Занятие - выставка картин художников - анималистов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие - выставка картин художников - анималистов



Программное содержание. Дать детям понятие о том, что художники, изображающие животных, называются анималистами. Познакомить с художниками-анималиста­ми Е. Чарушиным, А. Комаровым, В. Ватагиным, Д. Горло­вым.

Учить определять, при помощи каких материалов вы­полнены работы художников (гуашь, черный карандаш, уголь, сангина) и из какого материала (дерево, фарфор, стекло, металл).

Находить выразительные средства каждого художни­ка.

Материал. Репродукции художника Е. Чарушина: «Ры­ сенок», «Барс».

Скульптура малых форм: «Зайчик» (фарфор).

Репродукции В. Ватагина «Утка - кряква», «Бегемот», скульптура малых форм: «Орел» (дерево).

Репродукции А. Комарова: «Косули», «Соболь».

Репродукции Д. Горлова; «Северный олень», «Шакалы», «Жираф».


Скульптура малых форм; «Горностай» (фарфор), «Олень» (стекло), «Лань» (керамика). Ход занятия. Рассказ воспитатели.

- Изображения животных встречались еще в рисунках на стенах пещер, строений и в скульптуре древнейших вре­мен. Этот жанр изобразительного искусства называют ани­малистическим, а художников, отдавших ему предпоч­тение, -анималистами. Многие художники любили писать животных, восхищаясь их цветовой окраской, гибкими движениями, выразительностью силуэтов. Евгений Чару­шин так писал о животных: «Когда я смотрю на животное, то меня, как в детстве, поражает то, что это существо жи­вое, как человек, но живет по-особому и смотрит по-осо­бому, и что-то думает... И хочется мне понять, что вот это животное переживает, о чем оно думает - будь то птицы или звери»,

А известный художник-анималист Алексей Комаров говорил: «Какое счастье для художника - «разговаривать» с животными с карандашом в руке!»

Знаменитые русские художники изображали животных карандашом, красками, углем. А некоторые все свое твор­чество посвятили изображению животных. Это Ватагин, Комаров, Чарушин, Горлов.

Вопросы:

«* Каких художников мы называем анималистами? |и* Какие животные изображены на рисунках? 1и» Доводилось ли вам видеть этих животных в зоопарке? 1га* Есть ли здесь работы знакомых вам художников? *"* Какими художественными материалами выполнены эти рисунки?

|г|* Из какого материала сделаны скульптуры?

м* Какие выразительные средства использовали художни­ки для изображения шерсти животных, передачи их на­строения?

"* Как художники передали движения животных? '"* Что говорят глаза животных об их характере?

91


ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ИЗОБРАЖЕНИЕ МЕДВЕДЯ РАЗНЫМИ ХУДОЖНИКАМИ»

Программное содержание. Учить детей внимательно рассматривать иллюстрации, репродукции, скульптуру ма­лых форм, где изображены медведи в разных позах, в раз­ном эмоциональном состоянии. Учить определять, чем они похожи между собой и какая между ними разница; по ма­нере письма, по изобразительным приемам находить, кому из художников (Е. Чарушину, В. Ватагину, А. Кома­рову,..) принадлежит художественное произведение.

Материал. Е. Чарушин: «Медвежата», «Медведица с; медвежатами», «Медвежонок» (фарфор). В. Ватагин: «Мед­ вежонок», «Белый медведь» (фарфор). А. Белашов: «Мед­ веди на Камчатке». И. Шишкин «Утро в сосновом лесу». Ход занятия. Вопросы:

"* Какого животного изобразили художники в своих ри­сунках?

"*► Где взрослые медведи, а где медвежата? ■* В каком настроении медвежата? Как художники пере­дали их настроение?

«*■ Что делают медведи? Как художники передали тревож­ность медведиц, заботливость по отношению к малы-3 шам?

я* Где рисунки и скульптура Чарушина, Ватагина? '»* Чем отличаются медвежата у Чарушина от медвежат

Ватагина?

"*■ Как художники передали фактуру шерсти у медвежат? Рассказ воспитателя.

- Особым почтением и уважением пользовался у рус­ского народа медведь. Он считался хозяином леса, об­ладателем необыкновенной силы, могущества и мудрос­ти.

Художники-анималисты любят изображать красивого лесного зверя - медведя. И каждый художник изображает его по-своему.


Для передачи характера мягкой шерсти животного, мож­но работать акварелью по увлажненной поверхности кон­цом кисти одним преобладающим цветом, затем вливаем другой цвет.

