Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование чтения фраз и текста

Поиск

Цель: оценка сформированности навыков чтения.

Материалы: задания 28-34 с фразами различной син­таксической конструкции:

простые по конструкции с прямым порядком слов;

с увеличенным объемом слов;

сложные по грамматической структуре: атрибутивные, ин­вертированные, сравнительные конструкции и т.п.;

задания с текстами 34-37.

Техника:

Ребенку предлагаются фразы и инструкция: "Прочитай предложения" ("Читай вслух предложения") или "Прочти то предложение, которое я покажу".

В процессе обследования обращается внимание на то, при чтении каких фраз у ребенка возникает больше всего затруд­нений (например, простые фразы прочитываются правильно, а безошибочное прочтение предложений с увеличенным объе­мом слов становится недоступным).

Если ребенок справляется с чтением отдельных фраз, ему предлагается прочесть отрывок или отдельный текст, соответ­ствующий его знаниям, доступный ему по объему и содержа­нию. Тексты должны отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый, с тем, чтобы опреде­лить уровень овладения навыком чтения. В тех случаях, когда ученик не справляется с текстом, обследующий путем варьиро­вания материала выявляет уровень, который доступен ученику.

Инструкция: "Читай вслух, постарайся прочесть рассказ как можно лучше" ("Прочти вслух рассказ").

Обследующий фиксирует приемы чтения, которыми уче­ник пользуется при чтении слов различной структуры в тек­сте, отмечает количество и качество ошибок. Также ведется наблюдение за темпом чтения, что является весьма важным компонентом техники чтения, показателем его автоматизма.

***

Помимо оценки уровня овладения техникой чтения важно установить состояние понимания прочитанного. Это связа­но с тем, что основная цель чтения — понимание читающим той информации и того смысла, который заключен автором в тексте.

С целью выяснения понимания смысла прочитанного мо­гут использоваться следующие приемы обследования:

пересказ прочитанного рассказа;

ответы на вопросы о прочитанном;

объяснение значения отдельных прочитанных слов и вы­ражений;

соотношение слов с конкретными предметами или их изоб­ражениями на картинках; прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.

 

 

Задание 28

Мама шила. Маша мала. Мышки играют. Лето прошло. Нина спала. Пила тупа. Яма пуста. Петя малыш. Дома тихо. Кот спит. Дети бегут. Папа устал.  
  Таня читает книгу. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. Паша хорошо читает. Кроты рыли нору. Папа разбил очки.
         

 

Задание 29

Зима была очень холодная.

Дети сделали птичкам кормушку.

Коля насыпал птичкам зёрен.

Птички жадно клевали зёрна.

 

Ира шила кукле платье. Я читала интересную сказку. Оля чистит щеткой пальто. У нашего дома большой двор. Лампа стоит на круглом столе. Ребята набрали под дубом много желу­дей. У высокого крыльца большие лужи.

 

Егор качался в гамаке. Пушистый снег засы­пал следы зайца. Слава написал записку Зое и Соне. Клара рисовала астры и колокольчики.

Задание 30

Мама разливает половником из кастрюли суп в тарелки.

Ранней весной прилетела птичка и стала вить гнездышко.

Бабушка подарила Кате книгу с очень кра­сивыми рисунками.

Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.

Маленькие котята целыми днями возятся и играют друг с другом.

Черная собака сидела у двери и смотрела на хозяина.

Несмотря на мороз, дети пошли на каток.

Друг, которого я не видел так давно, сегод­ня должен прийти ко мне.

Середина лета радует нас грибами и соч­ными ягодами.

Задание 31

Ребята поблагодарили бабушку Полю за пи­роги и бублики.

Толя слал последний экзамен и стал студентом.

Около крыжовника клумба с маргаритками и гвоздиками.

В феврале на фестивале Иван фотографи­ровал Веню.

Небольшой снежок кружит нал железными крышами.

Старушка сушит шерстяной шарф на сол­нышке.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

Цветочница пролает высокие цветы и малень­кие цветочки в горшочках.

На елке зажигались разноцветные электри­ческие лампочки.

У крыльца валялась заржавленная железная лопатка.

Путешественники благополучно добрались до вершины горы.

Милиционер Валера регулирует уличное движение в районе железнодорожного вокзала.

Радостным курлыканьем перекликаются в синем небе журавли.

Стайки серебристых рыбок бесшумно рез­вятся в чистой реке.

 

 

Задание 32

 

Собака хозяина убежала в сад. Хозяин собаки привязал ее к конуре.

Я пишу письмо подруге. Письмо подруги было очень интересным.

Мамина дочка читает вслух книгу. Доч­кина мама слушает ее внимательно.

Учитель ученика диктует предложе­ние. Ученик учителя записывает.

 

Задание 33

Автобус обогнала машина. Володю ждет Лена. Витю слушал учитель. Колю ударил Ваня. Собаку укусила оса. Мама зовет домой дочку. Кто поехал впереди? Кто задержался? Кто говорит? Кто драчун? Кому больно? Кто дома?

 

 

Задание 34

Оля старше Кати. Лес позади дома. Дуб выше березы. Автобус впереди грузовика. Мальчик ниже девочки. Кто младше? Что впереди? Что ниже? Что позади? Кто выше?

Задание 35

*

Мама купила рыбу. Дома были Маша и Вова. Мама дала рыбу Маше и Вове. Дети ели рыбу.

*

У дома была лужа. На лужу сели гуси. Гуси были серы.

