Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
А . Савченко , В. Лосина». Рисование - «книжка для малышей»
. Программное содержание. Учить рассматривать иллюстрации к книжкам, видеть, как художники используют разные выразительные средства для передачи образов (цвет, украшения, движение, мимика лица, цвет фона в передаче настроения героев). Рисовать один из эпизодов сказки, выбирать материал, выразительные средства, композицию. Уметь рассказывать содержание эпизода. Материал. Иллюстрации к сказке «Гуси - лебеди» художников А. Савченко, В. Лосина. Макет печки, стихи. Бумага АЗ, гуашь, акварель, цветные восковые мелки. Ход занятия. / часть. Рассказ воспитателя. - Дети, представим, что мы с вами в музее, в одном из) залов, где представлено искусство графики. Перед нами много книг с разными рисунками. !«* Кто создает рисунки в книжках? (Художники.) «* Как называются эти рисунки? (Иллюстрации.) '«* Как называются художники, создающие эти рисунки?' (Художники - иллюстраторы.) «* Кого из художников-иллюстраторов вы знаете? '»♦ Какие книжки они иллюстрировали? Художник долго работает над оформлением книги. ЕгЯ рисунки помогают понять, о чем рассказывает писатель,1) помогают увидеть героев -добрых или злых, храбрых или трусливых. Художники цветом, рисунками доставляют нам радость.. Каждый художник прочитывает книги по-своему, по-своему представляет героев и придумывает свои рисунки.»* Посмотрите и догадайтесь, какая это сказка? («Гуси - ле беди»,) Это русская народная сказка «Гуси - лебеди». Художник В. Лосин придумал к ней рисунки. А вот эта же сказка, но рисунки к ней нарисовал другой художник - А. Савченко, Рассмотрим и сравним рисунки двух художников к этой сказке. «* Что мы видим на обложке художника Савченко? (Де вочка с братцем убегает от преследователей. Она накло нилась вперед - одна рука впереди, другая сзади - дер жит братца и тянет его за собой. Они бегут по темному, дремучему лесу, а гуси их догоняют. Им страшно, они боятся, у них испуганное выражение лиц.) *► Какой лес изобразил художник? (Глухой, дремучий, де ревья большие, толстые стволы, художник использовал темные краски.) »* Какие нарисованы гуси? (Злые, клювы раскрыты, они шипят.) *♦ Что мы видим на обложке сказки у художника Лосина? (Гуси уносят мальчика на крыльях.) «* Каким его нарисовал художник? (Он сидит печальный,
заплаканный, ему страшно.) «* Какие цвета выбрал художник для фона? (Теплые золотистые, желтые, оранжевые.) й|* На что похож фон? (Художник нарисовал его в виде дома. Он показывает, что из теплого родного дома гуси уносят мальчика неизвестно куда.) Перевернем странички. У кого девочка просит помощи? (У печки.) '"* Какой рисует девочку художник Савченко? (В красном сарафанчике, в белой кофточке, с зеленой косыночкой. Боевой, решительной, смелой. Машет рукой, удивля ется, что печка предлагает ей ржаной пирог.) 61 А у художника Лосина девочка совсем другая. У нее серый цветной сарафан. Она расстроена и у нее обиженное выражение лица. «* А какая печка у Лосина? Он рисует ее нарядной, украшает узором. Что еще нарисовал художник? (Шторки, полотен це, на скамеечке пироги...) Печка похожа на настоящую. А у художника Савченко печка сказочная, совсем другая. Она как будто живая. Мы видим глаза, горшок вместо трубы. »* Какой рисует яблоньку художник Савченко? (Толстый, сильный ствол, ветвистые ветки с крупными красными яблоками.) «* А у художника Лосина какая яблонька? (Стойким гиб ким стволом, с маленькими желтыми яблочками, на ве точках сидят птички.) "* Какого цвета сказочную речку рисует художник Лосин? (Молочная речка, кисельные розовые берега. ^ Все здесь] сказочное: и кустик, и камыши с цветами. Художник ри-1 сует эту картинку нежными, светлыми, пастельными красками. <«* А у художника Савченко какую мы видим речку? (Про зрачная, светло - голубая, с высокими берегами. Совсем как настоящая.) '«* Какой нарисовали художники избушку Бабы Яги? >»» У Лосина она какая? (Мрачная, темная и такой же вокЛ руг лес. Стоит она на курьих ножках.) '"* Какими красками рисовал художник? (Черными, корич -\ невыми, синими. Светлые краски мы видим в открытой двери избушки и в маленьком окошке.) "*■ У художника Савченко другая избушка. Какая она? (Во -\ лее нарядная. Стоит на курьих ножках, украшена узором. Красное окошко, в окошке злая Баба Яга. Лес вокруг глу \ хой, темный, но не мрачный.) Почему? (Художник его наш рисовал темными и светлыми красками, поэтому лес выг| лядит более нарядным, рисунок - ярким.) Воттак художники по-своему нарисовали рисунки к этой
