Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава II . Исследование эффективности использования системы упражнений в процессе формирования первоначального навыка чтения у первоклассников

Поиск

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................ ….3

Глава I. Особенности формирования у первоклассников первоначального навыка чтения

1.1. Этапы формирования первоначального навыка чтения у первоклассников……………………………………………………………………..8

1.2. Система упражнений как метод формирования первоначального навыка чтения у первоклассников………………………………………………...18

1.3. Критериальная характеристика уровней сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников................................... …25

Выводы к главе I …………………………………………………………...32

Глава II. Исследование эффективности использования системы упражнений в процессе формирования первоначального навыка чтения у первоклассников

2.1. Проверка уровня сформированности навыка чтения у первоклассников……………………………………………………………………35

2.2. Апробация системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников и оценка ее эффективности………………..45

Выводы к главе II ………………………………………………………….60

Заключение ………………………………………………………………………...63

Список используемых источников ……………………………………………..66

Приложения ……………………………………………………………………….70

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность исследования. Украина продолжает свое поступательное вхождение в европейский и мировой образовательный простор на основе усиления регуляторов глобально принятого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Реализация государственной национальной программы возрождения образования «Украина XX столетия: стратегия образования» невозможна без основательного обеспечения учебно-воспитательного процесса современной национальной начальной школы новым содержанием, технологиями и материально-техническими средствами. При этом особенно ответственна роль эффективного формирования первоначального навыка чтения в повышении качества обучения и воспитания детей по всем учебным предметам не только в начальных классах, но и во всем их дальнейшем обучении и самообразовании.

    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

    Т.П. Сальникова [37] отмечала, что полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

    С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

В настоящее время среди ученых отсутствует единство во взглядах на сущность чтения и понимание особенностей его функционального и психофизиологического механизмов. С одной стороны, под чтением понимается такой вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации (В.Г.Горецкий [8], А.Ф.Шанько [9] и др.). С другой стороны, чтение интерпретируется как процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (Д.Б.Эльконин [38], В.В.Репкин [33], В.А.Левин [22] и др.). С третьей стороны, чтение интерпретируется как процесс использования глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смысла, который заложен в тексте, т.е. в качестве основного средства обучения, важнейшего инструмента познания окружающего мира (О.А.Андреев [2], Л.Н.Хромов [2] и др.).

Во взглядах на специфику функционирования психофизиологического механизма чтения, а также на особенности формирования полноценного навыка чтения младших школьников в среде отечественных и зарубежных авторов имеются принципиальные различия, что усиливает актуальность проблемы выбора самого метода обучения детей грамоте и чтению в пределах начальной школы.

По мнению В.Г. Горецкого [8], в период обучения грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения, как один из важнейших видов речевой деятельности. В первом классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работой с текстом и книгой.

Опираясь на особенности чтения ребенка при первоначальном обучении, в частности, то, что прежде чем прочитать слово целиком, он должен выделить и осознать составляющие его элементы, ряд отечественных ученых отстаивают дидактическую целесообразность использования аналитико-синтетического метода обучения чтению детей младшего школьного возраста как наиболее соответствующего особенностям их познавательной сферы и мышления в данном возрасте (Т.Г.Егоров [10],  Д.Б.Эльконин [43] и др.).

Огромный вклад в развитие методики обучения чтению внес                К.Д. Ушинский [41]. Он был основоположником аналитико-синтетического метода обучения чтению в отечественной педагогике.

Несмотря на современные достижения отечественной методики обучению чтению (Н.С.Вашуленко [6], А.Я.Савченко [36], Т.П. Сальникова [37] и др.),  многие учащиеся начальной школы значительно отстают в нормативном чтении. Причиной тому, по нашему мнению, является отсутствие единого мнения по поводу выбора эффективных методов обучения чтению, не разработана поэтапная система упражнений, направленная на формирование первоначального навыка чтения.  

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, её значение для теории и практики начального образования, была определена тема нашего исследования «Формирование первоначального навыка чтения у первоклассников посредством системы упражнений».

