Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление советской исторической науки в 1917- середине 1929-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большевики выдвинули в числе первоочередных задачу — ввести марксизм в историческую науку, задачу весьма трудную, если учесть, что понятия «наука» и «марксистская методология» по своей сути несовместимы. Именно с 20-х гг. в исторической науке начинают проявляться иррациональные черты марксизма, когда элементы разумного познания вытесняются элементами веры. Марксистская теория, будучи не в состоянии соперничать с дореволюционными историческими концепциями (для этого не было ни научных идей, ни квалифицированных кадров), могла внедряться и укрепляться только административными способами при политической поддержке правящей партии. Это выразилось в создании с 1918 по 1924 г. организационных структур советской исторической науки для решения проблемы подготовки новых теоретических кадров. В течении 1918 г. с неумолимой последовательностью новая власть закрывала исторические журналы, многие из которых имели долгое и славное прошлое. Канули в Лету «Русская старина», знаменитые «Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете», «Вестник археологии и истории», научно-популярный журнал «Гермес» и др. Тринадцатого апреля 1918 г. был принят декрет СНК «О памятниках Республики», где говорилось о снятии не имеющих художественной ценности памятников, воздвигнутых в честь царей и «их слуг», и о создании проектов памятников, «долженствующих ознаменовать великие дни Российской социалистической революции». Новая власть четко заявила о своем величии и ничтожности прежней русской истории. В июне ВЦИК утвердил написанный В.Й. Лениным декрет о создании Социалистической академии общественных наук, которой предназначалось сыграть важную роль в деле подготовки новых специалистов по общественным наукам. Осенью Ленин направил письмо своим соратникам с указанием о необходимости усиления борьбы «с теоретическим опошлением марксизма Каутским», особенно в вопросах о государстве, диктатуре пролетариата, буржуазной демократии, парламентаризме. А 17 ноября 1918 г. в Соцакадемии состоялся первый в истории страны общественный диспут о К. Каутском и каутскианстве. Отчет об этом диспуте фрагментарен, но нет сомнения в том, что он проходил в русле ленинских указаний и тех задач, которые большевистское руководство ставило перед Соцакадемией. Итак, уже в первые месяцы своего существования новая власть предприняла определенные действия по коренной перестройке исторической науки. Они были направлены прежде всего на формирование новых кадров историков, на переориентацию исторических изданий, которым давались указания, как оценивать, с одной стороны, старую историю России, а с другой, ее новый революционный этап. Первая дискуссия была плоть от плоти новой революционной жизни страны и, возможно, стала образцом для будущих. В последующие годы эта тенденция укрепилась. Новая власть все более решительно меняла облик общественных наук. В 1919—1923 гг. были закрыты еще действовавшие дореволюционные исторические периодические издания, такие как «Голос минувшего», «Русский исторический журнал». Новые периодические издания рассматривали прежде всего революционную проблематику, пропагандировали идеологические установки власти большевиков. В них много места отводилось истории, но в ее новом понимании — так, как это виделось руководителям идеологических служб. Наиболее заметными здесь были «Вестник агитации и пропаганды», «Печать и революция», «Пролетарская революция», «Красный архив», которые фактически находились под контролем партийных органов. Многими из них руководи» ли соратники Ленина - А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, М.