Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Критериальная характеристика уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Прежде чем составить критериальную характеристику сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников необходимо определить значение понятий: «критерий», «показатель». По определению Е.П. Суворовой: «Критерий – это признак, на основании которого происходит оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [40, 48]. В. А. Кустарева считала, что «критерий – это количественный показатель, присущий всем элементам какого-либо множества объектов (явлений), позволяющий осуществить их классификацию» [34, 32]. Б.Г. Ананьев отмечал, что «показатель – это средство передачи информации о какой-либо сущности или явлении, обобщающая характеристика, по которой можно судить о качестве, состоянии или развитии совокупности, группы каких-либо объектов или процессов» [1, 12]. Поскольку в нашем исследовании мы рассматривает формирование именно первоначального навыка чтения, соответственно обратим внимание на букварный период. Т.П. Сальникова [37] выделяет умения, которыми должны овладеть первоклассники в течение букварного периода: 1) читать слогами, т.е. владеть чтением всех основных типов слогов в двусложных, трехсложных, четырехсложных словах, доступных для понимания; 2) соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов; 3) делать паузы и логические ударения в простейших случаях; передавать простейшие интонации; 4) понимать прочитанное — как отдельные слова, так и предложения и текст; отвечать на вопросы по прочитанному; пересказывает прочитанное; 5) читать доступные тексты вслух в темпе 20-30 слов в минуту. Уровень сформированности данных умений говорит об уровне сформированности первоначального навыка чтения. Согласно учебной программы для 1-4 классов средней общеобразовательной школы [32] в обучении чтению в букварный период, предполагается формирование и развитие таких умений: - узнавать каждую букву алфавита (печатную, рукописную, строчную и заглавную), правильно называть ее (буква "ка", "эм"); - читать прямые (ма), непрямые (ом) слоги; слоги с сочетанием согласных (ру-ч-ка): - читать слова с буквой ь, обозначающей мягкость предыдущего согласного; - читать слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают мягкость предыдущего согласного и соответствующий гласный; а также слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный; - читать слова с буквами ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы я, е, ё, ю, и обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный; - читать слова с буквами ж, ш, ч, щ; читать слова с буквосочетаниями жи, ши, на, ща, ну, щу; - читать слова с буквой г, особенно те, которые различаются в русском и украинском языках звуками [г] и [г]: Галя, густо и подобные; - читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река; - читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы 6, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [л], [ф], [к], [т], [ш], [с]: дуб, рог; - читать слогами и целыми словами материал, включающий слова все более сложной звуко-слоговой структуры; - мгновенно узнавать наиболее употребительные, часто встречающиеся в букваре слова, состоящие из 2 — 4-х букв (ты, он, дом, так, кто, они, где, стол, брат), и сочетания коротких слов (я был, я и ты и под.): - читать предложения, короткие тексты с изученными буквами; правильно интонировать предложения, в конце которых стоят различные знаки препинания (точка, знак вопроса, восклицательный знак); - находить в тексте предложения указанного содержания, слова того или иного действующего лица (с помощью учителя). Согласно Приказу МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы" [31] проявлениями критериев сформированности навыков чтения у первоклассников являются (на конец учебного года):
