III. Изучение новой темы (поэма «мцыри», введение). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Изучение новой темы (поэма «мцыри», введение).



– Вот мы и подошли к еще одному «кавказскому» произведению – поэме «Мцыри».

1. Рассказ подготовленного ученика об истории возникновения замысла поэмы (рассказ П. А. Висковатова7  (см. Примечание) со слов А. П. Шан-Гирея8  (см. Примечание) и А. А. Хастатова9  (см. Примечание)).

«Когда Лермонтов, странствуя по старой Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, видоизменившие поэму «Демон», он наткнулся в Мцхете... (демонстрация фотоснимка полуразрушенного монастыря в Мцхете) на одинокого монаха, или, вернее, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Сторож был последний из братии упраздненного близлежащего монастыря. Лермонтов с ним разговорился и узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым во время экспедиции. генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старому монаху».

Кавказская поездка Лермонтова в 1837 году, несомненно, многое предопределила в истории создания «Мцыри». В тексте поэмы есть следы знакомства Лермонтова с кавказскими легендами, с народной песней о тигре и юноше, с поэмой Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

2. Слово учителя.

«Мцыри» – романтическая поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды во время Кавказской войны и воспитанном в чужом ему обществе.

– С помощью словаря литературоведческих терминов вспомним, что такое поэма, определим понятие «романтизм», с которым мы уже встречались в 8 классе при изучении думы Рылеева «Смерть Ермака».

(Поэмалироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.

Романтизм – творческий метод, утверждающий диалектическое единство идеального и материального мира и их противоборство как основы развития событий. Романтизм утверждал безграничные возможности активной личности, способной подняться над социальными законами и переделать мир, воздействуя на его идеальную сущность.)

– Отметим в тетрадях, что поэма создавалась в 1838–1839 гг., за два года до гибели Лермонтова на дуэли у подножия горы Машук.

Сохранилось воспоминание Андрея Николаевича Муравьева (1806–1874), писателя, брата декабриста, знакомого Пушкина, Грибоедова, Лермонтова о первом прочтении поэмы «Мцыри» самим поэтом:

«Мне случилось однажды, в Царском Селе, уловить лучшую минуту его (Лермонтова) вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. «Что с тобою?» – спросил я. «Сядьте и слушайте», – сказал он и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала и до конца, всю свою великолепную поэму «Мцыри» (послушник по-грузински), которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера. Внимая ему, и сам пришел я в невольный восторг: так живо выхватил он, из ребер Кавказа, одну из его разительных сцен и облек ее в живые образы пред очарованным взором. Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления. Много раз впоследствии перечитывал я его «Мцыри», но уже не та была свежесть красок, как при первом одушевленном чтении самого поэта».

Послушаем и мы поэму.

3. Чтение поэмы учителем (ученики продолжают чтение).

Домашнее задание: прочитать поэму до конца; составить цитатный план I–VIII глав.

Урок 29

КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ПОЭМЫ «МЦЫРИ»

Цели урока: дать возможность учащимся ощутить поэму не как нечто чуждое, но как близкое и понятное явление, ощутить целительную силу звучащего слова; в ходе аналитической беседы выявить основные художественные особенности поэмы; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

На предыдущем уроке я познакомила вас с воспоминаниями А. Н. Муравьева о поэме Лермонтова, о том впечатлении, которое произвела поэма на писателя.

Известны случаи, когда люди прибегали к поэме «Мцыри» как к лекарству от жизненных невзгод, черпали в ней силы для борьбы со злом, с равнодушием и безволием. Надеюсь, вы тоже имели возможность ощутить целительную силу звучащего поэтического слова.

А каково ваше первое впечатление от поэмы? Как, за счет чего создается впечатление прерывистого дыхания страдающего человека?

2. Обсуждение первого впечатления от поэмы.

II. Работа по новой теме.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Аналитическая работа по выявлению основных художественных особенностей поэмы.

– Каким размером написана поэма? (Четырехстопным ямбом, рифмы в ней парные, мужские – и это на протяжении всего (!) произведения.)

– Сколько глав в поэме? Равной ли они длины? Как вы думаете, почему они разные? Что изменилось бы, если бы автор сделал главы одинаковыми?

– Какие цитаты, по-вашему, могут служить заголовками для I и II глав? (Проверка домашнего задания – цитатного плана.)

                  1. Немного лет тому назад,

             Там, где, сливаяся, шумят,

             обнявшись, будто две сестры,

             Струи Арагвы и Куры,

             Был монастырь.

                  2. Однажды русский генерал

             Из гор к Тифлису проезжал;

             Ребенка пленного он вез.

