Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историческая наука и власть: начало нового этапа в развитии советской историографии
Ситуация резко изменилась в 1931 г. после публикации известного письма И.В. Сталина в журнал «Пролетарская революция» - «О некоторых вопросах истории большевизма». Сталин выступил против статьи Слуцкого, в которой историк упрекал Ленина за недооценку центризма в германской социал-демократии в предвоенный период. Сталин решил, что этот упрек равносилен упреку в недооценке оппортунизма, в отказе от непримиримой борьбы с ним. А далее он формулирует вывод, сыгравший важную роль в дальнейших судьбах исторической науки: «Вопрос о большевизме Ленина вы вновь (курсив мой. — А. С.) думаете превратить из аксиомы в проблему, нуждавшуюся в "дальнейшей разработке"». Сталин считал это «гнилым либерализмом». «Клевету нужно заклеймить, а не превращать в предмет дискуссии», нельзя вести дискуссии с фальсификаторами истории, утверждал он в заключение. Сталин связывал этот вопрос с борьбой партии против оппортунизма всех мастей, против троцкизма, против мировой контрреволюции, против всех, кто поддерживал тезис о «невозможности построения социализма в СССР»4'. Письмо партийного лидера, захватившего к тому времени безоговорочно власть в стране, стало моделью для последующих дискуссий. Надлежало обсуждать лишь то, что было действительно дискуссионным, что не являлось аксиомой. Но как это определить? Как выявить разницу между «клеветой», «гнилым либерализмом», «фальсификацией истории» и действительной научной проблемой? Историческая наука вступила в безбрежное море субъективизма, злейшей конъюнктуры, которой она не знала до той поры. К тому же Сталин призвал к усилению «классовой бдительности», обострению борьбы с буржуазной идеологией, замене «старых спецов» «красными специалистами»; указал на «вредительство» как одну из главных опасностей для строительства социализма43. Письмо Сталина широко обсуждалось. Состоялись специальные заседания в Обществе историков-марксистов, в исторических журналах. Наркомпрос РСФСР принял постановление «О пересмотре программ по истории классовой борьбы в связи с письмом т. Сталина в редакцию журнала "Пролетарская революция"»44. В исторической науке началась волна погромов, коснувшаяся в основном представителей старой школы. С.Ф. Платонов и Е.В. Тарле были заклеймены как «вредители» и «контрреволюционеры», дискуссии стали отличаться невиданной ранее идеологической разнузданностью, нагнетанием политических страстей, навешиванием жестких ярлыков. Историки-марксисты пожинали плоды своей нетерпимости первых революционных лет. Сталинская программа реорганизации исторической науки легла на уже достаточно подготовленную для этого почву, хотя и Покровского, и Ярославского, и некоторых молодых историков, и видных деятелей партии заботило больше состояние исторических исследований, нежели поиски «врагов» в науке45.
Все зловещие черты времени выявились уже в ходе очередной дискуссии по истории революции 1905 г. Поводом для нее стал выход в свет в 1936 г. книги П.О. Горина «Очерки по истории Советов рабочих депутатов в 1905 г.» и второго тома «Истории ВКП(б)» под редакцией Ем. Ярославского. В журналах, Комакадемии, ИМЭЛ при ЦК ВКП(б) прошли обсуждения. По существу, речь вновь зашла о закономерности Октябрьской революции, ее предпосылках, перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Дискуссия носила ярко выраженный антименьшевистский и антитроцкистский характер. Коллеги упрекали П.О. Горина в том, что его выступление против врагов ленинизма находилось не на уровне времени. Горин в свою очередь направил в журнал «Историк-марксист» рецензию на второй том «Истории ВКП(б)» с рядом критических замечаний, что вызвало острое недовольство Ярославского. Однако редакция журнала отказалась публиковать его ответ. Дело дошло до Сталина, который предписал редакции напечатать ответную статью Ярославского46. Это было первое прямое вмешательство Сталина в ход исторической дискуссии. Конец 1931 — начало 1932 г. прошли в нервной обстановке проработок, покаяний, самокритики, на которую вынужден был пойти даже такой верный сталинист, как Ярославский, не говоря уже об «исторических сошках» более мелкого масштаба. Психоз разоблачений сопровождался усилением в исторической науке культа личности Сталина. В тяжелом положении оказались журналы «Пролетарская революция» и «Каторга и ссылка», которые прямо обвинялись в «гнилом либерализме. Составы редакций и редколлегий этих журналов стали быстро меняться. Вскоре журнал «Каторга и ссылка» был закрыт, а Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев в 1935 г. распущено.