С. Ольминский. Луначарский и Покровский соответственно в качестве наркома и замнаркома просвещения осуществляли партийный контроль над высшей школой, а значит, над преподаванием там общественных наук. Именно под их руководством проводилась бурная реорганизация и даже упразднение историко-филологических факультетов российских университетов, на смену которым пришли факультеты общественных и социальных наук, ориентированные на освоение марксизма, истории РКП (б). Девятнадцатого ноября 1920 г. Ленин подписал декрет СНК РСФСР «О реорганизации преподавания общественных наук в высших учебных заведениях РСФСР». Пятого февраля 1921 г. В «Правде» были опубликованы «Директивы ЦК коммунистам - работникам системы Наркомпроса», написанные Лениным. В документах присутствует положение о привлечении к преподаванию в высшей школе старых специалистов, но при условии, «содержание обучения, поскольку речь идет об общеобразовательных предметах, в особенности же о философии, общественных науках и коммунистическом воспитании, должно определяться только коммунистами». Спустя месяц Ленин подписал декрет СНК «Об установлении общего научного минимума, обязательного для преподавания во всех высших школах РСФСР». Среди предметов этого минимума были названы исторический материализм и история пролетарской революции. Одновременно продолжали открываться новые институты и курсы при высшей школе и научные общества марксистского направления. Был учрежден Коммунистический университет нм. Я.М. Свердлова, образована Комиссия по изучению истории Октябрьской революции и РКП(б) (Истпарт), филиалы которой вскоре охватили своей сетью всю страну. В феврале 1921 г. был издан Декрет СНК «Об учреждении института по подготовке «красной профессуры». Он предусматривал подготовку преподавателей по общественным наукам для высшей школы, прежде всего по истории и историческому материализму. На исходе 1921 г. ЦК принял постановление об организации в Коммунистическом университете двухгодичного курса для подготовки марксистских аров из среды рабочих и крестьян. Многочисленные марксистские и историко-революционные общества были призваны обеспечить идеологически реорганизацию общественных наук, в том числе и истории. Так, в Петрограде в 1919 г. создаются Научное общество марксистов и Общество изучения истории освободительного и революционного движения в России. Тогда же принимается решение организовать Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, имевшее сильный неонароднический крен, со своим журналом «Каторга и ссылка». Это мощное движение ученых-марксистов, других гуманитариев революционной ориентации, активно поддержанное и инспирируемое сверху непосредственно Лениным, Луначарским, Покровским, завершается уже после смерти Ленина, в 1925 г., организацией Общества историков-марксистов, в совет которого вошли все тот же М.Н. Покровский, а также историки-марксисты Н.М. Лукин, А.В. Шестаков, молодая А.М. Панкратова и другие. Общество получило и свой журнал «Историк-марксист», который сыграл знаменитую роль в становлении идеологизированной советской исторической науки и в подавлении так называемой буржуазной науки. Уже первые шаги Общества четко определили его направленность: на майском собрании общества М.Н. Покровский выступил с докладом «Пугачевщина», а Г.С. Фридлянд — с докладом «Крестьянская война в Германии»'. На следующем заседании 23 октября прозвучали доклады М.Н Пок-ровского о революции 1905 г. и А.В. Шестакова о Всеобщей октябрьской стачке. Революционный идеологический поезд Общества двинулся в путь. Общий идеологический фон дополнялся организацией общественных юбилеев, которые проходили при активном участии гуманитариев-марксистов. В январе 1919 г. торжественно отмечался юбилей А.И. Герцена, в марте состоялось собрание, посвященное памяти С. Халтурина и деятелей 1 марта 1881 г. В 20-х гг. широко праздновались 25-летие РКП (б), 100-летие восстания декабристов, 5-летие комсомола, 20-летие революции 1905 г. Позднее нарастает общественная волна в связи с юбилеями М.А. Бакунина и Н.Г. Чернышевского. Решения о них принимались высшим партийным руководством, а затем в качестве директив адресов»» лись нижестоящим партийным организациям, в том числе и тем, которые были связаны с исследовательскими и преподавательскими задачами в области истории. С каждым годом, при поддержке сверху, ширится совершенна фантастическое по размаху, близкое к средневековым по своему характеру движение по созданию культа В.И. Ленина. Уже в 1919 г. решением Моссовета учреждается общественно-исторический музей им. В.И. Ленина. Год спустя коллегия Истпарп постановила открыть музей Ленина при Истпарте. В 1923 г. организуется Институт В.