сказке. Мы с вами тоже маленькие художники. Давайте и.] мы нарисуем свои рисунки к этой сказке. Сделаем из них книжку и подарим малышам. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. // часть. Дети садятся за столы и начинают рисовать. Анализ. - Какие интересные, красочные рисунки вы нарисовали! Что мы видим на этом рисунке? Какая девочка на этом рисунке? Как одета? Покажите рисунок, где девочка разговаривает с печкой, яблонькой,речкой. Из этих рисунков мы сделаем книжку и подарим малышам. Дети, а хотели бы вы побывать в сказке? Закройте глаза. «Раз, два, три, сказка к нам приди». Входит печка, дети открывают глаза. Посмотрите, кто к нам пришел? Печка (поет). Я пеку с утра до вечера, Я стараюсь от души. Для голодного, уставшего И ржаные хороши. Кто достанет, не поленится - Съест ржаной мой пирожок, Станет добрым, переменится, Назову того «дружок». Ребенок или воспитатель. Мы сейчас уж изменились, Научились дружно жить. Хочешь, сказочная печка. Будем мы с тобой дружить? Печка. Хочу-то, хочу. А вы ■*■ не надоедливые, не привередливые? Вы ленивые или трудолюбивые? Воспитатель. А ты, печка, на рисунки посмотри Да ребяток оцени. (Печка хвалит рисунки.) Печка. За умения, старания Я должна вас наградить. И хочу вас на прощание Пирожками угостить. (Печка дает блюдо с пирожками,) ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА А.Ф. ПАХОМОВА Программное содержание. Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора А. Пахомова. Продол-жать учить их понимать содержание книжной иллюстрации, видеть выразительные средства (рисунки выполне-] ны в черно-белых тонах и очень понятно передают жесты, мимику, позы героев книг - детей). Материал. Портрет А. Пахомова, книги с иллюстрациями А. Пахомова: Л. Толстой, «филиппок», В. Маяковский. «Кембыть?», «Что та кое хорошо и что та кое плохо?», В. Осеев, «Волшебное слово», «На катке»», «Синие листья». Ход занятия. - Дети, каких художников-иллюстраторов вы знаете?, Сегодня я познакомлю вас еще с одним художником-1 иллюстратором. Внимательно посмотрите на этот портрет. Это Алексей Федорович Пахомов. Родился он в деревне Варламово Вологодской области. Учился в художественном училище в Г. Петрограде. Учителем у него был художник В. Лебедев. Первые рисунки он нарисовал к книге «Лето». (Показать иллюстрации.) "»*■ Кто герои этих иллюстраций? ч* Какие они? (Дети, настроение у всех веселое, они ] улыбаются, их хорошо видно, они нарисованы на лере| днем плане.) Главные герои у художника - дети. Он удачно передает характер и поведение своих героев. С помощью его рисун-| ков нам легче понять содержание рассказа, характер де-] тей, их взаимоотношения. Показать иллюстрации к книгам Осеева и Толстого. - На этих рисунках мы видим детей, таких же, как и вы| А. Пахомов рисовал иллюстрации к книгам В. Маяков-;кого, С. Маршака, Л. Толстого, В. Осеева. Во всех произведениях герои-дети. А. Пахомов больше всего любил рисовать простыми карандашами. Большое внимание он обращал на цвет. Белые и темные пятна на рисунках помогают выразить движение, настроение героя,
Обратить внимание на иллюстрацию к рассказу «Вол шебное слово». - Мальчик стал вежливым, и лицо его художник нарисовал светлым, ярким, как будто луч солнца упал на него. Или вот иллюстрация к рассказу «Синиелистья». Лицо, как в пасмурный день, - серое, неприветливое. Посмотрите на иллюстрации к книге В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». Сидит мальчик и читает книгу, он очень серьезный. Видно, что книга ему нравится. "* О чем он читает? (Хочет узнать, что хорошо и что пло хо.) На этой иллюстрации изображен дождь. «► Нравится ли это девочке? (Нет.)»* Как удалось художнику передать ее настроение? (Лицо печальное, серый фон, ничто не радует.) *+ Что вы можете сказать об этой иллюстрации? (День сол нечный, настроение у мальчика и мамы хорошее. Это видно по улыбкам на их лицах.) ■"+ Этот неряшлевый мальчик вам нравится? (Нет.) И художнику он не нравится. "* Как сумел передать Пахомов свое настроение? (Нари совал грязь на лице, руках, майке, губы у мальчика надутые, видно - воды боится.) ■*■ Помогают вам выражения лиц героев, их позы узнавать. отом, что произошло, что произойдет дальше в рассказе? Ответы детей. Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы В нашей столице... 3-261В 6* - Дети вы догадались из какой книги эти строчки? Пра вильно, из книги С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Посмотрите на эту страницу. •* Куда ехал этот гражданин? «* Какое у него сейчас настроение? |и|* Что случилось? ™* А как вы догадались, что пожар? (Черными клубами и $ окон валит дым.) ""» На иллюстрациях А. Пахомова люди как живые, они разговаривают, плачут, смеются, радуются, совершают ные поступки. Рисунки его простые, но очень выразительные. ^ ся, что люди вот-вот сойдут со страницы книги. Предложить детям подойти и рассмотреть иллюстрации поближе. Советы воспитателю. Подобрать книги с иллюстраци--! ями А. Пахомова, прочитать их детям, рассмотреть иллюстрации. ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКА-ИЛЛЮСТРАТОРА Т.А. МАВРИНОЙ Программное содержание. Познакомить детей с ил -] люстрациями художника Т. Мавриной. Каких красивых птиц, бабочек, зверей она рисовала! Художница за свое творчество была награждена золотой медалью Ганса Христиана Андерсена. Учшъ рассматривать иллюстрации, видеть в них глав! ное, подмечать манеру художника.
Познакомить с новыми названиями бабочек: адмиралл махаон, павлиний глаз. Материал. Книга с иллюстрациями Т. Мавриной «БМ бочки», музыка «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, отрывок из книги Ю. Коваля «Бабочки И цветы», иллюстрация медали Г.Х. Андерсена. Ход занятии. рассказ воспитателя. - Татьяна Алексеевна Маврина родилась в Нижнем Нов-г0роде, там прошло ее детство. Занималась она в Московских высших художественных мастерских, Маврина очень любила рисовать иллюстрации к детским книгам. Трудилась она до самой старости, даже тогда она продолжала рисовать. В день своего 85-летнего юбилеяДатьяна Маврина сделала два подарка. Первый - подарила 300 своих работ, сказочных иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина Московскому литературному музею имени поэта. Второй - подарила сразу всем нам свою великолепную книгу «Ба бочки». Рисунки Мавриной очень высоко ценил известный во всем мире художник И. Грабарь. В1987 году открылась выставка Т. Мавриной. Она вспоминала: «Для меня самым любимым стихотворением в детстве было пушкинское «У лукоморья дуб зеленый...». Там лукоморье, дуб, кот и весь сказочный мир. И всего немыслимо много ~ похоже на волшебный ларец». В 1976 году Маврина была награждена золотой медалью и международной премией Г.Х. Андерсена. Сейчас я вам покажу иллюстрацию этой медали. На ней изображение профиля детского писателя Г.Х. Андерсена. И написано: «За международный вклад в дело иллюстрации детских книг». Теперь рассмотрим книгу с рисунками Т. Мавриной. "* Какая обложка? (Яркая.) *"► Что изображено на ней? (Бабочки.) ™* Даже если кто и не умеет читать, догадается, о чем эта книга. ■*■ Каких вы знаете бабочек? (Лимонница, шоколадница, капустница и др.). а "* На что похожи эти бабочки? (На цветы.) **■ Как изобразила их художница? (В хороводе. Они как будто кружатся, танцуют.) Послушаем музыку П.И. Чайковского из балета «Щел кунчик» - «Вальс цветов». ""* Какие движения можно делать под эту музыку? (Плав ные, летать, кружиться.) А теперь посмотрим другие иллюстрации, осторожно переворачивая страницу за страницей. Эта бабочка называется павлиний глаз. Почему? (На крыльях у нее как будто глаза.) Эта бабочка называется адмирал. На крыльях у нее нарисованы орденские ленточки, такие бывают на орденах. Отсюда и название. А сейчас рассмотрим, как Т.А. Маврина рисовала птиц. «* Это кто? (Кукушка.) "■* Какая она? (Пестрая, крылья полосатые, сама в крапин ку, хвост длинный.) »"* А это какие птицы? (Чайки.) Опишите их. (Белые, кры лья длинные.) «* Как их изобразила художница? (Утех, которые бли же к зрителю, видно голову, шею, а те, которые дальше, нарисованы как галочка, изогнутая линия, мазкщ ми.) Как красиво сочетаются белые чайки с голубым фоном! «+ Вам понравились иллюстрации Т.А. Мавриной? Почему? (Они яркие, красочные, удивительные, прекрасные, создают хорошее настроение, хочется их смотреть и смотреть.)
