Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие игры как формы терапии: от Руссо до роджерса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дэлл Лебо Первым, кто предложил изучать игру детей с целью их понимания и воспитания, был Руссо. В "Эмиле" Руссо выразил свои идеи в области образования и воспитания ребенка. Он признал, что детство является определенным периодом в развитии ребенка и что дети — это не просто маленькие взрослые. В дальнейшем он обосновал огромное значение этого периода и особую роль игр в детстве. Руссо рекомендовал учителю стать ребенком самому, чтобы присоединиться К играм своего воспитанника. Отношение Руссо к детской игре было ориентировано прежде всего на цели воспитания и обучения в отличие от современных тенденций использования игры для решения терапевтических и исследовательских задач. (См.: Р1ау Шегару. Оупагшс8 оГ 1пе Ргосезз оГ Соип$еНп§ т1Ъ СЫМгеп. Её. Ьу Саггу Ь. ЬашЗгйЬ. 1982, р.65). Игра впервые была использована в терапии 3. Фрейдом в случае маленького Ганса. Основатель психоанализа ставил диагноз и давал терапевтические рекомендации на основании отчетов родителей мальчика о своих наблюдениях на протяжении ряда лет. Будучи интерпретирован как яркий пример проявления эдипова комплекса, выявленного в анализе разговоров и игры ребенка, этот случай позволил углубить понимание динамики бессознательного. В отличие от Руссо, Фрейд не стремился стать ребенком, чтобы понять Ганса. Вместо этого, действуя преимущественно через отца мальчика, он как бы поднимал Ганса до уровня интеллекта взрослого человека, направляя ход его мыслей по линии движения к определенной цели. Мальчику задавались вопросы о том, чего он не был в состоянии до конца понять. Интерес к периоду раннего детства с позиций психоанализа стал одним из наиболее важных источников современной игровой терапии. Большинство специалистов, работавших на первом этапе развития детской психотерапии, шли по пути Фрейда, а не Руссо. Иными словами, они применяли к детям принципы терапевтической работы со взрослыми. Трудности применения психоаналитических техник в работе с детьми. В последующие 30 лет детский психоанализ развился в специализированное направление. Трудности работы с детьми с позиций традиционного психоанализа были связаны с неспособностью детей выражать свои переживания в словах и отсутствием у них интереса к исследованию своей прошлой жизни и стадий собственного развития. Кроме того, дети не хотели заниматься свободными ассоциациями, тем более, что их приход к психоаналитику был отнюдь не добровольным (см. там же, р.67). 4 В результате, работа психоаналитиков с детьми стала сосредоточиваться на наблюдении и интерпретации. Уже сам Фрейд почувствовал необходимость трансформации исходной психоаналитической теории для работы с детьми, что и было осуществлено его последователями. Мелани Клейн и Анна Фрейд создали двепсихоаналитические школы в области детской психотерапии, "отличающихся по своим представлениям о развитии детского эго и супер-эго и по своим техникам анализа" (там же, р.68). Системы Анны Фрейд и Мелани Клейн. Анна Фрейд занималась детской игрой по аналогии с работой со сновидениями взрослых. "Она стремилась найти бессознательную мотивацию в игре воображения и детских рисунках. Однако, поскольку суперэго ребенка считалось недостаточно развитым, подчеркивалось значение эмоциональных взаимоотношений между ребенком и аналитиком. После установления раппорта ребенку объяснялось скрытое содержание его игры" (там же, р.68). М. Клейн считала суперэго ребенка уже развитым и поэтому подчеркивала необходимость интерпретировать ребенку его игру сразу. Игровая терапия открывала прямой доступ к детскому бессознательному. Спонтанная игровая активность ребенка заменила свободные ассоциации. Ребенку предлагался широкий выбор небольших игрушек, которые он мог использовать по своему усмотрению на протяжении часа. Некоторые терапевты отказываются считать любое проявление детской игровой активности эквивалентом свободных ассоциаций взрослого. Они указывают, что свободные ассоциации продуцируются на психоаналитическом сеансе под влиянием ведущей цели — исцеления больного. Дети же в своей игре не руководствуются подобным стремлением (там же). Иные формы психоаналитической игровой терапии. Работа в игровых ситуациях, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игровой терапией. Различные ее формы развивались Д. Леви, Соломоном, Конном (см. там же, р.69). "В своем ограничении набора игрушек, предоставленных ребенку, активная игровая терапия близка к принципам Анны Фрейд. Активная игровая терапия Конна и Д. Леви не предполагает достижения раппорта между ребенком и аналитиком, и в этом она похожа на технику М. Клейн. (Как сказал один современный игротера-певт, ребенка не должно связывать с терапевтом чувство благодарности). Кроме того, в активной игротерапии была с успехом воспринята выдвинутая Клейн цель быстрого снижения уровня тревожности. