Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 19. Российская историческая наука в 1990-е – начале 2000-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План: 1. Основные черты развития российской науки в первой половине 1990-х гг. 2. Развитие современной историографии во второй половине 1990-х – начале 2000-х гг.
Литература: Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия. – Тюмень, 1999. Искандеров А.А. Историческая наука на пороге XXI в. // Вопросы истории. – 1996. - № 4. Сахаров А.Н. О новых подходах в российской исторической науке. 1990-е гг. // История и историки. 2002: Историографический вестник. М., 2002. Сахаров А.Н. О новых подходах к истории России // Вопросы истории. – 2002. - № 8. Современные историографы справедливо считают, что развитие исторической науки в последнее десятилетие XX в. прошло два этапа. Первый из них пришелся на первую половину 1990-х гг. Ю. А. Поляков полагает, что историческая наука в это время «выглядела лишенной прежних и не создавшей новых концепций, с углубляющейся поляризацией, с амбициями новых лидеров и нзменклатурно-должност-ными бастионами старых деканов, с недоразвитым догматизмом и вышедшей на авансцену конъюнктурной некомпетентностью»'. П. К, Гречко охарактеризовал ситуацию, сложившуюся в исторической науке в первой половине 1990-х гг., как «исторический беспредел», имеющий «ярко выраженный демократический уклон»2. Говоря о чертах этого этапа развития исторической науки, Г А. Бордюгов, А. И. Ушаков и В. Ю.Чураков считают, что порождением бурных политических явлений начала 1990-х гг. стали, с одной стороны, расцвет плюрализма, издательский бум, открытие архивов и превращение их в общедоступные институты социальной памяти российского общества, а с другой — кризис исторической науки, сопровождающийся изменением климата в научной среде и научной деятельности, разрушением старых схем, самим состоянием переходности3. По мнению С. В. Тютюкина, в первой половине 1 990-х гг. этот процесс принял лавинообразный, неконтролируемый характер. Автор пишет: «Поскольку все «шлюзы» были открыты, и даже ощущалось давление «сверху», то «началась настоящая идеологическая революция с ее безоглядным радикализмом, несомненными достижениями и не менее очевидными издержками и провалами. Как и во времена любой революции, з исторической науке и особенно около нее появилось немало грязной пены и конъюнктурных поделок. Одни историки находились в состоянии шока и оцепенении, другие бежали «впереди прогресса». Возникла определенная напряженность во взаимоотношениях представителей старшего и молодого поколений ученых, Москвы и российской «периферии», не говоря уже о бывших республиках СССР»4. Т. А. Немчинова отличие двух этапов в развитии исторической науки в России в 1990-е гг. усматривает в том, что первая половина 1 990-х гг. характеризовалась изданием работ преимущественно публицистического характера, в то время как вторая половина последнего десятилетия XX в. связана с созданием фундаментальных диссертационных и монографических исследований. Следует подчеркнуть, что в первой половине 1990-х гг. историческая наука в России сильно изменилась под влиянием коренных преобразований, которые недаром сравниваются с революцией: с крушением советской системы, ликвидацией КПСС, распадом СССР, принципиальными изменениями в идеологической сфере, основным вектором которых была замена монополии марксизма-ленинизма на другую моноидеологию. Для исторической науки этого времени была характерна чрезмерная политизация в изучении практически всех проблем истории России, и особенно советской истории. Пока обществоведы обсуждали необходимость осуществления историографической революции, власть предприняла ряд попыток реформировать историческое образование, внести кардинальные изменения в публикацию источников и исторической литературы. Начала проводиться общероссийская образовательная реформа, которая серьезно затронула проблемы преподавания истории. В связи с тем что преподавание истории было признано не соответствующим новым реалиям, в школах были отменены обязательные выпускные экзамены по истории. С 1 993 г. Министерством образования Российской Федерации был провозглашен переход на концентрическую систему преподавания истории взамен прежней линейной. Побудительной причиной этой реформы стал закон об обязательном 9-летнем образовании, который