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ТВОРЧЕСТВОМ Т.А. МАВРИНОЙ И РИСОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «КОТ» Программное содержание. Знакомить с творчеством] художницы Т. Мавриной, жанрами: натюрморт, пейзаж, портрет, книжные иллюстрации, показать связь ее творчества с народным искусством, выделять выразительные средства (яркость цвета, необычность образов). ■ - Я Научить передавать в рисунке образ ученого кота (веселого, задумчивого, важного и пр.), Выбирать материалы: гуашь, акварель, сангина. Материал. Репродукции картин Т. Мавриной, детские книги, бумага А4, гуашь, акварель, сангина. Ход занятия. Выставка репродукций картин и детских книг, иллюстрированных Т.А. Мавриной. Рассказ воспитателя. - Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством Татьяны Алексеевны Мавриной - яркой, самобытной русской художницей. Она выросла в Нижнем Новгороде и с детства полюбила радостное, праздничное русское народное искусство этого края (городец, хохлома и ДР-) Она с детства любила рисовать, закончила ВХУТЕМАС и всю жизнь посвятила живописи. Т. Маврина пишет портреты, натюрморты, панно, пейзажи, старые русские города, иллюстрирует книги. На этой выставке вы видите репродукции картин и книги-сказки с иллюстрациями. Т. Маврина пишет то, что видит, но видит по-своему, в поэтически-причудливом ключе, в каком делает рисунки к сказкам. Она изучила народное искусство - кружево, резьбу по Дереву, богородские игрушки, роспись ткани, Городецкую живопись и более всего лубок - народную картинку, древнерусскую архитектуру - и все это нашло отражение в ее работах - ярких, звонких, сказочных. Вопросы: р Что вы видите на этой картине?
Как называются в живописи такие картины? (Натюр морт.) Какой он по настроению? (Радостный.) Какими красками написан натюрморт? (Красная, жел тая, зеленая, синяя.) ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. 69 Весь натюрморт очень декоративен, на втором плаце нарисована шкатулка. м* Вот портрет, кто изображен на нем? (Женщина.) «* Какая она? (Задумчивая.) Это «Портрет Флоры Ивановны» (так называется картина), которая словно пришла к нам из городецкой росписи, изображенной на дальнем плане. У Т. Мавриной - много пейзажей старинных русских га.' родов: Суздаля, Владимира, Звенигорода и небольших деревень, и все картины пронизаны сказочным и загадочным духом. Называются они: «Власова», «Стеклянный пруд», «Авдотьино». Ее пейзажи «Прилетели трачи», «Заячьи тропы» отражал ют разное время года. Т. Маврина любила сказки с малых лет, особенно сказки А.С. Пушкина. Она рисовала птиц, животных - «Заячьи тропы», «Сказка о медвежонке»; звери у нее лубочные, сказочные, вот-вот заговорят. И они действительно гово-| рят. Посмотрите, какие коты в иллюстрациях к сказкам А.С. Пушкина. «У лукоморья...» - кот ученый. Перед каждой сказкой художница поместила кота, но везде он - разный, неповторимый. Сколько выдумки, фантазии проявила Т. Маврина! Дети рассматривают иллюстрации, где изображены коты: то кот серьезен, то ироничен, то добродушен, то задумчив, - очеловеченный кот. Коты цветасты,' живописны. Чтение отрывка «Улукоморья...». Дети слушаютстихот-| ворение под музыку с закрытыми глазами и представляют своего сказочного ученого кота. Рисование ученого кота. В конце занятия - выставка котов, и каждый ребенок рассказывает, какие они (полосатые, клетчатые, пушистые! лежащие, шагающие и пр.). Коты получились яркие, нарядные, красочные, необык4 новенно радостные. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «СКАЗКИ А.С. ПУШКИНА В ИЛЛЮСТРАЦИЯХ РАЗНЫХ ХУДОЖНИКОВ» Программное содержание. Познакомить детей с иллюстрациями разных художников к сказкам А.С. Пушкина, с манерой письма В. Конашевича, Т. Мавриной. Материал. Иллюстрации В. Конашевича, Т. Мавриной, И. Билибина, Б. Дехтерева к сказкам А.С, Пушкина. Ход занятия. Пригласить детей на выставку иллюстраций сказок, показать, как разные художники: Б. Дехтерев, В. Конашевич, Т. Маврина, В. Милашевский и др. иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. Рассказ воспитателя. - Посмотрите иллюстрации Владимира Михайловича Конашевича, он был одним из лучших детских иллюстраторов, великолепным мастером рисунка по сказкам А.