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к уменьшению остроты ощущения специфического детского страха" (там же). Влияние А. Фрейд просматривается в активной игровой терапии Соломона и Дж. Леви. Они подчеркнули значение наблюдения за эмоциональными взаимоотношениями между ребенком и терапевтом, которые считались диагностически значимыми для понимания отношений ребенка с другими людьми. Наряду с активным параллельно развивался пассивный тип игровой терапии, когда терапевт не ограничивает детскую игру, а вместо этого просто сидит в комнате с ребенком. По мере того, как ребенок в процессе разнообразной активности выясняет, что ему позволено делать, терапевт постепенно включается в детскую игру. Руководящая роль в игре принадлежит ребенку, терапевт же время от времени предлагает простые интерпретации его действий. В пассивной игровой терапии считается, что важное значение в преодолении эмоциональных нарушений имеет "принятие способов самовыражения ребенка с пониманием. Ребенок получает возможность проработать свою тревогу, враждебность или чувство незащищенности в игровой форме и в своем собственном темпе" (там же, р.70). Поскольку ребенок не имеет ограничений в выборе игрушек и роль терапевта заключается в пассивности и принимающем отношении, не все содержание детской игры имеет существенное эмоциональное или символическое значение. Терапия отношениями. Идеи Отто Ранка легли в основу терапии отношениями, близкой к пассивной игровой терапии. В отличие от психоаналитического направления, терапия отношениями ставила акцент на целительной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом, а не на инсайте в результате интерпретации прошлого опыта или восстановления вытесненных воспоминаний. Терапия отношениями целиком имела дело с наличной ситуацией, чувствами и реакциями, не пытаясь объяснять или интерпретировать прошлый опыт (см. там же, р.70). Техника работы с детьми в этом направлении предполагает предоставление ребенку полной свободы заниматься любой деятельностью в присутствии клиента, которого он может пригласить участвовать в игре. Участие это, однако, минимально. Использование или неиспользование игровых материалов предоставляется на усмотрение ребенка. Терапия отношениями постепенно слилась с недирективной терапией, появившейся позднее. Недирективная терапия. Это слияние произошло благодаря Карлу Роджерсу. "Недирективная терапия не делает попыток контролировать или изменять смысловое содержание сознания клиента, она скорее фокусирует внимание на создании терапевтической ситуации, которая дает опыт, в котором становятся возможны изменения и оставляет индивиду свободу определять природу и направление изменений" (там же, р.71). Акцент недирективной терапии на способности клиента к самостоятельному разрешению его эмоциональных проблем обеспечил быстрое распространение ее методов в работе не только со взрослыми, но и с детьми. (Недирективная терапия и появилась впервые в работе с детьми). "Клиент-центрированная философия Роджерса была быстро и успешно использована в игровой терапии Вирджинией Акслайн. То, что было предложено ею, до сих пор остается основой недирективной игровой терапии" (там же). ♦ ♦♦ Таким образом, игровая терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. Психоанализу не сразу удалось найти адекватные способы работы с детьми. Однако в результате признания значения игры и игрушки на ранних, обладающих особой спецификой, этапах развития человека, психоанализу удалось выработать эффективные способы работы с детьми. Продолжают плодотворное существование разнообразные формы активной и пассивной аналитической игровой терапии. Одновременно сохраняет свой статус самостоятельного психологического направления недирективная игровая терапия, вобравшая в се- бя терапию отношениями. Независимо от того, на каких теоретических основаниях базируется игровая терапия, она успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка с терапевтом. Ребенок получает возможность без смущения выражать терапевту свои идеи, чувства, желания, фантазии, достигать разрядки эмоционального напряжения в безопасной обстановке, постепенно и все с меньшей тревогой продвигаться к достижению терапевтических целей ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНИКА Мелани Клейн Этапы развития психоаналитической игровой техники стали предметом специального внимания М. Клейн. До 1919 года, когда М. Клейн стала впервые заниматься психоаналитической работой с детьми, начало этому направлению было положено в деятельности