Политология как наука. Ее ф-ции, методы, связь с другими науками. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политология как наука. Ее ф-ции, методы, связь с другими науками.



Политология как наука. Ее ф-ции, методы, связь с другими науками.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Только постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории. С середины 1 го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений. Появляются первые политические категории, определения, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля. Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Наиболее четкое размежевание политической науки, богословия, философии, этики, истории осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Однако только к середине XIX в. политика выделилась в предмет самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта «Школа политических наук». В 1871 г. открылась, а в 1872 г. первых студентов приняла французская «Свободная школа политических наук» В 1895 г. заработала Лондонская школа экономической и политической науки. В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился, выделились её важнейшие национальные школы, направления и центры. В 1948 г. ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки, культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все страны Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к рекомендации. Но лишь 40 лет спустя эта рекомендация была принята к исполнению и в странах, входящих ранее в СССР. В 1989 г. курс политологии стал преподаваться в вузах СССР, в т.ч. и в Беларуси. В 1990 г. специальность «политолог» была введена в перечень специальностей, по которой стала вестись подготовка кадров с высшим образованием в вузах СНГ (в Беларуси – это БГУ). В 1993 г. образована Белорусская ассоциация политической науки. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов). В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение). Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Под методами политологии понимают способы познания. В совре­менной политологии существуют следующие методы политических ис­следований: структурно-функциональный анализ; бихевиористский ме­тод (изучение политики через поведение отдельных личностей и групп, распространен в западной политологии); институциональный (изучение политических институтов - государства, политических партий и т.д.);

 

Политические учения Платона и Аристотеля

В древнегреческой философской и политической мысли выделяются Сократ, Платон и Аристотель, оставившие глубокий след в духовной истории человечества. Платон (427—347 гг. до н.э.) — один из величайших мыслителей не только античности, но и во всей истории философии и политических учений. Политические воззрения Платона изложены в основном в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». В диалоге «Государство» он одним из первых обращается к характеристике политических форм. Описываются несовершенные, отрицательные типы государства: тимократия, олигархия, демократия, тирания. Им противопоставляется идеальное государство — справедливое правление избранных философов-мудрецов, ибо истинное знание доступно только этим «редким людям». Политический идеал Платона предполагает, что личность, общество и государство растворены в полисе. Он вводит жесткую иерархию сословий: философы-правители, стражи (воины), составляющие в совокупности высший класс, и ремесленники, крестьяне (низший класс или разряд); строго контролируемую систему образования и воспитания. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуются на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Никто не должен обладать частной собственностью. Решающее значение для идеального государственного устройства имеет, по Платону, введение для стражей общности жен и детей. Женщины в идеальном государстве уравнены в правах и возможностях с мужчинами. Семья в обычном смысле для двух первых сословий не существует. Детей воспитывает государство. Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших. Правление философов и действие справедливых законов для Платона в «Государстве» — два взаимосвязанных аспекта единого идеального проекта. Идеальное государство как правление лучших и благородных — аристократическое государственное устройство. В диалоге «Политик» Платон освещает ряд существенных политических проблем. Политика — это, согласно Платону, царское искусство, требующее знания и умения управлять людьми. В «Законах» Платон рисует «второй по достоинству» государственный строй. Здесь он различает два вида государственного устройства: один, где над всем стоят правители, другой, где и правителям предписаны законы. На страже законов стоит правосудие. Дальнейшее развитие и углубление античной политической мысли после Платона связано с именем его ученика и критика Аристотеля (384—322 гг. до н.э.), которому принадлежат крылатые слова: «Платон мне друг, но больший друг — истина». Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо. В работе «Политика», полной житейской и политической мудрости, он писал: «Желан­но, разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и боже­ственней благо народа и государства». Для своих политических выводов и в частности классифика­ции государств этот выдающийся мыслитель использовал огром­ный фактический материал — результаты конкретных исследова­ний 158 городов-государств — полисов. Учитывая огромные за­слуги Аристотеля в развитии политической мысли, его нередко называют родоначальником, отцом политической науки. Однако это не совсем так, поскольку становление политологии — дли­тельный процесс, в котором соседствуют истина и заблуждение, глубокие проникновения в сущность политических явлений и поверхностные, исторически ограниченные и прямо ошибочные суждения, например утверждение Аристотеля о неполитичности рабов по своей природе. Политические исследования Аристотеля, как и его предшест­венников, еще не выделились в самостоятельную дисциплину и были неразрывно переплетены с философскими и этическими идеями. Впоследствии политическая мысль постепенно освобож­дается от религиозного влияния и философско-этической фор­мы.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ.