Объект исследования. Процесс формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Предмет исследования. Система упражнений как метод формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Цель исследования. Разработать и апробировать систему упражнений в качестве метода формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Гипотеза исследования. Процесс формирования первоначального навыка чтения у первоклассников будет эффективным при использовании системы упражнений, разработанной с учётом этапности и задач данного процесса, а также направленной на формирование умений: 1) читать в слове гласные, прямые слоги и примыкающие к ним согласные, читать слова, включающие слияние в разной позиции; 2) читать правильно, соблюдая орфоэпические нормы; 3) читать осознанно и выразительно; 4) читать бегло.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы определить этапы процесса формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

2. Выделить систему упражнений, которая влияет на формирование первоначального навыка чтения.

3. Составить критериальную характеристику уровня сформированности первоначального навыка чтения и определить начальный уровень его сформированности у первоклассников.

4. Апробировать и выявить результат использования разработанной системы упражнений по формированию у первоклассников навыка чтения в период обучения грамоте.

Методы исследования:

 - теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирические: эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

Нау чная новизна данного исследования состоит в выборе и систематизации упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников с учётом этапности и задач данного процесса.

Практическое значение исследования состоит в том, что посредством разработанной нами системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников данный навык формируется эффективнее, чем в ходе традиционных уроков обучения грамоте, за счет отбора специфических для каждого этапа формирования данного навыка упражнений.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1октября 2011 г. по 15 марта 2012 г. и состояло из анализа теоретической литературы и эксперимента, который проходил в 3 этапа:

I этап – констатирующий эксперимент, задача которого выявить уровень сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников.

II этап – формирующий эксперимент, задача которого разработать и апробировать систему упражнений по формированию исследуемого навыка.

III этап – контрольный эксперимент, задача которого определить эффективность проведенной работы по формированию первоначального навыка  чтения у первоклассников.

Экспериментальная база исследования. Гимназия 24.

В опытно-педагогической работе принимали участие 50 первоклассников.

Апробация результатов исследования осуществляется непосредственно в университете во время научных и научно-практических конференций студен­тов. Информация о результатах исследования апробируется в процессе научных дискуссий на конференциях в вузах Украины и за рубежом.

Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников из 51 наименования, 4 рисунков, 7 таблиц, приложений на 17 страницах.

 

 

III. Заключительный этап.

Цель: формирование умения читать со скоростью 20-30 слов в минуту, повышение темпа чтения.

Для осуществления данной цели мы использовали 6 последовательно усложняющихся упражнений на развитие внимания, памяти, смысловой догадки, увеличение оперативного поля чтения. На данный вид работы отводилось время на двух уроках. На каждом уроке было проведено по три упражнения.

Данный вид работы проводится на заключительном этапе формирующего эксперимента, т.к. на первых двух этапах были сформированы умения читать правильно, выразительно, осознанно, а, следовательно, предпосылки для увеличения темпа чтения.

Лариса А. успешно и с интересом выполняла каждое упражнение, трудностей не испытывала.

Даниил Е. Частично выполнил все упражнения, трудности возникли с чтением слов с прикрытой верхней частью.

Кирилл Д. упражнения выполняет с помощью экспериментатора, не замечает своих ошибок.

Костя А. не всегда понимает суть ошибок, на которые указывает экспериментатор, испытывает трудности в чтение, за темпом чтения экспериментатора не успевает.

В целом, можно отметить, что упражнения дети воспринимали положительно, старались выполнять все задания, интерес детей к упражнениям поддерживался игровой формой и необычностью упражнений для традиционного урока чтения.

Причины трудностей и ошибок в выполнении упражнений заключались в неумении первоклассников правильно сливать звуки в слоги, а слоги в слова, в незнании орфоэпических норм и правил, в неправильном интонировании предложений. В связи с этим в ходе формирующего эксперимента проводилась также коррекционная работа по исправлению ошибок. Она заключалась в подробном объяснении упражнения, повторении правил перед выполнением упражнения и после него, выполнении упражнения по примеру учителя или вместе с учителем, а потом самостоятельно, повторном выполнении упражнений.

Проводя с первоклассниками работу по формированию первоначального навыка чтения посредством системы упражнений необходимо учитывать тот факт, что дети в первый класс поступают с разным уровнем подготовки, кроме этого они имеют индивидуальные особенности, которые также должен учитывать учитель.