Этот прием использует Е. Чарушин. Медвежонок у него нежный, пушистый, трогательный зверек, он так правдиво написан, что кажется, будто мы ощущаем его мех, словно подержали его в руках.

А. Белашов рисует медведей черной тушью и пером. Шерсть у них получается гладкая, лоснящаяся от жира.

Шерсть у старой медведицы в работе Чарушина нари­сована черным карандашом штрихами. Она будто стала дыбом. Медведица охраняет медвежат, и поэтому вид у нее настороженный.


живопись

Живопись - это художественные произведения, кото­рые создаются на плоскости (холст, дерево, поверхность стены и пр.). Живопись - это образы в цвете... Живопись ~ это поэма в красках, Поэзия - это картина в словах.

Виды техники живописи: масляная живопись, темпера, пастель, акварель, фреска, мозаика, витражи и пр.

Фреска - это живопись водяными красками по штука­турке. Фрески обычно украшают стены и потолки зданий. (Е.Е. Лансере. Роспись залов Казанского вокзала).

Витражи ~ изображение, выполненное из небольших кусочков цветного стекла, скрепленных металлическим переплетом; живопись на стекле прозрачными красками. Художественный эффект создается световыми лучами, проникающими сквозь стекло; игра цветовых и световых бликов в интерьере. Витражи служатдля заполнения окон­ных и дверных проемов. Это композиция или орнамент. (Станция метро «Новослободская» - витражи рижских ма­стеров.)

Мозаика - это изображения, составленные из кусочков цветного камня, цветного стекла - смальты, укрепленной на цементе или других материалах. Украшает здания, станции метро «Комсомольская» - эскизы Художника П.Д. Корина, «Маяковская», «Новокузнецкая» - по эскизам А.А. Дейнеки и др.

Живопись делится по назначению: ^ монументальная живопись связана с архитектурой Л

фрески, мозаика, витражи;


станковая живопись - это картины, выполненные мас­ляными красками, акварелью, пастелью и др. (выстав­ки, музеи);

 театральная живопись ~ оформление спектакля;  декоративная живопись -украшает различные предме­ты и архитектурные сооружения;

ф миниатюра - живописное украшение в рукописных кни­гах и живопись малых размеров (в основном портрет­ная на табакерках, медальонах и пр.). Живопись делится на жанры: натюрморт, пейзаж, пор­трет, которые бывают - бытовые, исторические, анимали­стические (изображение животного мира), мифологичес­кие, сказочные и др.

Натюрморт - изображение окружающих человека ве­щей, предметов быта, снеди, цветов, плодов и т.п. Через изображение вещей художник может отразить характерные черты владельца, внешние признаки исторической эпохи.

Натюрморты встречаются двух видов. В первом - вещи говорят не о себе, а о своем хозяине (Ю.И. Пименов, Ю.М. Не­принцев, А.П. Васильев и др.).

Во втором - вещи говорят о себе, предлагают зрителю полюбоваться красотой формы, цвета, фактуры. Они пока­зывают своеобразие вкуса человека, его восприятие мира (П.П. Кончаловский, И.Й. Машков, В.Ф. Стожаров). Имеют­ся промежуточные разновидности (К.С. Петров-Водкин).

Портрет - изображение определенного человека или нескольких людей (парный, групповой портрет). Наряду с внешним сходством в облике человека передаются его ду­ховные интересы, социальное положение, черты опреде­ленной исторической эпохи, отношение художника к нему. Пейзаж - изображение природы (леса, поля). Морской пейзаж создают художники-маринисты. Выделяется городс­кой пейзаж, сельский пейзаж. Через природу художник пере­дает состояние человека, родины, показывает красоту страны.

# * *

В разделе программы «Живопись» выделены следуют щие задачи учить детей:


•=> различать жанры живописи {пейзаж, натюрморт, порт­рет; живопись бытовая, сказочная, анималистическая);

•=> понимать содержание, настроение картины, выделять главное;

Ф передавать свое отношение к изображенному;

^ выделять выразительные средства (цвет, композиция), с помощью которых художник создает настроение про­изведения характер.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЖИВОПИСЬЮ1

 