И. Ленина, а затем и музей Ленина при этом институте. Все более последовательно увековечивается память Ленина и его творческое идеологическое наследие. И это при живом лидере советской системы. Мероприятия в области реформирования высшей школы, по организации новых марксистских исследовательских и учебных центров, по созданию всевозможных научных обществ дополнялись открытием новых марксистских изданий, — по существу, снимая с повестки дня вопрос о свободном развитии общественных наук, о свободном научном поиске, о полнокровных дискуссиях. Заметим, что перечисленное выше зародилось и получило развитие в первые годы советской власти, под непосредственным руководством самого Ленина. Именно по его инициативе, при его покровительстве были заложены основы идеологизации общественных наук, что стало моделью для последующего их развития вплоть до 80-х гг. Большевики ненавидели старый строй, старую науку, старую историю и взяли на себя смелость создать новую историческую науку, основанную на постулатах, которые они считали единственно правильными. Став на этот путь, руководители партии и страны, те, кто возглавлял систему просвещения, «управлял» исторической наукой, не отдавали себе отчета, что созданные ими идеологические постулаты уже в силу своей революционной субъективности были недолговечны, зависели от политической конъюнктуры. Выполнение идеологической задачи «разоблачения искажений русского исторического процесса буржуазными.историками и развитие исторической мысли в стране» делалось наиболее актуальным, в связи с чем на первый план выдвинулась фигура историка-профессионала М.Н. Покровского. В 1920 г. он издал свой первый после Октябрьской революции труд «Русская история в самом сжатом очерке», отличительной особенностью которого были черты, впоследствии ставшие определяющими для всей советской исторической науки: выделение классовой борьбы в русской истории как ее движущей силы; акцентировка на истории революционного движения как основе всего исторического процесса. Если учесть другие работы Покровского, а также изданную позднее третью часть «Русской истории в самом сжатом очерке», доведенную до первой мировой войны, то можно смело сказать, что М.Н. Покровский стоял у истоков разработки новой проблематики советской исторической науки: история классовой борьбы в России, пролетарского революционного движения, история большевизма, история трех революций в России. М.Н. Покровский оказался пионером и в изучении историографических проблем в советское время, что было закономерно, ибо он являлся одним из немногих профессиональных историков, воспринявших марксистские идеи и ставших активными критиками так называемой буржуазной историографии. Творческий стиль М.Н. Покровского имел ряд особенностей, наиболее ярко проявившихся в его историографических работах, которые вместе с тем содержали типичные черты нарождающейся советской исторической науки. К ним, в первую очередь, относятся «ниспровержение авторитетов буржуазной науки», стрем-кние к «коренному пересмотру» идей буржуазной историографии, огромного фактического материала, накопленного ею, острая полемичность, доведенная до утверждений «все это неверно»1. Первым опытом разработки специальной исторической тематики стал курс лекций Покровского, прочитанный в 1923 г. студентам Петроградского комуниверситета и в том же году изданный под названием «Классовая борьба и русская историческая литература». Курс отличало отсутствие систематического изложения. Он открывался характеристикой воззрений Н.М. Карамзина, затем мши оценки концепций Б.Н. Чичерина, А.П. Щапова, СМ. Соловьева, В.О. Ключевского, Н.И. Костомарова, Г. В. Плеханова и ИА Рожкова. Главной задачей для Покровского, красной нитью проходимей через все его лекции, остается обнаружение политической направленности воззрений характеризуемых историков. Этому подчинена и логика отбора самых типичных, по мнению Покровского, представителей исторической науки, чьи взгляды он собирался подвергнуть «классовой расшифровке». В результате Покровский выделил следующие направления в русской историографии: дворянское, буржуазное и мелкобуржуазное. Однако оценки Покровского имели свою специфику. Он утверждал, что «сякая идеология является «кривым зеркалом», в котором отражаются, каждый раз по-своему, классовые интересы историков различных направлений2. Объективно отсюда вытекал вывод, что любая идеология, в том числе и марксистская, не может претендовать на подлинную научность. Впоследствии сам Покровский станет отмежевываться от своей идеи как ошибочной, а его критики будут связывать ее с недостаточной марксистской зрелостью его взглядов в 20-х гг. На самом деле это была, пожалуй, последняя ниточка, которая связывала Покровского с рационалистической традицией в истории. Но и она оборвалась. Во второй половине 20-х гг. в ответ на решения ХШ съезда РКП(б) М.