Эффективность управления – это эффективное руководство, понимаемое как умение руководителя заставить или побудить, заинтересовать подчиненных ему работников трудиться энергично, производительно, с высокой отдачей. Результативность управления – целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные потребности, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. Качество управления, понимаемое как его результативность, характеризуется результатом, эффектом, достигаемым субъектом управления благодаря его воздействию на объект управления. Эффект – это итог, результат деятельности. эффективности управляемых объектов и процессов исходя из формулы: Эффективность = Результат / Затраты на получение результата. Высший уровень эффективности управления – это результат при наименьших затратах на управление. Если же расходы на управление ограничены заданной величиной, то следует установить, какой максимальный результат может быть достигнут при данном уровне расходов. В этом случае также достигается наибольший из возможных показатель эффективности управления, рассматриваемого как самостоятельный процесс. Главный ресурс управления – труд работников сферы управления экономикой, называемой управленческим трудом. Информационная производительность управленческого труда определяется количеством управленческой информации требуемого качества и назначения или количеством управленческой документации, производимой работником за определенное время. Показатель производительности труда управленцев – это экономический эффект, достигаемый в результате деятельности определенного органа управления. Особенность: проблема определения, количественного измерения эффективности управления остается предметом исследования науки управления.

Социльная политика

– политика государства, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между различными участниками рыночных отношений и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. Главной целью социальной политики является достижение относительного равенства в стране. Функции социальной политики: 1) регулирование воспроизводства рабочей силы (демографическая) 2) поощрение прогрессивных мотиваций к труду 3) социальная защита населения • жилье • медицина и др. Основные направления социальной защиты населения: 1) социальное страхование (медицинское страхование, пенсионное страхование, страхование в связи с рождением детей и уходом за ними) 2) рынок жилья (льготное кредитование строительства жилья) 3) социальная защита работника 4) социальная политика в области зарплаты (фиксирование минимума зарплаты) 5) социальная политика на рынке труда (Борьба с безработицей) Главной задачей переходной экономики является реформирование старой системы социальной защиты и развитие адресной социальной помощи. Социальная политика в Республике Беларусь является важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Большое значение уделяется образованию, здравоохранению, молодежной политике, пенсионному обеспечению, социальному обеспечению, туризму, физкультуре и спорту. Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в феврале 2006 года, были определены основные направления социально-экономического развития. Согласно им, главное внимание должно уделяться именно человеку, удовлетворению его социальных потребностей. Лозунг пятилетки 2006 - 2010 гг. - «Государство для народа». Любое государство рано или поздно сталкивается с какого-либо рода противоречиями и проблемами. По моему мнению, правительство должно максимально ответственно подходить к определению направлений социальной политики, так как лишь при верном и своевременном разрешении этих проблем можно избежать серьёзных волнений и кризисов и сохранить стабильность в государстве.

 

Экономическая политика

— совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны в данный момент. Государство играет центральную роль в экономической жизни общества. Его деятельность, как правило, связана с производством общественных благ, экономическим и социальным регулированием, развитием конкурентной среды, перераспределением доходов. Цели и задачи, меры государственного воздействия на экономические и социальные процессы находят отражение в экономической политике государства. Экономическая политика государства зачастую может противоречить интересам отдельных групп, что требует широкомасштабной пропаганды со стороны государства, разъяснения того, что отраженный в экономической политике курс социально-экономического развития страны является воплощением общего интереса, т.е. служит интересам большинства, а не отдельных групп общества. Концептуальная основа экономической политики – это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя. Экономическая политика государства должна соответствовать проблемам, условиям, целям и возможностям, имеющимся в стране. Касаемо экономической политики Республики Беларусь, следует отметить следующее. РБ, начиная с 1991 г., когда были нарушены все экономические связи, началась перестройка экономики. Экономическая политика нашего государства не существовало, и главной задачей было разработать эту самую политику и определиться, каким курсом идти Республике. На сегодняшний день мы видим экономическую политику, прежде всего, в разрезе приватизации, либерализации, дебюрократизации. И хотя данные понятия носят скорее политический аспект, это не означает, что они не повлияют на экономику страны в целом и на отдельных субъектов хозяйствования в частности. При активизации описанных выше процессов Беларусь ждет кардинальное изменение всех экономических процессов. Особое место занимает сегодня мировой финансово-экономический кризис. Экономическая политика РБ в данном аспекте выглядит несколько противоречивой. Основная проблема сегодня – структурный кризис в стране. Именно это и объясняет некоторые особенные черты мирового кризиса в РБ.