Вид искусства Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель ная к школе гоуппа
Натюрморт Любований Натюрморт И. Репина «Яб­ локи и листья» (вне занятия) Рассматривание на­тюрморта П. Кокчаловското «Черная сморо­ дина» (короткая бе­седа,, часть занятия) Беседа по искус­ ству. Натюрморт. И. Репин. «Яблоко и листья», П. Кончало вский. «Черная смороди­ на», И. Хруцкий. «Персики» (часть занятия) Беседа по искусству. Натюрморт как жанр живописи. П, Конча-ловекий. «Черная смо­ родина», И. Хруцкий. «Цветы и фрукты», Т. Ганжало. «На­ тюрморт с тыквой» Счасть занятия)
Пейзаж Рассматрива­ние весенних пейзажей. Н. Ромадин (вне занятия) Рассматривание зимнего пейзажа И. Остроухова «Зо­лотая осень» (вне занятия). Рассматривание зимнего пейзажа И. Шишкина кЗимний лесы {част- занятия). Рассматривание весеннего пейзажа А.К. Саврасова «Грачи прилетели» (часть занятия) Занятие. Озна­комление с изоб­разительным ис­кусством. Пейза­жи И. Левитана «Зо / ютая осень»; И. Грабаря «Ря­ бинка»; И. Остро­ухова «Золотая осень». Беседа. И. Гра­барь. «Зимний ' пейзаж» (часть занятия). Занятие. Беседа «Весенние пейза­жи», И. Левитан: «Март», «Весна. Большая вода» Занятие. Ознакомление с пейзажем. И. Остро-ухов. «Золотая осень», Е. Волков. «Октябрь», В. Бяпыницкий-Бируля. «Задумчивые дни осени». Зимние пейзажи. Бесе­да по репродукциям картин. И. Шишкин. «Зи­ ма», К. Юон. «Волшеб­ ница - зима», И. Грабарь. «Февральская лазурь» (часть занятия). Рассматривание репро­дукций: Н. Романдин. «Весенний лес», А. Гри­цай. «Березовая роща одевается листвой» (часть занятия)
Портрет   Рассматривание портретов детей: В, Троп и чин «Портрет сына», А. Шилов. «Ма­ шенька Шилова» (вне занятия) Экскурсия в Третьяковскую га­лерею, беседа о видах портрета (часть занятия) Выставка портретов де­тей. И. Репин. «Девочка с букетом», А. Вене­цианов. «Захарка»,. В. Тропинин. «Портрет сына», М. Вашкирцева. «Дождевой зонтик»

А.А. Лаврикова ~ воспитатель ДОУ № 747, Юго - Западный адми­нистративный округ.

96


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ 1

 

Месяц Старшая группа Подготовительная к школе группа
Сентябрь Ознакомление с натюрмортом. Рассматри­вание натюрморта. К. Петров-Водкин. «Яб­локи на красном фоне» и И. Хруцкий. «На­тюрморт с грибами» Занятие. Ознакомление детей с жанрами живописи: портретом, на­тюрмортом, пейзажем, бытовой жи­вописью, сказочной. Выставка кар­тин
Октябрь Занятие. Ознакомление детей с художником-пейзажистом И. Шишкиным, Пейзажи: «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «Сосны, освещенные солнцем» Занятие. Ознакомление с худож­ником И. Левитаном, йыставка кар­тин, рассматривание картины «Зо - потзя осень»
Ноябрь Рассматривание картин: Ю. Полянский. «Тишина», В. Бялыницкии-Бируля. «Задум­ чивые дни осени» (часть занятия - 10 мин.) Рассматривание натюрморта: И. Хруцкий. «Цветы и плоды», П. Кончаловский. «Поднос с ово­щами» (часть занятия - 10 мин.1
Декабрь Рассматривание картин. И. Шишкин. «Иней», П. Кончаловский. «Первый снег» (часть за­нятия- 10 мин.) Занятие. Русская зима в картинах художников-живописцев И. Шиш­кина, П. Кончаловского, И. Грабаря. К. Юона. Выставка каотин
Январь Выставка картин: И. Шишкин. «Зима», И. Гра­барь. «Зимний пейзаж», «Березовая аллея» (часть занятия - 15 мин.) Рассматривание картин бытовой живописи: А. Рылов. «Трактор на лесных работах», Б. Яковлев. «На Урале», А. Пластов. «Костер е по­лей
Февраль Ознакомление с портретом: В. Тропинин. «Портрет сына художника», О. Кипренский. «Портрет мальчика Челищееа», «Девочка в маковом вейке» Выставка портретов. Сравнивание: И.Н. Крамской. «Неизвестная», А. Шилов. «С базара», М. Башкир-цева. «Молодая женщина с буке­ том сиоени»
Март. Рассматривание картин: А Саврасов. «Грачи прилетели», И. Певитэн. «Март» (часть за­нятия- 10 мин.) Ознакомление с художником В.М. Васнецовым. Рассматривание кар­тин «Аленушка», «Иван - царевич на сером волке» (часть занятия - 10 мин.1
Апрель Сравнение картин: Н. Ромадин. «Розовая весна». В. Бакшеев. «Голубая весна» Рассматривание картин И. Леви­тана «Березоваяроща», А. Шилова «Дары востока» (часть занятия!
Май Рассматривание натюрморта П. Кончалов-ского «Сирень» Выставка картин художников-живописцев разных жанров. Вик­торина