Н. Покровский со слушателями своего семинара активно включился в процесс «овладения ленинским теоретическим наследием», в результате чего в 1926—1931 гг. появляется целая серия его статей об исторических взглядах так называемых «демократически настроенных историков» (А.П. Щапов, Н.Г. Чернышевский)3, а также К. Маркса и В.И. Ленина4, кроме того, разоблачительные статьи о трудах русских историков, оказавшихся в эмиграции5. Русская историография XIX — начала XX в., создавшая самые фундаментальные концепции русского исторического процесса, не случайно оказалась в центре внимания первого историка-марксиста. Развенчание авторитета «старой» историографии было обязательным условием утверждения марксистских постулатов в исторической науке. Одним из первых Покровский сформулировал задачу изучения марксистско-ленинской теории как основы для обогащения и совершенствования методологии исторического и историографического исследования. Влияние Покровского на формирование советской исторической традиции было столь велико еще и потому, что он занимал монопольное положение в решении задач подготовки кадров историков-марксистов. Уже со второй половины 20-х гг. слушатели семинара Покровского в Институте красной профессуры начинают активно выступать в марксистских периодических изданиях с историческими и историографическими статьями, как правило, солидаризируясь со взглядами своего учителя. Особенно показательно в этом плане издание в 1927 и 1930 гг. двух частей сборника «Русская историческая литература в классовом освещении». В основу статей были положены рефераты слушателей историографических семинаров М.Н. Покровского. В предисловии указывалось, что в сборнике предпринята первая попытка обозреть с марксистских позиций развитие русской исторической науки на протяжении всего XIX и начала XX в. в лице ее крупнейших представителей. Трудов с таким широким хронологическим охватом в тот период не было. Сборник интересен тем, что показывает уровень исторической мысли первых деся тилетий советской власти. Здесь мы находим и указание на крайнюю устарелость «дворянской» историографии, и обоснование *леи, что все русские «буржуазные» историки выступали выразителями интересов торгово-промышленного капитала, практическая защита которого и составляла суть их концепций. Качество статей, вошедших в сборник, различно. Наиболее профессиональные из них принадлежат перу М.В. Нечкиной. Это — статьи о И.Г. Эверсе и В.О. Ключевском. Молодые историки, выступившие в сборнике, вслед за своим учителем анализируют классовую сущность воззрений историков XIX - начала XX в. Перед нами в основном те же фигуры, что и в лекциях Покровского 1923 г. Нет Карамзина, отсутствует Плеханов, но прибавлен Эверс. Создать систематический труд по русской историографии молодым историкам-марксистам не удалось. И в теоретическом отношении они недалеко ушли от установок своего учителя, хотя кх работы и были насыщены соответственно подобранным фактическим материалом. Показательно, что среди авторов этого первого историографического сборника будущие известные советские историки - М.В. Нечкина, АЛ. Сидоров, которые возглавят целые направления советской исторической науки. Данный сборник, по существу, подвел итог историографических разработок 20-х гг. М.Н. Покровский активно работал на «историческом фронте», как тогда говорили, до самой смерти в 1932 г, В статьях, опубликованных в связи со смертью Покровского, его ученики апологетически поддерживали взгляды учителя, в штыки встречая любую критику в его адрес. Они особенно подчеркивали как главную заслугу Покровского его основной тезис, что все «буржуазные» историки в той или иной мере отражали классовую борьбу своего времени, в основе их исторических концепций лежали определенные политические воззрения, и что их труды — «это политика, опрокинутая в прошлое». Результатами своей деятельности в области исторической науки Покровский мог быть удовлетворен. «Школа» Покровского обладала всеми характерными для советской исторической науки чертами: претензией на обладание истиной, идейной монополией, линейным пониманием общественного прогресса, монологизмом. Вследствие ее непримиримой борьбы с концепциями историков «старой школы», начиная с СМ. Соловьева и В.О. Ключевского и кончая «агентами великорусской буржуазии» М.К. Любавским, СВ. Бахрушиным, Е.В. Тарле и другими, все богатство знаний, каким располагала русская историческая наука, осталось практически невостребованным советскими историками. Покровский продемонстрировал своим ученикам, как и какими методами надо возводить «новое» здание советской исторической науки, тем самым создав прецедент и в отношении судьбы своего собственного наследия. «Золотой век» советской историографии: дискуссии второй половины 20-х гг.