Хуг-Хельмут, которая, однако, не работала с детьми моложе 6 лет и не формулировала специфики применения психоанализа в детском возрасте. Развитие психоаналитической игровой техники М. Клейн рассматривает на материале конкретных случаев из собственной практики. Важной характеристикой своей техники она называет метод интерпретации, который соответствует фундаментальному для психоанализа принципу свободных ассоциаций (см.: Р1ау ТКегару..., р.75). Интерпретируя слова и действия пятилетнего Фрица с игрушками, она применила этот принцип по отношению к ребенку. Все поведение мальчика было средством выражения того, что у взрослых выражается главным образом в словах. М. Клейн руководствовалась также двумя фундаментальными положениями психоаналитической доктрины: 1. Исследование бессознательного — главная задача психоаналитической процедуры, 2. Анализ трансфера, или переноса (1гапзГегепсе) — средство решения этой задачи. М. Клейн подчеркивает фундаментальное значение открытия Фрейда, объяснившего, что "пациент переносит свои чувства и мысли по отношению прежде всего к своим родителям, а также к другим людям на психоаналитика,... в результате анализа этого переноса становится возможным исследование прошлого и бессознательного" (там же, р.75). М. Клейн описывает случай из своей практики работы с девочкой Ритой (2 года 9 мес), страдавшей ночными страхами и фобиями по отношению к животным и испытывавшей амбивалентные чувства одновременно с невротической привязанностью к матери, лечившейся от обсессивного невроза с периодическими депрессиями. Случай с Ритой помог М. Клейн укрепиться в мысли о том, что "предпосылкой психоанализа ребенка является понимание и интерпретация фантазий, чувств, тревог и пережитого опыта, выраженных в игре, или, если игровая деятельность подавлена, объяснение причин этого" (там же, р.76). Начав работать с ребенком у него дома, Клейн вскоре пришла к заключению, что психоанализ лучше проводить в другом месте (поскольку отношение родителей, давших согласие на терапию, было все же амбивалентным и в целом не благоприятным для проведения работы). Кроме того она обнаружила, что ситуация трансфера, этой основы психоаналитической процедуры, "может установиться и поддерживаться, только если пациент сможет почувствовать, что консультативный кабинет или игровая комната, да и весь анализ есть нечто отличное от его обычной домашней жизни,"- поскольку "только в таких условиях он способен преодолеть собственное сопротивление против того, чтобы испытывать и выражать мысли, 8 чувства и желания, несовместимые с условностями, а в случае с детьми — резко контрастирующие с тем, чему их учили" (там же, р.76-77). В 1923 году М. Клейн работала с 7-летней девочкой с незначительными невротическими нарушениями, родители которой, однако, были озабочены ее психическим развитием. Несмотря на нормальный интеллект, она отставала в школе и не любила ее. После поступления ребенка в школу контакт с матерью также ухудшился. Девочка не хотела рисовать и активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с одноклассником, которые и стали предметом интерпретации психоаналитика и которые были, как выяснилось, источником всех нарушений у девочки. Услышав интерпретацию своей игры со стороны терапевта, она стала больше доверять ему; постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и стало уменьшаться негативное отношение к обучению, коренившееся в глубинной тревоге, страхе разоблачения. Игровые материалы. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются следующие простые немеханические игрушки: маленькие деревянные мужчины и женщины, обычно двух размеров, машины, тележки на колесах, качели, поезда, самолеты, животные, деревья, кубики, дома, изгороди, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей, мячи и наборы шариков, пластилин и веревка. Небольшой размер таких игрушек, их значительное количество и разнообразие позволяют ребенку выразить широкий спектр его фантазий и опыта. Важно, чтобы игрушки были не механические и чтобы человеческие фигурки, различающиеся только по цвету и размеру, не символизировали конкретных профессий и занятий. Их простота и позволяет ребенку использовать их во многих различных ситуациях, реальных или вымышленных, в соответствии с тематикой игры. Важно, что ребенок может таким образом одновременно выразить разнообразные ситуации из своего опыта. Простоте игрушек соответствует и простота оборудования игровой комнаты. В ней не должно быть ничего, кроме того, что необходимо для психоанализа. В ней должен быть моющийся пол, проточная вода, стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся запертыми в конкретном ящике, что позволяет ему верить, что его игрушки и игра с ними, являющаяся в психоанализе эквивалентом