Т.Е. Королева - заведующая ДОУ № 303, Западный админист­ративный округ, В.Д. Дмитриева - старший воспитатель.

-2 Ы 8                                      о?


ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ 1

 

Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа
К. Петров-Водким. «Ябло­ ки на красном фоне» Занятие «Что такое живо­ пись?» Занятие «Что такое искусство?» -
И. Хруцкий. «Натюр­ морт» Родная природа в творчестве русских художников; И. Ос­троухое. «Золотая осень», И. Левитан. «Золотая осень», И. Грабарь. «Рябинка», Е. Вол­ков «Октябрь» Лес художника И, Шишкина
Е. Волошин. «Луг» Прекрасное вокруг нас. На­тюрморты И. Машкова Каждая вещь оживает. Натюрморт,-В. Стожаров. «Лен», А, Герасимов «Полевые цветы», П. Кончалов-ский. «Сирень в корзине» и да
А. Пластов. «Первый снег» Зима художника И. Шишкина Обыкновенная жизнь. Жанровая : живопись. Ф. Решетников. «Опять двойка»
Дети в живописи. В. Се­рев. «Мша Морозов» Портреты детей в жиаописи. В. Серов. «Дети», А. Венеци­анов, «Захарке» Занятие «Какого цвета снег». А. Пластов. «Первый снег», В. Бя-лыницкий-Бируля. «Зима», И. Гра­барь. «Мартовский снег» и до.
А. Дейнека. «Мать» Еще раз о жанре портрета. О. Кипренский. «Портрет А. С. Пушкина» Художник-сказочник В. Васнецов: «Богатыри», «Витязь на распу­ тье» и до.
П. Кончало вский. «Си­ рень в корзине» Художн и ки-сказо ч н и ки. В. Васнецов: «Аленушка», «Ковер - самолет», «Иван - ца­ ревич нэ сером волне» Третьякоаская галерея. Просмотр видеофильма (зал пейзажной жи­вописи)
  Экскурсия «В гостях у кар­ тины» (итоговое занятие) Третьяковская галерея. Просмотр
    К8Н «В стране изобразительного искусства»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ЖИВОПИСЬЮ 2

 

Младшая группа Средняя группа Старшая группа Под готсвител ьная к школе группа
  НАТ1С °МОРТ  
П. Коичзяовский. «Клубника», Е. Репин. «Яблоки», К. Петров-Водкин. «Яблоки на красном фоне», Е, Волошин. «Луг», П, Кончаловский. «Си­ рень о корзине» И. Хруцкий, «Грибы», Ф, Толстой. «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Куприн. «Рабочий стол ху­дожника», Б. Щерба-кор. «Дары зимы», П. Кончаловский. «Зеленая рюмка» М. Сарьян. «Осенние цветы», Н. Ульянов. «Натюрморт с кни­ гами», и. Машкоа. «Снедь московская», И. Грабарь. «Не при­ бранный стол», А. Куприн. «Натюр­морт с искусствен­ными цветами» И. Грабарь. «Неприб - ранный стол», И. Гра­барь. «Хризантемы». П. Пикассо. «Натюр­ морт с бюстом и па - - литрой». Л, Попова: «Скрилка», «Натюрморт с вазой»

О.И. Прокопович ~ зам. директора ГОУ «Начальная школа - дет­ский сад» № 1646, Северо-Восточный административный округ. Л.И. Романова - старший воспитатель ДОУ № 563, Южный ад­министративный округ.