Дискуссии в исторической науке, как это показал уже первый диспут о К. Каутском и каутскианстве, стали мощным рычагом идеологизированной системы, созданной по инициативе партийного руководства. Вслед за диспутом 1918 г. последовали другие. В 1920 г. на широком партийном совещании по народному образованию состоялось острое обсуждение проблем, связанных с планированием развития общественных наук. Речь шла о том, как более точно и оперативно претворить в жизнь директивы партии по переориентации общественных дисциплин в высшей школе в сторону марксизма. О последовательной идеологизации исторической науки свидетельствует научная дискуссия об особенностях русского исторического процесса и природе русского самодержавия, состоявшаяся в 1922 г. В ней, естественно, принимали участие лишь историки-марксисты. Цель дискуссии заключалась в том, чтобы нанести удар по концепциям старой, так называемой буржуазной науки, а также по историческим воззрениям историков-меньшевиков, эсеров, сторонников Л.Д. Троцкого. Возглавлял дискутантов-марксистов М.Н. Покровский. «Правда» широко освещала ход дискуссии. В то время как историки-марксисты дробили в пыль представления предшествующей историографии о русском историческом процессе, видные русские философы, историки, другие крупные специалисты готовились к печально знаменитой высылке за рубеж (1922 г.), которая нанесла невосполнимый ущерб отечественной науке. На следующий год на страницах журналов «Пролетарская революция», «Под знаменем марксизма», «Спутник коммуниста» разгорелся спор вокруг новой книги В. Астрова «Экономисты – предтечи меньшевизма. Экономисты и рабочее движение в России на пороге XX в.». На этот раз смысл дискуссии заключался не в том, чтобы постичь научную истину, а в том, чтобы идеологически сокрушить злейшего врага большевизма - оппортунизм. В ноябре 1923 г. на страницах газеты «Правда» прошла дискуссия о преподавании истории и ее влиянии на формирование марксистского мировоззрения. В ней участвовали Покровский, Бубнов, Крупская и другие. Предмет дискуссии снова был ограничен чисто идеологическими задачами - утверждением в преподавании истории марксистских взглядов и борьбой с буржуазной идеологией. На исходе 1923 г., с началом подготовки к 100-летнему юбилею восстания декабристов, в советской исторической литературе вспыхнула дискуссия относительно сущности этого движения. Интерес историков-марксистов к революционерам первой четверти XIX в. находился в общем русле интереса ко всяким проявлениям революционности в истории и прежде всего в России. Дискуссия началась после появления 16 декабря в газете «Рабочая Москва» статьи М.С. Ольминского «Две годовщины». Автор с ультрареволюционных позиций характеризовал движение декабристов как «движение дворян-землевладельцев», которые обманом увлекли солдат на Сенатскую площадь, а затем предательски покинули их. В защиту декабристов выступили М.Н. Покровский, В.Д. Виленский-Сибиряков и некоторые другие. Покровский писал о них, особенно о членах Южного общества и Общества соединенных славян, как о «настоящих революционерах и революционных демократах», чуть ли н& предшественниках большевиков. Как видим, первые дискуссии советской исторической науки представляли собой не научные, а скорее горячие революционные диспуты внутри марксистского крыла историографии. Они преследовали чисто идеологические и политические цели, которые были тесно связаны с задачами высшей и средней школы по марксистскому воспитанию. Но акцентируя внимание на избранных темах, историки-марксисты тем самым (порой стихийно, порой организованно и сознательно) отодвигали в тень, а потом и вовсе отправляли в небытие многие ключевые темы российское истории. Началось замалчивание истории русской церкви, истории российского нобилитета, предпринимательства. Политическая история приобретала совершенно гротескный характер, либерализм подвергался осмеянию и поруганию. Да и излюбленные темы, связанные с историей рабочего класса, крестьянства, революционного движения столь идеализировались, что