С. Пушкина. В. Конашевич хотел, чтобы его картинки были понятны детям. Главное в его рисунке-это движение: мимика, определенные жесты. (Показать это на иллюстрациях к сказке «О рыбаке и рыбке»: выразительная старуха, ста рик-рыбак " в действии.) Художник использует свои любимые цвета: лиловый, коричневый и зеленый самых разных оттенков. Цвет рассказывает о всех состояниях моря - от зеркальной нежно-голубой глади под чистым небом до черно-синих с белыми барашками волн, которые «так воем и воют», сливаясь с лиловыми тучами. Теперь рассмотрим иллюстрации к другой сказке Как она называется? («Сказка о царе Салтане».} Кто изображен на этой иллюстрации? Что он делает? Молодой бравый царь Салтан подслушивает и подглядывает - девицы видны в окне расписного терема. Салтан задержал одну руку: движение к этим девицам, а другая, тоже в перчатке, направлена вправо, в сторону подобострастного стрелка, держащего за ним фонарь, а сабля стре- лецкая у пояса повернута тоже вправо и как бы указывает на следующую страницу. «*■ Кого изображает Конашевич на этом рисунке? (Гвидо - на.) Каким он его изображает? (Гвидона художник изображает заботливым, внимательным по отношению к матери, смелым при спасении лебедя, добрым к на| роду, почтительным к отцу.) "* Какая она, царевна Лебедь? (Она скромная, тихая, зас -<. тенчивая, как и подобает невесте, девице, а затем вер ной жене, хотя и волшебнице.) "* Какой цвет преобладает в этих рисунках? (Синий.) Рассмотреть, как сочетаются цвета костюмов, фона рисунка, "* Кого вы видите на этом рисунке? (Елисея.) Как называется эта сказка? («Сказка о мертвой царевне... ») Рассмот- рим, как одет Елисей? Сказочно одетый Елисей сидит на коне. Шляпа с красными, синими перьями и такой же яркий костюм, фиолетовый развевающийся плащ, зеленая попона на пестром; коне. По-детски тянет Елисей к солнцу - к прекрасному све-| тилу ~ свою руку. Рассмотреть иллюстрации Татьяны Алексеевны Маври-| ной. А теперь посмотрите на рисунки другого художника к "» Какой художник их нарисовал? (Т. Маврина.) Понра-1 вились они вам? Вот видите, в каких интересных рисунках она изобразила сказки А.С. Пушкина. Не рисунки, а волшебные чу -1 деса! Мы видим на залитых цветом разворотах чудеса остро] ва Буяна. На этих разворотах -.морская стихия, огненносты животворящего солнца. "* Кого вы видите на этом рисунке? Лебедь едва коснулась синих цветов птичьими лапками, ангельские крылья раскрылись. Лебедь - сине-белое чудо, спустившееся на землю, в божественном окружении природы. Вот перебирается по волнам флот царя Салтана. Видите, каждый сидит в своем кораблике. Простодушный старик-царь смотрит в морскую трубу. На этом рисунке мы уже наблюдаем счастливый конец. Три коварные бабы отправляются в изгнание на одном корабле. »"*■ Что делают царь и царица? (Они нежно обнимают ся.) Часы показывают вечное утро - 6 часов. Синий морской цвет сменился на счастливый красный. В рисунках к сказке «О мертвой царевне...» ярко-красный цвет сменяется розовым, появляются сиреневые, фиолетовые, голубые цвета. «♦ Кого вы видите на цветных разворотах? (Богатырей, Ели сея.) Елисей скачет на коне выше облака, среди звезд, у самого солнца, в золотом его сиянии. *» Навстречу чему скачет Елисей? (Навстречу месяцу, который печально заходит за лес) Итак, дети, мы с вами увидели, как по-разному художники иллюстрировали сказки А.С. Пушкина. Предложить детям выбрать те иллюстрации, которые больше всего им понравились. Назвать художника. Советы воспитателю. Прочитать сказки А.С. Пушкина. Подобрать иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина художников-иллюстраторов Т. Мавриной, В. Конашевича, Б. Дехте-рева, И. Билибина, рассмотреть их. Предложить посмотреть книги А.С. Пушкина дома, самим определить художников, иллюстрировавших эти книги. ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «СНЕГУРОЧКА»
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.08 с.) |