предусматривал, что школьник к концу 9 класса должен прослушать весь курс истории. По поводу перестройки исторического образования, предпринятой в первой половине 1990-х гг., А. В. Голубев пишет: «Идея концентрической структуры преподавания истории возникла на волне поисков новых подходов к образованию з начале 1990-х гг. Одной из основных целей планируемых преобразований был пересмотр устоявшихся догм советской образовательной системы. Идеологизированность этих реформ очевидна, поскольку коренной ломке должно было подвергнуться преподавание именно предметов гуманитарного цикла, прежде всего истории. Очевидна также торопливость и недостаточная продуманность новаций. Теоретические постулаты, так хорошо смотревшиеся в нормативных документах, требовали достаточно длительной, экспериментальной апробации перед массовым внедрением в школьную систему и создания мощной материальной, методологической и методической базы. И даже в этом случае коренная ломка сложившейся системы преподавания (переход к концентру - это именно ломка, а не корректировка школьной программы) неизбежно привела бы к потерям качества образования. На практике же внедрение концентра было совершенно неподготовлено. За прошедшие годы Министерство образования так и не смогло обеспечить необходимыми методическими разработками и учебными материалами новую систему преподавания истории. Складывается впечатление, что чиновники очень быстро утратили интерес к практической работе по внедрению идеи концентра, сосредоточившись на поисках новых теорий и путей реформирования образования, не отменив, тем не менее, внедрение старых разработок»17. Реорганизации была подвернута система исторического образования и в высших учебных заведениях страны: в вузах ликвидирован курс социально-политической истории XX в., а преподавание истории перестроено с учетом цивилизационного подхода. Кроме того, в книге Н. Верта имелось немало фактических ошибок, о чем впоследствии писала российская пресса. Неточность была допущена уже в названии работы, ибо в период с 1900 по 1917 гг. страна была не советским государством, а Российской империей. Видимо, эта книга была выбрана в качестве учебного пособия потому, что хотя автор заявлял, что свою задачу он видит в том, чтобы «деидеологизировать, деполитизировать споры о СССР», отказавшись от двух крайностей в освещении советской истории: теории официальной советской историографии и концепции тоталитаризма, но на самом деле в ней был представлен совершенно другой взгляд на историю России, чем тот, который был характерен для произведений западных авторов, переведенных на русский язык в годы «перестройки». Те книги в западной историографии относились к разряду «ревизионистской литературы», а книга Н. Верта и последовавшая за ней книга английского историка Д. Хоскинга «История Советского Союза 1917-1991»22 укрепили позиции появившегося в нашей историографии либерально-эволюционного направления, которое на Западе обычно называют консервативным направлением, являющимся, по сути, антикоммунистическим. Хотя школьные и вузовские учебники было рекомендовано создавать с учетом именно данного подхода к отечественной истории, но на практике этого не произошло. Различные авторы писали новые учебники с различных методологических позиций. В 1992 г. был опубликован учебник для 10 класса Л. Н.Жаровой и И. А. Мишиной «История Отечества. 1900-1940». Авторы заявили о своей приверженности цивилизационному подходу, дающему возможность изучать историю страны в контексте общемирового развития, выявлять особенности российской цивилизации, оценивать события отечественной истории через цивилизационные сдвиги и взаимовлияния23. А. Ю. Головатенко рассмотрел советскую историю через призму концепции «советского тоталитаризма»24. В 1992-1993 гг. вышли школьные учебники И. А. Федосова, В. П. Островского, В. И. Старцева, Б. Н. Старкова, Г М. Смирнова, Б. А. Рыбакова, А. А. Преображенского25. В них продолжала доминировать концепция экономического де-терменизма и формационный подход к истории. Серьезные изменения стали происходить в первой половине 1990-х гг. в области обновления источниковой базы исторических исследований. В руки новой российской власти перешла архивная система, и она была подвергнута радикальной реорганизации. Сразу после событий 19-21 августа 1991 г., 24 августа. Президент России Б. Н. Ельцин издал ряд важных указов об