Начался сокрушительный разгром научного наследия М. Н. Покровского. Чем это было вызвано? В советской историографии бытует мнение, что критика взглядов Покровского была необходима, что в ходе ее историки овладевали марксистско-ленинскими принципами исторического исследования, преодолевали ошибки самого Покровского'. Критика велась примерно в том же стиле и тоне, что и критика самим Покровским его учителя В.О. Ключевского и соученика П.Н. Милюкова. Тем_не менее были ли у этой критики действительно «научные» причины? Непосредственно она разворачивается после публикации в центральных газетах 27 января 1936 г. сообщения «В Совнаркоме Союза ССР и ЦК ВКП(б)». В нем излагались решение от 16 мая 1934 г. и краткое содержание замечаний Сталина, Жданова и Кирова по поводу конспектов учебников по истории СССР и новой истории, подчеркивалась неудовлетворенность представленными текстами. Здесь был употреблен термин «историческая школа» Покровского, со взглядами которой и предстояло бороться. Столь ответственные негативные оценки давались без всяких доказательств, причем облекались в форму партийного документа. Все это, разумеется, предопределило и направленность, и содержание критики. Она велась в уже отработанных формах. Соответственно в 1939 и 1940 гг. вышли сборники «Против исторической концепции М.Н. Покровского» и «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского». Знаменательно, что в них приняли участие и ученики Покровского, стремившиеся продемонстрировать отказ от взглядов учителя, и многие из его коллег, испытавшие на себе перегибы в критике их работ как самим Покровским, так и его учениками. В первом сборнике в хронологической последовательности выделялись стержневые проблемы истории русского средневековья. Среди его авторов были крупнейшие ученые того времени -Б.Д. Греков, СВ. Бахрушин, К.В. Базилевич10. Они вели критику взглядов Покровского в сдержанных тонах, упрекая его главным образом в незнании ряда общеизвестных источников, что привело к ошибочным представлениям и концепции «торгового капитализма», слабость которой сознавалась давно. Кроме вышеназванных историков, в сборнике выступили А Панкратова, А. Савич, М. Нечкина, В. Пичета, Н. Дружинин, Е. Мороховец, Д. Баевский, А. Сидоров, А Ерусалимский. Но в их статьях уже не было систематического представления об исторических взглядах Покровского. Они были избирательны по своей тематике, принцип подбора которой ясен: учитывалась либо особая актуальность для предвоенных лет некоторых проблем в освещении Покровского, где проявлялся его «национальный нигилизм», либо критика отдельных положений на основе оценок «Краткого курса истории ВКП(б)». На первый сборник появились рецензии. Особенно важно отметить среди них рецензию Н.Л. Рубинштейна (не путать с НЛ. Рубинштейном, автором «Русской историографии». — Н. И.) в журнале «Под знаменем марксизма»". Ее автор в свое время был не только учеником Покровского, но и его апологетом. Теперь тот же Рубинштейн признавал недостаточную критическую направленность исторической концепции Покровского и его «школы» в первом сборнике, а также выражал недовольство статьей А.М. Панкратовой, которая, критикуя антимарксистские взгляды Покровского, допускала большое количество оговорок. А Н.М. Дружинин прямо обвинялся в протаскивании ложной, антимарксистской трактовки Крымской войны.