свободных ассоциаций взрослого, будут известны только психоаналитику и ему самому. (Индивидуальный ящик — часть личностных и глубоко интимных отношений между аналитиком и пациентом, характеристика ситуации трансфера). Игрушки не являются единственным компонентом детского психоанализа. Важную роль играет вода, деятельность детей разворачивается возле небольшого бассейна (или таза), рядом с которым есть пара мисок, стаканов и ложек. Кроме того, существуют такие занятия, как рисование, вырезание, письмо и ремонт сломанных игрушек. Иногда ребенок играет в ролевые игры, наделяя терапевта определенной ролью (продавца, ученика, врача или пациента, матери или ребенка). В таких играх сам он часто берет на себя роль взрослого, показывая, как ведут и должны себя вести по отношению к нему люди, обладающие властью.
Важное значение агрессии. Дети выражают агрессию в игре разнообразными, прямыми или косвенными способами: режут ножом или ножницами стол или кусочки дерева, расплескивают воду или краску, так что комната превращается в поле битвы. Важно дать возможность ребенку выразить свою агрессию, но еще более важно понять, почему именно в этот конкретный момент в ситуации переноса возникают деструктивные импульсы, и пронаблюдать их последствия для ребенка. Может, например, появиться чувство вины, которое будет относиться не только к сломанной игрушке, но также и к тому, чью фигуру она замещает в детском бессознательном (младшего брата или сестры, одного из родителей и др.). Интерпретация должна затрагивать и этот, более глубокий уровень. "Иногда из поведения ребенка по отношению к психоаналитику можно понять, что результатом деструктивных импульсов стала не только вина, но и страх преследования и что ребенок боится возмездия" (там же, р.80). М. Клейн подчеркивает важность доведения до сведения ребенка недопустимости физической агрессии по отношению к терапевту. Это имеет значение не только для защиты терапевта, но и для содержания психоаналитической работы, поскольку активизация чрезмерного чувства вины и страха преследования у ребенка может усложнить терапевтический процесс. На вопрос о том, каким способом терапевт может предотвратить физическую агрессию по отношению к себе, М. Клейн отвечает, что она старалась "не препятствовать агрессивным фантазиям ребенка, давая возможность выразить их другими способами, включая вербальные нападки" на нее (см. р.80). Важно не выражать свое неодобрение или раздражение по поводу агрессивных желаний ребенка и вовремя интерпретировать их глубинные мотивы, сохраняя таким образом ситуацию под контролем. Как признается Клейн, иногда в работе с детьми, страдающими психотическими заболеваниями, ей было трудно защитить себя от их агрессивности. Существенным является отношение к сломанной игрушке, символизировавшей для ребенка члена его семьи. Отношение может постепенно меняться вместе с изменениями в структуре чувств ребенка, когда на место преобладающего страха преследования, например, приходит активизация чувства вины и желание исправить ситуацию. Одновременно может измениться и отношение к тому члену семьи, которого символизировала сломанная игрушка, и на смену чрезмерной тревожности может прийти чувство любви. Так вместе со стабилизацией психики происходят изменения в характере и отношении ребенка к другим людям. "Существенная часть работы по интерпретации состоит во внимательном отношении к движению между полюсами любви и ненависти, между счастьем и удовлетворенностью, с одной стороны, и страхом преследования и депрессией — с другой. Отсюда следует, что психоаналитик не только не должен выражать своего неодобрения по поводу сломанной игрушки, но и побуждать ребенка к проявлению агрессивности или предлагать ему починить игрушку. Иными словами, он должен дать возможность ребенку переживать свои эмоции и фантазии по мере их естественного появления" (там же, р.81). М. Клейн считает важным не допускать воспитательного, морального воздействия, а следовать психоаналитической процедуре, которая заключается в понимании ребенка и сообщении ему о том, что с ним происходит. 10 Интерпретация. М. Клейн приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники с помощью конкретных примеров. Так, в частности, психоаналитик, наблюдая детскую игру, предлагает ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют использованные в игре фигурки. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное (бессознательное) и что аналитик тоже участвует в его игре. Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Иногда ребенок отказывается принять интерпретацию терапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции также становятся предметом интерпретации со стороны терапевта, равно как и негативный перенос, в соответствии с которым аналитик может замещать (представлять) в сознании ребенка разгневанного отца или разочарованную мать. После интерпретации ребенок часто начинает играть иначе, что может, по мнению Клейн, служить подтверждением правильности предложенного толкования игры. Например, ребенок может найти в ящике с игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и начать отмывать ее в тазу от следов своих прежних агрессивных намерений. Значение игры. Упоминавшиеся примеры, конечно, не исчерпывают разнообразия ситуаций и вариантов опыта ребенка, который может проявиться в игре. "Чувства фрустрации и отверженности, ревности к отцу, матери, братьям или сестрам и сопутствующая агрессивность, удовольствие играть с приятелем или иметь союзника в противостоянии родителям, чувства любви и ненависти к новорожденному или к тому, кого долго ждали, также как чувства тревоги, вины и стремление исправить положение — вот некоторые из многих эмоциональных состояний, которые могут быть выражены" (там же, р.83). Некоторые дети испытывают затруднения, которые препятствуют их самовыражению в игре. Они либо отказываются играть, либо вскоре после начала игры прерывают ее. Часто это бывает обусловлено тревогой, связанной с негативным переносом в отношениях с психотерапевтом. Однако возможны и иные причины. М. Клейн приводит пример мальчика в возрасте 3 лет 9 мес, игра которого была весьма однообразна (столкновение лошадок, машин и т.п.) и быстро заканчивалась тем, что игрушки в его руках оказывались сломанными или поврежденными. Психоаналитическая интерпретация, опиравшаяся на знание реального факта присутствия ребенка во время полового акта родителей, помогла понять чувства, переполнявшие мальчика. Объяснение ребенку в доступной форме символического значения его игры привело к большему самораскрытию мальчика, подтвердившему гипотезы психоаналитика. Дети редко полностью игнорируют предоставленные в их распоряжение игрушки. Даже если ребенок отворачивается от них, аналитику часто удается постичь мотивы его нежелания играть. Можно получить материал для интерпретаций и из других источников. "Любое проявление активности, каждая деталь пове- 11 дения, например изменение позы или выражения лица, может дать ключ к тому, что происходит в душе ребенка, иногда это становится возможным в связи с тем, что психоаналитик услышал о трудностях ребенка от родителей." (там же, р.86). Способность детей к инсайту. На вопрос о способности ребенка понять предлагаемую ему интерпретацию М. Клейн отвечает утвердительно, ссылаясь на опыт психоаналитиков, который показывает, что если интерпретация касается значимого материала, она бывает понята. Конечно, необходимо давать ее в доступной для ребенка форме и на его языке, что приведет к последующему осознанию этого нового эмоционального опыта. Психоанализ позволяет оценить способность маленьких детей к инсайту, которая у них бывает даже лучше, чем у взрослых. М. Клейн объясняет это тем, что взаимосвязь между сознанием и бессознательным у маленьких детей более тесная, а механизмы подавления менее сильны. Кроме того, интеллектуальные способности ребенка также часто недооцениваются. Язык символов и бессознательное. Для того, чтобы уменьшить тревожность ребенка с помощью интерпретации ее содержания, М. Клейн использовала "архаический язык символов", который она рассматривала как существенную сторону детского самовыражения. Игрушки не только интересуют ребенка сами по себе, но выступают в игре носителями "разнообразных символических значений, которые связаны с детскими фантазиями, желаниями и актуальным опытом" (р.88). Этот архаический способ выражения знаком нам также в качестве языка сновидений. Подход к детской игре, аналогичный фрейдовским интерпретациям сновидений открыл М. Клейн доступ к бессознательному ребенка. Интерпретация символов должна быть в каждом отдельном случае конкретной, учитывать специфические эмоции, тревоги и всю ситуацию в целом, которая становится материалом для работы с отдельным ребенком. Теоретическое осмысление процесса формирования символов привело Клейн к заключению, что способность ребенка использовать символы позволяет ему осуществлять перенос своих фантазий, тревог и чувства вины, равно как и своих интересов, на объекты, отличные от людей. Это позволяет детям выражать чувства и желания, которые они не могут реализовать по отношению к живым людям. Клейн полагает, что затруднения, которые ребенок испытывает в использовании своей способности к игре с символами и созданию воображаемого мира, являются признаком серьезных психических нарушений. Подобные нарушения в отношении к внешнему миру и реальности характерны для шизофрении (см. р.88). Важным содержанием техники Клейн является анализ трансфера (переноса). Возможность оказать помощь пациенту открывается в результате интерпретации переноса, возвращающей желания и тревоги к их истокам, которые обнаруживаются в раннем детстве и в отношении к первым объектам. Вновь испытав прежние эмоции и фантазии и поняв их в связи с первичными отношениями — к отцу и матери — пациент может переосмыслить эти отношения, осознав их корни, и таким образом уменьшить проявления своей тревоги. 