 

 

47.Этническая политика

связана с решением проблем, касающихся: становления единой политической нации; защиты и реализации национальных интересов госу­дарства; положения национальных меньшинств; миграции; демографической ситуации; связей с зарубежными соотечественниками. Объективной предпосылкой возникновения и развития национальных отношений является существование социа- ально-этнических групп, отличающихся по происхожде­нию, языку, культуре, этническому самосознанию, рели­гии. Любая проблема может приобрести национальный характер, если затрагивает интересы той или иной этнической общ­ности. Взаимодействие этнических общностей может проис­ходить в различных формах. Так, в современном мире актив­но идут процессы миграции то есть передвижение этнических групп, переселение их в дру­гие регионы, в иную этническую или культурную область. В политическом плане мигранты могут создавать серьез­ные проблемы для стран, куда они переселяются. Так, не­легальная миграция идет из стран Африки в Европу, из Латинской. Америки в США и т.д. Этническая политика в любом государстве затрагивает положение национальных меньшинств. Меньшинством принято считать любую группу (народность), состоящую из граждан данного государства, составляющую меньшин­ство по отношению к большинству. В Республике Беларусь проживают представители более 140 этнических групп. Национальная политика Беларуси строится на пони­мании белорусской нации как согражданства, как сово­купности граждан различных национальностей. В Бела­руси действуют 122 общественные организации, представ­ляющие граждан 24 национальных меньшинств. Их дея­тельность связана с изучением истории, культуры своих народов, проведением встреч, семинаров, фестивалей, выставок, налаживанием связей со странами происхожде­ния

 

 

Демографические проблемы

волнуют все страны мира. Они оставили свою отметину и на динамике населения Беларуси. Численность населения Беларуси по состоянию на 2009 год составила 9 503 807 тыс. Особенно интенсивно это снижение проявилось в 90-е годы, В целом за 1994–2001 годы численность населения сократилась более чем на 290 тыс. человек, что равнозначно численности такого города как г. Брест. Изменение уровня рождаемости является одним из основных факторов, влияющих на численность населения. В условиях социально-экономического кризиса среди населения сложился и укрепляется как норма образ однодетной и даже бездетной семьи. В республике в основном преобладают семьи с одним ребенком. Наиболее наглядное представление об этом дает суммарный коэффициент рождаемости (количество рождений на одну женщину от 15 до 49 лет), который снизился с 2,0 в 1989 году до 1,3 рождений в 2000 году. Но для обеспечения замещения поколений на уровне простого воспроизводства этот коэффициент должен составлять 2,16. В начале 90-х годов тенденция снижения смертности и медленного роста средней продолжительности жизни сменилась на противоположную. В 1990 году на 1000 населения приходилось 10,7 умерших, в 2001 году – 14,1. Уровень смертности увеличился за этот период на 31,8%. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 годы. Цель – стабилизация численности населения в 2015 году на уровне 9,44 – 9,45 млн. человек и обеспечение перехода к устойчивому демографическому росту. В рамках социальной поддержки семьи и детства предусматриваются мероприятия включающие:  стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий  совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми;  совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь;  пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы Самое ценное достояние общества и государства – здоровье населения. Основной целью отечественного здравоохранения является создание системы доступной и качественной медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья граждан.

 

Конфессиональная политика.

Рост значимости религиозного фактора в политической сфере страны связан с тенденцией, которая обозначается как «религиозное возрождение».Он стал общеупотребительным в связи с возрастастанием роли религиозного фактора в общественной жизни, религиозная жизнь современной Беларуси тесно перепле­лась с социально, политической жизнью. Религиозная жизнь в Беларуси представляет собой слож­ную систему отношений, которые включены в общую структуру общественной жизни и развиваются под влия­нием социально-экономических и политических процес­сов. Укрепление роли и влияния религии в обществе пря­мо связано с политикой государства. Влияние отдельных конфессий на общественную жизнь Республики Беларусь достаточно велико: прежде всего, это Белорусская Право­славная Церковь (БПЦ), к которой относит себя более 80% населения Беларуси. Религия и политика в реальной жизни всегда тесно пе­реплетены одна с другой. Власть всегда стремилась исполь­зовать религиозные организации в тех или иных полити­ческих процессах. С другой стороны, сами религиозные организации нередко боролись за приоритет над светской властью, используя свое духовное влияние на массы. Религиозно-политический процесс представляет собой расстановку различных религиозных и политических сил на определенный момент времени, состояние отношений ме­жду ними, в основе которых лежат религиозно-этические отношения, их развитие и воздействие на объекты поли­тики с целью решения политических проблем. Религиозно-политические процессы разнородны уже потому, что опираются на различные конфессии: католи­цизм, протестантство, православие, разновидности мест­ных верований. Однако их политическое содержание и об­щественная роль определяются не столько базовыми кон­фессиями, сколько политическими устремлениями групп, формирующих эти процессы, и интересами их последова­телей. Более того, на базе каждой конфессии развивается, как правило, несколько религиозно-политических тече­ний, которые имеют не одинаковые, а даже противопо­ложные политические взгляды, выражают различные уст­ремления и играют разную роль. Многие из них гораздо ближе к некоторым светским идейно-политическим на­правлениям, чем к религиозно-политическим. Белорусское законодательство определяет основные приоритеты государства во взаимоотношениях с религиозными организациями. Эти приоритеты, исходя из существующего законодательства, базируются на двух основных принципах: равенства религий и вероисповеланий перед законом.