В результате критики название второго сборника получило ярко выраженную политическую окраску - «Против антимарксистской концепции М.Н. Покровского». Ответственным редактором его стал самый агрессивный автор первого сборника - АЛ. Сидоров, а открывался он зубодробительной статьей Ем. Ярославского - «Антимарксистские извращения и вульгаризаторство так называемой школы Покровского», которая задавала тон всему сборнику. Второй сборник был полностью выдержан в духе тогдашней идеологической ситуации и уже не вызвал нареканий критики. Все вышеизложенное доказывает, что никаких научных причин заниматься критикой взглядов Покровского в конце 30-х гг. не было, ибо уже к середине 30-х гг. советская историческая наука при активном участии того же Покровского была накрепко вбита в прокрустово ложе марксизма-ленинизма. Причины фактического уничтожения исторического наследия Покровского лежали в иной сфере, и в советской историографии этой темы не касался никто. Бессмысленные споры, ведущиеся в течение десятилетий, был ли Покровский историком-марксистом, или историком-большевиком, или ни тем ни другим, ни о чем, кроме политической ангажированности советской исторической науки, не свидетельствуют. Конечно, никто не решался писать о реальных причинах. А дело было в том, что с конца 20-х гг. внутриполитическая ситуация в стране стала в корне меняться. Покровский уловил эти веяния слишком поздно. Он продолжал обличать русских историков-«государственников» тогда, когда в советском государстве стало нормой политическое вмешательство во все сферы жизни страны. Покровский продолжал писать о быстрых темпах экономического роста России перед октябрьским переворотом, в то время как стоящие у руля государства деятели уже стали обращать особое внимание на отсталость Российской империи. Он, наконец, по старинке настаивал на сходстве русского и западноевропейского пути развития, тогда как Сталин уже утвердил догмат о национальном происхождении русской революции и узаконил национальный взгляд на «своеобразие» русского прошлого. И главное - Покровский отрицал роль личности, тогда как обращение к великим деятелям прошлого становилось основой патриотического воспитания. Словом, квазимарксистские исторические построения Покровского перестали отвечать политическим и идеологическим требованиям времени. И его предсмертные покаяния 1930-1931 гг. уже ничего не могли изменить. Сокрушительная, с навешиванием политических ярлыков, критика исторических взглядов Покровского была предрешена.
А теперь возникает вопрос: существовала ли вообще «школа» Покровского, о которой говорилось в партийной печати и упоминалось в постановлении? Конечно, Покровский много внимания уделял преподаванию и подготовке кадров молодых историков-марксистов. В 20-х и даже в начале 30-х гг. историческая концепция Покровского доминировала в среде советских историков. Ее поддерживали В.Д. Преображенский, С.А. Пионтковский, А.Л. Сидоров, А.Е. Пресняков, Б.Д. Греков, М.В. Нечки-на. Идеи Покровского как марксистские проникали в литературоведение, историю и теорию искусств. Критика ошибок Покровского поставила его же гонителей в очень сложное положение, ведь это осуждение равносильно, по сути, признанию лучших достижений ниспровергнутой «буржуазной» науки, возвращению все к тем же Соловьеву, Чичерину, Ключевскому, Милюкову и Плеханову. А значит, попытка оформить «марксистскую» концепцию русского исторического процесса завершилась провалом. Нелепо было рассчитывать на совмещение научного инструментария «старой» исторической науки и марксистской идеологии и на этой базе создать идеологически и политически приемлемую для новой власти «научную» версию неизбежности победы в России социалистической революции. Отсюда и пролеткультовские попытки Покровского и его учеников «отряхнуть прах "старой" школы» со своих ног, что ничего не могло дать, кроме объективного признания слабости идеоло гии октябрьского переворота как раз в том, в чем большевики видели его силу: в его внезапности и несоответствии экономическому развитию России. Судьба «школы» Покровского во многом определила будущее советской исторической науки. Могли ли в таких условиях сложиться какие бы то ни было научные школы? Понятие «научная школа», таким образом, приобрело чрезвычайную расплывчатость. Перестройка научных учреждений и исторического образования. В истории советской исторической науки середина 1930-х гг. является важным рубежом. В это время отечественная историография претерпела радикальные изменения, надолго определившие дальнейший путь ее развития. В годы, непосредственно предшествующие реформе в области исторического образования и науки, то есть на рубеже; 1920-1930-х гг., руководством Наркомпроса, опирающимся на сформированные в послереволюционные годы кадры марксистских историков, были подведены итоги развития науки переходного периода. К концу 1920-х гг. марксистская идеология стала господствующей в отечественной исторической науке и жизни общества.