Следовательно, в нашем исследовании на основании выделенных Т.П. Сальниковой [37] умений, которыми должны овладеть первоклассники к концу букварного периода, учебной программы [32] и Приказу МОН Украины № 755 от 20.08.2008 "Об утверждении критериев оценивания учебных достижений учеников начальной школы" [31] мы будем рассматривать такие критерии сформированности первоначального навыка чтения: 1) умение читать все основные типы слогов (сг, гс, сгс, ссг, гсс, ссгс, сгсс): - читать прямые (ма), непрямые (ом) слоги; слоги с сочетанием согласных (ру-ч-ка): - читать слова с буквой ь, обозначающей мягкость предыдущего согласного; - читать слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают мягкость предыдущего согласного и соответствующий гласный; а также слова с буквами я, е, ё, ю, которые обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный; - читать слова с буквами ь, ъ, которые указывают на то, что следующие за ними буквы я, е, ё, ю, и обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный; - читать слова с буквами ж, ш, ч, щ; читать слова с буквосочетаниями жи, ши, на, ща, ну, щу; 2) умение соблюдать основные орфоэпические нормы при повторном прочтении слов и текстов (читать правильно слова, с учетом изученных правил); без ошибок на пропуск, замену и перестановку звуков: - читать слова с буквой г, особенно те, которые различаются в русском и украинском языках звуками [г] и [г]: Галя, густо и под.; - читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы о, е, а произносятся звуки [а], [и]: вода, река; - читать слова по образцу, данному учителем, в которых пишутся буквы 6, в, г, д, ж, з, а произносятся звуки [л], [ф], [к], [т], [ш], [с]: дуб, рог;и т.д. 3) умение читать предложения, короткие тексты с изученными буквами; правильно интонировать предложения, в конце которых стоят различные знаки препинания (точка, знак вопроса, восклицательный знак), делать паузы и логические ударения простейших случаях; умение предвидеть конец простого предложения и интонировать его завершение в опоре на знак препинания; 4) умение понимать прочитанное слово, предложение, текст (умение объяснять смысл слова, предложения; отвечать на вопросы по прочитанному тексту, пересказывать текст с опорой на вспомогательный материал); понимание слова в процессе прочтения, формирование умения фиксировать внимание на незнакомых словах; 5) умение читать доступные тексты вслух в темпе 20-30 слов в минуту. Каждый из критериев имеет систему показателей, характеризующих проявление исследуемых качеств по данному критерию. Измерение степени проявления показателей по каждому критерию осуществляется при помощи средств измерения и определенных методов исследования. Для каждого из вышеперечисленных критериев определим уровневые показатели сформированности: Уровневые показатели умения читать слогами: Высокий уровень – ученик плавно читает слогами двусложные, трехсложные, четырехсложные слова, доступные для понимания. Достаточный уровень – у ученика частично сформирован навык плавного чтения слогами (читает плавно слогами одно-, двух- и трехсложные слова, доступные для понимания). Средний уровень – ученик читает отрывисто слогами или буквами (читает слоги типа сг, гс). Низкий уровень – у ученика не сформированы навыки чтения слогами, ученик читает буквами отрывисто. Уровневые показатели умения соблюдать орфоэпические нормы: Высокий уровень – ученик читает в основном правильно, допускает 1-2 ошибки, произнося не правильно звуки. Ошибки самостоятельно исправляет. Достаточный уровень – читая текст, допускает незначительные 2-4 ошибки, произнося не правильно звуки. Средний уровень – неправильно читает некоторые слова, допускает 4-5 ошибок. Низкий уровень – ученик часто ошибается, пропускает, переставляет, заменяет буквы в словах. Уровневые показатели умения делать паузы и логические ударения простейших случаях; передавать простейшие интонации. Высокий уровень – ученик читает, соблюдая паузы, ударения и соответствующую интонацию. Достаточный уровень – допускает незначительные ошибки и отклонения в интонировании. Средний уровень – ученик допускает некоторые отклонения в соблюдении пауз, постановке ударения и интонировании предложения. Низкий уровень – ученик допускает ошибки при постановке ударения, не соблюдает паузы, не умеет правильно интонировать предложения. Уровневые показатели умения понимать прочитанное: Высокий уровень – ученик самостоятельно понимает прочитанное, отвечает на вопросы к тексту, может пересказать. Достаточный уровень – ученик понимает прочитанное с незначительной помощью учителя. Средний уровень – ученик понимает смысл отдельных предложений текста. Низкий уровень – ученик не может понять смысла текста, понимает отдельные слова. Уровневые показатели темпа чтения: Высокий уровень – ученик читает 30 и более слов в минуту. Достаточный уровень – ученик читает 25-29 слов в минуту. Средний уровень – ученик читает 20-24 слова в минуту. Низкий уровень – ученик читает до 20 слов в минуту.
Критерии и уровневые показатели представлены в таблице 1.1. Таблица 1.1
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.247 (0.011 с.) |