12 Итак, анализ тревожности и защитных механизмов привел М. Клейн к представлению о пути к глубинам бессознательного и мира фантазий ребенка. Новое содержание в подходе Клейн (по сравнению с традиционным психоанализом) заключалось в обращении к детским фантазиям, тревогам и защитам от них и в достаточно частом, регулярном высказывании пациенту (ребенку) своих интерпретаций его поведения. За 30 лет, прошедших после опубликования "Психоанализа с детьми", игровая техника, по мнению ее автора, М. Клейн, в принципе не изменилась. Она оказала определенное влияние на работу с детьми в сфере образования и других областях. Одним из важных результатов детского психоанализа, основанного на игровой технике, было углубление понимания самых ранних стадий развития, особенно роли фантазий, тревог и защит в эмоциональной жизни маленьких детей. Поскольку в этих процессах обнаруживаются истоки психотических заболеваний взрослых, более глубокие знания и обеспечивающие их достижение игровые техники открыли новое направление в лечении психотических явлений с помощью психоанализа. Познание детской психики на основе применения игровой техники внесло существенный вклад в понимание нормы и отклонений от нее у взрослых 13 Освобождающаятерапия (терапия отреагированием) Д.Леви Игра выступает важной основой в психотерапевтической работе с детьми, поскольку она является естественной для ребенка формой преодоления эмоциональных затруднений. Д. Леви описывает применение игровых методов освобождающей терапии в работе с детьми, страдавшими ночными страхами. В группе из 11 человек было 8 девочек и 3 мальчика в возрасте от 3 до 9 лет. Типичным для этих случаев было определенное событие, которое предшествовало возникновению реакции страха. Задачей терапии стала выработка метода, с помощью которого можно восстановить это событие в детской игре и таким образом дать выход (освобождение — ге1еазе) тревоге, с которой ребенок не может справиться самостоятельно. Почему эти дети не смогли сами преодолеть свою тревогу? Ответ может включать описание ряда факторов: во-первых, интенсивность стимулов, которая обусловливает различия в силе и продолжительности существования страхов. Во-вторых, события, провоцирующие страх, могут суммироваться, если происходят почти одновременно. Третьим фактором является чувствительность ребенка к стимулу (в частности, существуют очевидные возрастные различия, однако специфический прошлый опыт может увеличивать сензитивность ребенка, а следовательно, и интенсивность реакции). Наконец, необходимо принимать во внимание и конституциональные особенности ребенка. Д. Леви описывает случай, когда событие, оказавшееся третьим в цепи травмирующих ребенка ситуаций, привело к возникновению ночных кошмаров у семилетнего мальчика. Разыгрывание различных вариантов этого события на протяжении 4 сессий, происходивших в течение двух месяцев, помогло ребенку освободиться от страхов. В 9 из 11 случаев в практике Д. Леви терапевтический эффект проявлялся на одной из первых трех сессий, в остальных случаях — к 6 и 8 сессии. Общее количество сессий варьировалось в большинстве случаев от 2 до 7, в сложных ситуациях 10 и 15. Критерии отбора случаев. 1. Наличие выраженного симптома, которому предшествовало конкретное 2. Проблемы не должны быть слишком запущенными (если проблема сущест 3. Важно, чтобы ситуация, вызвавшая проблему, была уже в прошлом, а не 14 Основные принципы. Важнейшим принципом освобождающей терапии является отыгрывание, выражение вовне с помощью действия в игре (ас1т§ ош) (см.: Р1ау ТЬегару..., р.95). В случаях, когда ребенок, например, страдает тиком, не требуется восстановления патогенной ситуации, как в случаях с ночными страхами, поскольку сама ситуация тика налицо. Однако бывают случаи, когда тик репрезентирует действие, которое было осуществлено частично или подверглось замещению (см. там же). В освобождающей терапии функция интерпретации терапевтом происходящих событий сведена к минимуму и может вообще отсутствовать, особенно в работе с детьми 2-4 лет. Примеры терапии, в которых отсутствует какая-либо интерпретация, представлены в случаях работы с деструктивным поведением и с тем, что принято называть "плохим поведением" вообще (см. там же). Бывают случаи, когда важной задачей терапии является предоставление ребенку возможности осознать собственную