зачастую искажалась сама суть исторического явления. Смерть Ленина не остановила тенденции к общей идеологизации советской исторической науки. Напротив, в условиях ожесточенной борьбы за власть внутри большевистского руководства, когда каждая из сторон апеллировала к имени и взглядам Ленина и когда обращение к истории русской революции, истории русского радикального движения, истории страны вообще служило дополнительным аргументом в ожесточенных политических схватках, историческая наука как таковая и дискуссии в частности все более и более становились орудиями этой борьбы. К тому же обещая революционно-идеологическая устремленность историков-марксистов, выработанная и сформировавшаяся в первые послереволюционные годы, их общее неприятие «старорежимных» взглядов на историю страны, а также тех воззрений, которые они считали отражением охваченной кризисом буржуазной историографии, придавали дискуссиям середины и второй половины 20-х гг. особо воинственный и идеологизированный характер. Истпроф ВЦСПС в начале 1924 г. провел дискуссию об историках профсоюзного движения в России. В апреле этого же года на общем собрании Соцакадемии обсуждался вопрос о расширении углублении работы по изучению ленинизма. Главную роль в суждении играл основной докладчик М.Н. Покровский. В том году на страницах журналов «Пролетарская революция» и «Каторга и ссылка», ориентированных в известной мере на старые, еще народнические традиции, прошла дискуссия о русском якобинстве. В центре спора оказалась статья Н.Н. Батурина «О наследстве русских якобинцев». От выяснения общности корней французских якобинцев 1792 г. и русских народников (Ткачева, Зайчневского и др.) дискуссия естественно перешла к определению классовых и теоретических корней большевизма. Среди участников мы снова видим Покровского и других историков-марксистов. В конце 1924 г. в условиях крепнущего культа Ленина, массовых публикаций его работ, празднования различных революциях годовщин на страницах партийной печати началась дискуссия о ленинской теории социалистической революции и теории перерастания буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую, о понимании Лениным проблемы диктатуры пролетариата и союза рабочего класса с крестьянством. В ходе дискуссии на страницах журнала «Большевик» вышли В.Н. Астров, А.С. Бубнов, С.И. Гусев, Э.И. Квиринг, В. Сталин. В этом же журнале в 1925-1926 гг. дискутировались вопросы о классовой дифференциации крестьянства в России до и после Октябрьской революции, о содержании лозунга «Союз пролетариата и крестьянства» после революции, о путях послереволюционного кооперирования крестьянства. Те же проблемы обсуждались в аграрной секции при Комакадемии. В обществе историков-марксистов прошла дискуссия о советах и крестьянском движении в 1905 г. В 1926 г. после выхода в свет «Очерков истории РКП (б)» А. Попова журнал «Большевик» вновь начал дискуссии об отношении партии к крестьянству, народническом социализме, комбедах, характеристике нэпа и др. Они были тесно связаны с острой политической борьбой в партии по поводу дальнейших судеб российского крестьянства, с нарастающим недовольством победившего люмпена имущественной дифференциацией, которую нес нэп. Сторонники ортодоксально-ленинской ориентации повели атаки на «троцкистское» и «мелкобуржуазное» понимание этих проблем. По существу, исторические реалии продолжали оставаться полем острой идеологической и политической борьбы. В том же году исторические дискуссии затронули такую проблему, как оценка роли национальных движений в истории России. Так, на I пленуме Института этнических и национальных культур народов Востока объектом дискуссии стал доклад А. В. Шестакова «Спорные вопросы восстания в Средней Азии в 1916 г.». Обсуждались причины, характер, движущие силы восстания. В связи с его антирусским характером обращалось внимание на использование феодальными кланами народных масс в своих интересах. По существу, дискуссия стала первой пробой сил историков-марксистов в оценке национальных движений, в стремлении подчинить эти оценки идеологическим задачам дня, определить взаимные интересы народов разных наций в борьбе за общее революционное дело, приблизиться к апологетике общеисторического движения на пути к Октябрьской революции и создания СССР. Но одновременно здесь было начало искажения истории присоединения отдельных народов к России. «Историк-марксист» в 1926-1927 