архивном деле в Российской Федерации, согласно которым архивы органов КПСС и КГБ СССР были переданы в ведение российских архивных органов. На базе Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ), на местах фонды партийных архивов и часть фондов КГБ были переданы на государственное хранение. На основе Центрального государственного архива Октябрьской революции и Центрального государственного архива РСФСР был создан Государственный архив Российской Федерации. Всего появилось 17 федеральных архивов и центров хранения документов. Среди них: Центр хранения историко-докумен-тальных коллекций (на базе бывшего «особого» архива), Российский государственный архив экономики (бывший архив народного хозяйства). Центр хранения документов молодежных организаций (бывший архив ВЛКСМ) и другие42. Реорганизуется архивная система и на местах. Большая работа была проделана по рассекречиванию архивных документов. 6 сентября 1991 г. Президиум Верховного Совета РСФСР принял Постановление, согласно которому создается временная депутатская комиссия парламентского расследования причин и обстоятельств государственного переворота в СССР. Этим Постановлением вменялось в обязанность руководству всех государственных и общественных организаций, расположенных на территории РСФСР, предоставлять созданной депутатской комиссии необходимую для рассмотрения документацию и информацию. Эту комиссию возглавили руководители общественно-политического движения «Демократическая Россия» Л. Пономарев и Г Якунин. В конце сентября 1991 г. комиссия приступила к работе в ЦПА ИМЛ ЦК КПСС и попыталась разобраться в системе хранения документов и возможности придания их широкой общественной огласке43. В результате проделанной новой властью работы с большого количества документов был снят гриф секретности и они стали доступны для исследователей. 7 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах. Этот документ создавал основу для реформирования архивного дела в стране и предусматривал широкое участие архивохранилищ в публикации своих сокровищ. Под влиянием новых реалий общественной жизни стали менять свои названия специальные исторические журналы. Журнал «История СССР» стал называться «Отечественной историей», «Вопросы истории КПСС» - «Кентавром», «Коммунист» - «Свободной мыслью» и т. п. Вслед за этими формальными изменениями произошли и серьезные изменения в публикаторской деятельности журналов. Вместо подлинно научной литературы, освещающей отечественную историю с новых позиций, публиковались мемуары деятелей белого и контрреволюционного лагерей, произведения эмигрантских авторов и т. д. Для широкой публикации источников в 1992 г. было возобновлено издание закрытого в соответствии с постановлением Секретариата ЦК КПСС от 13 ноября 1962 г. журнала «Исторический архив». Он был учрежден Комитетом по делам архивов при Правительстве Российской Федерации. С 1993 г. в качестве приложения к журналу «Родина» начал выходить «Вестник архива Президента Российской Федерации», журнал «Источник». В 1992 г. издательство «Русская книга» приступило к выпуску сборников документов в серии «Россия в лицах, документах, дневниках»47. Они привлекали внимание общественности к секретным страницам советской истории. По инициативе Министерства образования Российской Федерации началось массовое издание хрестоматий по отечественной истории для школ и вузов. Значительное количество новых документов по новейшей истории России было опубликовано центральными48 и местными издательствами49. Особенностью документальных публикаций первой половины 1990-х гг. было то, что многие материалы попадали к нам из-за рубежа. Так, в России были изданы документы, опубликованные в эмиграции А. И. Солженицыным в серии «Исследования новейшей русской истории»50. По публикации источников можно хорошо увидеть, какие проблемы отечественной истории оказались в центре внимания историков в первой половине 1990-х гг. Обновлялась источниковая база по,, истории дореволюционной России. На первый план вышла политическая история. Были изданы документы51 и воспоминания52 о деятельности органов государственной власти и управления царской России в области внутренней и внешней политики. Особенно высокими темпами публиковались документы по истории России конца Х1Х-на-чала XX вв. Стали появляться материалы, свидетельствующие о деятельности политических партий России небольшевистского