В конце 1920-х- начале 1930-х гг. В СССР происходит укрепление народного хозяйства, разрушенного в ходе первой мировой войны, революции, гражданской войны и интервенции, и начался процесс индустриализации и коллективизации. За годы советской власти существенно возрос общеобразовательный уровень населения страны. Эти изменения неизбежно вызывали новые потребности общества в общественных науках. В 1933 г. к власти в Германии пришел фашизм во главе с Гитлером. Фашистские идеологи не скрывали своих притязаний на Восточную Европу и, прежде всего - СССР. В новых исторических условиях, с нарастанием угрозы войны идея интернационализма перестает быть актуальной. Перед общественными науками встает задача воспитания в духе патриотизма граждан страны. В свою очередь патриотическое воспитание неразрывно связано с осознанием исторического опыта прошлого, то есть, с получением знаний по гражданской истории. В начале 1930-х гг. НКП РСФСР сделал попытку ввести в школьное преподавание обществоведения элементы истории. Однако при этом он столкнулся с проблемой, когда учащиеся не могли усвоить нового учебного курса без введения в школьные программы систематического преподавания отечественной и зарубежной истории. Это наглядно продемонстрировали проведенные работниками наркомата обследования школ. В недрах самого Наркомпроса была проведена работа по подготовке реформы школьного исторического образования, в чем большая роль принадлежала наркому просвещения РСФСР А.С.Бубнову. Для ее успешного проведения потребовались квалифицированные кадры преподавателей, новые учебники, написанные с марксистских позиций, а это уже выходило за рамки компетенции НКП РСФСР. В этих условиях 15 мая 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) подписали Постановление «О преподавание гражданской истории в школах СССР». Именно этот партийно-правительственный документ начинает отсчет нового этапа в развитии исторической науки в СССР, так как он «лавинообразно» вызвал реформы в школьном и вузовском историческом образовании, организационном строении самой исторической науки, изменении ее проблемно-тематической структуры и понимания самого предмета отечественной истории. С этой точки зрения представляется неправомерным завершение второго этапа в развитии советской исторической науки концом 1920-х годов. Постановлением «О преподавании гражданской истории в школах СССР» вводились в школьные программы курсы отечественной и всеобщей истории. Однако, в 1920-е гг. в школах история не преподавалась, ее заменяло обществоведение. Таким образом, восстановление школьного исторического образования неизбежно вызывало реформу вузовского, так как школа нуждалась в учителях истории. С сентября 1934г. восстанавливаются исторические факультеты МГУ и ЛГУ, а затем и в других университетах и пединститутах. В качестве основного структурного подразделения факультетов становятся кафедры. Тем самым восстанавливалась определенная преемственность с дореволюционным университетским образованием. В свою очередь, восстановление вузовского исторического образования требовало специалистов высшей квалификации для работы на исторических факультетах. Происходило существенное расширение системы аспирантуры. Реформа вузовского образования была затруднена существовавшим «многоцентрием» в организационном строении исторической науки, параллелизмом в работе. По этой причине происходило распыление исследовательских сил. Отрицательно сказалось организационное строение науки и на процессе создания учебников для школ | и вузов, так как АН СССР занимались в основном дореволюционной тематикой, ГАИМК - историей докапиталистических формаций, Комакадемия - революционно-освободительной проблематикой. В результате создание обобщающих трудов было крайне затруднено. Как следствие, во второй половине 1930-х гг. происходит организационная перестройка самой исторической науки. Ведущим центром становится Институт истории АН СССР, куда входит Институт Комакадемии. Значительная часть ГАИМК становится Институтом материальной культуры им.