Проверка уровня сформированности навыка чтения у первоклассников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка уровня сформированности навыка чтения у первоклассников



Экспериментальное исследование проводилось в гимназии № 24 города Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 класса: 25 учеников 1 класса «А» и 25 учеников 1 класса «Б». Исследование проводилось с 1 октября 2011 г. по 15 марта 2012 года.

Данное исследование проходило в 3 этапа:

Констатирующий этап – цель, которого выявить уровень сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников.

Формирующий этап – цель, которого разработать и апробировать систему упражнений по формированию исследуемого навыка.

Контрольный этап – цель, которого определить эффективность проведенной работы по формированию первоначального навыка чтения у первоклассников.

В процессе проведения констатирующего эксперимента использовались методы:

- нефиксированное наблюдение;

- метод экспериментальных оценок;

- математическая обработка данных.

Метод нефиксированного наблюдения использовался в ходе выполнения всех заданий для того, чтобы уточнить полученные данные.

Основным методом проверки знаний, умений и навыков учащихся были задания, содержащие проверочный материал в виде слов и предложений. Для проверки уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников мы воспользовались составленной выше критериальной характеристикой и подобранными заданиями (см. Приложение А).

Во время выполнения учениками заданий фиксировалось количество ошибок, далее производилась математическая обработка данных и определялся уровень владения тем или иным навыком:

– Высокий – 4 балла.

– Достаточный – 3 балла.

– Средний – 2 балла.

– Низкий – 1 балл.

        Диагностический инструментарий подобран с учетом требований к развитию  первоначального навыка чтения, критерии уровня сформированности выделены в нашем исследовании и описаны ранее.

Задания определяются с учетом выделенных ранее критериев сформированности исследуемого навыка. При подборе заданий также использовались рекомендации В.Г. Горецкого [8] по оценке навыков чтения, а также и рекомендации МОН Украины [39]. Задания представлены в Приложении А.

Для определения уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников определим задания (см. табл. 2.1).

 

Таблица 2.1

Контрольные задания для проверки уровня сформированности первоначального навыка чтения у первоклассников

Критерии Задания для проверки навыка
Умения читать различные виды слогов  Задание 1. Чтение слов, состоящих из различного количества слогов, различных по составу звуков
Умения читать правильно  Задание 2. Чтение текста    
Умения читать выразительно  Задание 3. Расставить ударение в словах Задание 4. Чтение предложений с различной интонацией: повествовательного, вопросительного, восклицательного
Умения понимать прочитанное слово, предложение, текст  Задание 5. Прочитать текст и  раскрыть смысл слова Задание 6. Раскрыть смысл предложения Задание 7. Ответить на 3 вопроса по содержанию текста
Умение читать в темпе 20-30 сл/мин. Задание 8. Чтение текста

 

Методика  проведения исследования

Для определения умения читать целыми словами были предложены специально разработанные задания.

 Задание 1. Объект проверки – процесс сформированности умения читать слова, состоящие из различного количества слогов. Участники исследования – 25 учеников 1 «А» класса и 24 учеников 1 «Б» класса. Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником. Уровень развития исследуемого навыка отображался в баллах. Данные заносились в протокол. Также сформированность навыка отслеживалась в ходе выполнения других задания с помощью метода нефиксированного наблюдения.

Задание было выбрано согласно требованиям к сформированности исследуемого навыка.

Дети, у которых данное умение сформировано на низком уровне читали отрывисто по буквам, ученики со среднем уровнем имели трудности в прочтении длинных слов. Первоклассники с достаточным и высоким уровнем сформированности данного умения с заданием справлялись.

Для проверки умения читать правильно, соблюдая орфоэпические нормы и умения читать в темпе 20-30 слов в минуту, использовался один и тот же текст, в процессе чтения которого отслеживался уровень сформированности исследуемых навыков. Объект проверки – умение читать правильно, скорость чтения. Участники исследования – 25 учеников класса 1 «А» и 25 учеников 1 «Б» класса. Исследование проводилось индивидуально с каждым учеником. Текст был выбран с учетом требований к развитию данных навыков у первоклассников. Данные проверки заносились в протокол.

Ученики с низким и средним уровнем сформированности первоначального навыка чтения допускали много ошибок при чтении слов текста, ученики с низким уровнем не могли исправить свои ошибки.

Для проверки умения читать выразительно использовались Задание 3 и Задание 4. Объект проверки – уровень сформированности умения расставлять ударения в словах и умения интонационно правильно читать предложения. Участники исследования – 25 учеников 1 «А» класса и 25 учеников 1 «Б» класса. Детям были предложено расставить ударения в словах и прочитать предложения с различной интонацией. Исследование проводилось индивидуально. Уровень развития исследуемого навыка отображался в баллах. Данные заносились в протокол.

Первоклассники с низким уровнем развития данного навыка не могли правильно поставить ударение, правильно интонировать предложения, учащиеся со средним, достаточным и высоким уровнем развития данного умения с заданиями справились, хотя естественно имелись качественные отличия в выполнении.

Для проверки умения понимать прочитанное использовалось Задание 5,6 и 7. Объект проверки – уровень сформированности умения понимать прочитанное слово, предложение, текст. Участники исследования – 25 учеников 1 «А» класса и 25 учеников 1 «Б» класса. Детям было предложено после прочтения текста раскрыть смысл слова и предложения, встречающегося в тексте, а также ответить на вопросы к прочитанному тексту. Задание было подобрано с учетом требований к уровню сформированности первоначального навыка чтения. Уровень развития исследуемого навыка отображался в баллах. Данные заносились в протокол.

Первоклассники с низким уровнем развития данного умения раскрывали смысл слов самостоятельно, а смысл предложения и текста с помощью учителя. Ученики со средним уровнем развития понимали смысл отдельных предложений, не улавливая общий смысл теста. Учащиеся с достаточным и высоким уровнем развития смысл текста понимали, дети первой группы с незначительной помощью экспериментатора.

Данные констатирующего эксперимента показаны в Приложении Б.

Примеры из результатов исследования.

Света Ч. Читает отрывисто слогами, допускает ошибки, неправильно ставит ударения (все перечисленные навыки находятся на низком уровне развития), а смысл текста понимает на среднем уровне.

Наташа В. Читает целыми словами, в основном правильно, выразительно (перечисленные навыки находятся на достаточном уровне развития), а понимание текста находится на среднем уровне.

Иван К. все навыки развиты на среднем уровне, как у большинства детей в классе. Читает текст плавно слогами, соединяя их в слова при повторном прочтении, допуская некоторые отклонения в произношении слов (пропуск, замена, перестановка букв) и интонировании предложений. Понимает отдельные предложения. Скорость чтения — 20-24 слова в минуту.

Евгений Я. Навык чтения целыми словами на среднем уровне (читает плавно слогами), умение читать правильно на среднем уровне (допускает некоторые отклонения в произношении), все остальные умения на низком уровне (читает не выразительно, понимает отдельные слова в тексте). Мальчик умеет читать плавно слогами, но делает большие паузы при чтении текста из-за чего темп чтения ниже 20 сл/мин.

В целом можно сказать, что дети положительно реагировали на предъявляемые задания, выполнять не отказывались.

В табл. 2.2 представлены общие результаты проведения диагностики в классах.

Таблица 2.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.008 с.)