толка53. Внимание научной общественности привлек сборник документов по социально-экономической истории России этого периода54. В то же время, количество документальных публикаций по истории массового революционного движения в России в начале XX в. резко сократилось55. В истории о революционном движении России акценты делались на негативные обстоятельства, такие как провокаторство56. Внимание к революции 1917 г. и гражданской войне в России вызвало публикацию серии документов57 и мемуаров58, связанных с этим периодом отечественной истории. В связи с ростом интереса к обстоятельствам трагической гибели царской семьи в центре и на местах широко продолжали публиковаться документы59 и многочисленные воспоминания свидетелей. Большое пополнение источников получили историки для изучения белого движения в России. Значительно пополнилась источниковая база по послевоенному периоду советской истории66. Много интересных документов вышло в серии «Архив новейшей истории России» из «Особых папок» руководителей страны. Были опубликованы свидетельства современников этой эпохи68. Стала создаваться и документальная база по новейшей истории России. Много печаталось мемуаров деятелей последнего периода советской Резко изменилось положение в издательском деле. Новая власть отрицательно оценивала то, что происходило в нашей стране в период «перестройки», справедливо считая его продолжением советского периода. В связи с этим многое из того, что собирались опубликовать, особенно по советской истории, было убрано из тематических планов издательств. В. А. Невежин и О. А. Пруцкова указывают также на то, что «отпуск цен в 1992 г., превратное понимание внезапно наступивших «экономических свобод» и полной бесцензурности сотнями коммерческих издательств, которые стали стихийно возникать после распада СССР, породили ряд ранее небывалых проблем. «Раскручивалась», главным образом, ходовая литература для массового читателя. Резко уменьшился объем социально значимой литературы, в том числе научного и справочного характера». Авторы подсчитали, что тираж выпуска исторической литературы по сравнению с 1991 г. резко упал и составлял в 1992-1995 гг. не более 7-9 млн экземпляров. При этом, как указывают В. А. Невежин и О. А. Пруцкова, в это число входят как книги известного В. Суворова (Резуна), изданные общим тиражом 4 млн экз., так и научная литература, тираж которой иногда не превышает 1 тысячи. Приоритеты издаваемой в первой половине 1990-х гг. литературы можно обозначить таким образом: на первом месте находилась научно-популярная и учебная литература, затем следовали мемуары, биографии и исторические портреты и, наконец, научная литература72. По подсчетам В. А. Козлова, «в 1992-1994 гг. в России было опубликовано более четырех тысяч книг и статей по российской истории конца Х1Х-ХХ вв.... Около двух тысяч историков, социологов, философов, писателей и журналистов были авторами этого потока исторической литературы». По-прежнему много трудов с размышлениями об отечественной истории выпускалось публицистами, поэтому трудно согласиться с мнением В. А. Козлова о том, что в первой половине 1990-х гг. профессиональные академические историки «потеснили публицистов и популяризаторов» и их труды доминировали в это время. Серьезной исследовательской литературы научного характера издавалось мало, она была представлена главным образом статьями, печатавшимися в научных исторических журналах. В первой половине 1990-х гг. в связи со сменой приоритетов историками практически не создавались обобщающие труды по истории России в целом, требовалось длительное время, для того чтобы переосмыслить ее с новых позиций. Существенные изменения произошли в проблематике издаваемых работ. Ее обновление хорошо прослеживается по дискуссиям и «круглым столам», широко проводившимся в первой половине 1990-х гг. Они, как правило, посвящались новым проблемам отечественной истории, мало затрагивавшимся в советской историографии. Некоторые обсуждения строились на сопоставлении исторического материала и современности, что неизбежно приводило к модернизации событий прошлого. Так, на проходившем в марте-апреле 1992 г. в ИРИ РАН «круглом столе» по истории гражданской войны большинство выступающих подчеркивали схожесть событий периода гражданской войны с сегодняшней действительностью76. Если говорить о проблематике исторических работ, издаваемых