Марра в структуре АН СССР. Таким образом, исследовательская работа была сосредоточена в едином академическом центре. Происходит процесс своеобразного кадрового синтеза историков-марксистов и предсхавихелей «схарой школы», принявших методологию марксизма. Друхим центром научно-исследовательской и преподавахельской работы схановяхся кафедры исхорических факульхехов. Создание в 1934-1936 хг. учебников для школы выявило целый ряд нерешенных, хохдашнеи исторической наукой вопросов и осхро посхавило их перед исследовахелями. В эхих условиях задачи написания школьных учебников определили тематику научных исследований исхориков. Эхох процесс шел ох просхого к сложному: учебник для начальной школя; для средней; вузовский учебник и, наконец, появление многохомных обобщающих хрудов. Таким образом, в ходе написания учебника по Элементарной истории СССР для начальной школы, происходило схановление нового понимания самохо предмеха охечесхвенной исхории, чхо имело исключихельно важное значение для пахриохическохо воспихания масс. С эхой хочки зрения схановихся поняхным внимание к созданию учебника со стороны пархийных и правительственных органов и лично И.В.Сталина, А.А.Жданова. Формально партийно-правительственные документы середины 1930-х гг. были посвящены школьному историческому образованию и вопросам создания учебников. Однако, принятые 14 августа и опубликованные для широкой общесхвенносхи 26 января 1936 г. «Замечания по поводу конспекха учебника по исхории СССР» и «Замечания о конспекхе учебника новой исхории», в совокупносхи с Посхановлением ох 15 мая 1935 х., факхически содержали в себе основу новой исхорической концепции. Именно здесь речь шла о «гражданской исхории», под кохорой понимался весь исхорический процесс в (его многообразии, предполагавший хвердые знания биографий конкретных исторических лиц и событий в хронологической последовательносхи. Такое понимание хражданской исхории шло вразрез с развихием исхорической науки предшествующих лех, с хеорией экономического махериализма, на кохорой воспитывались историки-марксисты 1920-х гг. Позиции историков-марксистов во многом были сформированы под влиянием академика М.Н.Покровского. Именно поэтому «Замечания...» нацеливали на преодоление ошибок, так называемой «школы Покровского». Именно под влиянием партийно-правительственных документов по вопросам истории середины 1930-х гг. разворачивается критика наследия ученого. В ходе критики М.Н.Покровского были вскрыхы многие ошибочные положения, сущесхвовавшие в исхорической науке, преодолено влияние экономического махериализма. Однако, крихикуя академика М.Н.Покровского некоторые историки допускали перегибы и доходили до политических обвинений в адрес ученого. Зачастую такими критиками являлись сами ученики академика, такие как А.М.Панкратова, П.О.Горин. Тем самым они пытались отмежеваться от «школы Покровского», руководствуясь, прежде всего полихическими соображениями. В результате критического переосмысления наследия ученого были достигнуты значительные позитивные достижения1. Они заключались в следующем: историки освободились от влияния на них теории торгового капитала; произошел переход от абстрактно-социологических схем к конкретно-историческим исследованиям на основе анализа источников, устранялась путаница и вульгаризаторство в терминологии. В то же время в ходе критики был выявлен целый ряд неразработанных еще проблем в отечественной истории и начата исследовательская работа по ним. Произошел переход к изучению исторического процесса без какой-либо хронологической и, в значительной мере, тематической, усеченности. Способствовал активизации критической деятельности советских ученых и происходивший процесс фашизации исторической науки в Германии. В критики анализа измышлений фашистских историков по вопросам русской и всеобщей истории также был выявлен круг проблем, требующих немедленного тщательного исторического анализа. Критическая деятельность советских историков, начало которой положили партийно-правительственные документы, способствовала расширению проблемно-тематической структуры исторических исследований в предвоенные годы. Однако этим ее значение не исчерпывалось. В большинстве статей, вышедших в конце 1930-х гг. помимо критики уже содержались и попытки нового осмысления советскими историками ряда проблем. Таким образом, она способствовала усилению позитивно-исследовательской работы. Задачи, поставленные перед советской исторической наукой по созданию I учебников истории также требовали от ученых скорейшей разработки целого ряда проблем. В связи с этим содержание значения «Постановления о преподавании гражданской истории» и «Замечаний» значительно шире, чем просто постановка школьного исторического образования и создание учебной литературы. Именно поэтому становиться понятным объявление конкурса на создание учебника по истории СССР для начальной школы. Фактически в нем в той или иной степени приняли участие все ведущие историки, специалисты в области отечественной истории. Даже после подведения итогов, победивший учебник «История СССР. Краткий курс» под редакцией А.