"""                                           живопись И, Левитан. «Зопотая И. Остроухой. «-Золо- Г. Незнайкин. «Утро «а осень».                   тая осень».            реке», И. Левитан, Н. Крымов. «Зимний И. Левитан. «Золотая «Осень. Октябрь», пейзаж», А. Саврасов, осень», И. Грабарь. С. Домучи. «Осень», " Грачи прилепили» «Зимний лейззж»,   И. Грабарь. «Мартоос -А. Саврасов. «Грачи кий снег», Г. Шегаль. прилетели», И. Леви- «Март голубые тени», тан. «Весна. Большая С. Прилуцкий. «Весна», вода», Г. Незнзйкин. И. Левитан. " Березовая «Утро на реке»     . роща*, А Куикцжи. «Березовая роща», Н. Крылов. «Московский пейзаж», В. Поленов. «Московский дворик», Ф. Алексеев. «Ильинка», В. |'<ЗНДИНСКИЙ. «МОСК - , ва, Красная площадь».


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С НАТЮРМОРТОМ1

Старший дошкольный возраст

 

Сгаошая плтпа                                                      Подготовительная к школе группа Выставка репродукций «Натюрморт»:            Выставка натюрморта И. Хрупкого К. Петров-Вод кин. «Яблоки на красном фоне», П. Кончало веки й. «Яблоки на круглом столе» И. Хрупкий^ " Грибы и овощи», «Натюрморт С Выставка натюрморта И. Машкова или грибами», «Цветы и плоды»                            В. Стожарова Выставка: М. Асламээян. «Цзотутий красный Выставка натюрморта И.Э. Грабаря кактус», П. Кончало в ский. «Сирень», ф. Тол-згой. «Б \/ квт цветов, бабочка и птичка»

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСЬЮ Старший дошкольный возраст

З СЯЦ         | Стяги пап "-•

 

,гШ^у< дошкольный возраст Месяц      Старшая группа                                    Подготовительная к школе гоулпа Сентябрь И. Левитан (выставка): «Березовая   А. Пластов. «Сенокос», роща», «Рожь», «Золотая осень»     И. Левитан. «Березовая роща». Тема «Воспоминание о лоте» Октябрь  И. Шишкин (выставка); «Утро в сосно - И. Остроухое. «Золотая осень», зомлесу», «Корабельная роща»,      И. Грабарь. «Рябина». «Рожь», «Сосны, освещенные сопн - Тема «Золотая осень» цем» Ноябрь     В. Бялычицшй-Бируля. «Задумчивые И. ЛевРгган: «Октябрь», «Осень. Ту - дни осени»                                     маня, В. Бялыницшй-бируля. «Задумчи­ вые дни осени». Тема «Поздняя осень» Декабрь   6. Ряузов, «Начало зимы»                   А. Пластов. «Первый снег» (сельский _.                                                                                 пейзаж)

Январь А. Александров, «Зимняя сказка», И. Шишкин. «Зима» А Александров. «Московский дворик», В. Поленов. «Московский дворик» (со-' родской пейзаж)
Февраль   А Александров. «Зимняя сказка», Л. Бродская. «Зима». Б. Щербаков. «Русская зима», в. Сури- ' ков. «Взятие снежного городка»,. -Б. Кустодиев. «Масленица»
Март И. Грабарь: «Мартовский снег», «Фев­ ральская лззурь». Выставка «Весна в живописи» И. Левитан. «Март», К. Юон. «Мартов -^ сков солнце», К. Юон. «Весенний сол­нечный день. Сергиев Посад»
Апсель А. Гоиизй. «Подснежники» А. Саврасов. «Грачи прилетели»
Май   И. Левитан: «Большая вода», «Весна»; С. Герасимов; «Ива цветет», «Пчелы звенят». Творчество И. Левитана. И. Шишкина

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЖИВОПИСЬЮ 1

 

Мгадшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовитель пая
      к школе группа
И. Машков. «Фрук- М. Сэрьян. «Фрукты И. Хруцкий. «Цветы и П. Сезанн. «Персики и
ты на блюде» и овощи» плоды», И. Машков. груши», К. Петров-    ■
    «Снедь московская». Водкмн. «Черемуха в
    Разговор о натюрмор- стакане». Сравнитель- ]
    те ный рассказ
В. Серое. «Мша А. Венецианов. " Спя- А. Венецианов. «За- О. Кипренский. «Порт - ■■
Морозов» щий пастушок» харка». Часть занятия ретА. С. Пушкина»
    по рисованию (часть занятия по озна-
      комлению с художе-
      ственной литегзатуоой!. -
П. Кончагавский. И. Грабарь. «Фев- Сказочная тема. Экскурсия В музей К. Ва-
«Сирень» ральская лазурь» К. Васильев: «Гуси - сильева
    лебеди», «Русалка»,  
    «Садко и владыка  
    морской»  
П. Кшчаповский; В, Васнецов'- «Але- Ознакомление с твор- Ознакомление створ-.
«Клубника», «Яб- нушкам, «Богатыри», чеством художника. чеством художника, жан-
локи» «Иван - царевич на се- К. Брюллов: «Италь- ры живописи. Б. КустодИ*
  ром волке» янский полдень». ее; «Купчияха», «Порт -;
    «Всадники», «Порт- рет Шаляпина»
    рет У. М. Смирновой»  
К. Маковский. «Де- А. Матисс. «Красные Пейзажная живопись. Ознакомление с творче-1
ти, бегущие от рыбы» И. Левитан; «Весна, ством. А. Шилоэ: «Порт *
грозы»   Большая вода», рет Елены Образцовой» 11,
    «Март» «Перед зеркалом», «Со ]
      листка Большого теапь
      ра Н. Грачева», «Где цар "
      ствуют звуки»
  Л. Сезанн. «Пьеро и Ознакомление с твор- Беседа об искусстве.
  Арлекин» чеством. Н. Рерих: Рембрандт. «Флора»
    «Гималаи», «Весна  
    священная», «Закап 1  
    в горах»  

1 М.Н. Трунова ~ старший воспитатель, преподаватель изостудии ДОУ № 1067, Северо-Восточный административный округ.

ОО


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ К. ВАСИЛЬЕВА 1

 

г^ячпчная тема По отпеты Пейзажи
  Автопортрет, картины «Се­ верный орел», вСтарецч  
«Садко и Впадыка Морской», «Бой Добрыми со Змеем», гэкгхурсия в музей   «Осень», «Лесная готика», «Лесная сказка». Выставка в гаулле.
  Портрет женщин: «Ожида­ ние», «Жница», Чтение сти­хотворения «Ожидание»  
«Гуси - лебеди», «Русалка»   «Берег», «Лодки», «Над Вол­ гой». Выставка в изостудии
  Русские герои. Портреты: «Маршал Жуков», «Илья Му­ ромец?», «Русский витязь»  

Экскурсия в музей с родотелями

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА ГОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ЖИВОПИСЬЮ 2

 

 

 

 

 

Месяц Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа

Сен­тябрь

 

Ознакомление с живо­писью Мир искусства

Ознакомление с натюрмортом (часть занятия). Выставка «Настроение в натюрморте»

Октябрь Ознакомление с пей­зажем «Осень»

Ознакомлена с пейзажем. И. Левитан, И. Остроухое. И. Грабарь. Выставка «Осенний образ природы»

Ноябрь

Ознакомление с на­тюрмортом

Ознакомление с портретом Ознакомление с портретом, автопортретом

Выставка «Поздняя осень в живописи»

Декабрь Пейзаж «Образ зимней природы» {часть занятия) Пейзаж «Зимняя сказка»
   

Выставка детского портрета. В. Васнецов «Москва в живо­писи» (просмотр диафильма).

Внваоь  

Выставка «Образ зимы в природе»

Февраль  

Творчество В. Васнецова. Былинно-сказочный жанр живо­писи {занятие с просмотром видеокассеты). Защитники Отечества в живописи. В.Васнецов, И. Глазу­нов (часть занятия1

Март Ознакомление с пор­третом

Выставка «Образ матери в живописи». Ознакомление с творчеством И. Шишкина

Апрель  

Ознакомление с творчеством. И. Левиган «Времена года»

Май  

Выставки: «Офаз весны в живописи», «Москва в живописи». Игоа «Что? Где? Когда?»

М.Н. Трунова - старший воспитатель, преподаватель изостудии ДОУ № 1067, Северо-Восточный административный округ. : О.А. Хренова - преподаватель по изодеятельности ДОУ № 1389, Северный административный округ.