в России в первой половине 1990-х гг., следует подчеркнуть, что большинство из них были посвящены дореволюционной России. В первой половине 1990-х гг. появилось немало новых проблем, которые привлекли значительный интерес историков. Часть из них была рождена процессами, происходившими в новой России. Активизировалась разработка истории российской государственности, органов управления Российским государством и самоуправлени, его карательных органов. В связи с зарождением в постсоветской России новых социально-экономических отношений историки активно изучали историю реформ в Росси. Продолжились тендерные исследования, изучение истории повседневности, менталитета различных слоев населения России. Многие историки переключились на создание популярных в те годы работ, написанных в жанре исторической биографии. Анализ этой литературы показывает, что в первой половине 1990-х гг. сократилось количество отечественных изданий о деятелях советской эпохи. Зато были опубликованы зарубежные исследования о вождях российского коммунизма. Основное внимание историки уделяли самодержцам и государственным деятелям дореволюционной России. Резко усилился интерес к представителям дома Романовых. ие. Интересное замечание по поводу имевших место в исторической науке в первой половине 1990-х гг. процессов сделали Г А. Бордю-гов, А. И. Ушаков, В. Ю. Чураков. Они пишут, что на фоне происходившего в центре в регионах началось по-настоящему научное переосмысление многих проблем отечественной истории. По их словам, «именно региональные исследования истории белых режимов на севере, юге и востоке страны позволили заново проанализировать реальную социально-экономическую политику, включая даже изучение таких рутинных ее сторон, как школьное строительство и судебная практика»102. Этот вывод диссонирует с мнением В. П. Булдакова, который считает, что в региональных исследованиях «таится склонность к ведомственному или клановому самоутверждению»103. Подобные высказывания напоминают широко распространенное в советское время положение, согласно которому истинная наука разрабатывается исключительно в центре, а провинциальным (региональным) историкам следует заниматься лишь краеведением, основанным на канонах официальной историографии. Одной из главных черт рассматриваемого этапа стало то обстоятельство, что достоянием отечественной историографии, ее важнейшим историографическим фактом явился огромный пласт эмигрантской литературы, а также исследования западных историков по российской истории. По подсчетам В. А. Козлова, в первой половине 1990-х гг. было издано не менее 200 зарубежных исследований только по истории России XX в. Он замечает: «знакомство с профессиональным составом зарубежных авторов показывает, что некоторые из них уже вошли во вкус выпуска своих работ в России и на русском языке, имеют устойчивые связи с издательствами и журналами, а по количеству публикаций обгоняют иных российских профессионалов»104. Г А. Бордюгов, А. И. Ушаков и В. Ю. Чураков высказывают свое мнение по поводу характера зарубежной литературы, опубликованной в России в эти годы. Анализируя состояние изучения белого движения, они пишут, что именно в первой половине 1990-х гг. произошел прорыв «в осмыслении и введении в научный оборот различных данных, которые накопили эмигрантские и зарубежные историки. Это впервые происходило без политической заданное™ с ее заведомо подобранными ярлыками. Критериями при этом являлись достоверность и доказательность, приближение к пониманию действительных, а не придуманных закономерностей гражданской войны»105. С такой оценкой вряд ли стоит полностью согласиться. В первой половине 1990-х гг. достоянием российской общественности становились, как правило, издания западных авторов консервативного направления106. Из эмигрантской литературы в основном публиковались работы, в которых пропагандировались монархическая107 или «русская»108 идеи. Благодаря во многом изданию этих произведений, в России возник интерес к истории российской монархии и широко стала обсуждаться «русская идея»109, однако говорить о полной «достоверности и доказательности» было преждевременно. Широкому распространению «русской» идеи способствовала и историческая обстановка: распад СССР, возрождение России как многонационального государства, которому заново предстояло осознать свою идентификацию, выход ее в новое геополитическое