мотивацию, испытать инсайт. Это случаи, когда ребенок страдает не от самих симптомов, а от их следствий (например, неспособность заснуть в течение нескольких часов может служить симптомом тревоги, и здесь терапия освобождения может оказаться полезной. Однако, возможно, это способ контроля ребенка по отношению к родителям. Тогда средством достижения терапевтического инсайта является проигрывание его поведения с помощью кукол). В сложных случаях, когда отношение ребенка к терапевту слишком подозрительное или тревожное, не следует применять освобождающую терапию. Кроме того, в ситуациях, когда у детей встречаются тяжелые формы неврозов, порожденных проблемами, которые нуждаются в психоаналитической проработке, — более эффективной оказывается свободная игра или интерпретативная терапия. Хотя "свободная игра" (в смысле свободного выбора ребенком материалов и способов действия) является частью освобождающей терапии, она характеризуется определенным контролем над ситуацией со стороны терапевта, который может отбирать материал и предлагать определенный сюжет, как, например, в случае соперничества детей в семье, — с целью довести игру до ее драматической кульминации. Это бывает важно даже в простых случаях, предполагающих применение освобождающей терапии, например, когда цель ребенка состоит в том, чтобы много раз подряд устраивать "взрывы" наполненных водой шариков — до тех пор, пока не происходит естественного завершения этого ряда действий. Иногда, наоборот, бывает необходимо быстро остановить игру, если она оказывается чересчур волнительной или же скучной для ребенка. Освобождающая терапия может использоваться в сочетании с другими методами. В инсайт-терапии бывает важно сначала дать выход, освобождение чувствам (например, враждебности), прежде чем ребенок ощутит инсайт по поводу природы собственных отношений с другими людьми. Использование освобождающей терапии бывает эффективным также на определенных этапах психоанализа (для устранения побочных симптомов — тика и т.п.). Работа с переносом. Эта работа касается использования эмоционального отношения ребенка к терапевту, что дает возможность использовать игру в ее терапевтической функции. Терапевт создает безопасную обстановку, в которой ребенок взаимодействует с различным игровым материалом. Средством преодоления детской тревоги явля- 15 ется позиция взрослого, который не просто разрешает, а^воодушевляет ребенка на игровое поведение, способствующее его освобождению. Чаще всего ребенок различными способами атакует терапевта: брызгает водой в его сторону, угрожает или реально нападает. Если это поведение носит повторяющийся характер, можно использовать кукол, чтобы понять, кому в действительности адресована враждебность. Обычно правила поведения в игровой комнате исключают прямые нападения на терапевта. Атаки на терапевта могут означать нападение на взрослого, персонифицирующего родительский мир запретов. Терапевт может интерпретировать поведение ребенка, предложив ему сначала отыграть свою агрессию в игре с семьей кукол. Иногда нападение на терапевта может отражать детскую проекцию самонаказания (см. р.98). Наиболее простые случаи освобождающей терапии требуют участия терапевта в спектакле, разыгрываемом ребенком, лишь в роли владельца реквизита и иногда в роли суфлера. Роль терапевта, однако, может сильно варьироваться и в случае необходимости существенно возрастать. Когда проблема переноса приобретает первостепенное значение, задачи лечения выходят за рамки освобождающей терапии. В случаях, когда ребенок покидает игровую комнату с незначительными остатками тревоги или вообще без нее, обычно он испытьшает симпатию к терапевту. По мере продолжения терапии могут происходить изменения отношений и это является ключом к перемене темпа терапевтического процесса. Интерпретация "требует более искусного применения метода ее вербализации, умения применить его вовремя, зная, готов ли к этому ребенок, и, если готов, то когда" (там же, р.99). Обычно терапия завершается на стадии позитивного переноса. Существуют опасения, что симптомы могут вновь возникнуть, если ребенок не хочет прекращения встреч с терапевтом. Д. Леви утверждает, что опыт работы со многими детьми показал, что это не так. Формы проявления освобождающей терапии. Можно выделить три формы работы, которые происходят в игровой комнате, в процессе освобождающей терапии: 1. Простые способы освобождения: — от агрессивного поведения. (Выражаются в бросании объектов и т.п.). — от инфантильных форм получения удовольствия — сосания воды из дет
2. Освобождение чувств в стандартных ситуациях, например, воспроизводя 3. Освобождение чувств в специфических игровых ситуациях, соз
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.14.208 (0.022 с.) |