101


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ

С ЖАНРОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ1

 

Месяц Тема Материал                                                                     "п
Сентябрь Ознакомление с произ­ведениями жанровой жи­вописи. Выставка В. Васнецов. «Иван - царевич на сером волке» {1авэТ~ В. Суриков; «Переход Суворова через Альпы в??9д' году» (1899), «Взятие снежного городка» (1891); И. Репин: «Бурлаки на Волге» (1870-1873), «Запо­ рожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891); К. Маковский. «Дети, бегущие от грозы», Н. Неврев. «Сцена из крепостного Быта» (1886); Н. Богданов-Бельский. «Устный счет» (1695); В. Пе­рса «Тройка» (1886)
Октябрь «Путешествие в про­шлое». Исторический и батальный жанр. Беседа В, Васнецов: «После побоища Игоря Святославов ^ чз С половцами» (1880), «Бой скифов со славянами» Г188П «Богатыри» (18981
Ноябрь «Путешествие в страну сказок», Мифологический жанр. Беседа В. Васнецов: «Аленушка» (1881), «Иеан - царевич на сером вопке» (1889), «Бой Добрыни со Змеем»
Декабрь «Путешествие в строну сказок», Рассматривание иллюстраций В. Васне­цова к русским народным сказкам «Царевна - лягушка», «Спящая царевна», «Кащей бес­ смертный»
Январь «Кем я хочу быть?» Бы­товой жано. Беседа Г. Мясоедов. «Страдная лора» (1887), К. Клодт, «На пашне» (1872). А. Пластов. «Сенокос»
Февраль «Мои любимый вид спорта». Беседа А. Дейнека. «Хоккеисты», Г. Бараемикурова. «На тренировке»
Март «Масленица». Бытовой жанр. Народные празд­ники. Выставка В. Суриков. «Взятие снежного городка» (1891), К. Маковский. «Народное гулянье во время Маслени - ць! на Адмиралтейской набережной в Петербурге» (1669)
Апрель «Жизнь детей в про­шлом и настоящем». Выставка В. Максимов. «Бабушкины ск & зки» (1867), Н. Богда­нов-Вольский. «Устный счет в народной школе С. Рачинского» (1895), В. Перов. «Тройка» (1866), К. Ма­ковский. «Дети, бегущие от грозы», Б. Кустодиев. «Утро», 3. Серебрякова. «За обедом», О. Ренуар:. «Мать и дитя», «Мадам Шарпантье и ее дети»
Май «Расскажу вам о себе». Беседа Открытки с репродукциями картин. О. Отроженко. «Маленькая хозяйка», Г. Кириленко-Баранникова. «На тренировке», В. Виноградова-Готье. «8 школу», В. Баринова-Кулеба. «К маме на ферму», Т. Яблон­ская. «Лелю», п. Коуыалозсхнй. «Катенъка у окная, К Дейнека. «Будущие летчики»                             __

' Н.И. Лашкина -заведующая ГОУ №1191, Северо-ЗапаД- ный административный округ, Е.С. Дорохова - руково­дитель изостудии.


ЗАНЯТИЕ - ПРОСМОТР ВИДЕОФИЛЬМА «ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ»

Программное содержание. Познакомить детей с Тре­тьяковской галереей, где хранятся картины, с ее создате­лем ~ Павлом Михайловичем Третьяковым.

Материал, Набор открыток «Государственная Третья ^ ковская галерея». Выпуск I. Музей изобразительных ис: кусств. Видеофильм «Государственная Третьяковская гале­ рея» (история и коллекция). Фирма «Мир искусства». Ви­деотеатр.

Ход занятия.                                                               ;

Вопросы:

■* Где хранятся картины? (В музеях, галереях, на выстав­ках, дома.)

** Кто из вас был в музее? Что вы там видели? "* Как называется музей, в котором вы были? Рассказ воспитателя.

- Кадашевская набережная. Отсюда видно, как из-за Москвы-реки, будто живые, вырастают из свежей весен­ней зелени белые златоглавые храмы, стрельчатые башни Древнего Кремля. Замоскворечье.

Здесь, рядом с историческим центром столицы, - узкий, скромный Лаврушинский переулок, ставший всемирно из­вестным благодаря небольшому двухэтажному дому, име-нУемому в народе любовно и кратко - Третьяковка,


Старый московский переулок, Тишину здесь нарушают сотни людей, спешащих к красивой узорчатой ограде. Оче­редь. Народ встречает задумчивый, строгий человек. Кру­толобый, с зорким, пристальным взглядом. Он сдержива­ет волнение Гонкие руки, как бы усмиряя биение сердца, скрещены на груди. Создатель ставшей поистине всена­родной галереи запечатлен навечно в граните. За спиной его детище - нудо-терем, сотворенный по эскизам Викто­ра Васнецова.

