III. Подведение итогов урока. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Подведение итогов урока.



– Чье чтение показалось вам наиболее ярким, выразительным, эмоциональным?

Домашнее задание: закончить цитатный план поэмы; подготовить выразительное чтение наизусть одной из понравившихся глав поэмы; индивидуальное задание: выписать из толкового словаря значение слова «исповедь».

Урок 30

МЦЫРИ – РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, СВОБОДНЫЙ,
МЯТЕЖНЫЙ, СИЛЬНЫЙ ДУХОМ.
ОБРАЗ МОНАСТЫРЯ И ОБРАЗ ПРИРОДЫ,
ИХ РОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
(продолжение)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Слово учителя.

Вы читали рассказ писателя Б. Зайцева о Сергии Радонежском и его монастыре. Там есть такие строки:

«На Маковице стоял монастырь – Троице-Сергиева Лавра, одна из четырех лавр нашей родины. Вокруг расчистились леса, поля явились, ржи, овсы, деревни. Еще при Сергии глухой пригорок в лесах Радонежа стал светло-притягательным для тысяч». «Сергиева Лавра под Москвой, – замечает писатель, – узел духовного излучения, питательный источник для всего рождающегося государства».

Он с гордостью говорит о монастырях, возникших по образцу Сергиевой Лавры. В поэме Лермонтова, основу которой составляет рассказ юноши-горца, монастырю дается совсем иная оценка.

Почему, по-вашему?

Сравним слова автора о монастырской жизни:

                  Из жалости один монах

                  Больного призрел, и в стенах

                  Хранительных остался он,

                  Искусством дружеским спасен...

и слова Мцыри:

                  Я мало жил, и жил в плену...

                 ... Грозой оторванный листок,

                  Я вырос в сумрачных стенах,

                  Душой – дитя, судьбой – монах...

                 ...На мне печать свою тюрьма

                  Оставила...

                  Едва взошла заря,

                  В тюрьме воспитанный цветок…

Итак, с одной стороны – хранительные стены, с другой – плен, сумрачные стены, тюрьма... Чем, по-вашему, можно объяснить разницу в оценках монастырской жизни в устах автора и его героя?

2. Выразительное чтение наизусть понравившихся глав поэмы.

Мцыри – свободный, мятежный, сильный духом романтический герой. Что же он увидел, пережил, почувствовал за три дня свободы? Какие моменты вам показались наиболее яркими, запоминающимися?

III. Анализ глав поэмы (продолжение).

– Как начинается речь Мцыри?

                  Ты слушать исповедь мою

                  Сюда пришел, благодарю.

А как вы понимаете значение слова «исповедь»?

Разберем это слово по составу; выделим корень -вед-; подберем однокоренные слова: ведать, поведать.

Толкование слова (индивидуальное задание): исповедь. 1. Покаяние в грехах перед священником. 2. Откровенное признание своих мыслей, взглядов.

Можно ли рассказ «Мцыри» считать покаянием в грехах?

Да, он послушник в монастыре. Но мы видим, что герой не кается в грехах, не сожалеет о происшедшем, он счастлив, что прожил эти дни на воле.

Как же мы озаглавим следующие главы? Что пережил Мцыри?

(Проверка цитатных планов.)

                  9.Мне было весело вдохнуть

             В мою измученную грудь

             Ночную свежесть тех лесов...

         10. Хотя без слов,

             Мне внятен был тот разговор,

             Немолчный ропот, вечный спор

             С упрямой грудою камней.

         11. Кругом меня цвел Божий сад...

             Все, что я чувствовал тогда,

             Те думы – им уж нет следа;

             Но я б желал их рассказать,

             Чтоб жить, хоть мысленно, опять.

– Какая картина возникла в вашем воображении?

– Можем ли мы сказать, что рассказчик обожествляет природу? Обоснуйте свое мнение.

– Какое ощущение создают эпитеты и метафоры, использованные в этих главах? (Эпитеты: «радужный наряд», «прозрачной зеленью», «грозди полные», «волшебным, странным голосам»; метафоры и сравнения: «следы небесных слез» – капли дождя, «кудри виноградных лоз», «серег подобье дорогих» – создают ощущение наполненности и богатства жизни.)

                  12. Простая песня то была,

                          Но в мысль она мне залегла...

                  13. Держа кувшин над головой,

                          Грузинка узкою тропой

                          Сходила к берегу.

– Какое впечатление оставила в душе послушника встреча с молодой грузинкой?

                  14. Трудами ночи изнурен,

                             Я лег в тени.

                          Я цель одну,

                          Пройти в родимую страну,

                          Имел в душе, – и превозмог

                          Страданья голода, как мог.

                  15. Но, верь мне, помощи людской

                          Я не желал...

– Сколько глав в поэме посвящено эпизоду встречи с барсом? Как вы думаете, какое место занимает этот эпизод в поэме?

                  16. Я ждал, схватив рогатый сук,

                          Минуту битвы; сердце вдруг

                          Зажглося жаждою борьбы

                          И крови...

                  17. Удар мой верен был и скор.

                         ... Бой закипел, смертельный бой!

                  18. И я был страшен в этот миг...

                         ... Но с торжествующим врагом

                          Он встретил смерть лицом к лицу,

                          Как в битве следует бойцу!

                  19. Но тщетно спорил я с судьбой:

                          Она смеялась надо мной!

– Почему, по-вашему, девятнадцатая глава короче, чем остальные?

(Ученикам, которым понравился этот эпизод, предлагается прочитать его выразительно или наизусть.)

– Итак, начался третий день свободы Мцыри. Какие события он пережил за эти дни? Какие чувства испытал?

                  20. И страшно было мне, понять

                          Не мог я долго, что опять

                          Вернулся я к тюрьме моей...

                  21. На мне печать свою тюрьма

                          Оставила...

                  22. Мир Божий спал

                          В оцепенении глухом

                          Отчаянья тяжелым сном.

– Сравните двадцать вторую и одиннадцатую главы. Как изменилось восприятие мира Мцыри?

                  23. Я умирал. Меня томил

                          Предсмертный бред.

                  24. Так я найден и поднят был...

                  25. Увы! – за несколько минут

                          Между крутых и темных скал,

                          Где я в ребячестве играл,

                          Я б рай на вечность променял...

– С помощью каких средств автор передает читателю ощущение, что у героя осталось мало сил? (Короткие главки, короткие предложения, прерывающиеся на середине строки, многоточия, восклицания.)

– Против чего протестует герой? Можем ли мы сказать, что он протестует против религии, церкви? (Протест героя направлен не против религии, церкви, а против несвободы, против плена и отсутствия у человека права выбирать свою судьбу.)

                  26. И с этой мыслью я засну

                          И никого не прокляну!..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.015 с.)