Обратите внимание на размеренность и спокойную повествовательную интонацию первых глав.

– Кто является рассказчиком в этих двух первых главах?

– В них рассказана практически вся история жизни послушника. К какому роду литературы мы отнесем это произведение: к драме или лирике? (Здесь четко слышатся эпические интонации.)

– Но можем ли мы без колебаний назвать это произведение эпическим? (Нет.)

– Почему?

– Кто является рассказчиком в следующих 24 главах? событиям скольких дней посвящены эти главы? Что является главным для рассказчика: события или чувства, которые вызвало у него ощущение свободы? (Внимание рассказчика сосредоточено на переживаниях, мыслях, ощущениях, рожденных чувством свободы, стремлением к достижению цели.)

– Особенностью какого рода литературы является внимание к эмоциональному состоянию героя? (24 главы поэмы по сути лирические.)

– Можем ли мы назвать речь Мцыри монологом? (Третья глава начинается с обращения к исповеднику. Следующие главы – с IV по VIII – реплики диалога. Мцыри словно бы отвечает на немые вопросы, которые, как он чувствует, хочет ему задать старец.)

– Как меняются интонации поэмы? (Мы видим, что в речи Мцыри много вопросов, в том числе и риторических («... А душу можно ль рассказать?»), что ритм становится постепенно все более неровным (предложения начинаются с середины строки: «Я молод, молод... знал ли ты / Разгульной юности мечты?»), появляется большое количество восклицательных предложений и предложений, оканчивающихся многоточием. Все это передает взволнованность, мечты и страдания героя.)

– Особенность композиции поэмы: эпический краткий рассказ повествователя сменяется взволнованным лирическим монологом героя, часть которого является «скрытым» диалогом (элементом драмы).

Сочетание твердой поступи четырехстопного ямба с парными мужскими рифмами и взволнованных интонаций поэмы, выраженных с помощью синтаксиса, риторических вопросов и восклицаний, создает ощущение несгибаемой воли, силы духа – и хрупкости, трепетности человеческой жизни.

– Продолжаем проверку цитатных планов.

                  3. Ты слушать исповедь мою

             Сюда пришел, благодарю.

             Я мало жил, и жил в плену.

                  4. Я никому не мог сказать

             Священных слов «отец» и «мать»!

                  5. Что за нужда? Ты жил, старик!

             Тебе есть в мире что забыть,

             Ты жил, – я также мог бы жить!

                  6. Ты хочешь знать, что видел я

             На воле?

Анализ поэтических особенностей IV главы: отметить эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, инверсии, примеры аллитерации.

Примеры эпитетов: «пышные поля», «свежею толпой», «груды темных скал», «объятья каменные их» (инверсия), «тайный свой ночлег», «седой, незыблемый Кавказ», «тайный голос».

Примеры сравнений:

                 ... Холмы, покрытые венцом

                  Дерев, разросшихся кругом,

                  Шумящих свежею толпой,

                  Как братья в пляске круговой.

 

***

                  Я видел горные хребты,

                  Причудливые, как мечты,

                  Когда в час утренней зари

                  Курилися, как алтари,

                  Их выси в небе голубом...

***

                 ... В снегах, горящих, как алмаз...

Пример метафоры, сочетающейся с олицетворением:

                  Простерты в воздухе давно

                  Объятья каменные их,

                  И жаждут встречи каждый миг...

Аллитерация:

                  Вдали я видел сквозь туман,

                  В снегах, горящих, как алмаз,

                  Седой, незыблемый Кавказ...

                  Мне тайный голос говорил,

                  Что некогда и я там жил,

                  И стало в памяти моей

                  Прошедшее ясней, ясней...

– Сравним картину природы, нарисованную Мцыри, с картиной монастыря, нарисованной в I главе эпическим рассказчиком.

Выделим противопоставление: «могильные плиты», «старик седой, / Развалин страж полуживой» – и живая, одушевленная природа, думы которой угадывает Мцыри.

Выразительное чтение VI главы учащимися.

Работа над цитатным планом.

                   7. И вспомнил я отцовский дом...

                 8. Ты хочешь знать, что делал я

             На воле? Жил...

Работа по VIII главе.

Обратите внимание на то, что Мцыри, увезенный с родины ребенком, вспомнил отцовский дом, родные лица, детские игры, мирный очаг.

В VIII главе автор особенно четко противопоставляет позицию монахов и мироощущения Мцыри:

                  И в час ночной, ужасный час,

                  Когда гроза пугала вас,

                  Когда, столпясь при алтаре,

                  Вы ниц лежали на земле,

                  Я убежал. О, я как брат

                  Обняться с бурей был бы рад!

Выразительное чтение VIII главы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.017 с.)