На декоративном фризе - красочная майолика, рядом -1 начертанные вязью слова: «...Основана П.М. Третьяковым в 1856.. У

Включаю видеофильм. Здание Третьяковки, памятник П.М. Третьякову.

Большая мраморная лестница. Хрустальные люстры. Мы начинаем с вами экскурсию по залам постоянной экспози­ции. Итак, перед нами анфилада залов. Солнце озаряет полотна, его лучи мерцают на золотых рамах, бегут по ста-■ рому паркету.

Начинаем экскурсию с залов, где Представлены портре­ты русских художников: Дмитрия Левицкого, Ореста Кип­ренского, Карла Брюллова, Александра Иванова и других.

Просмотр портретов. Рассматривание картины Ореста Кипренского «Портрет поэта А.С. Пушкина». Вы узнали, чей это портрет?

«Зыбкий свет озаряет задумчивый облик А.С. Пушкина. Далеко-далеко, куда-то вдаль устремлен взор светлых глаз. Невесело сомкнуты губы. Темные негустые кудри свобод­но окаймляют задумчивое чело, заставляя более выпукло и значительно выявить лицо...

Туго повязанный синий галстук и белоснежный ворот­ник подчеркивают ровную смуглость словно чеканного образа создателя бессмертных шедевров поэзии. Высоко подняты брови: кажется, Пушкин чего-то ожидает или раз­думывает над чем-то, только такие нервные пальцы под-

1 Долгополов И, Мастера и шедевры. М., 1987.


черкивают напряжение». { Долгополое И. Мастера и шедев­ры.)

Пушкину нравился этот портрет. «Себя, как в зеркале, я вижу», написал он в стихах, обращенных к художнику О. Кипренскому.

О. Кипренский встречался с поэтом, беседовал с ним, всматривался в его лицо. Он писал Пушкина с натуры.

А теперь познакомимся с картиной «Девочка с персика­ ми» Валентина Серова.

Вопросы:

«* Кто изображен на картине? * Что можно рассказать об этой девочке? «* О чем думает девочка? "* Что еще изображено? <■* О чем говорят глаза? "<* Как освещена комната девочки? «* Каково ваше отношение к картине? «'* Какие чувства она вызывает у вас?

Рассказ воспитателя.

- Девочка в розовой кофточке с черным бантом и крас­ной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатер­тью: лежит нож, персики и листья брошены на стол.

Милое смуглое лицо девочки с проступающим сквозь загар румянцем, живой взгляд карих глаз, отброшенные со лба непокорные волосы, спокойные, но как-то трепетно лежащие на столе руки...

Художник написал все: стулья, подсвечник на окне и фигуру игрушечного солдатика в глубине комнаты, на сте­не - керамическую тарелку, за окном - сад.

Художнике предельной выразительностью передал свет, льющийся из окна и наполняющий комнату. Этот свет сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам, обтекает всю фигуру и предметы.

Сегодня мы рассмотрим еще одну картину. Ее написал художник Василий Григорьевич Перов, и называется она «Тройка».


Вопросы:

«*■ Богатые или бедные дети здесь нарисованы?

«* Давайте рассмотрим их одежду. Что можно сказать о ней?

»*■ Что тянут дети?

'"* В какое время происходит действие?

«* Что можно сказать о погоде?

'«* Какие чувства вызывает эта картина?

' - Василий Григорьевич Перов изобразил холодный зимний вечер. Метет. Редкие прохожие бегут скорее до­мой. Только трое оборванных детишек тянут салазки с ог­ромной бочкой, наполненной водой. Эти дети ~ мастеро­вые, так называли детей, которых родители отдали в го­род на обучение какому-нибудь ремеслу: шить сапоги, платья, ткать и т.д. Но мастера обычно заставляли детей делать тяжелую работу. И этих ребятишек послали в такой холодный, морозный вечер привезти бочку с водой. Им очень тяжело!

Девочка с большим трудом пытается продвигаться впе­ред, ей холодно, хочется согреться, а вот крайний маль­чик согнулся, ему очень тяжело, кажется, ой сейчас упа­дет. Ему мешают длинные рукава порванного пиджака.

Посередине художник изобразил мальчика со щерба­тыми зубами, с большими страдальческими глазами. Он. очень измучен.

...Художник бродил по старым кварталам Москвы, по­сещал закопченные шумные мастерские, спускался в мрач­ные подвалы. Эти трущобы были заселены трудовым на­родом. Художник искал в этих Богом забытых местах ге­роя будущего полотна.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.097 с.)