После апробации системы упражнений в экспериментальном классе был проведен контрольный эксперимент, целью которого являлось  определение эффективности проведенной работы по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников.

Ученикам были предложены такие же задания, как и на констатирующем этапе.

Полученные результаты отображены в Приложении Г.

А в табл. 2.5. представлены общие результаты проведения диагностики.

 

Таблица 2.5.

Сводная таблица уровня владения первоначальным навыком чтения в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе исследования

Уровни владения навыками Экспериментальный класс Контрольный класс
Высокий 20,8% 8,4%
Достаточный 54,2% 41,6%
Средний 20,8% 41,6%
Низкий 4,2% 8,4%

 

 

Таблица 2.6.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования, заключающаяся в разработке и апробировании в качестве метода формирования у первоклассников первоначального навыка чтения системы упражнений, достигнута, т.к, решены все поставленные задачи.

В ходе исследования мы определили, что  первоначальный навык чтения у первоклассников – это навык сознательного, правильного, плавного слоговом чтения, с частичным переходом на чтение целыми словами, который формируется поэтапно (этапы формирования чтения слогами, осознанности, правильности и скорости чтения, выразительности) и основывается на умениях: читать слогами, соблюдать орфоэпические нормы, делать паузы и логические ударения в простейших случаях, понимать прочитанное, читать в темпе 20-30 сл/мин, которые формируются при условии использованной системы упражнений, которая соответствует таким требованиям: поэтапность, постепенная усложняемость, достаточная повторяемость упражнений.

Также в ходе проведенного исследования была составлена критериальная характеристика навыка первоначального чтения и выделены основные умения первоклассников в период обучения грамоте:

1) умение читать плавно все типы слогов;

2) умение читать правильно;

3) умение читать выразительно;

4) умение понимать прочитанное;

5) умение читать в темпе 20-30 слов в минуту.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что уровень сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников находится преимущественно на среднем уровне (у 37,5% учащихся), а также у 20,8% на низком уровне. Это говорит о необходимости целенаправленной работы по формированию первоначального навыка чтения.

В ходе формирующего эксперимента была апробирована разработанная нами система упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников в период обучения грамоте.

Система упражнений по формированию первоначального навыка чтения – это совокупность упражнений, которые выполняются в период обучения детей чтению с учётом закономерностей формирования первоначального навыка чтения, и обеспечивает высокий уровень формирования данного навыка у первоклассников в естественных педагогических условиях.

Система упражнений включала 3 этапа: мотивационно-ориентационный, основной и заключительный.

После апробации системы упражнений в ходе контрольного эксперимента был выявлен результат ее использования, который подтверждает гипотезу нашего исследования, состоящую в том, что процесс формирование первоначального навыка чтения у первоклассников будет эффективным при использовании системы упражнений, направленной на отработку навыка чтения целыми словами, правильности чтения, формирование осознанности и выразительности чтения, выработка темпа чтения более 30 слов в минуту.

В ходе контрольного эксперимента высокий уровень развития первоначального навыка чтения показали 20,8% учащихся экспериментального 1 «А» класса и 8,4% учащихся контрольного 1 «Б» класса, достаточный – 50,2% учащихся экспериментального класса и 41,6% учащихся контрольного класса, средний – 20,8% учащихся экспериментального класса и 41,6% учащихся контрольного класса, низкий – 4,2 % учащихся экспериментального класса и 8,4 % учащихся контрольного класса.

На основе этого можно сделать вывод о том, что в экспериментальном классе в среднем на 18% возросло количество первоклассников, сформированнность первоначального навыка чтения которых находится на высоком и достаточном уровнях, за счет этого понизилось количество учеников, сформированность исследуемого навыка которых находилось на среднем и низком уровнях.

Следовательно, можно утверждать, что данная система упражнений эффективна и может быть использована учителями начальных классов в период обучения грамоте с целью эффективного формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Для того, чтобы сформировать данный навык необходима систематическая и планомерная работа над такими умениями как читать плавно слогами, правильно, осознанно, выразительно, бегло.