пространство. Появление «ближнего зарубежья», наличие там миллионов русских и их неполноправное положение заострили внимание к русской нации и ее исторической судьбе. Опираясь на достижения дореволюционной и эмигрантской исторической мысли, исследователи стали активно обсуждать особенности национального характера русских, их обычаи и нравы, отличия от других этносов, населявших в разное время Россию и т. д. Наиболее кардинальные изменения произошли в первой половине 1990-х гг. в методологии истории. Основные итоги поисков в этой области уже подводились в историографических работах Е. Б. Заболотного, В. Д. Камынина, В. А. Козлова, В. С. Прядеи-на и других авторов. В начале 1990-х гг. в трудах целого ряда историков110 и публицистов111 зазвучал призыв к «методологической революции», что означало в тех условиях поиск принципиально новых теоретике-методологических основ исторической науки. Смысл происшедшей в первой половине 1990-х гг. «методологической революции» современными исследователями понимается по-разному. Б. Г Могильницкий по горячим следам событий писал, что «крушение безраздельного господства марксистской социологической теории породило в нашей науке своеобразную «концептуальную анархию»112. В. А. Козлов полагает, что «методологической революции» «сопутствовали претензии некоторых теоретических моделей на исключительность. Эти претензии питались ностальгической потребностью в «универсальных» и «единственно верных» объяснениях мира»113. Такую оценку следует, на наш взгляд, поддержать, ибо в первой половине 1990-х гг. была сделана попытка заменить одну универсальную теорию, в качестве которой выступал в советское время марксизм, на другую, не менее универсальную, теорию. Во всех бедах отечественной историографии обвинялась марксистско-ленинская методология истории, от которой следовало полностью отказаться из-за ее неспособности выполнять роль инструмента познания. Критика марксизма стала вестись по всем направлениям, с применением самых разнообразных методов. Ленинизм - наиболее неприемлемое для либеральных авторов учение - начал активно противопоставляться марксизму. По словам Б. П. Балуева, еще Н. К. Михайловский в конце XIX в. «справедливо подчеркнул, что взгляды Маркса и его учеников, в том числе и русских, часто далеко не одно и то же, что у Маркса были все основания, имея в виду таких «учеников», неоднократно шутливо повторять, что он не «марксист»'14. Г С. Лисичкин попытался доказать, что большевики очень не любили Маркса, ибо его теоретические выкладки постоянно вступали в противоречие с большевистской практикой, приведшей Россию к кризису115. Для того чтобы окончательно развенчать образ Ленина не только как политика и государственного деятеля, но и как человека, массовым тиражом стала издаваться литература, смаковавшая такие подробности личной жизни В. И.Ульянова-Ленина, которые не только по идеологическим, но и по человеческим причинам не могли быть опубликованы в нашей стране в советское время. Читатели узнали много «интересного» о личной жизни, болезнях, родственниках Ленина, его политической и государственной деятельности как из отечественной116, так и из эмигрантской и западной литературы117. Активно стали обсуждаться такие стороны деятельности Ленина, как «германский след» в большевистской революции118, роль Ленина в развязывании «красного» террора119, создание культа личности Ленина120. По поводу этой литературы Н. И. Дедков писал: «Мы вправе задать себе недоуменный вопрос: почему создаются подобные книги, почему получают они столь широкую рекламу в прессе и на телевидении. Ответ будет прост и созвучен времени: потому что это выгодно. Выгодно, ибо волкогоновская книга за счет эксплуатации еще не до конца угасшего доверия читателя к печатному слову, к самому имени ученого-историка (не автора конкретно, а историка вообще) призвана внедрить в массы некоторые идеи, весьма важные для правящей «демократической» верхушки»121. Стали публиковаться произведения западных историков консервативного направления, в которых осуждался марксизм122. К. Поп-пер упрекал марксизм в излишнем «историцизме» и в своей работе опровергал такие основополагающие принципы марксизма, как диалектика, историзм, историческая закономерность, идея прогресса и т. д. Журнал «Вопросы философии» провел дискуссию о диалектическом методе, участники которой присоединились к мнению