В.Шестакова подвергся тщательной доработке, в которой принял участие и идеолог партии, секретарь ЦК ВКП(б) А.А.Жданов. После издания учебник А.В.Шестакова стал своего рода конспектом для написания учебника для средней школы, а затем для вузов. Как результат школьники получили учебник «История СССР» под ред. А.М.Панкратовой, были созданы вузовские учебники, и лишь позже, в предвоенные годы, началась работа по подготовке к изданию многотомного обобщающего труда по истории СССР. Однако следует отметить и некоторые негативные моменты в осуществляемом в 1930-х гг. партийно-правительственном руководстве исторической наукой. Прежде всего, в самих постановлениях содержались некоторые неверные положения, которые утвердились в науке, такие как «полуколониальная зависимость России накануне Октябрьской революцией», «зависимость российского царизма и буржуазии от Запада», неверная периодизация новой истории западных стран и др. Фактически рекомендованный жюри правительственной комиссии к изданию учебник под редакцией А.В.Шестакова явился изложенной в сжатом виде концепцией отечественной истории, принятой в середине 1930-х гг. советской исторической наукой. Определенное влияние на содержание учебника оказал процесс складывающегося в стране культа личности И.В.Сталина. Так, при оценке событий революции и гражданской войны замалчивались имена исторических деятелей, подвергшихся к тому времени репрессиям. А ведь в «Постановлении...» говорилось об изучении истории «...с обязательным закреплением в памяти учащихся <...> исторических деятелей...». В тоже время преувеличивалась роль самого И.В.Сталина и его окружения. При освещении событий гражданской войны выпячивалась роль и значение Южного фронта по отношению к другим, поскольку членом Реввоенсовета там был будущий генсек. В тоже время о командующем А.И.Егорове не было ни слова. Изложение периода, последовавшего после окончания гражданской войны, содержало восхваление «верного соратника и помощника В.И.Ленина тов.Сталина». Еще большему влиянию культа личности подвергся написанный под редакцией Е.Ярославского и изданный в 1938 г. учебник «История ВКП(б). Краткий курс». Оценка этого учебника крайне противоречива. С одной стороны, это фактически первый крупный обобщающий труд по истории партии, с другой, при написании авторы подчас отходят от истины в угоду политической конъюнктуры. Отсюда вытекали и содержащиеся в нем фактические, методологические и теоретические ошибки. Таким образом, подводя итог, следует отметить, что начало новому этапу в развитии отечественной исторической науки положили постановления партии и правительства по вопросам преподавания истории в школе середины 1930 хгг. Эти документы вызвали перестройку всей системы исторического образования в стране и организационную перестройку самой исторической науки. В ходе работы над школьными учебниками шло утверждение новой концепции отечественной исторической науки, расширялась ее проблемно-тематическая структура. Этот процесс шел под пристальным вниманием со стороны руководства партии и правительства. В середине 1930-х гг. произошел отказ от позиции «национального нигилизма» в изучении отечественной исторической науки и переход на позиции национально- патриотические (в рамках «советского патриотизма»). С другой стороны, при изучении историками советского периода все более начинало сказываться влияние культа личности. Как.результат этих процессов в предвоенные годы произошло смещение исследовательских интересов в сторону дореволюционной истории, что было глубоко позитивным явлением. В 1930-е гг. было подготовлено значительное число советских историков, в последующие годы сыгравших определяющую роль в развитии отечественной [исторической науки.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.033 с.) |