Для эффективного использования разработанной нами системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения мы рекомендуем выделять для выполнения упражнений 5-10 минут на основном этапе каждого урока чтения в период обучения грамоте. А также строго придерживаться последовательности выполнения упражнений, изложенной в разработанной нами системе, т.к. работу по формированию первоначального навыка чтения необходимо вести следуя этапам формирования данного навыка, учитывать уровень подготовки и индивидуальные особенности каждого ученика. Начинать работу следует с более легких упражнений, чтобы сформировать у детей ситуацию успеха, а затем постепенно усложнять задания.

При выполнении упражнений используются коллективные и индивидуальные формы работы (на усмотрение учителя).

По нашему мнению, процесс формирования первоначального навыка чтения будет более эффективным, если первоклассники будут понимать важность чтения в жизни человека, а, следовательно, будут заинтересованы в работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, т. 2, 1980. – 286с.

2. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Березіна О.М., Павловська Т.О. Мовні ігри та забави: Навчально-методичний посібник. – Тернопіль: Мальва-ОСО, 2002. – 104с.

4. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – 215с.

5. Вашуленко М.С. Про співвідношення знань і вмінь у мовній освіті молодших школярів // Початкова школа. – 1995. – № 9 – С.4-8.

6. Вашуленко М.С. Удосконалення змісту і методики навчання української мови в 1-4 класах. – К.: Рад. школа, 1991. – 112с.

7. Вашуленко М.С. та ін. Навчання в 1 класі. – К.: Рад. школа, 1991. – 495с.

8. Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа. – 2000. – № 8. – С. 48.

9. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука в двух частях. – М.: Просвещение, 2004. – 118 с.

10. Егоров Т.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953. –   349с.

11. Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации. – М.: Наука, 1982. –   160с.

12.  Зайцев В.Н. Резервы обучения чтения. – М: Просвещение, 1991. – 32с.

13.  Іванова Л. Система вправ з удосконалення техніки читання // Початкова освіта. – 2005. – № 18. – С. 1-4.

14.  Коваленко О. Навчання дітей читати. Психолого-педагогічні засади // Початкова освіта. – 2005. – №18. – С. 2-4.

15.  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.

16.  Курпіта В.І. Дидактична гра як метод формування навичок читання у дітей 6-річного віку // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 29-30. – С.49-66.

17.  Курпіта В.I. Ефективні методи і прийоми удосконалення навички читання // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 29-30. – С.38-46.

18.  Левченко О.М. Тренувальні вправи для учнів початкових класів "Вчимося читати швидше" // Початкове навчання та виховання. – 2005. – № 15. – С.2-6

19.  Львов М.Р., В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / – М.: Академия, 2007. – 464 с.

20.  Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, – М., Просвещение, 2001. – 239 с.

21.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. – 274с.

22.  Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. – М.: Лаида, 1994. – 192с.

23.  Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2000. – 215с.

24.  Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников. Под ред. Т.Г. Рамзаевой. – СПб.: Специальная литература, 2000. – 168с.

25.  Методика навчання української мови в початковій школі: навчально-методичний посібник для студентів вищих навчальних закладів / За наук. ред. М.С. Вашуленка. – К.: Літера ЛТД, 2011. – 364с.

26.  Назарова Л.К., Фонин Д.С. Обучение чтению прямого слога // Начальная школа. – 1985. – №6. С. – 10

27.  Пальченко Л.I. Система вправ для розвитку навичок швидкого читання / Із досвіду використання методичних рекомендацій професора                 І.Т. Федоренка // Початкова школа. – 1991. – и  № 4. – С.19-22.

28.  Пархета Л.П. Виразне читання в практиці В.О. Сухомлинського // Педагогіка і психологія. – 2002. – № 3-4. – С.233-237.

29.  Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006. – 324 с.

30.  Прищепа Е.С., Колесниченко В.И. Букварь: Учеб. для обучения детей рус. грамоте в 1 кл. – К.: Форум, 2003. – 159с.

31.  Приказ МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы".

32. Програми для середньої загальноосвітньої школи 1-4 класи. – К.: «Початкова школа», 2006. – 432с.

33.  Репкин В.В. Школьный учебный словарь. – М.: Астрель, 2005. – 671 с.

34.  Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения

       русскому языку. – М., "Просвещение", 1965. – 348с.