гг. опубликовал результаты этой дискуссии. В 1928-1929 гг. в периодических изданиях продолжалось обсуждение острейших идеологических и политических проблем, связанных с ленинским пониманием перерастания революции буржуазно-демократической в социалистическую, в частности о темпах и хронологических границах этого перерастания, о характере революции 1905 г. Двигателями дискуссий были все те же идеологические вопросы о судьбе революции в России, о характере Октябрьской революции. Победители старались найти себе достойное и закономерное место в истории. Одновременно в поле зрения марксистов-дискутантов оказались вопросы конкретной истории революционного движения в России: о значении I съезда РСДРП, о политических взглядах Н.Г. Чернышевского. В последней дискуссии наряду с маститыми марксистами М.Н. Покровским, Ю.М. Стекловым пробовали силы молодые В.Я. Кирпотин, М.В. Нечкина, И.И. Минц и другие. Дискуссия о Чернышевском была одной из наиболее крупных во второй половине 20-х гг. Историки-марксисты стремились к так называемому ленинскому пониманию истории предреволюционной поры. Поводом к дискуссии послужила серия работ О.М. Стеклова о Чернышевском, в которых он характеризовал первого российского революционного демократа «как предтечу С Маркса и Ф. Энгельса, "революционного коммунизма", провозвестника социалистической революции в России». Оппоненты Стеклова определяли Чернышевского как крестьянского революционера и революционного демократа. Дискутанты широко цитировали Ленина. Тон задавал Покровский и, как отмечалось в позднейшем историографическом труде, он значительно приблизился к «ленинскому пониманию» личности и деятельности Чернышевского. Попутно участники исторических баталий разверзли борьбу против либеральных, меньшевистских, эсеровских взглядов на Чернышевского, представлявших его как весьма далекого от революционных и социалистических устремлений деятеля. Соответствие понимания научно-исторического вопроса и ленинского представления о нем стало, таким образом, квинтэссенцией названной и ряда последующих дискуссий по истории России. И это несмотря на то что уже имелась обширная литература о Чернышевском, созданная как в дореволюционные горы, так и позднее в России и за рубежом, где облик русского демократа вовсе не соответствовал тем спорам, которые яростно вели между собой историки-марксисты. К данной дискуссии непосредственно примыкала другая - о личности и деятельности М А. Бакунина. Она проходила все в том же русле интереса к революционному движению в России, к предшественникам коммунистической партии. Против Ю.М. Стеклова, подтягивавшего Бакунина к родоначальникам российского коммунизма, на страницах журналов «Историк-марксист» и «Печать и революция» выступила группа ученых, в том числе Е.А Мороховец, В.П. Полонский и другие. Правда, в целом Мороховец положительно оценил взгляды Стеклова. Примечательно, что редакция «Историка-марксиста» отредактировала текст Мороховца, придав ему большую политическую направленность, против чего автор протестовал в письме, присланном в журнал. Позднейший исследователь советских периодических изданий того времени А.И. Алаторцева оценила совершенно невероятный, с точки зрения подлинной науки, факт фальсификации следующим образом: «В этом сказалось стремление редколлегии журнала к четкости политической позиции и ясности научной точки зрения». Тогда же прошла и короткая дискуссия о С.Г. Нечаеве. Ее участники отвергли взгляд на него как на предшественника большевиков, а также осудили попытки оправдать революционную практику Нечаева. Дальнейшее развитие этой линии принес 1929 г. В Обществе историков-марксистов, на страницах ряда журналов и центральных газет состоялась дискуссия о «Народной воле», приуроченная к 50-летию организации. Дискуссия отразила длительные усилия историков-марксистов по воссозданию ленинской концепции народничества. Открыла дискуссию статья соратника Ленина, бывшего участника народнического движения И.