Дашь ты на день отпуск мне?

              Дашь ты мне в тот день последний,

              В праздник славы мировой,

              Услыхать салют победный,

              Что раздастся над Москвой?

              Дашь ты мне в тот день немножко

              Погулять среди живых?

              Дашь ты мне в одно окошко

              Постучать в краях родных?

              И как выйдут на крылечко, –

              Смерть, а Смерть, еще мне там

              Дашь сказать одно словечко?

              Полсловечка?

              – Нет. Не дам.

Здесь вся сила духа и, если воспользоваться выражением Салтыкова-Щедрина, «нравственное изящество» героя.

«Полная свобода обращения со стихом и словом», которую ощутил Твардовский при работе над этой книгой, выразилась и в ее жанровом богатстве, и в разнообразии строф – то коротких, то длинных. Сам автор именовал «Теркина» «моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

2. Чтение отрывка «О родине большой и малой» А. Т. Твардовского (проецируется на экран).

«У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна.

Для всякого художника, в особенности художника слова, писателя, наличие этой малой, отдельной и личной родины имеет огромное значение. <...> В творениях подлинных художников – и самых больших, и более скромных по своему значению – мы безошибочно распознаем предметы их малой родины. Они принесли с собой в литературу свои донские, орловско-курские, тульские, приднепровские, волжские и заволжские, степные и лесостепные, уральские и сибирские родные места. Они утвердили в нашем читательском представлении особый облик этих мест и краев, цвета и запахи их лесов и полей, их весны и зимы, жары и метели, отголоски их исторических судеб, отзвуки их песен, своеобычную прелесть иного местного словечка, звучащего отнюдь не в разладе с законами единого великого языка...»

Пользуясь текстом «Василия Теркина», ответьте, чем мила поэту его «малая родина»?

Домашнее задание: домашнее сочинение по одной из тем: «Теркин – кто же он такой?», «Поэма "Василий Теркин" – энциклопедия Великой Отечественной войны».

Урок 61



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.162 (0.004 с.)