35.  Савченко О.Я. Розвиток пізнавальної самостійності молодших школярів. – К.: Рад. школа, 1982. – 175с.

36.  Савченко О.Я. Сучасний урок у початкових класах. – К.: Магістр.-S, 1997. – 256с.

37.  Сальникова Т. П. Методика обучения грамоте. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 240 с.

38. Светловская Н.Н. Теория методики обучения чтению. М.: Просвещение, 1998. – 174 с.

39.  Система контролю та оцiнювання навчальних досягнень учнiв початкової школи. – Методичні рекомендації. – К.: – 2001. – 99 с.

40.  Суворова Е.П., Воюшина М.П., Купирова Е.А. Формирование интеллектуально-речевой культуры и читательской культуры школьника: междисциплинарный подход: Научно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – 248с.

41.  Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990. – 528с.

42.  Федоренко И.Т. Пути совершенствования техники чтения школьников. - X., 1978. – 34с.

43.  Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М., Знание, 1976. – 64с.

44.  Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. – М.: Мысль, 1984. – с

45. Яковлева В. И. пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996. – № 6 – С. 12- 16.

46. http://fictionbook.ru/author/ivan_pavlovich_podlasiyyi/pedagogika_nachalnoyi_shkoliy_uchebnik/read_online.html?page=18#part_3006

47.  http://paidagogos.com/?p=90

48.  http://www.mon.gov.ua/index.php/ua/ Официальный сайт Министерства образования и науки Украины

49.  http://www.danilova.ru/publication/read.htm

50.  http://digest.subscribe.ru/children/school/n102098836.html

51.  http://www.prosv.ru/ebooks/Burgimenko_chtenie_elkonenn/3.html

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................ ….3

Глава I. Особенности формирования у первоклассников первоначального навыка чтения

1.1. Этапы формирования первоначального навыка чтения у первоклассников……………………………………………………………………..8

1.2. Система упражнений как метод формирования первоначального навыка чтения у первоклассников………………………………………………...18

1.3. Критериальная характеристика уровней сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников................................... …25

Выводы к главе I …………………………………………………………...32

Глава II. Исследование эффективности использования системы упражнений в процессе формирования первоначального навыка чтения у первоклассников

2.1. Проверка уровня сформированности навыка чтения у первоклассников……………………………………………………………………35

2.2. Апробация системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников и оценка ее эффективности………………..45

Выводы к главе II ………………………………………………………….60

Заключение ………………………………………………………………………...63

Список используемых источников ……………………………………………..66

Приложения ……………………………………………………………………….70

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность исследования. Украина продолжает свое поступательное вхождение в европейский и мировой образовательный простор на основе усиления регуляторов глобально принятого качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Реализация государственной национальной программы возрождения образования «Украина XX столетия: стратегия образования» невозможна без основательного обеспечения учебно-воспитательного процесса современной национальной начальной школы новым содержанием, технологиями и материально-техническими средствами. При этом особенно ответственна роль эффективного формирования первоначального навыка чтения в повышении качества обучения и воспитания детей по всем учебным предметам не только в начальных классах, но и во всем их дальнейшем обучении и самообразовании.

    Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

    Т.П. Сальникова [37] отмечала, что полноценный навык чтения – это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

    С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее велика. Успешное овладение навыком чтения – один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

В настоящее время среди ученых отсутствует единство во взглядах на сущность чтения и понимание особенностей его функционального и психофизиологического механизмов. С одной стороны, под чтением понимается такой вид речевой деятельности, который заключается в выявлении, активной переработке и осознании смысловой информации (В.Г.Горецкий [8], А.Ф.Шанько [9] и др.). С другой стороны, чтение интерпретируется как процесс воссоздания звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (Д.Б.Эльконин [38], В.В.Репкин [33], В.А.Левин [22] и др.). С третьей стороны, чтение интерпретируется как процесс использования глаз и сознания для понимания как буквального, так и скрытого смысла, который заложен в тексте, т.е. в качестве основного средства обучения, важнейшего инструмента познания окружающего мира (О.А.Андреев [2], Л.Н.Хромов [2] и др.).