 

Международные отношения

– это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене. Главной особенностью международных отношений является отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления Международные отношения выступают тем пространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне различные силы: государственные, военные, экономические, политические, общественные и интеллектуальные. В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа: - отношение соперничества; - отношение сотрудничества. Изучая процессы международного сотрудничества, политическая наука реально показала возможность прекращения гонки вооружений и установления прочного мира на планете. В современных условиях отдельные государства просто не в состоянии в одиночку решать обостряющихся глобальных проблем: загрязнение окружающей среды, разрушение озоновой оболочки Земли, истощения природных ресурсов. Одновременно с развитием и усложнением международных отношений расширился состав субъектов этих отношений. Если государства были по сути единственными акторами международного общения на протяжении XVII – XVII вв., то уже в XIX столетии появляются первые межправительственные (МПО) и неправительственные организации (НПО). Межправительственные организации создаются государствами на основе международных договоров для реализации общих целей и действуют согласно уставным документам. МПО предполагают институциализацию и создание механизмов реализации своих целей. Членами межправительственных организаций являются государства, которые входят на добровольной основе НПО весьма активны и влиятельны в современном мире. К ним относят организации, которые не учреждены на основании межправительственных соглашений и действуют не только в рамках одного государства. Это могут быть профессиональные организации; спортивные (Международный Олимпийский комитет); религиозные экологические (Гринпис); гуманитарные Красный Крест). Современный этап международных отношений характеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти. переход к многополярному миропорядку и противостояние гегемонии США; глобализация и нарастание глобальных проблем; демократизация и в тоже время усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии (Север) и полюса войны, брожения и тирании (Юг).

 

 

Политология как наука. Ее ф-ции, методы, связь с другими науками.

Поли­тология - это наука о законах функционирования и изменения политических отношений общества. Первые формы отображения и осмысления мира политики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали преимущественно в религиозно-мифологической форме. Их основу составляли идеи о божественном происхождении и организации власти. Только постепенно, в ходе практики люди научились подмечать в политической жизни устойчивые связи и зависимости. В результате политическая мысль стала приобретать форму теории. С середины 1 го тысячелетия обнаружилась тенденция к большей рационализации политических представлений, зарождению отдельных систематизированных учений. Появляются первые политические категории, определения, а затем и целые концепции, носящие философско-этическую форму. Этот процесс был связан прежде всего с творчеством Конфуция, Платона. Аристотеля. Постепенно политическая мысль освобождается от религиозного влияния и философско-этической формы. Наиболее четкое размежевание политической науки, богословия, философии, этики, истории осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Однако только к середине XIX в. политика выделилась в предмет самостоятельного исследования. С 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже. В 1880 г. в нем была открыта «Школа политических наук». В 1871 г. открылась, а в 1872 г. первых студентов приняла французская «Свободная школа политических наук» В 1895 г. заработала Лондонская школа экономической и политической науки. В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину в основном завершился, выделились её важнейшие национальные школы, направления и центры. В 1948 г. ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки, культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в высших учебных заведениях своих стран-членов. Все страны Запада и ряд государств Восточной Европы прислушались к рекомендации. Но лишь 40 лет спустя эта рекомендация была принята к исполнению и в странах, входящих ранее в СССР. В 1989 г. курс политологии стал преподаваться в вузах СССР, в т.ч. и в Беларуси. В 1990 г. специальность «политолог» была введена в перечень специальностей, по которой стала вестись подготовка кадров с высшим образованием в вузах СНГ (в Беларуси – это БГУ). В 1993 г. образована Белорусская ассоциация политической науки. Необходимо также рассмотреть основные функции политологии: гносе­ологическую (познавательную); теоретико-методологическую (разработка теории и методологии исследования политических явлений); аксиологичес­кую (оценочную) - обоснование политических идеалов, ценностей и целей; политической социализации личности (формирование демократической по­литической культуры и гражданственности личности); практико-политическую (экспертиза политических решений, теория политических реформ), прогностическую (прогнозирование политических процессов). В рамках этих функций совершается движение научного политического знания от эмпирического материала к его обобщению в теорию и гипоте­зу развития (предложение). Политология как наука дает оценку политическому строю, ведет по­иск наиболее эффективных политических институтов, методов управле­ния, способов разрешения социальных конфликтов. Под методами политологии понимают способы познания. В совре­менной политологии существуют следующие методы политических ис­следований: структурно-функциональный анализ; бихевиористский ме­тод (изучение политики через поведение отдельных личностей и групп, распространен в западной политологии); институциональный (изучение политических институтов - государства, политических партий и т.д.);

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.159 (0.027 с.)