А. Теодоровича «Историческое значение партии "Народная воля"», опубликованная в юбилейном номере журнала «Каторга и ссылка». С позиций марксизма автор критиковал либеральные, народнические, эсеровские, плехановские взгляды на народничество; отвергал он и «веховский» подход к народничеству как узкоинтеллигентской организации, а также определение Покровского «Народной воли» как буржуазно-либерального движения. Теодорович не соглашался и с меньшевиками, отрицавшими «революционно-демократическое» содержание народничества. Советская историография сочла это сильной стороной статьи Теодоровича. А вот ее слабой стороной стала, по мнению участников дискуссии, попытка определить народников и народовольцев как «прямых предшественников большевизма», а «Народную волю» как организацию крестьянства для «единой мировой социалистической революции». В 1930 г. дискуссия продолжалась. Главное внимание ее участники сосредоточили на ленинских оценках идеологии «Народной воли» как теории народного социализма. В конце концов и эта дискуссия, подобно предшествовавшим ей спорам об исторической роли Чернышевского, Бакунина, Нечаева, привела к постановке проблемы идейных истоков большевизма, предпосылок ленинизма. Не нужно забывать, что дискуссия совпала с острейшими внутрипартийными разногласиями, с борьбой против «новой оппозиции», троцкизма, позднее — против «правого уклона», что придало ей особую идеологическую напряженность, а самого Теодоровича ее волна отнесла к «правому уклону». Именно тогда оформляется Общество аграрников-марксистов, а в Обществе историков-марксистов заслушивается доклад Д.Я. Кина «О пролетарской революции, буржуазных реставраторах и мелкобуржуазных ликвидаторах». Итогом дискуссии стали тезисы о «Народной воле», подготовленные отделом культуры и пропаганды ЦК ВКП(б). В них однозначно отметались «неправильные» оценки и давалась «правильная». Народовольство характеризовалось как революционно-демократическое течение. Все другие мнения причислялись к «правому уклону». В тезисах подчеркивалась важность «правильной» постановки вопроса об отношении социализма пролетарского к социализму «мелкобуржуазному, крестьянскому в условиях вовлечения бедняцко-середняцких» масс в сплошную коллективизацию; отмечалось, что стремление смазать различия между научным и утопическим социализмом ведет к возрождению народнических взглядов на возможность крестьянства стихийно прийти к социализму. После выхода «Тезисов» в свет травля Теодоровича усилилась. В ней приняли участие Э.Б. Генкина, И.Л. Татаров, М.А. Поташ, В.Ф. Малаховский, которые продемонстрировали «настоящее знание ленинских работ», что считалось подлинным научным критерием в оценке проблемы. Как отмечалось в «Очерках истории исторической науки в СССР», «дискуссии способствовали более глубокому усвоению историками марксистско-ленинского учения». И это было справедливо, но для подлинного развития науки ничтожно мало. Целые тематические и методологические пласты, бывшие важным достоянием русской дореволюционной историографии, активно вымывались, исчезали. На рубеже 20-30-х гг. в советской исторической науке активно дискутировались не только проблемы истории революционно-демократического движения XIX в. Интенсивно изучалась и обсуждалась и история российской социал-демократии. Таким образом, история освободительного движения в целом выстраивалась в единую цепь, наиболее значительным и решающим звеном которой был большевизм. Подтверждением тому являлась дискуссия в связи с 45-летием группы «Освобождение труда» и 10-летием со дня смерти Г.В. Плеханова. В условиях борьбы с различными партийными уклонами и практической узурпации масти И.В. Сталиным, поддержанным широкими слоями беднейшей части народа, эта дискуссия стала, по существу, одной из проб идеологических сил сталинистов. В журнале «Пролетарская революция» появились публикации о наличии меньшевистских тенденций в деятельности Плеханова и его группы. Крайние взгляды отличали и авторов статей, опубликованных в «Красной летописи». Однако редакция «Пролетарской революции» поумерила их разрушительную критику своими комментариями. «Историк-марксист» взял «под защиту» Плеханова, отрицая верность позиции НЛ. Сергиевского, который отдавал пальму первенства в становлении русской социал-демократии Д. Благоеву, рассматривая именно его в качестве предтечи большевизма". По мнению В.И. Невского, это было опасно, так как сближало ленинизм с народничеством, к которому тяготел Благоев. Широко обсуждались и другие революционные страницы истории страны: революция 1905-1907 гг., февральская революция. Что касается первой русской революции, то здесь пафос полемистов был направлен прежде всего против положений Троцкого о советах как органах «самоуправления» и «прообр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 1739; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.187 (0.021 с.) |