К. Поп-пера, что этот метод не имеет под собой логического обоснования123. Ведущее место в осмыслении истории России в первой половине 1990-х гг. принадлежало цивилизационному подходу. Популяризации данного подхода к истории посвящались специальные сборники статей124 и монографии125. Н. И. Авалиани, М. А. Барг, А. М. Дубровский, Б. С. Ерасов, А. Н. Ерыгин, И. Н. Ионов, М. Д. Карпачев, И. Д. Ковальченко, Л. И. Новиков, А. С. Панарин, А. И. Ракитов, Н. Б. Селунская, Л. И. Семенникова, А. Флиер, В. М. Хачатурян, Е. Б. Черняк, Л. А. Чижов разъясняли суть цивилизационного подхода как принципа объяснения истории. Осмысливая историю России с позиций цивилизационного подхода, Л. И. Семенникова видела его преимущества в том, что «его принципы позволяют: определить историческое место России в мировом человеческом сообществе как цивилизационно неоднородного общества; понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом других народов; дать цельное представление об историческом пути страны во всей его сложности, о причинах цивилизационного плана трудностей в ее развитии при колоссальном человеческом и природном потенциале; при таком подходе ярко высвечиваются проблемы альтернатив общественного развития на разных этапах истории страны, предоставляется возможность раскрыть коллизии борьбы вокруг проблемы исторического выбора, причины победы определенных сил в тот или иной момент истории»126. Некоторые авторы попытались применить цивилизационный подход к истории России в целом, чтобы объяснить особенности ее развития127. Однако уже в первой половине 1990-х гг. было замечено, что среди сторонников цивилизационного подхода к истории нет единства мнений по вопросу о том, к какому типу цивилизации относится Россия. Оживленную дискуссию в начале 1990-х гг. вызвала концепция А. С. Ахиезера о самобытном характере российской цивилизации. В 1992 г. журнал «Отечественная история» провел дискуссию по вопросу «Россия - расколотая цивилизация?», а журнал «Общественные науки и современность» - «круглый стол» на тему «Россия: критика исторического опыта». Далеко не все участники обсуждений поддержали основную мысль автора о том, что главной чертой «промежуточной цивилизации», к которой он отнес Россию, является ее раскол, то есть стремление одной группы отвечать на активизацию деятельности другой группы, выступающей с противоположными ценностями. В. П. Данилов обвинил социокультурную концепцию А. С. Ахиезера в чрезмерной идеологизированности, в отбрасывании представления о единстве всемирно-исторического процесса. Автор писал, что жесткое распределение цивилизаций между континентами и народами привело к тому, что «Россия оказалась страной «промежуточной цивилизации», отличающейся «деструктивным характером» и обреченной на систему «псевдо...»: псевдоэкономика, псевдорынок, псевдо капитализм, псевдоурбанизация, псевдокооперация и т. п., вплоть до «псевдоразвития» - всего-навсего «пульсации»128. Другие авторы полагали, что концепция А. С. Ахиезера «оказалась первой «после коммунизма» и наиболее обстоятельной и серьезной попыткой осмыслить феномен российской самобытности»129. У нее нашлись многочисленные подражатели. Идеи, созвучные концепции А. С. Ахиезера, высказал А. В. Оболонский. Он делил все цивилизации на системоцентрические и персоноцентрические. По его мнению, в персоноцентрических цивилизациях индивидуум является высшей ценностью. В системоцентрических цивилизациях высшей ценностью является сама Система, а индивидуум либо вообще отсутствует в шкале ценностей, либо рассматривается в контексте неких надличностных целей. Автор относил Россию к системоцентрическим цивилизациям, считая, что смена политических элит в России не приводила к принципиальным изменениям цивилизационноготипа России. При всех режимах Система оставалась главной ее ценностью. Он писал, что системоцентризм в России обнаружил огромный запас прочности, а любые возможности вывести Россию из плена государственного деспотизма «мгновенно вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений»130. Сложились и другие представления о цивилизационной принадлежности России. Политики, пришедшие к власти в начале 1990-х гг., попытались приблизить Россию к Европе и внедрить в развитие страны ценности западной цивилизации. Естественно, этот выбор требовал идеологического обеспечения, и в выступлениях