Во взглядах на специфику функционирования психофизиологического механизма чтения, а также на особенности формирования полноценного навыка чтения младших школьников в среде отечественных и зарубежных авторов имеются принципиальные различия, что усиливает актуальность проблемы выбора самого метода обучения детей грамоте и чтению в пределах начальной школы.

По мнению В.Г. Горецкого [8], в период обучения грамоте у школьников формируется первоначальный навык чтения, как один из важнейших видов речевой деятельности. В первом классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением, с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работой с текстом и книгой.

Опираясь на особенности чтения ребенка при первоначальном обучении, в частности, то, что прежде чем прочитать слово целиком, он должен выделить и осознать составляющие его элементы, ряд отечественных ученых отстаивают дидактическую целесообразность использования аналитико-синтетического метода обучения чтению детей младшего школьного возраста как наиболее соответствующего особенностям их познавательной сферы и мышления в данном возрасте (Т.Г.Егоров [10],  Д.Б.Эльконин [43] и др.).

Огромный вклад в развитие методики обучения чтению внес                К.Д. Ушинский [41]. Он был основоположником аналитико-синтетического метода обучения чтению в отечественной педагогике.

Несмотря на современные достижения отечественной методики обучению чтению (Н.С.Вашуленко [6], А.Я.Савченко [36], Т.П. Сальникова [37] и др.),  многие учащиеся начальной школы значительно отстают в нормативном чтении. Причиной тому, по нашему мнению, является отсутствие единого мнения по поводу выбора эффективных методов обучения чтению, не разработана поэтапная система упражнений, направленная на формирование первоначального навыка чтения.  

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность данной проблемы, её значение для теории и практики начального образования, была определена тема нашего исследования «Формирование первоначального навыка чтения у первоклассников посредством системы упражнений».

Объект исследования. Процесс формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Предмет исследования. Система упражнений как метод формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Цель исследования. Разработать и апробировать систему упражнений в качестве метода формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

Гипотеза исследования. Процесс формирования первоначального навыка чтения у первоклассников будет эффективным при использовании системы упражнений, разработанной с учётом этапности и задач данного процесса, а также направленной на формирование умений: 1) читать в слове гласные, прямые слоги и примыкающие к ним согласные, читать слова, включающие слияние в разной позиции; 2) читать правильно, соблюдая орфоэпические нормы; 3) читать осознанно и выразительно; 4) читать бегло.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы определить этапы процесса формирования первоначального навыка чтения у первоклассников.

2. Выделить систему упражнений, которая влияет на формирование первоначального навыка чтения.

3. Составить критериальную характеристику уровня сформированности первоначального навыка чтения и определить начальный уровень его сформированности у первоклассников.

4. Апробировать и выявить результат использования разработанной системы упражнений по формированию у первоклассников навыка чтения в период обучения грамоте.

Методы исследования:

 - теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования;

- эмпирические: эксперимент, математическая обработка результатов исследования.

Нау чная новизна данного исследования состоит в выборе и систематизации упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников с учётом этапности и задач данного процесса.

Практическое значение исследования состоит в том, что посредством разработанной нами системы упражнений по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников данный навык формируется эффективнее, чем в ходе традиционных уроков обучения грамоте, за счет отбора специфических для каждого этапа формирования данного навыка упражнений.

Этапы исследования.

Исследование проводилось с 1октября 2011 г. по 15 марта 2012 г. и состояло из анализа теоретической литературы и эксперимента, который проходил в 3 этапа:

I этап – констатирующий эксперимент, задача которого выявить уровень сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников.

II этап – формирующий эксперимент, задача которого разработать и апробировать систему упражнений по формированию исследуемого навыка.

III этап – контрольный эксперимент, задача которого определить эффективность проведенной работы по формированию первоначального навыка  чтения у первоклассников.

Экспериментальная база исследования. Гимназия 24.

В опытно-педагогической работе принимали участие 50 первоклассников.

Апробация результатов исследования осуществляется непосредственно в университете во время научных и научно-практических конференций студен­тов. Информация о результатах исследования апробируется в процессе научных дискуссий на конференциях в вузах Украины и за рубежом.

Структура квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемых источников из 51 наименования, 4 рисунков, 7 таблиц, приложений на 17 страницах.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 433; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.29 (0.013 с.)