*

Кате дали мыло. Она мыла руки, лицо и шею. Руки, лицо и шея были белы.

*

Мама и Наташа гуляли в саду. В саду они уви­дели розы. Розы были хороши.

*

У нас дома жили мыши. Мыши ели сыр и сало. Зови, Митя, кота. Кот сел на полу у щели.

*

Коля гулял по лесу. Он нашёл под кустом зай­ку. У зайки болела нога. Зайка не мог бежать. Коля понес зайку домой.

Задание 36

Храбрый дрозд

Однажды кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде пищали пушистые птенцы. Кот полез на дерево, но тут прилетел старый дрозд. Он стал кле­вать кота в нос и глаза. Как же испугался разбой­ник! Скатился он с дерева и побежал.

*

Мальчики играли у пруда. Увидали они в воде лягушек. Дети набрали камней и принялись бросать в лягушек. Детям было весело.

Одна лягушка высунулась из воды и говорит ша­лунам: «Перестаньте камни бросать: вам забава, а нам смерть...».

Собака-санитар

Один солдат был ранен в руки и в ногу. Он упал. Товарищи ушли далеко. Раненый лежал два дня. Вдруг он слышит: фыркает собака. Это была санитарная собака. На спине у нее была сумка с красным крестом: там были бинты и лекарства. Раненый перевязал себе раны. Соба­ка убежала и скоро привела санитаров.

Раненый был спасен.

Как я провел воскресный день

В воскресенье утром я пошел в парк. Там я посмотрел дятла, покормил белку. В пар­ке я встретил друга. Вместе с ним я пошел на каток покататься на коньках. А потом мы пошли в школу поиграть в настольный тен­нис. К вечеру в хорошем настроении воз­вратились мы домой.


Берегите воду

Быстрый ручеек звонко журчит в зарослях че­ремухи. Но вот он выбежал на широкий луг. Заб­лестела на утреннем солнце вода. Ручей спешит вперед. Со всех сторон к шумному ручью бегут другие ручьи. Он становится шире и глубже. Те­чение его замедлилось. Наш ручей стал речкой. В мягком иле поселились различные животные. На поверхности воды весело качаются белые кув­шинки. Птицы свили гнездо на высоком берегу.

Вода несет жизнь и растениям, и животным, и людям. Чистая вода – главное богатство при­роды.

Берегите воду!

Задание 37

Было бы замечательно, если бы люди ни­когда не ссорились друг с другом. Каждый бы уступал другому, был вежлив, приветлив. А ведь это так нетрудно! Нужно только думать о том, что от тебя самого зависит твое собственное спокойствие, твоих род­ных и близких. Будьте всегда вниматель­ны, вежливы, приветливы, и Вас все будут любить.

 

*

Николай Васильевич Гоголь написал «Вечера на хуторе близ Диканьки». Это страшные истории про чертей и всяческую нечистую силу Часто ве­чером или темной ночью черти являлись к чело­веку и начинали пугать его. У людей стучали че­люсти от страха. Но однажды черт оказался очень честным. Он пообещал достать для дивчины Ганны черевички, которые носит сама царица. Черт с честью сдержал обещание.

«Вечера на хуторе близ Диканьки» — чрезвы­чайно интересное сочинение Гоголя. Если Вы не читали, прочитайте.

Из левой куриной лапки

В изысканном парижском ресторане блюдо из левой куриной лапки значи­тельно дороже, чем то же блюдо из пра­вой лапки той же курицы. В примечании к меню дается такое объяснение: куры во время сна стоят длительное время на правой ноге, поэтому мясо левой ножки у них более нежное.

*

Гроза — это атмосферное явление, при котором в кучево-дождевых облаках или между облаком и земной поверхностью возникают молнии. Молния сопровождается громом. Он вызывается быстрым расширением воздуха вдоль пути молнии. Раска­ты (повторы) грома объясняются многократным отражением звуковой волны.

*

Икебана – это искусство составления цветочных композиций. Основу классичес­кой японской аранжировки цветов, или ике­баны, составляют три композиционные ли­нии, создаваемые стеблями цветов или ветками. Линии имеют символическое зна­чение: высокая – небо, средняя – человек, нижняя – земля. Благодаря ассиметричности возникает неповторимый и изящный рисунок.

 

 

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА

 

Проверка навыка письма направлена на изучение степени овладения грамотой с учетом этапа обучения и программ­ных требований по родному языку (на момент обследования), а также на выявление нарушений письма, характера и степе­ни выраженности специфических ошибок. Обследование пись­ма может проводиться как индивидуально, так и коллективно (с классом, группой учащихся). При планировании исследования учитывается достигнутый учеником уровень: если ребенок может писать текстовой диктант — с него и следует начинать. Если такое задание непосильно для школьника, нуж­но перейти к диктанту фраз, слов, слогов, букв или к списыва­нию — для определения сформированности и нарушенных звеньев навыка письма. Наиболее трудным для детей видом письменной работы являются изложение, сочинение и другие виды самостоятельного письма (такие задания предлагаются в основном ученикам 2 и более старших классов).

Весьма информативным при обследовании письма пред­ставляется сопоставление характера и распределения ошибок при выполнении разных видов работ (списывание, диктант, самостоятельное письмо). Необходимо провести количествен­ный и качественный анализ допущенных ошибок, опреде­лить уровень нарушения письма: связан ли он с недоразвити­ем фонетической стороны речи и фонематических процессов или обусловлен нарушениями более сложного уровня органи­зации речевой деятельности, средств языка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.17.251 (0.011 с.)