Г. Э. Бурбулиса, Е. Т. Гайдара, А. Б. Чубайса, других идеологов реформ четко проводилась мысль о том, что Россия с самого начала своего развития была неотъемлемой частью западной цивилизации и лишь приход к власти большевиков свернул ее с магистрального пути. Обоснованию этой идеи были посвящены работы политологов и историков В. В. Ильина, И. Н. Ионова, Б. Г Капустина, А. С. Панарина и других авторов. Их противники из различных политических лагерей попытались доказать, что российская цивилизация не приемлет ценности западного мира, поскольку она относится к другому типу. Были обществоведы, которые предлагали отнести Россию к странам восточного типа. В работах В. Г Гельбраса, В. С. Мясникова и других авторов подчеркивалось, что в истории России неоднократно предпринимались попытки включить Россию в европейскую жизнь: принятие христианства, реформы Петра I и другие. Но все они заканчивались неудачей. В советский период страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном - партийным вождем. По мнению этой группы авторов, российские политики должны взять за образец развития коммунистический Китай, сделавший в 1980-1990-е гг. в результате реформ Дэн Сяопина невиданный экономический рывок. Многие авторы разделяли евразийскую концепцию об особом пути развития российской цивилизации. В работах Р. Евзерова, В. С. Ерасова, С. С. Ключникова, В. Козловского, А. Панченко, В. Б. Пастухова, О. А. Платонова, П. Савкина, С. Хоружего и других авторов, как и в сочинениях классических евразийцев 1920-х гг., проводилась мысль о том, что главным фактором развития истории является «месторазвитие» народа, т. е. связь культуры и жизни народа с географической средой. Они писали о том, что Россия отличается как от Запада, так и от Востока и пытались представить Россию как «замкнутый океан-континент», особую самобытную цивилизацию. Однако скоро стало очевидно, что современные сторонники евразийской концепции особенно сильно критиковали ценности именно западной цивилизации. По словам О. А. Платонова, «русская цивилизация отвергала западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального производства, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека»131. Л. И. Семенникова справедливо считает, что «в наворотах политической борьбы первой половины 90-х гг. евразийская концепция была упрощена, вульгаризирована и стала подспорьем для пропаганды русского национализма. Теперь речь шла о «русской цивилизации», «русской идее». Утверждалось, что эта цивилизация имеет особый духовный базис - православие, ее отличает особая форма общности, коллективизма - соборность, особое отношение к хозяйственной деятельности, которое характеризуется как «нестяжательство» (т. е. отсутствие стремление к прибыли). Как величайшее достижение русской цивилизации рассматривается создание мощного государства»132. Сама Л. И. Семенникова предложила рассматривать Россию как «цивилизованно неоднородное общество». Суть ее концепции заключалась в следующем: Россия не является самостоятельной цивилизацией и не относится ник одному из типов цивилизаций в чистом виде. По ее словам, «это особый, исторически сложившийся конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, объединенных мощным, централизованным государством с великорусским ядром. Россия геополитически расположена между двумя мощными центрами цивилизационного влияния - Востоком и Западом, включает в свой состав народы, развивающиеся как по западному, так и по восточному варианту. Неизбежно в российском обществе сказывалось как западное, так и восточное влияние. При крутых поворотах исторические вихри «сдвигали» страну то ближе к Западу, то ближе к Востс>ку. Россия представляет собой как бы «дрейфующее общество» на перекрестке цивилизационных магнитных полей»133. Я. Г. Шемякин подчеркивал, что в литературе первой половины 1990-х гг. термин «цивилизация» был перегружен противоречивыми смыслами». По его словам, за декларациями о приверженности многих авторов «цивилизационному» подходу «нередко скрывается духовная инерция старого подхода», попытки следовать старой общенаучной парадигме - редукционизму, который «выражается в претензии дать исчерпывающее объяснение исследуемой реальности в рамках какого-либо одного научного подхода»134. По словам В. А. Коз
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1530; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.02 с.) |